Публикации Правовая дисциплина

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правовая дисциплина
Автор: Трушкова Татьяна Васильевна

Государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Краснобаковский детский дом
мини - эссе
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
подготовила:
Татьяна Васильевна Трушкова
воспитатель
р.п. Красные Баки
2020 год
Неотъемлемым условием правового государства и гражданского общества является наличие нравственной и правовой культуры.
Наше общество строит открытое демократическое правовое государство, которое призвано обеспечить примат закона и гарантировать права, свободы, равенство граждан. В тоже время современное состояние общества характеризуется и негативными тенденциями: приходитьсяконстатироватьразмытость и устранение из жизни общественно-значимыхличностныхнорм и ценностей, что приводит к росту правонарушений, проявлений девиантного поведения, суицидов, появлению элементов асоциального поведенияподрастающегопоколения.
Данная проблема особенно актуальна в нашем учреждении, поскольку в детский дом поступают социально и педагогически запушенные дети, и, несмотря на возрастные категории, ребята не имеют элементарных представлений о правилах и обязанностях проживания в обществе. Часто нарушают правила поведения, проживания, взаимоотношений в коллективе и многое другое.
Одним из направлений деятельности, как правительства, нашего учреждения, так и моего лично является борьба с раскачиваниемценностныхоснований общества, нарушениями прав человека, создание условий для развития правового сознания граждан, накопления ими опыта правового поведения.
Моя задача правового воспитания в детском доме, заключаются в том, чтобы довести до сознания воспитанников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.
Цели, которые я поставила перед собой и своими воспитанниками звучат так:
-культура правового мышления, которая проявляется в знании норм права, умении пользоваться правовыми знаниями и умении применять их на практике;
-культура правового сознания - понимание природы общественно-правовых явлений и осознание необходимости права как регулятора общественных отношений;
-культура правового поведения- осознанное совершение поступков в соответствии с усвоенными правовыми нормами.
Суть правового воспитания в нашем детском доме заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного отношения к ним.
На начальных этапах своей жизни "ребенокприобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующийобщечеловеческимдуховным ценностям. Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточиеобщечеловеческихценностей и средств жизнедеятельности. К большому сожалению, у наших воспитанников такой базис практически полностью отсутствует. Те основы, которые прививаются в семье, в силу аморального и негативного образа родителей, у детей утеряны. Поэтому приходится изначально прививать и учить детей тому, чему должны и обязаны были научить родители.
В соответствии с целями и задачами работы по формированию основ правовой культуры становления личности воспитанников, в своей работе я использую следующие методы:
1. Любая совместная деятельность, где необходимо согласовывать свою деятельность с действиями других детей. Каждый вид детской деятельности и, прежде всегоигра, формирует у детей умения подчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.
2. Социокультурная атмосфера - это та культурная и социальная среда, которая окружает ребенка. Социокультурная среда вбирает в себя:
- учреждения культуры:
- учреждения социального назначения:
- административные учреждения.
Мною разработан портрет "социального окружения" нашего рабочего поселка, в котором я выделила следующие блоки:
-архитектурные, монументальные достопримечательности поселка (архитектурные ансамбли, памятники, здания), такие учреждения, которые являются своеобразной визитной карточкой р.п. и делают его уникальным и неповторимым;
-историко-культурные даты (государственные и поселковые праздники, торжественные события, юбилеи);
-социальные и просветительские учреждения;
-центральные и прилегающие кучреждению улицы (краткая история их названия).
Социокультурная среда поселка содействует обогащению восприимчивой детской души впечатлениями, развитию и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширениюкругозора, позволяет ребенку соотнести себя с окружающим миром,знакомитс элементарными правами человека, помогает накапливать начальныйнравственно- правовой опыт.
3. Художественные средства.
-дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им народные сказки, былины, с удовольствием принимают участие в народных обрядах и праздниках, заинтересованно рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, с удивлением и душевным трепетом открывают неведомый им мир их предков. В эту группу входят следующие средства:
-художественная литература и фольклор;
-изобразительноеискусство;
-музыка, различного рода мероприятия.
4. Средства массовой информации (СМИ). К компонентам этой группы относятся - телевидение, радио, периодические издания (газеты, журналы).
Ценность этой группы средств заключается в предоставлениивоспитаннику детского домавозможности самостоятельно получать и "добывать" информацию из различных источников, перерабатывать ее и использовать вобщениис детьми и взрослыми. СМИ имеют возможностьприобщатьдетей к правам и свободам человека, демонстрировать реальную правовую культуру общества и личности,ценностныемодели поведения.
Но, увы, приходитьсяконстатировать, что в настоящее время СМИ оказывают и негативное воздействие на формирование правовой культуры личности. Однакограмотноорганизованный педагогический подход позволяет предотвратить последствия полученнойребенкомнегативной информации.
