Публикации "Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей дошкольного возраста"
Автор: Демидова Ольга Владимировна


Использование ИКТ
в рамках проекта по развитию речи детей
дошкольного возраста.
Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие.
Галилео Галицей
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов испециалистов всфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно иуспешно реализовать развитие способностей ребенка как интеллектуальных, так итворческих, что очень актуально враннем детстве.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно ввиде текста, графического изображения, звука, речи, видео, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр иигрушек. Все это предъявляет качественно новые требования ик дошкольному воспитанию— первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого— заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Работая руководителем метод объединения по коммуникативно-речевому направлению иизучая проблемы развития связной речи япришла квыводу, что внастоящее время удетей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение сокружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями иописаниями речь удетей дошкольников— явление очень редкое.
В Законе РФ Об образовании сказано, что общеобразовательные программы, втом числе ипрограмма учреждения где яработаю, направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации кжизни вобществе. Именно связность речи может помочь врешении этих задач. Вмоей практике были трудности при обучении связной речи детей.
Апоскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания ит.д.), поэтому дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но исвязь между ними.
Всложившейся ситуации я, да ивсе педагоги находятся впоиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но ивсех психических процессов. Работая на группе раннего возраста иразмышляя одилемме— как же объединить ресурсы ИКТ, дать толчок раннему речевому развитию детей иих познавательной активности изаключить это врамки системы работы по ФГОС, мне пришла мысль создать инновационный проект, врамках которого можно было бы это все реализовать.
Точкой опоры для создания проекта стала интерактивная программа Говорим спеленок, разработанная для речевого развития детей сраннего возраста. Просмотрев эти видео— уроки, япришла кмысли отом, что было бы очень интересно иново применить эту интерактивную программу вусловиях детского сада. Всвязи сэтим возникла необходимость интегрировать эти видео— уроки врамки занятий по развитию речи.
Похожая статья: Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста Взяв воснову мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя исовершенствуя их по-своему, мною были разработаны комплексы занятий ккаждому видео уроку, включающие всебя интеграцию всех образовательных областей. ГОВОРИМ СПЕЛЁНОК— это 300 ярких иллюстраций истолько же коротких мультипликационных роликов, которые раскрывают ребёнку богатство икрасоту родного языка!
Эта программа Пособие включает всебя три раздела: Слова, Словосочетания и Предложения. Все предложения итексты взяты из классической детской литературы. Проект рассчитан на два года, что соответствует возрастной категории: первая младшая (2–3г) ивторая младшая группы(3–4). В первой младшей группе врамках инновационного проекта под названием Говорим спеленок рассматривается раздел Слова, который готовит детей квосприятию дальнейшей информации. Занятия проходят впростой, непринуждённой форме. Достаточно от 15 секунд до 5 минут, чтобы познакомить ребёнка сновыми словами исловосочетаниями, ак смыслу изначению слов дети смогут прийти впроцессе организованной познавательной деятельности.
Эта методика предполагает просмотр 1го видео три раза вдень. Один видео просмотр состоит из 5 слов идлиться не более 15 секунд. Слова сменяются яркими картинками ифотографиями, что позволяет удерживать внимание малыша на протяжении всего видео просмотра. Видео сеансы меняются каждые три дня. Занятие проводится впервый день просмотра видео ролика, следующие два дня просматривается только видео. Так же занятие можно раздробить на части ипроводить его втечении первого дня просмотра.
Целью данного этапа программы Говорим спеленок является обогащение словарного запаса удетей 2–3 лет, развитие познавательной речевой активности. Основные задачи: - расширение словаря по темам,
Содержание занятия: Игра— основной вид деятельности дошкольников, поэтому занятия, проводимые сдетьми, выстраиваю вформе игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие, объединяя одним сюжетом иподчиненные конкретной теме занятия, его целям изадачам).
