Публикации Управление современным образованием в условиях ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Управление современным образованием в условиях ФГОС
Автор: Сагитова Ляйсан Альфировна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»ЦЕНТР СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИИДополнительная программа профессиональной переподготовки«ЛОГОПЕДИЯ»ПРОЕКТНАЯ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАСАГИТОВА ЛЯЙСАН АЛЬФИРОВНАТема: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С ОНР ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯРуководитель программыдоктор педагогических наук, профессорАслаева Рахима ГильметдиновнаУФА 2020-2021 учебный годОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕУровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.Цель работы: определить основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи во внеурочное время.Задачи работы:1. Изучить состояние проблемы развития мелкой моторики при нормальном и нарушенном онтогенезе.2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук и речи у детей с общим недоразвитием речи.3. Определить основные направления по развитию и совершенствованию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи.Объект изучения: мелкая моторика рук детей с общим недоразвитием речи.Предмет изучения: процесс развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи.Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение анамнестических данных ребенка, беседа, наблюдение, эксперимент, качественно-количественный анализ результатов исследования.База исследования: детское образовательное учреждение.Структура работы: введение, четыре параграфа, заключение, библиография, приложение.ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У НОРМЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПроблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. "Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями".В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых.Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс (0-1 месяца) - это рефлекторное движение, которое активизируется с помощью осязания. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.Хватательный рефлекс начинает угасать в 3-4 месяца и появляется локтево-ладонная хватка. Новорожденный хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит движение и другой руки. Иногда, когда малыш хватает что-нибудь, он держит этот предмет боком (вкось).В 5-6 месяцев видна радиально-ладонная хватка: держит предмет всей ладонью руки и сгибает пальцы вокруг него. Может держать достаточно большие предметы обеими руками и отпускать их; перекладывать игрушку из одной руки в другую.Хватка с помощью пальцев происходит в 8-9 месяцев: держит предметы четырьмя или пятью пальцами. Ребенок с удовольствием играет в игры типа «Дай-возьми», может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о друга, берет предметы пальцами.В 11-12 месяцев наблюдается щипающая хватка: держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить мелкие всевозможные предметы, лежащие на полу; хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.В 1, 5 года ребенок самостоятельно строит «башню» из трех кубиков; держит ложку, ухватив ее поперек ручки; в состоянии самостоятельно есть, но много проливает.Когда ребенку исполняется 2 года, он держит ручку или ложку перекрестной хваткой (хватка крест-накрест), строит «башню» из шести кубиков, бросает мяч в определенном направлении.В 3 года ребенок наливает воду в кружку, строит «башню» из восьми кубиков, держит карандаш высоко «перекрестной» хваткой.Между 3 и 4 годами наблюдается хватка щетки. Она также называется верхней хваткой пальцами, так как теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет.В 4 года ребенок начинает совершать движения кистью и пальцами. Он ловит большой и маленький мяч, образуя руками «чашечку»; способен резать по линии, наливать воду в кружку одной рукой; часто знает, какая рука доминирует.Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами». Ребенок самостоятельно может резать хлеб и намазывать масло; бьет в стенку большим мячом, подбрасывает в воздух и ловит его; вырезает фигуры.В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме.Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами. Бумагу и ткань можно мять, резать ножницами с определенной целью – получить конкретную форму, используя разные приемы резания (по диагонали, полосками, по прямой, под утлом, по кругу, зигзагом, секторами и сегментами). Работы можно использовать в игре. Такие игры будут более интересны, если к ним подключится взрослый.Выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступит к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву. Он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду с стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективном научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашкина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позицией системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от строения компонентов речевой системы.Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным физическим слухом. Такое системное нарушение получило название "общее недоразвитие речи" (ОНР).Доказано, что общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии по клинико-педагогической классификации: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.Клинические виды ОНР разнообразны. В классификации Е. М. Мастюковой выделяются три группы детей с ОНР.