Публикации
Технологии работы с одаренными детьми в условиях средней школы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии работы с одаренными детьми в условиях средней школы
Автор: Фирсова Лариса Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии работы с одаренными детьми в условиях средней школы
Автор: Фирсова Лариса Юрьевна
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Фирсова Л.Ю.
МБОУ СОШ № 1, г. Михайловск Ставропольского края
Инновационные задачи, стоящие перед системой образования в процессе работы с одаренными детьми, имеют особое значение в связи с новейшими достижениями психологии и педагогики. Например, исследования, проведенные в разных странах, показали, что около 20-30% детей могут достигать высокого интеллектуального и творческого уровня развития. Одним из аспектов данного направления является развитие интеллектуально одаренных детей в средней школе.
Итак, кто же такой одаренный ребенок?
Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами [3].
Проще говоря, это ребенок, который выделяется очевидными, яркими (или даже выдающимися) достижениями (либо предпосылками к ним) в какой-либо сфере деятельности.
Таким образом, для работы с такими детьми нельзя пользоваться стандартной образовательной системой, так как она не позволит в полной мере раскрыть весь имеющийся потенциал, а, наоборот, может привести к сведению на нет всей уникальности юного дарования. Однако непосредственно систем организации деятельности одаренных детей существует мало, и в большинстве случаев они представляют собой несколько модифицированные варианты традиционных образовательных технологий с акцентом на интенсификацию учебной деятельности и развитие интеллектуальной составляющей личности. Примером могут служить следующие технологии:
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ:
- проблемно-поисковая технология;
- технология групповой творческой деятельности (или мозговой штурм);
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ:
- коммуникативно-диалоговая технология;
- технология модульного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ [1].
Итак, рассмотрим каждую из них более подробно.
Что касается технологий развивающего обучения, то данное направление сосредотачивает деятельность вокруг творческого развития одаренного школьника (к слову, данная технология может использоваться для лучшего понимания и усвоения материала). Что это подразумевает?
В первом случае (проблемно-поисковая технология) учитель на уроке задает проблемные вопросы, ответы на которые можно найти, логически поразмыслив, – то есть учащиеся, не только воспринимают поток информации и знаний, исходящий от учителя, но и сами пытаются докопаться до сути проблемы. Удовлетворение от самостоятельного поиска правильного решения служит мотивирующим фактором, с психологической точки зрения, для дальнейшего совершенствования ребенка в данной области.
Во втором (технология групповой творческой деятельности) – развивается способность к взаимодействию со сверстниками. Это дает больше потенциальных возможностей, позволяет высказать свое мнение и на основе общего обсуждения прийти к решению поставленной проблемы. Не случайно такой подход активно используется в бизнесе для обсуждения, например, стратегии развития компании на будущее, так как у каждого есть свое видение проблемы и, проанализировав все имеющиеся точки зрения, можно прийти к совершенно уникальному решению, которое в других условиях не могло быть принято. Кроме того, возвращаясь к школе, во время работы в группе у учащихся появится возможность также проявить свои лидерские качества.
Теперь коснемся технологий исследовательского обучения, где мы выделили три основных направления деятельности.
Итак, коммуникативно – диалоговая технология в чем – то схожа с мозговым штурмом, однако здесь происходит контакт не только с группой сверстников, но и с учителем, что позволяет расширить проблемную область. При использовании данной технологии у учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития появляется возможность в результате диалога с учителем и сверстниками не только констатировать свою точку зрения, но и отстаивать ее. Также данный подход дает понять учителю, насколько понятна проблема урока учащимся, на что нужно в первую очередь обратить внимание и соответственно направлять диалог. Также подобное взаимодействие может стать очередной мотивацией одаренного ребенка к более детальному изучению данного предмета, так как в данном случае, учитель относится к ученику как к взрослому человеку, способному высказать и отстоять свою точку зрения.
Что касается технологии модульного обучения, то она позволяет развить у учащихся навыки к самостоятельному решению имеющихся задач. Что это подразумевает. Учитель планирует образовательную деятельность таким образом, чтобы ученик сам приходил к необходимым выводам. Например, на уроке по новой теме дается задание, на которое ученик должен найти ответ самостоятельно, пользуясь учебником, иллюстрационным материалом и т.п. Тем самым развивается самостоятельность и гибкость поиска необходимого решения, а также общая эрудированность детей, так как знания, решения и выводы, к которым они приходят сами логически, лучше запоминаются, так как откладывается сам механизм получения верной информации.
