Публикации "Дополнительные, общеобразовательные программы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дополнительные, общеобразовательные программы"
Автор: Анна Юрьевна Салтаганова


Пояснительная записка
Наименование дополнительной общеразвивающей программы (далее – программа) - Дополнительная общеразвивающая программа Юный гитарист.
Направленность программы - художественная.
Программа составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Н. В. Борисенко Гитарная песня (ЦДТ Гармония, Ленинского р-на МО).
Уровень освоения программы - Стартовый уровень
Место реализации программы – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" муниципального образования город Ноябрьск. Адрес: 629806, ЯНАО г.Ноябрьск, ул.Советская,25.
Нормативно-правовая основа разработки программы:
Федеральный Закона Об образовании в Российской Федерации (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 No373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 No1726);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Государственная программа Российской Федерации Развитие образования на 2018-2025г.г. (пост. Правительства РФ от 26.12.2017г. № 1642);
Программа развития системы образования ЯНАО на 2014-2020 годы (постановление Правительства ЯНАО № 1132-П от 25.12.2013г.;
Распоряжение Правительства ЯНАО № 583 от 28 августа 2019 г. Об утверждении Концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе
Приказ ДО ЯНАО от 22.06.2018 года №666 Об утверждении Плана-графика внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе с 2018 года ;
Программа развития МБОУ ДО "ЦДТ" Развитие личности ребенка: от жизнетворчества к самоопределению. (пр. №66-од от 10.03.2016г).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14;
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы от 13.03.2003 №118.
Актуальность программы - это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители.
Отличительные особенности данной программы от других заключаются в том, что в программе используется различный песенный репертуар, а также дети учатся играть по табулатуре. Любой учащийся, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели. Поэтому учитываются возрастные, психологические и вокально-музыкальные особенности конкретных детей. Ограничение для занятий – возрастное, не раньше 11 лет, т.к. к этому возрасту у детей формируется и крепнет кисть руки, и учащийся может без осложнений справиться с заданиями.
Цель программы: создание условий для формирования художественного вкуса на образцах гитарного творчества, эстрадного искусства, современной музыки и песен.
Задачи:
Образовательные
Уметь грамотно разучивать и выразительно исполнять произведения различных жанров и стилей. Овладеть необходимыми техническими навыками.
Формирование умения использовать полученные знания в практической деятельности.
Формирование умения решать творческие задачи.
Развивающие
Развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти.
Развитие трудолюбия и коллективизма.
Формирование эстетического вкуса.
Воспитывающие
Воспитание учащихся в соответствии с современными тенденциями музыкального развития:
Воспитание усидчивости и настойчивости через музыкальный материал.
Воспитывать любовь к разным жанрам музыки.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1-й модуль, 1года обучения учащиеся будут
знать:
латинское обозначение звукоряда,
основные и дополнительные аккорды в ля миноре, F, Fm,
обозначения аккордов и находить их на инструменте,
устройство инструмента,
постановку рук на инструменте, основных 4 боя на 4/4, 2/4 и 3 перебора на 4/4, 2/4, 3/4 правой руки, такт, размер, паузы, звукоизвлечение,
знать и правильно использовать динамику в песенном и инструментальном произведении, технику постановки левой руки, приемов аккомпанимента ( новые ритмические рисунки) с изучением различного песенного репертуара.
уметь:
играть основные и дополнительные аккорды в ля миноре, 4 боя на 4/4, 2/4 и 3 перебора на 4/4, 2/4, 3/4 правой руки,
играть песенный материал который выучили с педагогом,
играть технические упражнения,
правильно раскрепощать кисть правой руки,
использовать различные приемы аккомпанимента .
владеть следующими навыками работы:
владеть песенным репертуаром,
иметь сформированный кругозор в области музыкально-песенного искусства и культуры разных исполнителей.
