Публикации XVIII Всероссийская конференция педагогов «Педагогический поиск»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: XVIII Всероссийская конференция педагогов «Педагогический поиск»
Автор: Диля Фаизовна Исхакова

«Решение задач патриотического воспитания через организацию образовательной деятельности в национальном уголке»         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и татарским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства и Республики Татарстан: герб, флаг, гимн; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.Наша работа должна быть направленна на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Для этого создана у нас соответствующая обстановка: в группе находиться национальный уголок, где есть наглядный материал, дидактические игры, книги, картинки, папки передвижки, журналы, фотоальбомы. С детьми мы проводим работу в различных видах деятельности: двигательной, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной. В продуктивной деятельности мы наш уголок национального воспитания превращаем в уголок детского творчества. Здесь мы занимаемся аппликацией, рисованием, лепкой, мы можем сделать аппликацию в виде нашего герба или флага, нарисовать свой дом, семью, город (по желанию ребенка), изучить и изобразить росписи: гжель, хохлома, татарский орнамент, городецкая роспись. Можем слепить филимоновскую или дымковскую игрушку. В коммуникативной деятельности мы проводим беседы с детьми. Здесь можно использовать наш наглядный материал, показать, как выглядела Казань несколько лет или веков назад, какой она была, когда только начинала строиться. Поговорить о том, как она процветает. Рассказать, как называется наша Страна, как зовут нашего президента, из каких цветов состоит флаг РФ и РТ. Так же рассказать о правах ребенка. В такой работе пополняется словарный запас такими словами как лапти, тулуп, прялка, сани и не только. Все это дополняется наглядным материалом. В трудовой деятельности мы продолжаем знакомить детей с инструментами труда (серп, молот, веретено и т. д.) Рассказываем о том, как и для чего, использовались эти инструменты, в какое время ими пользовались. Показываем картинки с профессиями, спрашиваем, кем работают их родители, кем бы они сами хотели стать в будущем. Обязательно приглашаем родителей, чтобы они рассказали о своей профессии. Используем картотеку с подвижными играми народов Поволжья. Разучиваем и проводим их на прогулках и занятиях по физическому развитию. Оформляем альбомы и плакаты с нашими спортивными достижениями. В нашем национальном уголке собраны книги и картотеки с частушками, народными песнями, играми, не только русскими и татарскими, но и республик-соседей. Есть плакат с гимном России, который уже заучили. Так же мы устраиваем театрализованные вечера, где могут принять участие наши родители. Когда с детьми проводится такая работа, им становится интересно, они хотят знать больше и стремятся к этому. В процессе такой работы дети больше узнают о нашей Родине, нашей Казани. Формируются знания, патриотические чувства. Мы стремимся вырастить настоящих патриотов нашей Родины! РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.