Первая группа — неосложненный вариант ОНР. У детей с этим вариантом ОНР имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений. Это неосложненный вариант общего недоразвития речи. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет чётких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи.Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с нерезко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант общего недоразвития речи церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только при задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. По мнению Е.М. Мастюковой, среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие.1. Гипертензионно-гидроцефалъный синдром — синдром повышенного внутричерепного давления, при котором имеют место увеличение размеров головы, выступающие лобные бугры, расширение венозной сети в области висков. Гипертензионно-гидроцефальный синдром проявляется, прежде всего в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей, а также в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.2. Церебрастенический синдром проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания, памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.3. Синдромы двигательных расстройств характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими геми- и монопарезами, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии.Исследование высших психических функций этих детей позволяет выявить локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса, что подтверждается данными нейропсихологического и электро-энцефалографического обследования. Так, специфические затруднения в копировании геометрических фигур в рисовании могут указывать на несформированность зрительно-пространственного гнозиса. Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведений даже простых ритмов оказываются невозможными. Для многих из них характерны нарушения общего игрального праксиса. Указанные нарушения обычно сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия.У детей третей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается в основном как моторная алалия. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и форм устной и письменной речи.В дошкольном возрасте при моторной алалии встречаются выраженные трудности в формировании новых образов слов: владея достаточным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в образовании слов. Эта особенность определила название данного дефекта речи на основе предположения, что в его основе лежит недостаточность моторного звена речевой системы, в частности речевого праксиса. Однако дальнейшие исследования показали, что у детей с моторной алалией обычно имеются достаточные артикулярные (моторные) возможности: все так называемые неречевые артикуляции им доступны, более того, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все звуки изолированно и в слогах. Но отличительной особенностью детей с моторной алалией является то, что они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов. Поэтому характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов. Имея довольно большой пассивный словарь, дети затрудняются в назывании предметов, картинок и даже в повторении за логопедом отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры.Степень овладения ребенком речью при моторной алалии зависит от тяжести дефекта. На первом-втором уровнях речевого развития характерно отсутствие предиката, использование интонационных и мимических средств общения. В процессе развития имеют место выраженный дефицит языковых средств; затруднения в актуализации слов; разнообразные виды аграмматизмов; пропуски предикатов, предлогов, местоимений, нарушения порядка слов в предложениях, неправильное употребление падежных окончаний существительных, замена косвенной формы существительных и прилагательных нулевой формы. Таким образом, для детей с моторной алалией характерны специфические особенности в усвоении ими родного языка. Данные клинического и электроэнцефалографического исследований этих детей свидетельствуют о наличии у них не только локальных корковых нарушений, но и о поражении глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор, подкорковые ганглии, гипоталамические образования и др.) При электроэнцефалографическом обследовании в большинстве случаев отмечено преобладание дисфункции срединных структур мозга. Вероятно, при моторной алалии может иметь место поражение не только корковых речевых зон, но и подкорковых структур.Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с ОНР, общим для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.В настоящее время прочно утвердилось мнение, что вариативность общего недоразвития речи определяется тремя уровнями. Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей, у которых признаки речевого недоразвития оказываются стерты, внешне мало заметны и не всегда диагностируются специалистами. Её исследованиями было показано, что такие дети испытывают значительные трудности при обучении грамоте в общеобразовательной школе и являются неуспевающими по ряду учебных дисциплин.Дети с четвертым уровнем речевого развития владеют развернутой фразовой речью, достаточно коммуникабельны, охотно отвечают на вопросы, сами задают их окружающим. Они используют в речевой практике все части речи; грамматическое и фонетическое оформление высказываний близко к нормативным требованиям. Как отмечает Т.