2-й модуль, 1 -го года обучения учащиеся будут
знать:
грамотно читать обозначения аккордов и находить их на инструменте,
знать творчество известных авторов,
знать как правильно использовать дикцию, дыхание, основные техники вокала, разных исполнителей и использовать их песенное творчество
знать как настраивать инструмент, знать названия и авторов исполняемых ими песен и произведений в табулатуре.
уметь:
вести себя на сцене,
аккомпанировать себе и товарищам,
использовать схематические таблицы,
играть в табулатуре,
правильно использовать технику динамики,
правильно пользоваться голосом.
правильно исполнить песню, раскрепощаться,
уметь использовать теоретический материал на практике,
настраивать инструмент,
владеть следующими навыками работы:
игрой на всех струнах гитары,
уверенно владеть способами звукоизвлечения на гитаре,
владеть приемом барре, остаточный уровень владения музыкальным инструментом для создания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров.
1-й модуль, 2 года обучения учащиеся будут
знать:
грамотно читать обозначения аккордов по баррэ, находить их на инструменте;
знать самое основное из теории музыки;
знать творчество известных авторов;
грамотно пользоваться программами;
знать полуаккорды и уметь ими пользоваться;
уметь читать с листа табулатуру и ноты.
уметь:
уметь настраивать и ремонтировать инструмент;
самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и мелодий;
петь и аккомпанировать себе на инструменте;
уметь пользоваться коподастром и тюнером;
транспонировать песню в другие тональности;
владеть следующими навыками работы:
владеть основами вокала;
сопровождать песенный материал разнообразными приёмами игры;
играть песни по баррэ;
уметь пользоваться терминами.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.
помочь ребенку пробудить заложенные в нем творческие способности;
Участие детей в разных творческих концертах творческого объединения "Юный гитарист" и Центра детского творчества;
Проявление творчества;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Умения организовывать свою деятельность;
Умения организовать свое место;
адекватно оценить уровень своих знаний и умений,
правильно поставить перед собой задачу и найти наиболее простой способ решения ее;
уметь пользоваться интернетом.
решение проблемных ситуаций;
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать;
Прилагать усилия для преодоления трудностей на занятии, если они возникают;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Умение общаться;
взаимодействовать с людьми;
умения работать створческим материалом;
Способность осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал;
Понимать требования учителя и стараться их выполнять.
Формы обучения по программе: очно. В дни с неблагоприятными погодными условиями с применением дистанционных технологий.
Используемые образовательные технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Аннотация программы. Данная программа адресована учащимся, которые решили научиться играть в табулатуре, аккомпанировать себе по слуху и буквенным обозначениям аккордов. Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал, включающий песни (бардовские, современные), народные и авторские.
Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа. Гитарная песня – это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить красоту песенной культуры. Богатство песенного фонда, народного и авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни.
На занятии отводится время пению, дикции, правильной постановки дыхания, упражнениям для голоса. Дети учатся чисто интонировать, исполнять простейший песенный материал, соединять голос с гитарой. Учатся не стесняться своего голоса. Вариативность и гибкость материала программы позволяет учесть интересы детей сегодняшнего дня. На занятиях постоянно меняются формы работы: слушание, запись аккордов, текстов песен, рассказ об авторе, игра на инструменте, пение с сопровождением, пение без сопровождения, работа с голосом, что не позволяет детям уставать.
Частным аспектом общей методики обучения является набор приемов скоростного обучения игры на гитаре. При игре по табулатуре действует схема вижу – воспроизвожу, слышу – воспроизвожу. Это значит, что в обоих случаях участвует память, на разных уровнях (наглядная, слуховая) что способствует активности детей.