Формирование основ правовой культуры наших воспитанников я направляю на знакомствос основными правами и свободами человека,осознаниесмысла правовых понятий и освоениенавыковзаконопослушного поведения. В целом весь коллектив сотрудников ГКОУ Краснобаковского детского дома, характер их взаимоотношений и совместных действий в педагогической, административной, хозяйственной сфере являлись предпосылкой развития основ правосознания наших воспитанников. В связи с этим важнейшим условием формирования правовой культуры детей выступаетпредметно- пространственная среда, любовь к детям, огромное терпение и труд. Можно выделить два аспекта действия "средового" фактора.
Первый аспект - это обеспечение открытого характера деятельности ГКОУ, а именно - возможность контактов учреждения свне образовательныхструктур поселка. Неоднократно представители социальных, культурных,спортивных, общественных организаций приглашались на занятия идосуговыемероприятия в детском доме.Общениес ними способствовало накоплению и обогащению детского опыта. Ребята имели возможность в условиях учреждения наблюдать и закреплять простейшие нормы нравственно-правовых отношений, установленные в обществе.
В процессе своей работы особое внимание уделялось тому, что быучреждение было открытым не только для взрослых, нодетскийколлектив мог чаще иметь возможность бывать в различных социокультурных учреждениях поселка. Сближение детского коллектива с взрослыми сообществами в естественных условиях (прогулки и экскурсиипо улицам поселка, посещение музеев, учреждений социального назначения) позволяло успешно считывать модели общественного устройства, нравственно-правового поведения граждан в обществе, вырабатыватьнавыкисоциального поведения и уважительного отношения к окружающим. Непосредственное общение детей и взрослых обеспечивало успешную коррекцию нравственно - правовых представлений воспитанников. Особое внимание уделялось духовному воспитанию.
Вторым аспектом действия "средового" фактора, которому уделялось внимание в процессе формирующего воспитания, стала организация предметно-пространственной среды гражданско-правовой направленности. Назначение среды гражданско-правовой направленности в учреждении заключается в трансляции детям не только определенных нравственно - правовых сведений, но и в предоставлении им возможности закрепить навыки правовой культуры.
Регулярно в детском доме проводятся недели правовых знаний, различного рода мероприятия, встречи с интересными людьми и т.д. по темам:
1.Юридический язык, юридическая терминология.
2.Формы правовых актов - законов, указов ит.д.
3.Принципы и порядок осуществления прав: разделение властей, законодательный процесс, судопроизводство и т.д.
4.Определенные навыки и умения совершать различные юридические действия.
В процессе проведенной работы, ребята научились:
1.Читать и понимать правовые акты.
2.Правильно формировать свои требования.
3.Знают, в какой орган надо обращаться по тому или иному вопросу.
4.Знают, что все спорные вопросы, если их невозможно разрешить полюбовно, должны разрешаться в суде или иными установленными законом способами.
Осмысленное отношение к действиям, направленным на соблюдение, исполнение, применение норм права и закона, можно определить, как правосознание. И нашим детям это внушается каждый день.
Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих.
Создание правового пространства в детском доме предполагает:
а)совершенствование нормативно-правовой базы в целях обеспечения реализации прав и обязанностей воспитанников;
б)привлечение всех участников образовательного процесса к созданию, совершенствованию и побуждению к исполнению правовых норм в учреждении;
в)создание возможностей для реального участия членов детского коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений по вопросам, затрагивающим их интересы.
г)создание системы информирования воспитанников по актуальным вопросам жизни и, прежде всего, по тем, которые непосредственно затрагивают их интересы, что является обязательным условием вовлечения их в принятие соответствующих управленческих решений, реализации их прав и обязанностей.
д)разработка и реализация воспитанниками инновационных социальных проектов, получения ими позитивного опыта коллективного решения реальных социальных проблем в детском доме и сообществе.
е)обеспечение реальной безопасности участников процесса и недопущение правового “беспредела” в учреждении.
Проведенные нами опросы в рамках исследования проблем толерантности и предотвращения насилия в школе, в детском доме и обществе показали, что 98 % воспитанников выступят против дискриминационных, унизительных действий и высказываний. 96% уверены, что коллектив нашего детского дома охотно понимает и принимает воспитанников. На вопрос “обеспечена ли воспитанникам безопасность и личная неприкосновенность” 100% ответили утвердительно.
Как это не больно и трудно признать, в силу трудного детства, невыполнения родителями родительских обязанностей, некоторые подростки, живущие в детском доме, являются детьми группы риска, они склонны к совершению правонарушений. Им всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Их правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права.
Поэтому, ради сохранения дальнейшей жизни, и ценностей хотя бы одного ребенка данной категории я буду усиленно вести работу по правовому воспитанию, которое является основным и приоритетным в моей работе.
HYPER13PAGE HYPER15
7