Б. Филичева, создающееся, на первый взгляд впечатление о вполне благополучной речи, является обманчивым. Имеющиеся у детей трудности не всегда бросаются в глаза, так как в большинстве случаев в речевом общении дети умышленно заменяют одни слова другими, избегая сложных для них звукосочетаний и грамматических конструкций.Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности.Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи.Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится на высоком уровне.ГЛАВА III. ИССЛЕДВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ОБЩТИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИДля дифференциации степени развития мелкой моторики и координации движений необходим комплекс диагностических методов (качественно-ориентированные методики, проективные методики). Вопрос о построении психологического исследования является исключительно важным, поскольку, как отмечают И.И. Иванова и В.Г. Асеев, ни в одной научной отрасли результаты конкретной исследовательской работы не зависят в такой степени от исходных методологических позиций и используемых методических приемов, как психологической, поскольку она имеет дело с объектом одновременно и идеальным, и материальным. В.И. Лубовский рассматривает достоинства и недостатки психологической диагностики в области дефектологии в трех планах: теоретическом, методическом и практическом. В теоретическом плане он выявляет теоретическую концепцию, лежащую в основе психодиагностики нарушений развития, тех методологических установок, основываясь на которых можно создавать и подбирать методы – инструменты диагностической работы, а также отправленных положений, которые отправляют практическое применение методик, обработку и оценку результатов.Психологическая диагностика в методическом плане связана с установлением характера методик, их соответствия исходным теоретическим положением, диагностических критериев, ликвидности и надежности этих методик по отношению к индивидуальным особенностям экспериментатора, с оценкой практического удобства применения принятых к использованию методик.Выявляется результативность, успешность диагностики, "качественные возможности" методики: какого характера отклонения в развитии они выявляют и насколько эффективны данные, полученные от применения этих методик, позволяют отдифференцироватъ одни нарушения в развитии от других. Существенными вопросами практического применения психологических диагностических методик является удобство пользования ими, простота и портативность, удобство обработки данных. На основании изучения специальной литературы по развитию мелкой моторики и координации движений у детей с нарушением речи, было решено организовать исследовательскую работу в два этапа.Первый этап – подготовительный. На этом этапе для исследования была отобрана группа из двух детей с ОНР для определения уровня развития у них мелкой моторики.Второй этап исследования - первичная диагностика. Обследование проводилось по выбранным методикам.После проведенной диагностики и исследования степени развития мелкой моторики рук и готовности к обучению письму детей с ОНР была разработана методика по развитию и формированию тонких мышечных движений рук. Были подобраны различные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации, усидчивости, произвольного внимания. Дополнительные упражнения по развитию мелкой моторики рук проводились каждый день, как самостоятельные, и включались в логопедические занятия. Занятия проводились логопедом.В экспериментальной части исследования принимали участие двое детей, имеющих диагноз ПМПК – ОНР второго – третьего уровней речевого недоразвития, обучающихся в подготовительной группе.1. Кирилл С., 2013 г.р. – общее недоразвитие речи 3 уровня.2. Марк А., 2014 г.р. – общее недоразвитие речи 2 уровня.С целью диагностики развития мелкой моторики рук у детей, имеющих системное недоразвитие речи, были использованы тесты и методики.1. Методика "Домик" (Н.И.Гуткина)Цель: определить умение ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявление особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и точной моторики руки.2. Тест КуглераЦель: определение школьной зрелости, выявление задержки и отклонения в развитии.3. "Мозаика" (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова)Цель: оценка зрительно-пространственного восприятия, речевого планирования деятельности, состояния зрительно–моторной координации.4. Методика "Рисования простых узоров"Цель: выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.5. Методика "Дорисуй узор"Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.При выполнении методики "Домик" оба ребенка допустили ошибки. Предлагалось срисовать домик с трубой, крылечком, забором. Результаты оценивались по 10-бальной системе. Эта система применялась при оценке всех тестов исследования.10 баллов - рисунок скопирован правильно. Присутствуют все детали рисунка. Пропорции образца сохранены.9 баллов – рисунок скопирован правильно. Имеется незначительные нарушения пропорций.8 баллов – рисунок нарисован правильно. Незначительные нарушения пропорций. Отсутствуют 1-2 мелкие детали образца.7 баллов – пропорции рисунка незначительно нарушены. Отсутствуют 2-3 детали образца.6 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Отсутствуют несколько деталей рисунка.5 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Присутствует нечеткость линии или нечетко выполнена штриховка. Отсутствуют несколько деталей рисунка.4 балла – рисунок скопирован нечетко, не полностью, отсутствуют