Публикации "Личная гигиена"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Личная гигиена"
Автор: Литовцева Рита Дмитриевна

Цель: показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; привить бережное отношение к своему здоровью.Задачи:Образовательные: продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью, уточнить значимость соблюдения правил личной гигиены для ценности здоровья.Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность.Воспитательные: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Активизация словаря: здоровый образ жизни, предметы личной гигиены.Ход беседы:- Нашу беседу я хочу посвящать личной гигиене.- Что такое личная гигиена? - Личная гигиена - это совокупность мероприятий по сохранению здоровья, путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности человека. Это уход за кожей, уход за полостью рта, содержание одежды и обуви в чистоте, поддержание порядка в квартире.Гигиена кожи.Кожа – это жизненно важный и сложно устроенный орган. Одна из функций которого – защита внутренних частей организма от неблагоприятного воздействия физических, химических и биологических факторов внешней среды.Кожа – барьер для вирусов и микробов. Кожа должна быть чистой. Содержание кожи в чистоте достигается регулярным мытьем.В дополнительном уходе нуждаются наиболее загрязняемые участки тела: руки, лицо, шея, ноги.Под ногтями оказывается 95 % всех микробов.Для поддержания чистоты кожи ежедневно следует принимать душ. Мытье - основной вид ухода за кожей, при котором с ее поверхности удаляются пыль, микробы, пот, кожное сало, различные загрязнения.Если у вас нормальная и жирная кожа, пользуйтесь обычным туалетным мылом или гелем для душа.При очень сухой коже рекомендуется пользоваться мягким детским мылом или делать втирания во влажную кожу специальных масел и кремов.Нужно быть осторожным при использовании мыла и геля для душа, ведь злоупотребление ими раздражает кислотную оболочку кожи, приводит к ее сухости и шелушению. Если вам приходится принимать душ, например, после спортивных тренировок, то пользуйтесь моющими средствами лишь, если сильно вспотели, в этом случае кислотная оболочка меньше раздражается.Очень распространенная проблема - это потливость. При повышенной потливости надо особенно тщательно следить за чистотой тела, так как запах пота создает неприятное впечатление. Кроме водных гигиенических процедур и применения специальных дезодорантов, устраняющих запах пота, попробуйте принимать настои лекарственных растений.Чистота тела человека – необходимое условие для нормальной физиологической функции не только кожи, но и всего организма. Гигиена зубов и полости рта.Здоровые зубы – это красивая улыбка, свежее дыхание и основа правильного пищеварения: хорошо пережеванная пища.Регулярная чистка зубов способствует механическому удалению зубных отложений и остатков пищи, резко снижает количество микроорганизмов в полости рта. Очень важно правильно выбрать зубную пасту. Зубная паста бывает гигиенической и лечебно – профилактической.Эффективность ухода за зубами и деснами зависит и от зубной щетки. Выбирая зубную щетку, следует учитывать степень ее жесткости. Каждый человек должен иметь индивидуальную зубную щетку, которую желательно использовать не более трех месяцев.Основные правила использования зубной щетки:1. Перед чисткой и после чистки зубов необходимо тщательно вымыть щетку2. Щетка должна храниться щетиной вверх. Футляр щетки используется только для транспортировки.3. Не рекомендуется давать свою зубную щетку другим людям4. Щетку необходимо менять, когда она изнашивается (1,5 - 2 месяца) или после инфекционных и вирусных заболеваний.5. Дети должны чистить зубы детской зубной щеткой, подобранной соответственно возрасту.Чистить зубы нужно два раза в день: до завтрака и после ужина. После чистки зубов необходимо тщательно прополоскать рот. Полоскание также необходимо производить после каждого приема пищи или при наличии неприятного запаха изо рта. Для гигиенического ухода за полостью рта и зубами используют зубные эликсиры и зубочистки.Гигиена одежды и обуви.