Публикации Консультация для родителей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей
Автор: Гребенщикова Галина Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:Тема:«Роль игры в развитии речи дошкольников»Введение:Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возрастаОна является определяющим фактором в развитии личностив том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речьИгра невозможна без речевого общенияХорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школеОбладая развитой связной речьюдети могут давать развёрнутые ответы на вопросыаргументировано и логично излагать свои сужденияВ старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложениясогласовывать словаправильно употреблять падежные окончанияпредлоги).При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за речьюформировать навыки общениядобиться дифференцированного восприятия речиВ процессе обучения педагог дает детям сопоставление начальной и косвенной формы словаподчеркивая интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор топоромлети летит летят...), соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой голубойкакая голубаякакое голубое). Работая над пониманием предлоговнеобходимо сначала направить внимание детей на значение «маленьких слов» в словосочетанияхна различное звучание этих слов в зависимости от их значенияНадо показать разницу в звучании двух предложенийтипа:1. Положи карандаш стол.2. Положи карандаш на стол.Выделив интонационно и на слух «маленькое слово» напедагог подчеркивает его обобщающее значение.— Что еще можно ставить на столДетивыполняя разные действияоречевляют ихпри этом выделяя предлог на:Я ставлю на полку кубикиЛена кладет на книгу закладку и тдВ качестве закрепления понимания и употребления данного предлога рекомендуется использовать правильные и неправильные варианты предложенияТаня поставила вазу из столДевочка положила шапку за полку.Целью работы является - формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.Основными задачами в работе являются:
  • Создание условий для формирования грамматического строя речи.
  • Совершенствование грамматического строя речи через игру.
  • Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.Для реализации созданы следующие условияречевой уголокподбор настольно-печатныхдидактических игр в соответствии с возрастомпредметно-развивающая среда.Рекомендуя разные методические приемы работы над грамматическими формамиможно выделить следующее:1.Игры и упражнения на занятиях по развитию речи2.Сопоставление начальной и косвенной формы слова (топор-топором,лети-летит-летят)3.Раскрытие значения "маленьких словв словосочетаниях (работа над пониманием предлога)4.Соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой?какая?какое?)5.Исправление,подсказка правильной формы слова.6.Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций.7.Составление предложенийупотребляя разные грамматические конструкции:апо вопросам;бпо демонстрации действий;впо опорным словам.Все эти методы реализовываю при помощи приёма игрИгрыкоторые использую в работе:Сюжетно-ролевые (дети сами ставят цельвыбирают средства для реализации игрового замыславключают в себя:
  • игры на бытовые темы;
  • строительные игры
  • театрализованные игры
  • Игры с правилами
  • подвижные
  • дидактические
  • игры с предметами
  • настольно-печатные
  • словесные
  • Напримерв подвижной игрекоторую применяю на прогулкев свободной деятельностидети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего.Дидактические игры в которых решаются задачи активации,уточнения той или иной грамматической формы,например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа,повелительное наклонения глагола,согласование слов в роде,способы образования слов осуществляется во всех видах деятельности,в разных формах как на специальных речевых занятиях,так и вне занятиях.Предлагаю некоторые варианты игр для развития грамматического строя речи«Размытое письмо»ЦельУпражнять в составлении распространенных упражнений.МатериалИгрушечный мишка.ОрганизацияВоспитатель:Медвежонок получил письмо от братаНо дождём размыло некоторые словаНадо ему помочь прочитать письмоВот это письмо: «ЗдравствуйМишуткаЯ пишу тебе из зоопаркаКак-то раз я не послушался маму и забрался так далекочто  я долго блуждал по лесу и  Выйдя на полянуя попал  Я попал в ямупотому что  Там было так глубокочто Пришли охотники и  Теперь я живу в У нас есть площадка для  На площадке для молодняка есть много  Мы играем с  За ними ухаживают Они нас любятпотому что Скоро к нам приедет дрессировщик из Надеюсь попасть в  Как здорово уметь Жди следующего письма из  До свиданияТоптыгин».Читая письмовоспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.«Живые слова»ЦельУпражнять в составлении предложений по структурной схеме.ОрганизацияКаждый ребёнок изображает словоВоспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня слово «любит». Какое третье слово выберем? (МёдПрочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье словоЧто получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последнимЧто получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другимКатя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапыйМедвежонок любит малинуМедвежонок спит...)