Работа сдетьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления иориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного. Для правильного произношение звуков перед занятием проводится артикуляционная гимнастика, она представляет собой комплекс упражнений, которые готовят речевой аппарат ребенка кправильному произношению.
Артикуляционная гимнастика сочетается сдыхательными упражнениями имимическим массажем. Происходит знакомство детей со словами свидео урока. Дети произносят их громко, четко.
Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети приобретают представление отех словах, которые они проговорили через познавательную деятельность, которая осуществляется впроцессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыки, художественного чтения, физической культуры, безопасности.
Развитие речи вмладшем дошкольном возрасте напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, для чего взанятии используются специальные упражнения ипальчиковые игры. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне эмоционального переживания, контакта. Они способствуют также иразвитию речи детей.
Наряду сразвитием мелкой моторики уделяется внимание развитию тактильной чувствительности, что помогает детям приобретать способность сравнивать предметы по качеству.
Словесное обозначение качества предметов расширяет активный ипассивный словарь ребенка. Развитие мелкой моторики происходит ичерез ИЗО деятельность, атак же сцелью закрепления пройденного. При организации ИЗО деятельности явоспользовалась методической разработкойИ.А.Лыковой. В конце занятия подводятся итоги ивыводы. Если занятие было раздроблено ипроведено частями втечении дня, выводы можно сделать влюбое удобное время этого дня. Содержание каждого занятия имеет следующую структуру:
1) Артикуляционная гимнастика
2) Звуковая работа (произнесение слов)
3) работа по ознакомлению сокружающим
4) Пальчиковые игры
5) ИЗО деятельность.
Так же занятия включают физ. Минутки иигры различной подвижности. Во второй младшей группе проект Говорим спеленок имеет свое продолжение как проект под названием Раз— словечко, два— словечко, внем рассматриваются разделы: Словосочетания и Предложения. Воснову раздела Словосочетания легли 30 слов— существительных: предметы иявления, окружающие ребенка. Ккаждому слову подобраны по 10 определений, порою характеризующих предмет снеожиданной
стороны. Понять смысл каждого определения помогут не только короткие мультфильмы, но иприёмы мнемотехники, которые явлючила всвою работу.
Целью данного этапа проекта: развитие связной речи дошкольников сиспользованием ресурсов интерактивной программы Говорим спеленок иприемов мнемотехники.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.
2.Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы сдетьми.
3. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи увоспитанников Принцип работы остается тем же согласно методике.
В структуре занятий появляется раздел по работе смнемотехникой. Впроцессе работы удетей развилось умение анализировать, выделять впредметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Дети научились излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков иповторений.
Благодаря DVD Говорим спелёнок икомплексу занятий кним обогащается словарный запас ребёнка, развивается ассоциативное мышление иречь, ребёнок учится читать. Конечно, уже сейчас видны результаты работы, и это показала итоговая диагностика, но все же, эта работа— на перспективу, т.к. связная речь детей вмладшем дошкольном возрасте только начинает развиваться.
Литература:
1. БольшёваТ.В.Учимся по сказке изд. Детство— ПРЕСС, 2001. 2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2–4/1991. 3. ЛогиноваВ.И., БабаеваТ.И. Детство программа развития ивоспитания детей вдетском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996. 4. ПоддьяковаН.Н., СохинФ.А.Умственное воспитание детей дошкольного возраста— 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1998. 5. РубинштейнС.Л.Основы общей психологиию— СПб, 2000г. 6. СмольниковаН.Г., СмирноваЕ.А.Методика выявления особенностей развития связной речи удошкольников. 7. ТкаченкоТ.А.Формирование иразвитие связной речи ООО Издательство ГНОМ иД, 2001. 8. УшаковаО.С., СохинФ.А.Занятия по развитию речи вдетском саду М.: Просвещение, 1993. 9. ФомичёваГ.А.Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1984. 10. ЧернобайТ.А., РогачёваЛ.В., ГавриловаЕ.Н.Оценка успешности речевого ифизического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой.— Омск: ООИПКРО, 2001.