Технология дифференцированного обучения имеет немного другую специфику. Что здесь предполагается? Учитель индивидуально занимается с одаренным ребенком, тем самым обеспечивается лучшая концентрация на деталях и усвоение знаний. Это позволяет сразу выявить те направления по предмету, которые вызывают большие трудности у ребенка и восполнить пробелы. Также при дифференциальном подходе к обучению одаренных детей при подаче материала учитываются индивидуальные психологические особенности каждого ученика, что также ведет к более продуктивному взаимодействию.
Особое значение в образовании одаренных детей играют информационные технологии: наряду с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности. Ни для кого не секрет, что информационные технологии сейчас достаточно динамично развивающаяся сфера. Использование ИКТ в образовательной деятельности сейчас достаточно распространено. Это в полной мере можно отнести и к работе с детьми с высоким уровнем интеллектуального развития. Посредством сети Интернет есть возможность получать самые актуальные и новейшие знания и информацию для обучения. Сегодня абсолютно каждый школьник умеет пользоваться компьютером и выходить в Интернет, так что процесс обучения может стать более интересным и захватывающим.
Существует огромное множество интерактивных программ, позволяющих ученикам творчески относиться к изучению того или иного предмета, кроме того, чем нагляднее представлена информация, тем легче ее усвоить и понять. Так же можно использовать такой подход как создание презентаций к уроку самими учениками вместо обычных докладов и рефератов. В чем смысл: дети сами ищут информацию так же, как и при подготовке доклада, однако при разработке презентации они еще раз обрабатывают полученную информацию, структурируют ее, пытаются иллюстрировать, что ведет к лучшему индивидуальному пониманию темы. Кроме того, можно задействовать и соревновательный компонент, т.е. дети будут пытаться сделать презентацию лучше, чем остальные сверстники: более красочную, понятную, интересную, что приведет наряду с процессом создания проекта к заинтересованности в самой теме.
Также, что касается информационных технологий, то крайне важен элемент интерактивности урока. Что такое интерактивность объяснять не нужно, ведь данное слово итак у всех на слуху, скажем лишь, что подобное взаимодействие путем информационных ресурсов делает подачу информации еще более наглядной. Например, использование интерактивной доски на уроках географии превращает процесс подачи информации в некоторое подобие игры – детям интересно выходить к доске, потыкать в нее, передвигать модули, элементарно писать на ней, так как это что-то новое и необычное, а, как мы знаем, все новое и необычное неизбежно притягивает к себе внимание. Именно такая игровая подача материала может служить серьезной мотивацией к более детальному изучению предмета.
Кроме того, все также на примере географии, использование интерактивных карт вместо обычных статичных бумажных карт, привносит живость в изучение предмета. Ведь, согласитесь, читать в учебнике, например, что среднегодовая температура вод Мирового океана повышается от экватора к полюсам не то же самое, что видеть аналогичную информацию на анимированной карте. Более того информационные технологии позволяют использовать на уроке образовательные видеофрагменты.
Нельзя обойти вниманием и получение дистанционного образования школьниками, как часть информационной технологии образования одаренных детей. Бывают различные жизненные ситуации, и есть определенный процент детей с высокими интеллектуальными способностями, которые не могут посещать школу и соответственно получать знания. В данном случае дистанционное обучение является крайне важным механизмом, благодаря которому у них эта возможность появляется, и они в дальнейшем смогут реализовать себя как личность.
Все вышеперечисленное относится и к обычным школьникам, однако в большей степени заинтересованность выявляется именно у детей с высоким уровнем интеллектуального развития.
Также для более разностороннего развития одаренных детей проводятся конференции как на базе школ, муниципалитетов и субъектов, так и общероссийские и даже международные, где школьникам предоставляется возможность выступить в интересующей их области, а также получить колоссальный опыт взаимодействия. Элементом развития одаренных детей также могут служить кружки различных направлений, творческие лаборатории, компьютерные клубы и т.д. В них делается упор на обучение какому-то определенному направлению, выходящему за рамки обычной школьной программы.
Необходимо также обратить внимание на то, что все приведенные в статье технологии необходимо применять в образовательном процессе в совокупности. Там, где, например, не представляется возможным работа в группах, переходить на дифференцированное обучение и тому подобное. То есть, не смотря на наличие разнообразных подходов к обучению одаренных детей, для каждого нужно формировать свой индивидуальный, сочетающий в себе различные их элементы.
Таким образом, чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходимо учитывать, что одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.
Учитывая все особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка.
Использованная литература:
Анцупова М.А. Общие особенности работы с одаренными детьми в средней школе // статья с Портала педагогики и психологии ПГГПУ г. Пермь
Башева Е.И. Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми // Сборник// Красноярск: ККИПКППРО, 2011. 24 с.