На занятии прорабатываются основные методические разделы и подходы:
Повторение ранее изученного материала;
Подготовка обучающихся к восприятию новых знаний;
Осуществление связи между ранее пройденным и новым материалом;
Насыщенность урока элементами проблемной ситуации, работа над развитием
мышления;
Самостоятельная и творческая работа учащихся;
Использование технических средств обучения, обеспечение наглядности;
Использование приемов закрепления знаний и умений;
Домашнее задание, объем и анализ, проводимый педагогом;
Активность учащихся на уроке;
Степень усвоения нового материала;
Основным правилом подбора аккомпанемента по слуху является хорошее знание мелодии песни, которую нужно подобрать. Дальнейшее зависит от того, как воспитанник сможет вогнать эту мелодию в рамки изучаемых гармонических последовательностей. В данной программе закономерности гармонического построения упрощены и выглядят в виде условных обозначений.
Второе направление – научить учащихся читать с листа, т.е. разучивать песни самостоятельно по сборникам песен под гитару. Два года достаточно для того, чтобы научиться играть и петь под собственный аккомпанемент.
Уровень освоения тех или иных знаний и навыков просматривается на контрольных занятиях, которые проходят два раза в год в виде теории и практики. Теория даётся в виде контрольных заданий, а практика проводится небольшим концертным выступлением учащихся. Те учащиеся, которые занимаются второй год, принимают участие по желанию в конкурсах, концертах. И в конце года у них творческий отчетный концерт. Учащиеся первого года обучения выступают по желанию. Также дети учатся работать с микрофоном.
Возрастная категория учащихся: 11 - 18 лет.
Категория состояния здоровья учащихся: без ОВЗ.
Период реализации программы - 18 месяцев (четыре модуля). 1, 3 модуль – 4 месяца, 2,4 – 5 месяцев.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на два года.
Общий объём программы 216 часов, из них на модуль 1 первого года обучения – 99 часов и 2 модуля первого года обучения – 117 часов - всего 216 часов.
Общий объём программы 216 часов, из них на модуль 1 второго года обучения – 99 часов и 2 модуля второго года обучения – 117 часов - всего 216 часов.
Режим занятий одной группы: 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность одного академического часа - 40 минут, перерыв между академическими часами – 10 минут. Программа состоит из двух уровней:
Первый год обучения – ознакомительный уровень.
Второй год обучения – базовый уровень
В дальнейшем из способных учащихся формируется творческая группа – углубленный (творческий уровень).
Все модули программы реализует педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, имеющий высшее педагогическое образование.
Условия формирования групп (ожидаемое количество учащихся): для реализации программы может осуществляться формирование как одновозрастных, так и разновозрастных групп. Максимальное количество учащихся в одной группе – 10 учащихся, минимальное – 10.
Материально-технические условия реализации программы.
1. Кабинет для проведения занятий площадью не менее 2 м. на 1 ребёнка в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 № 41 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
2. Оборудование кабинета: смарт доска - 1 шт., стол письменный для педагога – 1 шт., стулья ученические -13 шт., стул для педагога -1 шт.
3. Нормы оснащения детей средствами обучения и планируемая интенсивность использования средств обучения
Средства обучения
Количество штук на 1 группу
ТСО: ноутбук, принтер, проектор, экран.
1
доска
1
Демонстрационный материал: плакаты
По всем разделам программы
Листочки формата А4
По всем разделам программы
медиатры
10
каподастр
1
Ремни для инструмента
6
Ручки
6
Содержание программы 1-го модуля, 1года обучения.
Учебный план

Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
I раздел Вводное занятие. Знакомство с разными исполнителями
30
5
25
Вводное занятие. Вводный инструктаж. Введение в мир разных исполнителей разножанровых песен. Знакомство с инструментом.
3
1
2
Рассказ о своих любимых исполнителях
Звукоряд и его латинское обозначение.
3
1
2
Ответ на занятии
"Постановка обеих рук. Изучение аккордов Am-A-Dm-E". Отработка этих аккордов в разной последовательности. Аккорд Е7. Примерный песенный материал: 1. "Для тех у кого нет ни голоса ни слуха", "Синяя птица", "Мудрая сказка", ""
24
3
21
Ответ на занятии
II раздел "Теория музыки"
15
2
13
1.