значимые его части. Штриховка отсутствует или выполнена нечетко. Значительное изменение размера рисунка.3 балла – схема образца просматривается, узнается. Значительные нарушения пропорций, смещение на листе бумаги, отсутствует большинство значимых деталей, нет штриховки, линии неровные, прерывистые.2 балла – отдельные линии, схема образца не просматривается.1 балл – с заданием не справился. У детей отсутствуют детали рисунка, в основном - штриховка и мелкие детали рисунка (дым, труба, ступеньки, окошки) Кирилл С. (3 балла), Марк А. (4 балла). Встречается увеличение деталей рисунка, неправильно скопировано левая часть заборчика – у Марка А. (4 балла). Очень мелкий рисунок и неправильное положение на листе показал Кирилл С. (6 баллов). Это свидетельствует о том, что у детей с различными уровнями ОНР слабо развито произвольное внимание, пространственное восприятие, дети не могут работать с образцом, точно следовать ему, ориентироваться на образец в своей работе. Так же эта методика показывает нам, что у детей нарушена сенсомоторная координация и плохо развита мелкая моторика руки.При выполнении монометрического теста дети показали положительный результат. С поставленной задачей Марк А. (7 баллов) хорошо справился. Менее удачной оказалась попытка выполнить задание у Кирилла С. (5 баллов). Он справился с поставленной задачей после помощи экспериментатора.Далее использовалась методика "Рисования простых узоров". Детям предлагалось срисовать рисунки: "деревья", "аквариум", "магазин игрушек". В работах Кирилла С. (4 балла) отмечалось не соответствие образцу по величине. У Марка А. (5 баллов) нарушался ритм, стройность. Дети не смогли правильно оценить свою работу, не находят допущенных ошибок. Анализ работ показал, что дети плохо управляют движениями своих пальцев рук, недостаточные у них также координация глаза и руки, слабый зрительный контроль.Методика "Дорисуй узор". Давался образец незаконченного узора, и предлагалось дорисовать его. Результаты оценивались по 10–бальной системе. Узор продолжил правильно Кирилл С., но допустил уменьшение размера рисунка (6 баллов). Не справился с заданием, не понял его после дополнительного объяснения Марк А. – 1 балл.Далее проведем анализ работ по тесту "Куглера". Дети получили задание срисовать как можно точнее семь фигур нарисованных слева. При выполнении работы Марк А. (1 балл) не следовал инструкции, расположил фигуры на листе неверно, это еще раз подтверждает то, что ребенок с системным нарушением речевого развития не может ориентироваться в своей работе на образец, он не может четко следовать инструкции и контролировать свои действия. Относительно хорошие результаты показал Кирилл С. (7 баллов). Тест показал низкую школьную зрелость и готовность детей к обучению в школе.На основании проведенной первичной диагностики можно сделать вывод, что дети с системным нарушением речевого развития в различной степени проявления имеют также различные степени нарушения развития мелкой моторики рук. В ходе исследования выявилась такая закономерность: чем ниже уровень общего недоразвития речи у детей, тем хуже у них развита мелкая мускулатура рук, тонкие дифференцированные движения, зрительно–моторная координация. Например, у Марка А. диагноз ПМПК – ОНР 2 уровня, суммированное количество баллов по всем методикам обследования - 22. Кирилл С., имеющий диагноз ОНР 3 уровня, получил 25 балла. Из этого можно сделать следующий вывод: для коррекции всех недостатков необходима постоянная работа по развитию мелкой моторики.На основании диагностики развития мелкой моторики и координации движений детей с системным нарушением речевого развития можно сделать выводы.1. Мелкая моторика и координация движений дошкольников с ОНР развита слабо.2. Необходимо начинать проводить диагностику развитости мелкой моторики у детей с ОНР с 4 - 5 лет для разработки коррекционной программы по совершенствованию тонких движений рук.3. Проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений необходимо на всех режимных моментах обучения в детском саду на протяжении всего периода обучения.ГЛАВА IV РЕКАИЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯПояснительная запискаПроисходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей разработана программа по развитию общей и мелкой моторики у детей среднего возраста во внеурочное время.Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые в начальной школе, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста предполагают активную любознательность. Это ведет к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны взрослых. Если же они не обеспечивают ребенку развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть нежелание впоследствии учиться в школе.АктуальностьВ результате вышесказанного актуальность настоящей программы необходима и продиктована временем. Программа по развитию моторики во внеурочное время предназначена для правильного развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений.Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Данная программа может быть востребована воспитателями, педагогами-психологами в дошкольных образовательных учреждениях, центрах дополнительного образования, родителями. Программа разработана на основе методических пособий С. Е. Большаковой, И. А. Ермаковой, Е. А. Лифиц.Новизна программы:
  • Комплексный подход, что отвечает современным требованиям ФГОС;
  • Использование нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, пипетками и другими материалами.
