Публикации
"Методическая копилка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка"
Автор: ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ОСАДЧУК
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка"
Автор: ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ОСАДЧУК
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 «Солнышко»Проект «Храни и береги природу родного края – это наше будущее» ВоспитателЬ: Осадчук Т.Н. г.Борзя,2020г.Природа – не только великий учитель, онапрежде всего, ещё и великий воспитатель.Сухомлинский В.А.Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Эта тема очень актуальна в наше время, потому что дети дошкольного возраста не видят какой мир их окружает. Родители заняты собой. А ведь это так важно, чтобы дети любовались красотой своего края, замечали, какая природа их окружает. От этого зависит, какое будет наше подрастающее поколение. Любить природу, значит беречь её, заботится о ней. Ведь природа – это всё, что находится вокруг нас. И растения, и животные и птицы. Если мы будем со страданием относиться к живому, и друг к другу мы будем терпеливее и добрее.На основе этого мы разработали проект по экологическому воспитанию дошкольников старшей группы, под названием «Храни и береги природу родного края – это наше будущее».Цель: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры.Задачи:создавать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведения диагностики знаний детей; формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника; развивать познавательный интерес к миру природы; развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе; воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразие значений природы, ценность общения с природой); формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Содержание и структура инновации данного проекта состоит в том, что образовательный процесс направлен на повышение экологической грамотности всех участников проекта. Экологическая культура является базовой частью экологического образования, ориентированной на гармоничное развитие, и сформированностью умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям. Основанием для создания проекта «Храни и береги природу родного края – это наше будущее», послужило создание теории и методологии исследований особенностей организации воспитания и обучения дошкольников экологической культуре. Инновационный проект «Храни и береги природу родного края – это наше будущее» может рассматриваться как один из новейших ресурсов, обеспечивающих решение социально значимой проблемы – привитие экологической культуры дошкольникам. Основная идея. Проекта и материала по экологическому воспитанию предостаточно, они очень интересны. Но мы решили создать свою программу, соответствующую ФГОС ДО (построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе), направленную на воспитание гуманной, социально-активной и творческой личности ребёнка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Для этого мы обобщили материал по темам, подобрали интересный дополнительный материал, дополнили играми, опытами, проектами. Данный проект разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» и парциальной программы по экологическому воспитанию С. Н Николаевой. Проект рассчитан на детей от 5 до 6 лет. Решение поставленных задач предлагается в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. В проекте разработаны темы для старшей группы на каждый месяц года. Также даны игры, опыты для изучения с детьми. которые соответствуют теме НОД данного месяца. Их можно проводить на прогулке, в утренние часы и в другие режимные моменты. Совместная деятельность по экологии планируется 1 раз в неделю , то есть 4 темы в месяц. В старшей группе одна тема рассчитана на 2 недели, которая реализуется как в совместной деятельности воспитателя и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. В основу проекта положены принципы:современность; научность; доступность; ступенчатость; систематичность; последовательность; наглядность. Актуальность:Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми старшей и подготовительной групп предполагает гумманизацию всего педагогического процесса. (ФГОС ДО) Огромная роль в решении этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.К сожалению, очень часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления дошкольников с природой больше внимания обращают на их интеллектуальное развитие в этой области. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой нравственного развития личности дошкольников и формирования у них эмоциональной отзывчивости, этических норм и правил.Ожидаемые результаты:Дети:У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. У детей будут сформированы представления о природе Родного края. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. Педагоги:Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства. Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе и Мини-музеях «Наш Родной край» . Разработают поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы Родители:Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах Основные области применения и перспективы внедрения данной инновации.Познание (опыты, эксперименты); Социально-коммуникативное (речевое развитие: пословицы , поговорки, загадки, чтение художественной литературы); Физическое (подвижные игры); Художественно - эстетическое (музыка, развлечения, праздники, рисование); Сроки и этапы проекта: сентябрь 2015-июнь 2016 года1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; (сентябрь 2015г.)2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; (сентябрь 2015- май 2016г.г)3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций; (май2016г.)Ресурсное обеспечение:Кадровый потенциал:Воспитатели Родители Дети Инструктор по физическому воспитанию Музыкальный руководитель Материально-техническая база:Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; центр природы в группе; экологическая тропа на территории детского сада; огород на окне; наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); библиотека книг с экологическим содержанием; костюмы животных, растений. Методическое:теоретическая и методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту. Информационное обслуживание проекта:Интернет-сайты (сайт ДОУ; странички воспитателей в социальной сети ) Выпуск фотоотчетов; Возможные риски:Взрослые будут соблюдать правила поведения в природе только на мероприятиях, а в жизни будут вести себя так, как привыкли. У детей может возникнуть неправильное понимание правил поведения в природе. ЛИТЕРАТУРА 1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.2. Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 20084. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988. 6. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/Под ред. С.Н.Николаевой.-М, 20057. Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.8. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000. 9. Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.10. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 201111. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7. 12. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003. 13. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995. 14. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.15. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2. 16. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.17. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.18. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.19. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 200220. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993. 21. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.22. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М: Мозаика-Синтез,200823. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2009.24. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.25. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 201126. Интернет-ресурсы.27. Видеоматериал «Двенадцать месяцев» СГУ ТВ, 2008г ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Диагностика по экологическому воспитанию детей старшей группы.