Расположение нот на гитаре.
6
1
5
Ответ на занятии
Изучение приемов правой руки. Упражнения. Развитие памяти.
3
-
3
Ответ на занятии
Разбор и соединение аккордов G, C. Репертуар: "Русь", "Черный кот"
6
1
5
Ответ на занятии
III раздел " Освоение аккордов и приемов игры на инструменте"
60
11
49
Знакомство и разбор песен с применением этих аккордов (Am, A, Dm, E, G, C). Репертуар:
9
1
8
Ответ на занятии
Длительность нот.
3
1
2
Ответ на занятии
Табулатура
3
1
2
Ответ на занятии
Простые песни, произведения по табулатуре
6
1
5
Ответ на занятии
Разучивание песен на 6 аккордов с различной техникой.
6
1
5
Ответ на занятии
Изучение новых приемов для правой руки
6
-
6
Ответ на занятии
Виды размеров. 2/4, 4/4
3
1
2
Ответ на занятии
Размер 3/4 и 6/8
3
1
2
Ответ на занятии
Изучение новых приемов для правой руки. Изучение новых песен с этими размерами.
9
1
8
Ответ на занятии
Септаккорды используемые в ля миноре.
3
1
2
Ответ на занятии
Проверочная работа
3
1
2
Тест, концерт
Баррэ.
6
1
5
Ответ на занятии
Итого:
105
18
87
Содержание программы 2-го модуля, 1года обучения.
Учебный план

Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
IV раздел Освоение аккордов и прием игры правой рукой
6
1
5
Разучивание военных песен.
6
1
5
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Ответ на занятии
V раздел "Исполнительское мастерство".
15
2
13
Исполнительское мастерство
3
-
3
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Баррэ от 6 струны.
Знакомство с творчеством бардов и разучивание их песен.
6
1
5
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Ответ на занятии
Работа с голосом
6
1
5
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
VI раздел "Знакомство с творчеством авторов песен".
90
8
82
Любимые авторы и исполнители современности
12
1
11
концерт
Баррэ от 5 струны
6
1
5
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Творчество Виктора Цоя
6
1
5
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Ответ на занятии
Песни патриотического характера
6
-
6
концерт
Походные песни
3
-
3
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Ответ на занятии
Туристические песни
3
-
3
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Ответ на занятии
Настройка гитары
9
1
8
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Ответ на занятии
Поэзия - подруга музыки
9
1
8
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Ответ на занятии
Пробы пера
3
-
3
Подготовка к концерту 23.02, 03, 08
Ответ на занятии
Проект "О героях былых времен"
6
-
6
Тест, концерт
Музыкальная композиция к 9 мая
12
1
11
Ответ на занятии
Проект "Люди идут по свету".
6
1
5
Ответ на занятии
Вечер посвященный творчеству разных композиторов.
9
1
8
Ответ на занятии
Итого:
111
11
100
I раздел Вводное занятие. Знакомство с разными исполнителями (30)
Теория: Знакомство с педагогом. Инструктаж по технике безопасности, т.к. лопнувшая струна может привести к травме. Знакомство с содержанием предстоящей работы коллектива. Беседа о возникновении бардовского движения, о роли этого жанра в музыкальной культуре народа. Краткая историческая справка о гитаре. На первых занятиях – устройство гитары, строй, постановка рук.
Практика: прослушивание звучания гитары в разных жанрах в исполнении педагога и профессиональных исполнителей (СD), на компьютере.
Оборудование: музыкальный центр, DVD проигрыватель, CD диски,DVD диски, компьютер.
Раздел 2. Теория музыки.(15ч.)