  • Основной целью программы является создание условий для развития общей и мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста. Цель конкретизируется в следующих задачах:1. Развивать точность выполнения движений, полноту объема движений крупной и мелкой моторики с помощью игр и различных видах продуктивной деятельности.2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию общей и мелкой моторики.3. Формировать умение самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие общей и мелкой моторики в самостоятельной деятельности.Для успешной реализации задач используются следующие принципы:- индивидуализация интенсивность, количественный и качественный состав игр и упражнений варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей;- наглядность - наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, применение технических средств обучения, использование схем, моделей и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми педагог знакомит детей;- интеграция - использование структурированной, многокомпонентной и организованной связи всех частей системы образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка;- доступность и систематичность предусматривает подбор доступного уровня трудностей для детей определенного возраста и предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные;- осознание совершаемых действий - каждое действие должно сопровождаться проговариванием этого действия. Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;- обратная связь - комментирование, помощь, подсказка и оценка действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти).Основные формы реализацииКоррекционная программа рассчитана на 1 год обучения для детей среднего дошкольного возраста. Форма организации детей – групповая (7 человек). Занятия проводятся 1 раз в месяц по 20 мин. Всего 10 занятий. Диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае).Каждое занятие состоит из 3-х частей:1. Вводная часть – 3-5 минут.2. Основная часть – 10-15 минут.3. Заключительная часть – 3-5 минут.Данная программа частично соответствует цели деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе. Результатом работы по данной программе должно стать:1. Развитие общей и мелкой моторики до уровня, соответствующего данному возрасту.2. Формирование любознательности, положительной мотивации обучения.3. Формирование умения самостоятельно выдвигать и выполнять поставленные задачи.Эффективность коррекционной программы оценивается диагностическими методиками, за основу которых взята разработанная и апробированная методика Л. И. Переслени и Т. Д. Фотековой с балльно-уровневой системой оценки.Содержание программыПрограмма включает в себя следующие разделы:- пальчиковая гимнастика;- самомассаж с использованием специального массажного шарика, ребристого карандаша;- графические упражнения;- игры и действия с предметами;- упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений;- ручная умелость.В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. В разделе «Самомассаж» - стимулирование кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса, а также развитие мелкой моторики, улучшение координации произвольных движений, снятие излишнего напряжения.В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (счетные палочки, природный материал, нетрадиционное оборудование). В разделе «Упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений» используются дидактические игры (пазлы, шнуровки, рисование на крупе, песке) и упражнения на равновесие, формирование ощущение границ своего тела и его положения в пространстве.В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.Календарно-тематическое планированиеУсловия реализации программыЭффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
  • Перед каждым занятием объясняется его цель: что будем делать, как и для чего.
  • Начинается занятие с разминки, далее дается более легкое задание, затем более сложное и заканчивается выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
  • Через каждые 5-7 мин. занятия проводятся физминутки, с использованием упражнений на расслабление, формирование правильной осанки, упражнений для глаз.
  • Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
  • Ребенку предоставляется возможность самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий даются, не на скорость, а на качество.
  • При оценке работы отмечаются правильность выполнения, допущенные ошибки, объясняется, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
  • Поощряется инициатива детей, интерес, желание задавать вопросы, обращаться за помощью.
  • Следить за соблюдением правильной осанки.
  • Заканчивается занятие на оптимистичной ноте.
  • Цель вводной части занятия: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.Важно следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.Содержание основной части соответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.Основные приемы: дидактические игры, шнуровка, прищепки, пуговицы, крышки, копирование, аппликация с использованием нетрадиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет, рисование пальчиками.Цель заключительной части занятия - снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.Реализация данной программы у дошкольников с ОНР способствует развитию мелкой моторики руки и повышает умственную деятельность ребенка, стабилизируются психические процессы (внимание, память), развиваются речевые способности детей, коммуникабельность.Работа с родителямиОдним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.После проведения входной диагностики проводится анкетирование родителей и индивидуальные беседы.Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.В родительском уголке размещаются рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме (Приложение 2).Вся информация для родителей по данной теме представлена на сайте детского сада.Работа с педагогамиТесное сотрудничество с педагогами ДОУ по развитию общей и мелкой моторики улучшает качество результатов работы.Развитию крупной моторики, формированию у детей двигательных навыков способствуют занятия по физкультуре и музыкальные занятия. Поэтому для специалистов были разработаны рекомендации по развитию общей и мелкой моторики, подобраны упражнения на развитие координации движений.Для воспитателей детского сада разработана серия консультаций по оснащению предметно-развивающей среды в группах и использованию игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики в режимных моментах и непосредственно-образовательной деятельности. Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий - презентации, открытые НОД.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проделанной работы было установлено большое значение ранней диагностической и коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитии речи.В ходе данного исследования был обобщен опыт работы логопедов по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи. Определена основная методика работы в этом направлении с целью дальнейшего применения ее в своей практике и достижения качественных результатов в работе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР во внеурочное время.Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;– подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических и коррекционных групп;– при работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;– сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;– повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;– вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе);– упражнения должны выполняться непродолжительно;– все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.Важная роль в коррекции общего недоразвития речи ребенка дошкольного возраста отводится семье.Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не меньшей степени помощь нужна их родителям. Взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1983. – №1.
  • Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
  • Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология . – 1999. - № 4.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
  • Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М, 1994.
  • Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.
  • Лалаева Р.И., Срербрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб. – 1999.
  • Лапшин В.А., Пузанов Б.П.. Основы дефектологии. – М., 1990.
  • Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1967.
  • Леонов Л.В. О дифференцированном подходе в работе с детьми дошкольного возраста, имеющим нарушения речи // Дефектология. – 1990. – №3.
  • Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой и др. – М., 1999.
  • Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Дошкольное воспитание. – 1976. - № 11.
  • Методы обследования речи детей / Под. общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004.
  • Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. – М., Просвещение, 1994.
  • Ниакова О.С., Сохин Ф.А. Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М., 1993.
  • Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под. ред. В.А. Сластенина.–М: "Издательский центр "Академия", 1999.
  • Ромусик М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкоьного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопедия в детском саду. – 2006. – №1.
  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
  • Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.
  • Сафонова О.В. О проблемах активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия в детском саду. – 2006. – №4.
  • Приложение 1Диагностический инструментарийОбследование общей и мелкой моторики
  • Исследование общей моторики
  • Исследование движений рук и плечевого пояса. Педагог: Выполни мои инструкции.
  • Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).
  • Покажи, как летают птицы, машут крыльями.
  • Исследование движений туловища. Педагог: Выполни мои инструкции.
  • Покачайся, как маятник часов (тик-так).
  • Наклонись и возьми предмет с пола. Колени не сгибать.
  • Исследование движений ног и сохранение равновесия. Педагог: Выполни мои инструкции.
  • Покажи, каким ты был маленьким (приседание).
  • Покажи, как петушок стоит на одной ноге.
  • Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).
  • Перешагивай через «лужи»или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).
  • Исследование статической координации движений. Педагог: Выполни мои инструкции.
  • Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.
  • Исследование динамической координации движений. Педагог: Выполни мои инструкции.
  • Шагай, как солдат (маршировка).
  • Выполни подряд 3 приседания.
  • Исследование пространственной ориентации по подражанию. Педагог: Выполни мои инструкции.
  • Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
  • Пройди по кругу и встань в центр.
  • Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.
  • Оценка состояния общей моторики1 балл – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза.0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.0,25 балла – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняется.0 баллов – не способен выполнить задания.
  • Исследование мелкой моторики.
  • Исследование кинестической основы движений. Педагог: Выполни мои инструкции.
  • Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
  • Покажи уши «зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе.
  • Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).
  • Покажи «очки» (одновременно двумя руками).
  • Исследование кинетической основы движений. Педагог: Выполни мои инструкции.
  • Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока - белобока»).
  • Пальчики «здороваются» (поочередное прикасание подушечек пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук).
  • «Игра на пианино».
  • Изменение положения кистей рук (1 - кулак, 2 - выпрямленная ладонь и наоборот).
  • Кулак - ребро - ладонь.
  • Оценка состояния мелкой моторики.1 балл - выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе.0,5 балла - заторможенность и нескоординированность движений при выполнении.0,25 балла - наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движении.0 баллов - отказывается от выполнения задания.Итог: 23 пробы, 23 балла.Баллов за весь тест: NСтепень успешности = N × 100 : 23Приложение 2Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка. Семинар-практикум для родителей
  • Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
  • Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
  • Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
  • Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  • На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
  • Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
  • Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
  • Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
  • Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
  • Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
  • Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем, речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.Упражнения на развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве«Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.«Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.«Письмо в воздухе». И.п. — лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма — при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках. При этом вначале можно вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.«Гусеница». Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).«Червячок». Ползанье на спине без помощи рук и ног.Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.«Паучок». Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.«Слоник». Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.«Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.Исходное положение — стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.«Бревнышко» по стене. И.п. — стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.«Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести «запрещаемые движения» (какое-то движение повторять нельзя).