Одаренные дети // статья с портала Википедии
Фирсова Л.Ю.
МБОУ СОШ № 1, г. Михайловск Ставропольского края
Инновационные задачи, стоящие перед системой образования в процессе работы с одаренными детьми, имеют особое значение в связи с новейшими достижениями психологии и педагогики. Например, исследования, проведенные в разных странах, показали, что около 20-30% детей могут достигать высокого интеллектуального и творческого уровня развития. Одним из аспектов данного направления является развитие интеллектуально одаренных детей в средней школе.
Итак, кто же такой одаренный ребенок?
Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами [3].
Проще говоря, это ребенок, который выделяется очевидными, яркими (или даже выдающимися) достижениями (либо предпосылками к ним) в какой-либо сфере деятельности.
Таким образом, для работы с такими детьми нельзя пользоваться стандартной образовательной системой, так как она не позволит в полной мере раскрыть весь имеющийся потенциал, а, наоборот, может привести к сведению на нет всей уникальности юного дарования. Однако непосредственно систем организации деятельности одаренных детей существует мало, и в большинстве случаев они представляют собой несколько модифицированные варианты традиционных образовательных технологий с акцентом на интенсификацию учебной деятельности и развитие интеллектуальной составляющей личности. Примером могут служить следующие технологии:
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ:
- проблемно-поисковая технология;
- технология групповой творческой деятельности (или мозговой штурм);
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ:
- коммуникативно-диалоговая технология;
- технология модульного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ [1].
Итак, рассмотрим каждую из них более подробно.
Что касается технологий развивающего обучения, то данное направление сосредотачивает деятельность вокруг творческого развития одаренного школьника (к слову, данная технология может использоваться для лучшего понимания и усвоения материала). Что это подразумевает?
В первом случае (проблемно-поисковая технология) учитель на уроке задает проблемные вопросы, ответы на которые можно найти, логически поразмыслив, – то есть учащиеся, не только воспринимают поток информации и знаний, исходящий от учителя, но и сами пытаются докопаться до сути проблемы. Удовлетворение от самостоятельного поиска правильного решения служит мотивирующим фактором, с психологической точки зрения, для дальнейшего совершенствования ребенка в данной области.
Во втором (технология групповой творческой деятельности) – развивается способность к взаимодействию со сверстниками. Это дает больше потенциальных возможностей, позволяет высказать свое мнение и на основе общего обсуждения прийти к решению поставленной проблемы. Не случайно такой подход активно используется в бизнесе для обсуждения, например, стратегии развития компании на будущее, так как у каждого есть свое видение проблемы и, проанализировав все имеющиеся точки зрения, можно прийти к совершенно уникальному решению, которое в других условиях не могло быть принято. Кроме того, возвращаясь к школе, во время работы в группе у учащихся появится возможность также проявить свои лидерские качества.
Теперь коснемся технологий исследовательского обучения, где мы выделили три основных направления деятельности.
Итак, коммуникативно – диалоговая технология в чем – то схожа с мозговым штурмом, однако здесь происходит контакт не только с группой сверстников, но и с учителем, что позволяет расширить проблемную область. При использовании данной технологии у учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития появляется возможность в результате диалога с учителем и сверстниками не только констатировать свою точку зрения, но и отстаивать ее. Также данный подход дает понять учителю, насколько понятна проблема урока учащимся, на что нужно в первую очередь обратить внимание и соответственно направлять диалог. Также подобное взаимодействие может стать очередной мотивацией одаренного ребенка к более детальному изучению данного предмета, так как в данном случае, учитель относится к ученику как к взрослому человеку, способному высказать и отстоять свою точку зрения.
Что касается технологии модульного обучения, то она позволяет развить у учащихся навыки к самостоятельному решению имеющихся задач. Что это подразумевает. Учитель планирует образовательную деятельность таким образом, чтобы ученик сам приходил к необходимым выводам. Например, на уроке по новой теме дается задание, на которое ученик должен найти ответ самостоятельно, пользуясь учебником, иллюстрационным материалом и т.п. Тем самым развивается самостоятельность и гибкость поиска необходимого решения, а также общая эрудированность детей, так как знания, решения и выводы, к которым они приходят сами логически, лучше запоминаются, так как откладывается сам механизм получения верной информации.
