Публикации Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на музыкальной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на музыкальной деятельности
Автор: Гагина Светлана Николаевна

Тема: Влияние музыки на психоэмоциональное развитие дошкольников»Цели: повышение профессиональных компетенций педагогов в вопросе использования здоровье сберегающих технологий - музыкотерапии, как одним способов сохранения и укрепления психического и эмоционального здоровья детей.Задачи:
  • охарактеризовать основные воздействия музыкотерапии на психоэмоциональное состояние дошкольников
  • дать рекомендации по проведению занятий с использованием музыкотерапии
  • дать рекомендации по использованию музыкотерапии в жизни ДОУ для поддержания психоэмоционального комфорта дошкольников
  • Форма проведения: круглый столОборудование: телевизор, ноутбук, столы, стулья, демонстрационный материал, картинки с музыкальными инструментами, листочки.План:
  • Организационный момент
  • Подготовительный этап
  • Введение
  • 2.2. Что такое музыкотерапия 2.3. История развития музыкотерапии 3. Дискуссионный этап (выделение вопросов для обсуждения) 3.1. Обсуждение вопросов 3.2. Физиологическое воздействие музыки на человека. (Выступление педагога) 3.3. Виды музыкотерапии 3.4. Активные приёмы музыкотерапии 3.5. Структура занятий по музыкотерапии 3.6. Практическая часть 4. Заключительный этап
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  • Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча состоится за круглым столом, и разговор будет на тему «Влияние музыки на психоэмоциональное развитие дошкольников»Нашу встречу хотелось бы начать с упражнения, которое называется «Пожелания на сегодня». Упражнение заключается в том, что все по очереди высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день, передавая при этом музыкальный колокольчик. Спасибо за прекрасные пожелания!(после упражнения, все педагоги занимают места за круглым столом)
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  • 2.1 Введение. Своё выступление хотелось бы начать со слов британского драматурга 17 века Уильяма Конгрива.«..Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб…». В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.
  • Что такое музыкотерапия
  • Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе), а слово терапия – в переводе с греческого «лечение» Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
  • История развития музыкотерапии.
  • О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. В Древнем Китае существовала целая система оздоровления с помощью музыки. Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на 5 тонах, соответствующих «пяти первоэлементам Природы» (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали это соответствие в качестве основы для лечения болезни с помощью музыкальной терапии. История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же у нас имеются свои достижения в этой области. В 1997 году Михаилом Львовичем Лазаревым – заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, была создана программа «Здравствуйте!» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».Итак, музыкотерапия - одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка, она является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.
  • ДИСКУССИОННЫЙ ЭТАП
  • 3.1. Обсуждение вопросовПрежде чем начать нашу дискуссию, хотелось бы сказать несколько слов, о том, как музыка помогает нам в повседневной жизни. Не ошибусь, если скажу, что музыку любят все. Но так, как направлений в этом искусствем ножество, то и предпочтения у всех разные. Кому-то нравится классика, кому-то – джаз, кому-то – рок, а кому-то – эстрада или фольклор.Музыка, в отличие, например, от живописи нравится всем.Музыка, сопровождает человека с самого рождения. Колыбельные песни – это, наверное, то, с чего начинается познание прекрасного.Музыку мы слушаем, когда нам весело и хорошо или когда нам грустно и плохо. В продолжение сказанного, я попрошу вас ответить на вопросы.
  • Кто из вас любит слушать музыку? (поднимите, пожалуйста, красные нотки, а кто не любит зелёные)
  • Кто предпочитает слушать классическую музыку? (поднимите, пожалуйста, синие нотки, а кто современную поп. музыку сиреневые нотки)
  • Кто из вас любит петь? (поднимите, пожалуйста, желтые нотки, а кто танцевать оранжевые нотки)
  • Звучание, какого музыкального инструмента вам больше всего нравиться? (ответы)
  • А теперь, я попрошу вас подойти к общему столу и выбрать картинку с изображением музыкального инструмента, который больше всего вам близок по звучанию, по внутреннему ощущению (на отдельном столе картинки с музыкальными инструментами)
  • Я не зря вас попросила выбрать картинку с изображением музыкальных инструментов, ведь каждый инструмент влияет на лечение и профилактику некоторых заболеваний.Возможно, вы неспроста выбрали именно этот инструмент, ваш организм дал вам сигнал при выборе именно этого музыкального инструмента. Уважаемые коллеги, а кто из вас может поделиться своим жизненным опытом, когда музыка вам помогла или наоборот помешала (выслушать пару педагогов)Спасибо большое за ваши рассказы!В заключение дискуссии, можно сделать вывод. Что музыку любят все без исключения и большинство из вас отдают предпочтение классической музыки. Музыка присутствует в вашей повседневной жизни, она помогает вам успокоиться, поднять настроение, взбодриться. Мы используем музыку, чтобы выразить гнев на несправедливость, а также желания нашего сердца. Музыка – это язык, который может использоваться людьми разной расы, национальности, религии, без страха быть непонятым. 3.2. Физиологическое воздействие музыки на человека С точки зрения физиологи, воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативных сферах. Она обладает сильным психологическим воздействием на человека, влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают дети. Возбуждающая, громкая музыка, выражающаяагрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности,спокойствия. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым,расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявленияотрицательных свойств в поведении ребенка. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизироватьэмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а такжеразвивать концентрацию внимания. Музыку можно использовать перед сном,чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:1) психосоматическоепроцессе, которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);2) психотерапевтическоепроцессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). 3.3. Виды музыкотерапии.Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:-рецептивной;-активной;-интегративной. Более подробно о видах музыкотерапии, нам расскажет наша коллега Айсылу Фаниловна Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющие эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающие состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающиеся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния. Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект. Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние Спасибо вам за подробный рассказ! Если посмотреть внимательно, то здесь преобладает классическая музыка. Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте. Отдельно можно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты. 3.4. Активные приёмы музыкотерапии.Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуется использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике такие как:-метод арттерапии-метод цветотерапии-элементы сказкотерапии-игротерапия-психогимнастические этюды и упражнения-вокалотерапия-прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах Так, например, детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Также можно использовать метод цветотерапии. Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также использовать эти цвета.Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как «Воробьиные драки», «Минута шалости», «Злые – добрые кошки», или, например, игра «Высвобождение гнева», где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы. На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», (в практической части, мы с вами обязательно попробуем это упражнение) которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. Также очень популярен метод вокалотерапии. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи. Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах, учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. Уважаемые педагоги, если вы будете проводить занятия с использованием музыкотерапии, я советую вам придерживаться следующей структуры3.5. Структура занятия по музыкотерапииЗанятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.2. Основная часть. Восприятие музыки.3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг. В занятие включаются различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации. Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.Двигательные упражнения1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.2. « Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.Ритмические упражнения Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитии и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя». И т.д.Восприятие музыки. Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаем следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского. Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.Не случайно, врачи - физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка - это всегда только положительные эмоции.Дыхательные упражнения. Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.1. «Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.- Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.- Сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.2. «Не доеная корова »- снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.- Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.3. «Сытая лошадь»- расслабление мышц лица и головы.- Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.4. «Аромат роз» - расслабляющее дыхание.- Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.5. «Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть - вдох, на три четверти - выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.Музыкальная релаксация. Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.Например:1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни»муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена.Ноктюрн.5.Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.Уважаемые педагоги, как вы думаете, нужно ли проводить такие занятия по музыкотерапии? С какими трудностями может столкнутся педагог во время организации таких занятий?(выслушать ответы)А сейчас, хочу предложить вам немного подвигаться.3.6. Практическая частьНаше первое упражнение называется 1. «Танец пяти движений»:Цель: Снятие мышечных зажимов. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. Развитие активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения.Материал: USB c записью пяти мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое. 2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения. 3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка. А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5 движений». Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?2. исполнение жизнеутверждающей песни-формулы «Я, я, я – хороший» (формула музыкального самовнушения).Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма.Проведение: Дети (педагоги) стоят в кругу, в середине круга – солист (педагог). Гладя себя, он поет:Я, я, я – хороший.Я, я, я – спокойный.Я, я, я – здоровый.И веселый я!Остальные дети (педагоги), держатся за руки.Следующий куплет поют все дети (педагоги), а солист (педагог) молчит.Ты, ты, ты – хороший.Ты, ты, ты – спокойный.Ты, ты, ты – здоровый.И веселый ты!И так далее (по очереди)Я, я, я – очень добрый.Я, я, я – очень нежный.Я, я, я – самый лучший.Я просто чудо!Ты, ты, ты – очень добрый.Ты, ты, ты – очень нежный.Ты, ты, ты – самый лучший.Ты просто чудо!В конце песенки дети (педагоги) под музыку подходят к солисту и гладят его по спине.3. «Моё настроение». Цель: Выразить своё настроение с помощью музыки.Проведение: на столиках расположены музыкальные инструменты. Педагог выбирает музыкальный инструмент и с помощью звучания передаёт своё настроение.
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  • Сегодня мы с вами говорили о музыкотерапии, о её влияние на психоэмоциональное развитие дошкольников. Но хочу обратить своё внимание, что музыкотерапия благотворно повлияет на общее психоэмоциональное состояние детей, если для этого будут:1.Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;2.Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;3.Подобраны специальные музыкальные произведения;4.Задействованы все органы чувств у детей;5.Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.Музыкотерапия – безусловно, оказывает положительное воздействие на детей, но у неё, как и у любого назначения, есть противопоказания.Музыкотерапия противопоказана:1.Тем, кто болен отитом2.У кого резко нарастает внутричерепное давление3.Младенцам с предрасположенностью к судорогам4.Запрещено использование наушниковРефлексия: а сейчас, я прошу вас взять листочки и украсить наше осеннее дерево. Если вы сегодня узнали, что- то новое, полезное для себя возьмите - красные листочки, если вам нечего не понравилось и вы считаете информацию бесполезной жёлтые листочки, а если вам хочется узнать или продолжить эту тему – зелёные листочки.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!