Публикации Воспитатель - моя профессия.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитатель - моя профессия.
Автор: Трушкова Татьяна Васильевна

Государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Краснобаковский детский дом
мини - эссе
ПРОФЕССИЯ ВОСПИТАТЕЛЬ
подготовила:
воспитатель семьи Солнечная Татьяна Васильевна Трушкова
р.п. Красные Баки
2020 год
Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно?
На слух кажется такое простое, но, сколько смысла, вложено в него!
Более двадцати четырех лет я проработала в учреждениях интернатного типа - и очень горжусь своим выбором, своей профессией.
Лучшим качеством педагога,я считаю, исполнительность и заинтересованность в деле. Профессиональный портрет педагога - это его дела. Педагог должен постоянно работать над собой, только когда он будет пользоваться авторитетом среди коллег, только тогда к нему потянутся дети. Работая воспитателем в детском доме, я стараюсь благоприятно способствовать позитивному развитию личности, так как контингент детских домов в значительной мере составляют дети, в чем-то действительно ущербные, так как с раннего детства находились в неблагоприятных условиях. Стремлюсь к созданию благоприятного социально-психологического микроклимата. Учу детей всему тому, что знаю и умею сама. Я уверена в том, что моя профессия - воспитатель, самая важная и нужная из всех других. Возможно, в скором будущем не будет детских домов - вместо этого создадут центры помощи семьям оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, центры развития и воспитания детей, но профессия воспитатель - всегда будет востребована и ни один робот, ни один компьютер не заменит, не сможет заменить роскошь, эту роскошь - человеческого общения.
Существует очень распространенное мнением о том, что воспитатели детских домов занимаются только бытовыми вопросами, на самом деле наша работа очень похожа на работу врача. Не навреди! Помоги ребенку!. Воспитатель в детском доме - это самый главный человек, потому что именно от него зависит все, что происходит в группе или с каждым ребенком в отдельности.
Бывает очень больно и обидно слышать, когда в СМИ негативно показывают образ воспитателя, особенно воспитателя детского дома, сформированный скандальными публикациями и прочей "чернухой". А ведь в детских домах работает много замечательных профессионалов и просто хороших людей. Вспоминают о них нечасто, платят им немного, даже цветы на первое сентября или 8-ое марта им получить не от кого.
Если, к примеру, в незнакомой компании, на вопрос: Кем вы работаете? " Человек отвечает: Воспитателем в детском доме. Какая будет реакция? Одни искренне удивляются, другие открыто сочувствуют. Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях. Это, наверное, и не работа, а стиль, образ жизни, совершенно другой взгляд на привычные вещи, ситуации, другое мышление. Нам, воспитателям детских домов приходится нести ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но и за их раненые души.
За короткую жизнь они уже испытали и предательство, и равнодушие самых близких людей, т. к. наши воспитанники, в основном, - социальные сироты.
Получая педагогическое образование (воспитатель дошкольных учреждений), я даже не предполагала, что придется работать в условиях детского дома с детьми - сиротами, детьми лишенными родительской опеки, заботы, ласки и внимания.
Когда- то, в детстве, я была уверенна, что никогда не буду работать с детьми. Моя мамочка всю жизнь проработала учителем начальных классов, я видела эти постоянные горы тетрадей, усталость в глазах мамы, ощущала нехватку времени для общения со мной. С другой стороны, я видела любовь к маме ее учеников, благодарность родителей, ее достижения, видно эта чаща весов перевесила все остальное, и я тоже стала педагогом, чем горжусь несказанно. Сказать, что работа - это каждодневный праздник - трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться, обнять и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать. Для меня воспитатель - это жизнь, моя философия. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем. Среди наших воспитанников, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Глядя в глаза этим ребятам, видишь, как рано они узнали страдание и горе: пьяных, жестоких и равнодушных родителей, голод, нищету, предательство и т. д.
Чтобы решить эти проблемы, помочь ребенку, необходимо обладать не только желанием, но и знаниями и умениями.
Чем раньше будет уделено внимание ребенку, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Я хорошо понимаю эти проблемы, так как проработала восемь лет специалистом по социальной работе в приюте с родителями детей данной категории.
Сколько труда, сил, нервов, боли, горечи и других негативных эмоций ты испытываешь от регулярного общения с нерадивыми родителями, как испытываешь чувство того, что ты бьешься в закрытые двери любым способом, а тебе никак не открывают… Постоянная борьба, борьба… А итог? Лишение родительских прав. Помещение детей в детский дом. А у тебя в душе горечь, непонимание родителей, и страшная боль за детей. Да разве сравнится моя боль, с болью тех невинных душ, которых так предали?
Видно все в этом мире соизмеримо, и вот уже почти десять лет я работаю в детском доме.
А теперь представьте себе, какого труда стоит воспитателю, отогреть эти детские сердца и души, постараться решить хотя бы малую часть данных проблем, добиться того чтобы детки поверили, что есть другая жизнь, и отношения, научить уважать других, повысить самооценку и еще многое другое, что в цивилизованном обществе считается правилом и нормой…Трудно представить? А можете представить себе, когда из за забитых, израненных сердец в ваш адрес звучит слово мама, или бабушка. Когда тебе рассказывают о самом сокровенном, а значит, тебе доверяют. А те признания в любви, написанные нечетким почерком, с ошибками, порой неразборчиво, но с такой теплотой и преданностью, разве это несчастье… БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?