Характерные особенности времён года.Задание «Осень».Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.1. Какие приметы осени тебе известны?2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?3. Почему осенью становиться меньше насекомых?4. Как животные готовятся к зиме?5. Куда улетают птицы осенью?6. Что происходит с растениями осенью?Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.Критерии оценки:1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.Высокий уровень -15-18 баллов.Средний уровень -12-14 баллов.Низкий уровень -6-9 баллов.Задание «Зима».Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.1. Какая погода зимой?2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?4. Почему стало меньше птиц?5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?6. Какой праздник отмечают зимой?Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.Критерии оценки:1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.Высокий уровень -15-18 баллов.Средний уровень -12-14 баллов.Низкий уровень -6-9 баллов.Задание «Весна».Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.1. Какие приметы весны тебе известны?2. Как изменяется погода весной?3. Почему стали возвращаться птицы?4. Какие изменения происходят с растениями весной?5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?6. Что делают животные с приходом весны?Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.Критерии оценки:1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.Высокий уровень -15-18 баллов.Средний уровень -12-14 баллов.Низкий уровень -6-9 баллов.Задание «Лето».Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?2. По каким приметам ты узнал, что это лето?3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?4. Что делают животные летом?5. Чем занимаются птицы?6. Что ты любишь делать летом?Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.Критерии оценки:1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.Высокий уровень -15-18 баллов.Средний уровень -12-14 баллов.Низкий уровень -6-9 баллов.Живая природа.Задание: «Растительный мир».Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?2. Чем дерево отличается от кустарника?3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?9. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.Критерии оценки:1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.Высокий уровень -25-30 баллов.Средний уровень -20-24 баллов.Низкий уровень -10-15 баллов.Задание «Животный мир».Цель: выяснить знания детей о животном мире.Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?2. Каких зверей можно встретить в лесу?3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?5. Какие животные живут в почве?6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.7. Относятся ли животные к живым организмам? 8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «Красная книга».10. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.Критерии оценки:1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.Высокий уровень -15-18 баллов.Средний уровень -12-14 баллов.Низкий уровень -6-9 баллов. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Анкета для родителей «Экологическое образование в семье» Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?) а) да б) нет _______________________________________________________Есть ли в семье собака, кошка или другие животные? а) да б) нет _______________________________________________________Кто ухаживает за животными или растениями?______________________ Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать._____________________ _______________________________________________________________Читаете ли Вы ребенку книги о природе? а) да б) нетБываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?) а) да ______________________________ б) нетРассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц? а) да б) нетПроявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям? а) да б) нетЗамечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе? а) да б) нетВаши предложения по организации экологического образования в детском саду.____________________________________________________ _______________________________________________________________В анкетировании приняло участие 15 родителей. После обработки анкет были получены следующие результаты:73% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.24% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.ПРИЛОЖЕНИЕ №3Консультация для родителей на тему:«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста». Есть просто храм,Есть храм науки.А есть еще природы храм –С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь!Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котенка и пр.).Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. ПРИЛОЖЕНИЕ №4Консультация для родителей на тему"Воспитание любви к природе" Человеческая деятельность в последние годы наносит все больший ущерб природе - это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряженная. Охрана природы - одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных планов, благосостояния нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок - все это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде. Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность - важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развивать у ребенка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребенок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинство жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребенка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы. Особенно ребенка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И все-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребенка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребенок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими(особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически.Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплоченнее семью.Также огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликации, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов - все это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулке. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относится ко всему живому и неживому на Земле. ПРИЛОЖЕНИЕ №5Памятка для родителей и детей по экологическому воспитаниюЗапомните правила!Охрана растений.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе. Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытоптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытоптывания. В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах. Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах. Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых - опылителей, хищных насекомых, охране птиц.Охрана животных.Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо. Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками. Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях. В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!ПРИЛОЖЕНИЕ №6Консультация для воспитателей"Формирование основ экологической культуры дошкольников"Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека, включающая различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки и т.д.)Экологическую культуру дошкольного возраста можно рассматривать как спецефическую "субкультуру" определённой социальной группы.Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов семьи к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания.Элементы экологического сознания, которые появляются в дошкольном возрасте, носят ориентировочный характер. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности.Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении с природой. Во-вторых эстетические и этические чувства. Ещё одно условие воспитательной культуры - необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно.Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.ПРИЛОЖЕНИЕ №7Тематическое планирование (старшая группа)