Публикации Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр.
Автор: Демидова Ольга Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 г. Вольска Саратовской области
_________________________
Статья на тему
Элементы театрализованной деятельности в
работе учителя-логопеда
Авторы проекта:
учитель-логопед Демидова Ольга Владимировна
Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка, но часто забываем это. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача педагога – так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжёлой работой.
Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой не затухающий интерес, растущий в геометрической прогрессии. Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.
Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно. Роль сказки неоценима: она развивает речь ребёнка, благоприятно влияет на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, эстетическое развитие; развивает память, внимание, творческий потенциал, воображение.
Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, терминологии); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Все знают, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, что она является неотъемлемой частью логопедической работы, но хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок…). Так же мы можем использовать различные сюжеты, игрушки, картинки. В этом мне помогает дидактическая кукла Речевичок. Языком Речевичка можно управлять, демонстрировать артикуляционные уклады, движения (если у ребёнка не получается какое-то упражнение выполнять языком, оно не получается и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнять его языком ребёнку становится легче).
При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа - когда услышишь заданный звук танцуй или звени Петрушкой, - танцуй, когда услышишь, что звук в конце слова (в начале, в середине), - посчитай, сколько звуков я произнесла и столько раз танцуй.
При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды.
Ребёнок берёт в руки двух персонажей: в левую –жука, в правую – муху и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з)
Логопед: летела муха
Ребёнок: зззззззз
Логопед: а навстречу жук
Ребёнок: жжжжж
Разговор мухи и жука может продолжаться долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребёнок слушает внимательно и озвучивает дифференцируемыми звуками.
На занятиях по формированию фонематической стороны речи, навыкам звукового анализа, синтеза и обучению грамоте я использую учебно-методический комплект, в котором для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации: это маленький пришелец из космоса Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает основы русского языка вместе с детьми, а большинство занятий подчинены одному сказочному сюжету: Больной мышонок, Герда отправилась на поиски Кая, Крошечка-Хаврошечка и др.
Г.А.Волкова требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей от 5 до7 лет определяет как: Умение исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, всё время чувствовать с собой рядом партнёров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации.
Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Из анализа психолого-педагогической литературы вытекает, что понятие выразительность речи имеет интегрированный характер и включает:
- интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение;
- мимику, жесты, позу говорящего.
Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:
Самолёт
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.
Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).
Звериные скороговорки - чёткость дикции
Дети надевают маски разных животных (лисички, медведя, волка…) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
От топота копыт пыль по полю летит.
Чудо-лесенка
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса
Чудо лесенкой шагаю, высоту я набирая:
Шаг на горы, шаг на тучи…
А подъём всё выше, круче…
Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!
Диалогические скороговорки дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки (расскажи мне про покупки…).
Развитие речевого дыхания:
Игра со свечой
Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребёнок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать её огонёк. Воздух выдыхается упругой и плавной струёй через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Осенние листочки
На уровне рта ребёнка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щёк (повторить 3-5 раз).
Считай до пяти
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша речь с движением)
Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон - дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот); жестов (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).
Развитие пантомимики (расцвели, как цветы, завяли, как травка, полетим, как птицы, идёт медведь по лесу, крадётся волк за зайцем…).
Психогимнастика на материале любой лексической темы (ты козлёнок, заблудившийся в лесу, показать будто снимаете горячую кастрюлю с огня и обожглись, разбили любимую чашку, как лось важно ходит по лесу, белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы).
Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом н-р: Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем).
Коррекционно-развивающие игры на:
- развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения);
- слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);
- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
- звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);
- воображение ( в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы: продолжи красиво… капельки росы сверкают на солнце, как…);
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый…);
- развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).
На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.
На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединённые одной темой. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В театрализованных играх игровое действие и игровой , костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная и фольклорная основа содержания. Образ героя в игре, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Все театрализованные игры можно разделить на две группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.
В режиссёрских играх ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступает интонация и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссёров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе, учатся взаимодействию друг с другом. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драмматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате её в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребёнка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Игра-драматизация позволяет ребёнку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Театрализованные игры не продолжительны по времени и просты по своей организации, могут проводиться во второй половине дня, в совместной и самостоятельной деятельности детей, иногда игры включаются в занятия. Игры-драматизации целесообразно включать в занятия по развитию связной речи при пересказе русской народной сказки или другого произведения. В нашей логопедической группе уже стало традицией для родителей и педагогов показывать детский спектакль (подробнее об этом, о проектах вам расскажут воспитатели нашей группы).
Воплощая в жизнь наши цели, мы, в детском саду, строим среду для театрализованной деятельности: приобретаем и изготавливаем костюмы для драматизации, идёт накопление и обновление театральных уголков, изготавливаем различные маски, шапочки, атрибуты. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений.
Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр велика. Его работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги, воздействующие на него. Чем слаженнее их работ, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогом.
Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом, что называется выходит из берегов и становится самостоятельной деятельностью детей.