Одежда и обувь служат для защиты организма человека от холода, жары, механических воздействий, внешних загрязнений, а также выполняют эстетическую функцию.Одежда и обувь должны быть легкими, чтобы не утомлять человека при ходьбе. Одежда должна быть свободной, не стеснять движения, не препятствовать дыханию и кровообращению. Тесная одежда, плотно прилегающая к телу, плохо вентилируется и мешает испарению пота.Для поддержания одежды в чистоте требуется регулярная чистка и стирка.Обувь должна быть просторной, удобной, не нарушать кровообращение в нижних конечностях, не препятствовать испарению, не вызывать деформацию стопы, потертости, мозоли. Тесная обувь, сдавливая сосуды, способствует быстрому охлаждению и обморожению ног в холодное время года.Соблюдайте чистоту.1) Чистота тела - это первая защита от болезнетворных микробов. Идеальным было бы принятие ежедневного душа с горячей водой и мылом. Если это невозможно, содержите руки чистыми, чистите ваши ногти, губкой обтирайте лицо, подмышки, промежность и ноги, по крайней мере один раз в день.2) Содержите по возможности чистыми и сухими одежду, особенно нижнее белье и носки. Если стирка невозможна, вытряхивайте одежду, сушите и проветривайте ее регулярно.3) Если это возможно, пользуйтесь каждый день зубной пастой. Мыло, пищевая соль или сода могут с успехом заменить зубную пасту, а маленькая зеленая веточка, хорошо разжеванная с одной стороны, послужит вам в качестве зубной щетки. Другой метод - чистка зубов чистым пальцем. Этот метод массирует также десны.Соблюдение всех вышеперечисленных правил личной гигиены обеспечит крепкое здоровье и будет способствовать сохранению этой главной ценности человека.Итог:-Давайте подведем итоги, о чем мы с вами говорили?-Я желаю вам не лениться и соблюдать правила личной гигиены, которые помогут нам быть какими?-Здоровыми!Цель: показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; привить бережное отношение к своему здоровью.Задачи:Образовательные: продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью, уточнить значимость соблюдения правил личной гигиены для ценности здоровья.Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность.Воспитательные: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Активизация словаря: здоровый образ жизни, предметы личной гигиены.Материалы и оборудование: дидактический материал о здоровом образе жизни, чудесный мешочек с предметами личной гигиены, ватные палочки, мыльно-спиртовой раствор, раздаточный материал: карточки с заданиям.План занятия.1. Организационный момент.2. Загадки о предметах личной гигиены. Сообщение темы занятия.3. Игра «Чудесный мешочек».4. Беседа о личной гигиене.5. Самостоятельная работа.6. Итог занятия.Ход занятия:- Здравствуйте, дорогие ребята! Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Ребята, а что значит – быть здоровым? (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь нашему организму и никогда не болеть, но сначала вспомним предыдущие занятия и поиграем в игру. Отвечайте дружно хором «Это я!», если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите:кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? +кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым? –кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? +кто мороза не боится, на коньках летит, как птица? +ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет? –кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны? +кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки? +кот из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? –кто, согласно распорядку, выполняет физзарядку7 +кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать? +- Ребята, когда я к вам шла на занятие, встретила странного мальчика, он был весь грязный, неопрятный и передал вам письмо, давайте его прочитаемНикогда не мойте руки, шею, уши и лицоЭто глупое занятие не приводит ни к чему,Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицоТак зачем же тратить силы,Время попусту идет.Угадайте, как звали этого мальчика, вы с ним согласны?