Конечно, воспитатель в детском доме и не мама, и не учительница, а близкий человек, почти родственник, которому можно довериться. Каждому педагогу на собственном опыте приходится находить свой оптимальный уровень близости. То, что дистанция необходимо, понимают все.
Случайные люди здесь просто не задерживаются надолго, остаются только те самые. Не каждый сможет вкладывать свою душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей.
Конечно, приходится ежедневно решать мелкие и крупные бытовые проблемы, с которыми сталкиваются все родители: вовремя накормить, переодеть, переобуть, позаниматься, поиграть, научить элементарным правилам поведения в обществе, помочь сделать уроки, решить множество бытовых проблем, что собственно не так уж и сложно. Гораздо труднее каждому уделить должное количество времени, и не когда ты свободна, а тогда, когда этого требует ребенок, достучаться до озлобленных душ, научить всему тому, что знаешь и умеешь ты.
Многодетной считается мама, имеющая троих и более детей, потому что это ежедневный, колоссальный труд, а у нас в семье 10 детей, в летний период еще больше, очень разных по характеру и темпераменту. И только от воспитателя зависит, каким вырастет человек, что будет заложено в его душу. Ведь в каждом ребенке нужно разглядеть личность, подобрать к ней ключик. Не забывайте хвалить ребенка пусть за самые малые достижения. Необходимо помнить всегда, что вы работаете здесь ненапрасное, только вы своим примером можете научить ваших девчонок и мальчишек как вести себя дальше, сделать так чтобы ваш пример был в приоритете перед примером кровных родителей.
Я - счастливый человек!Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми!
Я - любящий человек!А это во много раз чудесней, чем быть любимой. У меня прекрасная миссия - дарить свою Любовь детям!
Я - созидатель!Не зря ведь детей называют цветами жизни, а воспитателей - садовницами. Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения.
Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.
Я - Воспитатель!!!Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА!
Никто не отрицает трудность нашей работы, но как нас радуют успехи наших воспитанников. Как собственную награду мы считаем достижения наших детей. Особенно нас радуют желания детей учиться, чем-то заниматься, делать что-то хорошее, поступать по-честному, достойно.
Очень приятно слышать добрые отзывы о наших детях со стороны. Не раз нам с удивлением говорили, что наши дети не похожи на детдомовских, что они такие же, как все: чистые, ухоженные, умеющие себя вести в обществе; ничем не отличаются от домашних. Конечно, не обходится и без проблем. Но больно и обидно, когда взрослые люди сами провоцируют детей, либо просто равнодушно относятся к ним. Ааа детдомовский - и этим все сказано. А это не так, каждый из них человек и личность, с такой обидой и горечью в душе, которая подчас и взрослому непонятна и непреодолима.
Моё педагогическое кредо:
Немало можно добиться строгостью, но больше всего знанием дела, любовью, и справедливостью, невзирая на то, кто перед тобой.
Детей надо видеть, понимать, принимать такими, какие они есть, чтобы помочь им создать условия для саморазвивающейся личности. Главное в моей профессии - это любовь к детям. Если мы всегда будем любить их, несмотря ни на что, то мы сможем создать все возможные условия для раскрытия потенциальных возможностей наших воспитанников. Дети отражают любовь: если они получают её, они её возвращают.
Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно.
Я считаю, что можно предложить некую технологию отношений, которая, на мой взгляд, заключается в следующем:
1. Прежде всего, необходимо понять, что они - дети, и поэтому ведут себя как дети.2. Принимать ребенка нужно таким, каков он есть на самом деле, со всеми его плюсами и минусами.3. Необходимо более полно узнать ребенка.4. Нужно найти позитивное в ребенке, дать ему почувствовать Ваше уважение к нему.
Управлять детьми через любовь намного сложнее, чем просто построить их и вынудить кнутом или пряником выполнить поставленные перед ними на сегодня задачи. Любовь к детям детского дома это не сюсюкание и не лобызание, это обоюдный труд, помогающий детям получать те навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни. Смотришь на наших воспитанников и удивляешься, какие они поступают и какими они становятся! Ребята постоянно принимают участие в праздничных мероприятиях, различного рода конкурсах, театрализованных представлениях, получая грамоты и благодарности. А уж в спортивных достижениях нашим мальчишкам нет равных. Многократно наши ребята принимали участие в районных и областных конкурсах рисунков и поделок, также получая призовые места, дипломы лауреатов. А не это ли благодарность нам педагогам. Не это ли наш труд, достижения, радость и цель в жизни? Воспитатель в детском доме: друг, наставник, альтруист, педагог, человек заменяющий родителей, мама, первый учитель. Кто же он на самом деле?
Для начала Воспитатель - это, прежде всего, просто человек,
Любовь к детям - вот его дорога и не свернёт он с неё вовек!
Воспитатель - человек от Бога, всё уже заложено в нём:
Доброта, чистота, вера в каждого и ещё забота обо всём!