Публикации Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО
Автор: Нерсисян Ольга Анатольевна

Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без инновационных технологий. Ребенок нового века совершенно другой! Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит и работа сними должна быть такой же! Поэтому внедрение информационных и инновационных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного мира в целом. Таким образом, возрастающая актуальность и практическая значимость, данного вопроса определили выбор темы работы: «Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО». Объектом работы является социализация детей дошкольного возраста и роль инновационных технологий в формировании новых типов взаимодействия в частности по вопросу безопасности детей. Предметом изучения является процесс интеграции инновационных технологий и «традиционных» средств деятельности в единый непрерывный комплекс нового содержания образовательной и самостоятельной деятельности. В связи с этим целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС. В соответствии с объектом, предметом и целью работы определены следующие задачи: - подготовить подрастающее поколение к жизни в обществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации (закреплять и обобщать знания правил дорожного движения); - повысить компетентность педагогического состава дошкольных учреждений в области инновационных образовательных ресурсов;- сформулировать предварительные принципы и рекомендации, которые помогут педагогам, родителям в планировании перспективных шагов в данном направлении;- сделать интеграцию инновационных технологий более эффективной, интенсивной и производительной, обогащенной и усиленной новыми идеями, партнерами, инструментами. Практическая реализация опыта работы. Для полного эстетического и практического суждения о восприятии и реализации «безопасной дорожной» палитры необходимо:- взять на вооружение новое естественно - научное понимание целостности и самоорганизации человеческого опыта;- возродить традиционные идеи, элементы опыта прошлых лет и наполнить их новой жизнью;- создать основу для плодотворной, творческой деятельности воспитанников;- создать оптимально благоприятные условия для получения информации; - внедрить инновационные технологии как средства эффективного, интерактивного, информационного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Ведь актуальность данной темы лежит на поверхности, обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен. С целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, в своей работе я использую следующие педагогические технологии.ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»(ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)Цель развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Эта технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. В данной технологии я использую метод «мозгового штурма», он состоит в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их. Игры « Да-нет» , «Чего не стало?», «Целое и его части», круги Луллия .ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ Цель - формирование самообразовательных возможностей и саморазвития личности ребенка Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
  • Сюжетно-ролевые игры, Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети  придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос  инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
  • Настольно-Печатные игры .У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают.  Выполняют разные задания:  помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.
  • Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей . Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам и др.
  • Интеллектуально-познавательные игры Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
  • В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
  • ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ(Информационно – коммуникативные технологии)Цель - повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание я уделяю использованию информационно – коммуникативных технологий. Для этого я : 1. Подбираю иллюстративный и дополнительный познавательный материал к образовательной деятельности, развлечениям и для оформления стендов по ПДД. 2. Создаю презентации для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:- виды транспортных средств, их классификация- группы дорожных знаков- участники дорожного движения- загадки по ПДД Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаютсяМУЛЬТИПЛИКАЦИЯ Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.Цель - развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления. В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций. Начинаю вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте. Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано. Осуществление, так называемого перекодирования информации. После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания Детям дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию мнемотаблиц, поэтому лучше начинать с мнемодорожек. В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой, дети легко усваивают мнемотаблицы. При помощи их дети быстрее запоминают дорожные знаки, легко заучивают правила.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯЦель - создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.Достоинства проблемного обучения:
  • Высокая самостоятельность детей;
  • Формирование познавательного интереса и личностной мотивации ребёнка;
  • Развитие мыслительных способностей детей.
  • Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, создается новая проблемная ситуация. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие приемы:– подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения– излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос– побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять фактыЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИЦель – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Что актуально при обучении правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге. В своей работе, по обучению ПДД, я использую следующие формы организации:
  • физкультурные занятия
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
  • физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники
  • Чтобы работа была более эффективной, осуществляю целенаправленное ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ и стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, в работе с родителями использую: Информационно - аналитические формы:
  • опросы,
  • анкетирование
  • Познавательные формы:
  • родительские собрания,
  • круглые столы,
  • консультации,
  • беседы
  • Досуговые формы:
  • конкурсы,
  • викторины,
  • развлечения,
  • досуги по ПДД с участием детей и родителей, инспекторов ГИБДД
  • Наглядно - информационные:
  • оформление буклетов,
  • выпуск газет,
  • фотовыставки,
  • демонстрация видео фрагментов организации занятий.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хочется отметить, что данная работа позволяет увидеть широкую панораму различных аспектов и подходов к творческой интеграции технологий в инновационное обучение детей дошкольного возраста, а также установить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать технологии в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых моментов, видеозаписей и т.д. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии и многие другие, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.