Теория: Объяснение музыкальных терминов, размер 2/4, 3/4, 6/8, 4/4, длительность нот, знаков, аккордов, тяготение звуков. Рассматриваются понятия: мажор, минор, тоника, главные ступени лада, транспонирование, звукоряд и их латинское обозначение. Знаки: диез, бемоль, бекар. Строение дыхательного аппарата, голосовых связок. Баррэ от 6,5 струны. Табулатура.
Практика: позиционная игра, построение аккордов. Соединение голоса и гитары. Исполнение сложных приемов для правой руки с соединением голоса и гитары.
Оборудование: доска, плакаты, карточки, компьютер.
Раздел 3. Освоение аккордов и приемы на инструменте.(66ч.)
Теория: осуществляется основная работа по освоению инструмента, техники постановки аккордов, постановка рук
Практика: техники постановки аккордов: Am, Dm, E, G, C. Освоение аккордов и прием игры правой рукой: 1) основные аккорды тональности Am; 2) Баррэ мажорное, минорное от 6 струнны; 3) Освоение аккордов баррэ от 5 струны.
Освоение техники игры правой рукой: щелчок, щипок, перебор, бой.
Оборудование: карточки, доска, плакаты, музыкальный центр, DVD проигрыватель, CD диски, DVD диски
Раздел 4. Исполнительское мастерство. (15ч.)
Теория: исполнительское мастерство включает в себя работу над правильным извлечением звуков на гитаре: нажим, атака. А также эмоциональное исполнение голосом.
Выработка вокальных навыков, навыков ансамблевого пения.
Практика: изучение законов звукоизвлечения, артикуляции, дыхания, манеры исполнения.
Решение практических задач по самостоятельному подбору аккордов к знакомым песням. Работа над ритмическим развитием.
Раздел 5. Знакомство с творчеством авторов песен(90).
Теория: Знакомство с творчеством бардов. Рассказ о творчестве авторов и исполнителей песен: Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Емелин, А. Розенбаума; Ноябрьских авторов: В. Ипшановой, И. Фарахова. Современных исполнителей: Трофима, Сплина, Арии, ДДТ…
Практика: исполнение их песен.
Раздел 6. Концерты, итоговые занятия.
Содержание программы 1-го модуля, 2года обучения.
Учебный план

Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
I раздел баррэ от 6 струны
18
1
17
Повторение баррэ от 6 струны, до 8 лада. F, F#, G, G#, А, B, H, C, C#, D, D#, E Песни на баррэ. Известные гитаристы: (классики, фламенко, цыганские, бардовской песни, рок-н-рола, рока, эстрадной музыки, музыки ТВ и кинофильмов). Продолжение работы по воспитанию навыков грамотного и точного прочтения текста.
6
-
6
Рассказ о своих любимых исполнителях
Упражнения на развитие техники, различные произведения и песни в табулатуре. Подбирать аккомпанемент. Сочинение песен.
9
1
8
Ответ на занятии
Настройка гитары проходит на протяжении всего года. Основные и усложненные аккорды:Am,Dm,G,C,E,F,A7,E7,A,D,D7,G7,B,Hm,Gm,Cm7,H,H7.
3
-
3
Ответ на занятии
II раздел " Баррэ от 5 струны"
15
2
13
1.
Аккорды с большим баррэ на пяти , шести струнах. Расширение знаний об основных средствах музыкальной выразительности. Прослушивание аудио и видеозаписей.
6
1
5
Ответ на занятии
Продолжение работы над совершенствованием умений и навыков игры на инструменте, приобретенных на первом этапе обучения.
3
-
3
Ответ на занятии
Развитие умения работать самостоятельно. Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений.
6
1
5
Ответ на занятии
III раздел " Технические приемы игры на инструменте. "
12
2
10
Анализ мелодии песни, транспонирование.
6
1
5
Ответ на занятии
Работа с голосом над песенным материалом.
6
1
5
Ответ на занятии
IV раздел "Характерные схемы последовательности аккордов для популярных песен"
18
2
16
Квинтаккорды
9
1
8
Ответ на занятии
Секстаккорды. Упражнения на развитие техники.