«Дополни предложение»Дидактическая задачаРазвивать у детей речевую активностьбыстроту мышления.Игровые правилаНужно найти и сказать такое словочтобы получилось законченное предложениеДобавлять нужно только одно слово.Игровые действияБросание и ловля мяча.Ход игрыВоспитатель говорит несколько слов предложенияа дети должны дополнить его новыми словамичтобы получилось законченное предложениенапример: «Мама купила... - книжкитетрадипортфель», - продолжают дети.«Придумай предложение»Дидактическая задачаРазвивать у детей речевую активностьбыстроту мышления.Игровое правилоПередавать камешек другому играющему можно только после тогокак придумал предложение с названным ведущим словом.Ход игрыДети и Воспитатель садятся в кругВоспитатель объясняет правила игры:Сегодня мы будем придумывать предложенияЯ скажу какое-либо словоа вы быстро придумаете с этим словом предложениеНапримеря скажу слово «близко» и передам Даше камешекОна возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящемуСлово в предложении должно употребляться в той формев какой его предлагает загадывающийТак по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другомуЕсли дети затрудняются при ответевоспитатель помогает им.4. Игры для развития связной речи«Кто больше заметит небылицДидактическая задачаУчить детей замечать небылицынелогические ситуацииобъяснять ихразвивать умение отличать реальное от выдуманного.Игровые правилаКто заметит в рассказестихотворении небылицудолжен положить перед собой фишкуа в конце игры назвать все замеченные небылицы.Игровое действиеИспользование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылицтот и выиграл).Ход игрыДетисадятся такчтобы на столе можно было откладывать фишкиВоспитатель объясняет правила игры:Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылицПостарайтесь их заметить и запомнитьКто заметит небылицуположит фишкузаметит ещё одну небылицуположит вторую фишку рядом и т.дКто заметит больше небылицтот и выигрываетФишку можно положить только тогдакогда ты сам заметил небылицу.Сначала читается небольшая часть этого стихотворениямедленновыразительноакцентируются места с небылицами.После чтения воспитатель спрашивает детейпочему стихотворение называется «Путаница». Затем тогокто отложил меньше фишекпросит назвать замеченные небылицыДетиу которых больше фишек называют те небылицыкоторые не заметил первый отвечающийПовторять сказанное нельзяЕсли ребенок положил больше фишекчем небылиц в стихотворениивоспитатель говорит емучто он не выполнил правила игрыи предлагает быть более внимательным в другой раз.Затем читается следующая часть стихотворенияНадо следить за темчтобы дети не утомлялисьт.кигра требует большого умственного напряженияЗаметив по поведению детейчто они усталивоспитатель должен прекратить игруВ конце игры следует похвалить техкто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.«Где начало рассказаЦельУчить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.Ход игрыРебенку предлагается составить рассказОпираясь на картинкиКартинки служат своеобразным планом рассказапозволяют точно передать сюжетот начала до концаПо каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.«Найди картинке место»Цельнаучить соблюдать последовательность хода действия.Ход игрыПеред ребенком выкладывают серию картинокно одну картинку не помещают в ряда дают ребёнку с темчтобы он нашёл ей нужное местоПосле этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.Наборы серийных картинок для выкладывания«Исправь ошибку»Цельнаучить устанавливать правильную последовательность действия.Ход игрыПеред ребёнком раскладывают серию картинокно одна картинка лежит не на своем местеРебёнок находит ошибкукладёт картинку на нужное местоа затем составляет рассказ по всей серии картинок.«Какая картинка не нужнаЦельнаучить находить лишние для данного рассказа детали.Ход игрыПеред ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательностино одну картинку берут из другого набораРебёнок должен найти ненужную картинкуубрать ееа затем составить рассказ.Большое внимание уделяю работе с родителямитак как личность ребенка формируется прежде всего в семье и в семейных взаимоотношениях и только совместными усилиями можно добиться определенных результатовВ настоящее время сложились следующие формы работы с родителями:Консультации:
  • Игрушки полезные и вредные.
  • Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.
  • Учите детей наблюдать.
  • Что делатьесли у ребенка плохая память.
  • Нужно ли родителям обучать детей чтению.
  • Как научить ребенка запоминать стихи.
  • Учим детей рассказыванию.
  • Родительские собрания:
  • Развитие правильной речи ребёнка в семье.
  • Развиваем речьиграя.
  • Почему ребёнку нужна игра.
  • Развитие речи детей в преддошкольный период.Проведение совместных праздников по культуре речи.Выпуск папок-передвижек.Выставки игр и пособий по развитию речи детей.Итак важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности,поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления,речевого общения,планирование и организации деятельности его поведения,формирование социальных связей.