Дидактическая игра «Чудесный мешочек»В моем волшебном мешочке собраны предметы(мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды), помогающие нам сохранить свое здоровье! А чтобы узнать что там за предметы, давайте отгадаем загадки и расскажем, для чего они предназначены и как ими пользоваться! Я вам загадываю загадки, а вам нужно будет догадаться, что лежит в мешочке!Отгадывание загадок- Ускользает, как живое,Но не выпущу его я Белой пеной пенится,Руки мыть не ленится. (Мыло)Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки?- Зубов много,А ничего не ест. (Расческа)А кто ещё может пользоваться твоей расческой?- Хвостик из кости,На спинке – щетинка.Эта вещь поможет намЧистить брюки и кафтан. (Щетка)- Пластмассовая спинка,Жесткая щетинка,С зубной пастой дружит,Нам усердно служит. (Зубная щетка)Сколько раз нужно чистить зубы?- И сияет, и блестит,Никому оно не льстит,А любому правду скажет –Все как есть ему покажет. (Зеркало)Вытираю я, стараюсь,После ванной паренька.Все намокло, все измялось –Нет сухого уголка. (Полотенце)Лёг в карман и караулю –Рёву, плаксу и грязнулю.Им утру потоки слёз,- Не забуду и про нос. (Носовой платок)Если руки наши в ваксе,Если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?Без чего не может мамаНи готовить, ни стирать,Без чего, мы скажем прямо,Человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли -Жить нельзя нам без...(Воды).- Ребята, как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? (микробы), что такое личная гигиена? (демонстрация опыта). Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью. Грязнулями бывают, как правило, ленивы люди. Ленивые школьники плохо учатся, не любят чисто писать в тетрадях, скучают на уроках, не читают книги. Они не любят трудиться, помогать родителям в домашних делах.. Давайте послушаем стихотворение про такого мальчика и может кто - нибудь узнает в нем себя..Если б мыло приходилоПо утрам ко мне в кроватьПолучить полный текстИ само бы меня мыло,Хорошо бы это было!Если б книжки и тетрадкиНаучились быть в порядке,Знали все свои места –Вот была бы красота!Вот бы жизнь тогда настала!Знай, гуляй, да отдыхай!Тут и мама б пересталаГоворить, что я лентяй!Ребята, о чем мечтал Петя?Мечтаете ли вы об этом?Физкультминутка "Веселый режим дня "Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять.Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять.Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.Ой, а Кран, откройся!Нос, умойся!Мойтесь сразу,Оба глаза!Мойтесь, уши,Мойся, шейка!Шейка, мойсяХорошенько!Мойся, мойся,Обливайся!Грязь, смывайся!- А вы знаете, что о здоровье народ сочинил много пословиц и поговорок? Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся гроздья вишен, на одной из них написано начало пословицы, а вторая чистая. Вы должны дописать ее, а для облегчения задачи приложен листочек с словами подсказками.ПОСЛОВИЦЫЧистота – залог …… (здоровья)Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)В здоровом теле – здоровый … (дух)Кто аккуратен, тот людям ………..(приятен)Чистота – лучшая ……..(красота).- Молодцы, ребята, верно отвечали! А самый быстрый получает в подарок мыло от МойдадыраДидактическая игра «Правильный совет»Вам, мальчишки и девчушки,Приготовила частушки.Если мой совет хороший,Вы похлопайте в ладоши.На неправильный советГоворите: нет, нет, нет.Постоянно нужно естьДля зубов для вашихФрукты, овощи, омлет,Творог, простоквашу.Если мой совет хороший,Вы похлопайте в ладоши.Не грызите лист капустный,Он совсем, совсем невкусный,Лучше ешьте шоколад,Вафли, сахар, мармелад.Это правильный совет?НЕТ, НЕТ, НЕТЧтобы блеск зубам придать,Нужно крем сапожный взять.Выдавить полтюбикаИ почистить зубики.Это правильный совет?НЕТ, НЕТ, НЕТ!Ох, неловкая Людмила,На пол щетку уронила,С пола щетку поднимает,Чистить зубы продолжает.Кто даст правильный ответ –Молодчина Люда? НЕТ!Навсегда запомните,Милые друзья,Не почистив зубы,Спать идти нельзя.Если мой совет хороший,Вы похлопайте в ладоши.Зубы вы почистилиИ идете спать.Захватите булочку сладкую в кровать!Это правильный совет НЕТ, НЕТ, НЕТ!Итог: Молодцы, а теперь давайте постараемся составить правила личной гигиены:- мыть руки перед едой, чистить зубы 2 раза в день, умываться, принимать ванну (душ)…- Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же делать это чаще