9
1
8
Ответ на занятии
V раздел "Баррэ от 4 струны".
15
1
14
"Баррэ от 4 струны" Приемы типичных аккордовых последовательностей для тем, разных стилей. Флажолет
15
1
14
Ответ на занятии
VI раздел "Игра с листа"
39
4
35
Подбор песен по слуху, проходит на протяжении всего года.
9
1
8
Ответ на занятии
Игра с листа
6
-
6
Ответ на занятии
Хамер. Пул.
9
1
8
Ответ на занятии
Полуаккорды.
6
1
5
Ответ на занятии
Гаммы, лады и пентатоника
Контрольная работа
9
1
8
Ответ на занятии, контрольная работа
Итого:
99
12
87
Содержание программы 2-го модуля, 2года обучения.
Учебный план

Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
VII раздел Полуаккорды
18
2
16
. Форшлаг. Мордент. Трель.
9
1
8
Ответ на занятии
Полуаккорды
9
1
8
Ответ на занятии
VIII раздел "Мелизмы и другие музыкальные украшения"
26
3
23
Вибрато, Слайд, Бенд за верхним порожком, , Тремоло, Трель.
9
1
8
Ответ на занятии
Глушение струн, Рейк.
9
1
8
Ответ на занятии
Тэппинг, Тэппинговый флажолет.
9
1
8
Ответ на занятии
IX раздел "Знакомство с творчеством разных исполнителей".
15
1
15
Cсамостоятельный разбор и разучивание музыкальных произведений. песен.
15
1
14
концерт Ответ на занятии
IX раздел "Транспонирование песни из одной тональности в другую".
15
1
14
Транспонирование на примере разных песен.
15
1
14
Ответ на занятии
XI раздел "Разные тональности", круг тональностей.
24
4
20
Тональность ре-минор
6
1
5
Ответ на занятии концерт
Тональность ми-минор
6
1
5
Ответ на занятии
Тональность соль-мажор
6
1
5
Ответ на занятии
Тональность ля-мажор
3
1
2
Ответ на занятии
Подбор песен известных исполнителей к концерту.
3
-
3
Ответ на занятии
XII раздел "Игра в ансамбле".
18
2
16
Роль ансамблевой игры в развитии музыкального мышления, гармонического слуха.
9
1
8
Ответ на занятии
Ансамбль – важнейшая составная часть мировой музыки
9
1
8
Ответ на занятии
XIII раздел "Подбор по слуху".
15
2
10
Отчетный концерт.
3
-
3
Тест, концерт
Подбор на слух. Методика определения основного тона, тонического трезвучия.
6
1
5
Ответ на занятии
Сценический образ.
6
1
5
Ответ на занятии
Итого:
111
11
100
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. (2ч.)
Теория: Инструктаж по технике безопасности, т.к. лопнувшая струна может привести к травме. Знакомство с содержанием предстоящей работы на второй год обучения. На первых занятиях повторение баррэ.
Практика: Исполнение песен на простых аккордах и на баррэ.
Оборудование: музыкальный центр, DVD проигрыватель, CD диски,DVD диски.
Раздел 2. Теория музыки.(7ч.)
Теория: Объяснение музыкальных терминов, транспонирование, баррэ мажорное от 6, 5, 4 струны и их названия, полуаккорды, разные тональности.
Практика: позиционная игра, построение аккордов.
Оборудование: доска, плакаты, карточки, компьютер.
Раздел 3. Освоение аккордов и прием игры правой рукой.(145ч.)
Теория: осуществляется основная работа по освоению инструмента, техники постановки аккордов, техника игры правой рукой.
Практика: техники постановки аккордов: Am, Dm, E, G, C. Освоение аккордов и прием игры правой рукой: 1) основные аккорды тональности D; 2) основные аккорды тональности Dm; 3) Освоение аккордов тональности Em, G, Gm, Fm, F, C, Cm. 4) освоение аккордов на приеме баррэ от 6, 5, 4 струны; 5) полуаккорды, настройка гитары.
