Публикации "Художественный образ в личном опыте преподавателя художественного отделения школы искусств"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Художественный образ в личном опыте преподавателя художественного отделения школы искусств"
Автор: Чечиль Ольга Владимировна

Чечиль О.В.
Доклад Художественный образ в личном опыте преподавателя
При поиске информации о Художественном образе в конкретном смысле я столкнулась с проблемой размытости понятия, с обобщенной трактовкой. Статья Демина Г.С. Художественный образ в живописи же, хоть и рассматривает понятие с точки зрения философии, дает определенное и достаточно четко е объяснение. Образ… результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
В статье рассматривается не только понятие образа, но и его своеобразные подвиды: Можно выделить знаки следующих трех типов: (1) знаки-индексы; (2) знаки-образы; (3) знаки-символы. На примере этой классификации рассматриваются ключевые особенности образа, которые мы должны использовать в работе с детьми – при создании художественного образа в рисунках.
Наиболее интересны для нас знаки-символы и знаки-образы. Они имеют много общего, в частности, особенности понимания их людьми.
В процессе коммуникации между людьми, как правило, используют знаки-символы. Для того чтобы система символов могла отразить реальность, учитывая их природную необусловленность и непохожесть на представляемый предмет, человек должен четко и однозначно установить значение каждого символа и их соотношение друг с другом.
Первоначально человек передавал информацию при помощи образов, подобное возможно и в животном мире (например, танец пчелы, сообщающей другим пчелам путь к меду), но образное представление реальности имеет два серьезных недостатка по сравнению с символическим представлением. Во-первых, они недостаточно точны, может быть непонятно, какой именно элемент образа нас интересует и в какой грамматической функции. Например, рисунок ноги может одновременно иметь значения, соответствующие словам: нога, хождение, идти, ход и т. д. Во-вторых, образы гораздо дольше и сложнее воспроизводить для передачи подобия представляемого предмета.
Вместе с тем знаки-образы, уступая знакам-символам по точности и простоте, все же имеют перед ними преимущество в выразительности. Это связано с тем, что образ является менее объективным отражением действительности, нежели символ. Это связано с различием связи этих типов знаков с представляемым предметом. В символе эта связь устанавливается исключительно человеческим сознанием, а поэтому, чтобы служить средством коммуникации, символ должен иметь значение, известное всем членам группы, в рамках которой он применяется. Если человек имеет индивидуальные ассоциации с этим символом, не известные остальным, они не будут передаваться при коммуникации, т.е. символ передает только объективный, социально установленный смысл (хотя в естественном языке он и не является однозначным).
Образ же связан с представляемым предметом через отношение подобия, а подобие — явление, которое может быть истолковано неоднозначно, то есть задает простор для субъективной интерпретации, а потому человек может выразить в образе не только установленное значение, но и связанные с ним ассоциации, и эти ассоциации могут быть частично поняты тем, кто воспринимает образ, а частично могут быть заменены его собственными ассоциациями. Кроме собственно значения представляемого предмета, в образе передается и восприятие (отношение) к этому предмету".
Вместе с тем, если мы хотим пользоваться этим подобием в процессе коммуникации, т.е. заменить представляемый предмет образом (именно образом, а не символом), данное подобие должно быть понятно другому человеку, в коммуникации с которым, собственно говоря, и используется данный образ как заменитель. Это значительно ограничивает возможности использования отношения подобия в процессе применения образов в коммуникации, так как не общепонятный образ будет здесь выступать символом.
Иными словами, благодаря существующему в обществе приблизительному соглашению относительно подхода к пониманию сущностей предметов и к разделению главных и второстепенных черт предметов, общественным сознанием задается некая основная совокупность черт предмета, которая считается необходимой и достаточной для создания правдоподобного образа. Безусловно, приблизительность этого соглашения делает эту область размытой, но практически любой предмет можно изобразить таким образом при помощи минимума черт, чтобы подавляющему большинству психически полноценного населения было понятно, что именно изображено. Иными словами, общество задает и стандарт применения знаков-образов, а не только знаков-символов.
При работе с детьми нужно не забывать об этом общественном стандарте - уровень знаний детей-художников по поводу составления художественного образа должен быть соразмерен уровню зрителей. То есть, ученик, чтобы быть понятым, должен использовать те выразительные средства образа, что общеизвестны любому зрителю.
Например, при создании Образа лета моя группа столкнулась со сложностью определения некоторых специфических особенностей этого времени года, в частности, ученики путали растения, характерные для лета с цветами и травами, имеющими пик цветения весной или осенью. При использовании таких растений как тюльпаны, цветущие в апреле, или маки, распускающиеся в мае, для создания образа лета, появились бы некоторые не состыковки в сознании зрителя. Таких ошибок нельзя допускать, чтобы создать правильный диалог в коммуникации художника со зрителем через живописную работу.
Использование образов в процессе коммуникации связано с тем, чтобы передать не только объективную, но и субъективную информацию о предмете, особенности восприятия его и отношения к нему данного конкретного человека, иными словами, образы служат не столько для передачи информации о самом предмете, сколько о человеке по поводу данного предмета.
Созданный художником образ является тонкой характеристикой самого создателя. При работе с образом дети должны уметь передать не только физические особенности предметов-символов или явлений-образов, но и показать свое отношение к ним, свою душевную связь с ними. Например, при создании Образа зимы, дети должны были показать свою любовь или нелюбовь к данному времени года, выявить его характерные особенности – те, что они считали для себя важными.
Достаточно очевидно, что любой образ в той или иной степени имеет творческий характер, это верно даже для тех образов, которые возникают в нашем сознании в процессе отражения внешнего мира. Это связано с тем, что результат отражения объекта внешнего мира в нашем сознании никогда не является его точной копией.
Нужно не забывать и о художественном своеобразии мироощущения художника – каждый ребенок видит мир по-своему и пытается его изобразить соответственно своему мировоззрению, а это основная задача искусства в целом – передача образа внешнего мира через призму внутреннего мира художника. Такое желание ребенка нужно поддерживать и поощрять, что и делается преподавателями нашей школы.
Личностное своеобразие восприятия времен года ярко проявилось в серии работ Образ времени года, дети с удивительной точностью сумели передать ключевые особенности зимы, весны, осени и лета при создании художественного образа. Ученики смогли передать образы соответственно своего мироощущения, изобразив время года в качестве любимого животного или человека.
В качестве вывода можно взять конкретное понятие Художественного образа, представленного в статье: Художественный образ является видом образа, и в этом отношении обладает всеми теми свойствами, какие присущи любому образу. Но вместе с тем имеет он и свою специфику, и специфика эта связана с тем, что понятие художественный образ тесно связано с искусством, которое является отображением действительности в художественных образах, т. е. понимание специфики художественного образа равносильно пониманию специфики искусства в сравнении с другими формами человеческой деятельности.
Образ весны. Дворницкая А. 4 кл. Образ весны. Мотырева А. 4 кл.
Образ зимы. Чепик Н. 5 кл. Образ весны. Сербовец В. 5 кл.
Образ лета. Васицкая С. 5 кл.