Технология дифференцированного обучения имеет немного другую специфику. Что здесь предполагается? Учитель индивидуально занимается с одаренным ребенком, тем самым обеспечивается лучшая концентрация на деталях и усвоение знаний. Это позволяет сразу выявить те направления по предмету, которые вызывают большие трудности у ребенка и восполнить пробелы. Также при дифференциальном подходе к обучению одаренных детей при подаче материала учитываются индивидуальные психологические особенности каждого ученика, что также ведет к более продуктивному взаимодействию.
Особое значение в образовании одаренных детей играют информационные технологии: наряду с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности. Ни для кого не секрет, что информационные технологии сейчас достаточно динамично развивающаяся сфера. Использование ИКТ в образовательной деятельности сейчас достаточно распространено. Это в полной мере можно отнести и к работе с детьми с высоким уровнем интеллектуального развития. Посредством сети Интернет есть возможность получать самые актуальные и новейшие знания и информацию для обучения. Сегодня абсолютно каждый школьник умеет пользоваться компьютером и выходить в Интернет, так что процесс обучения может стать более интересным и захватывающим.
Существует огромное множество интерактивных программ, позволяющих ученикам творчески относиться к изучению того или иного предмета, кроме того, чем нагляднее представлена информация, тем легче ее усвоить и понять. Так же можно использовать такой подход как создание презентаций к уроку самими учениками вместо обычных докладов и рефератов. В чем смысл: дети сами ищут информацию так же, как и при подготовке доклада, однако при разработке презентации они еще раз обрабатывают полученную информацию, структурируют ее, пытаются иллюстрировать, что ведет к лучшему индивидуальному пониманию темы. Кроме того, можно задействовать и соревновательный компонент, т.е. дети будут пытаться сделать презентацию лучше, чем остальные сверстники: более красочную, понятную, интересную, что приведет наряду с процессом создания проекта к заинтересованности в самой теме.
Также, что касается информационных технологий, то крайне важен элемент интерактивности урока. Что такое интерактивность объяснять не нужно, ведь данное слово итак у всех на слуху, скажем лишь, что подобное взаимодействие путем информационных ресурсов делает подачу информации еще более наглядной. Например, использование интерактивной доски на уроках географии превращает процесс подачи информации в некоторое подобие игры – детям интересно выходить к доске, потыкать в нее, передвигать модули, элементарно писать на ней, так как это что-то новое и необычное, а, как мы знаем, все новое и необычное неизбежно притягивает к себе внимание. Именно такая игровая подача материала может служить серьезной мотивацией к более детальному изучению предмета.
Кроме того, все также на примере географии, использование интерактивных карт вместо обычных статичных бумажных карт, привносит живость в изучение предмета. Ведь, согласитесь, читать в учебнике, например, что среднегодовая температура вод Мирового океана повышается от экватора к полюсам не то же самое, что видеть аналогичную информацию на анимированной карте. Более того информационные технологии позволяют использовать на уроке образовательные видеофрагменты.
Нельзя обойти вниманием и получение дистанционного образования школьниками, как часть информационной технологии образования одаренных детей. Бывают различные жизненные ситуации, и есть определенный процент детей с высокими интеллектуальными способностями, которые не могут посещать школу и соответственно получать знания. В данном случае дистанционное обучение является крайне важным механизмом, благодаря которому у них эта возможность появляется, и они в дальнейшем смогут реализовать себя как личность.
Все вышеперечисленное относится и к обычным школьникам, однако в большей степени заинтересованность выявляется именно у детей с высоким уровнем интеллектуального развития.
Также для более разностороннего развития одаренных детей проводятся конференции как на базе школ, муниципалитетов и субъектов, так и общероссийские и даже международные, где школьникам предоставляется возможность выступить в интересующей их области, а также получить колоссальный опыт взаимодействия. Элементом развития одаренных детей также могут служить кружки различных направлений, творческие лаборатории, компьютерные клубы и т.д. В них делается упор на обучение какому-то определенному направлению, выходящему за рамки обычной школьной программы.
Необходимо также обратить внимание на то, что все приведенные в статье технологии необходимо применять в образовательном процессе в совокупности. Там, где, например, не представляется возможным работа в группах, переходить на дифференцированное обучение и тому подобное. То есть, не смотря на наличие разнообразных подходов к обучению одаренных детей, для каждого нужно формировать свой индивидуальный, сочетающий в себе различные их элементы.
Таким образом, чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходимо учитывать, что одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.
Учитывая все особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка.
Использованная литература:
Анцупова М.А. Общие особенности работы с одаренными детьми в средней школе // статья с Портала педагогики и психологии ПГГПУ г. Пермь
Башева Е.И. Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми // Сборник// Красноярск: ККИПКППРО, 2011. 24 с.
Одаренные дети // статья с портала Википедии