Освоение техники игры правой рукой: разные виды перебора, разные виды боев.
Оборудование: карточки, доска, плакаты, музыкальный центр, DVD проигрыватель, CD диски, DVD диски, компьютер.
Раздел 4. Знакомство с творчеством авторов песен.
Теория: Современных исполнителей: Трофима, Сплина, Арии, ДДТ, Мельницы, Т. Шиловой, Танцы минус, Ночные снайперы…
Практика: исполнение их песен.
Раздел 5. Исполнительское мастерство. (56ч.)
Теория: исполнительское мастерство включает в себя работу над правильным извлечением звуков на гитаре: нажим, атака, динамика. А также эмоциональное исполнение голосом.
Выработка вокальных навыков, навыков ансамблевого пения.
Практика: упражнения на дыхание, манеры исполнения, упражнения на артикуляционный аппарат, отработка песенного материала.
Решение практических задач по самостоятельному подбору аккордов к знакомым песням. Играть в других тональностях. Работа над ритмическим развитием.
Раздел 6. Концерты, итоговые занятия.(6ч.)
Календарный учебный график
модуль,
год обучения/
№ группы
Дата начала
обучения по
программе
Дата
окончания
обучения по
программе
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
Сроки проведения промежуточной аттестации
1, 2 модуль 1б
10.09.19
29. 05.19
36
72
216
Вторник 10 00-12 20,
Пятница 10 00-12 20
20.12.19
10.05.20
1, 2 модуль 1в
10.09.19
30. 05.19
36
72
216
Вторник 10 00-12 20. четверг 17 30-20 20
24.12.19
7.05.20
Формы подведения итогов реализации программы:
1-й, 2 - й год модуль, индивидуальная группа учащихся:
промежуточная и итоговая аттестация;
концерты внутри объединения;
участие в концертах ЦДТ;
презентация проекта;
городские, окружные, региональные, всероссийские, международные конкурсы.
Оценочные материалы.
тесты ;
Творческие задания.
Методическое обеспечение

п/п
Раздел
Обеспечение программы методическими видами продукции.
Рекомендации по проведению практических работ.
Дидактический материал.
1.
Теория музыки
Творческие встречи с бардами города Ноябрьска, знакомство с их творчеством. Экскурсии. Походы на концерты профессиональных исполнителей. Творческие вечера внутри занятия. Разработка бесед, знакомство с программами, самостоятельная домашняя работа по докладам.
Сделать плакаты по баррэ и приемов правой руки.
Карточки, плакаты, CD, DVD диски, компьютер, доска.
2.
Освоение аккордов и приемов игры правой рукой
–––
–––
Карточки, плакаты, CD, DVD диски, доска, компьютер.
3.
Исполнительское мастерство
–––
–––
CD, DVD диски, доска, компьютер.
Литература
Для педагога:
А. М. Катанский, В. М. Катанский. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблица аккордов. Аккомпанемент песен: Москва 2005 г. – 248 с.
Н. К. Беспятова. – Программа педагога дополнительного образования: От П78 разработки до реализации. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 (Методика).
Интернет ресурсы
Для учащихся:
Валерий и Елена Бровко. Самоучитель игры на гитаре без нот. Издательство Композитор (Санкт-Петербург), 2000г.
В. Р. Цой. Песни. Сборник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г. – 64с.
Катанские А7 1000 аккордов, выпуск 26, М., 2001 г.
Песни встреч и дорог, Молодежная эстрада, №5, 2000 г.
Песни российский бардов, выпуск 1 – 36, М., 2000 г.
Самоучитель игры на гитаре без нот, выпуск 1 – 26, М., 2000 г.
Сборник Пой, моя гитара, пой, М., Камертон, 2000 г.
Эта музыка будет вечной, М., Камертон, 2000 г.
10