Публикации "Современные подходы к организации экологического воспитания детей с ОВЗ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Современные подходы к организации экологического воспитания детей с ОВЗ"
Автор: Есипенко Лидия Викторовна

ОГБУСО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ОК и ДП г.Шелехов Материалы подготовила социальный педагог Есипенко Л.В.
Современные подходы к организации экологического воспитания
детей с ОВЗ
Каждый ребенок чем-то одарен природой,
и важно помочь ему разглядеть в
себе скрытые возможности.
Социальная работа является одним из самых одухотворенных видов профессиональной деятельности. Это особое состояние души, это образ жизни, это целый мир. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, получить поддержку, любовь и искреннюю заботу, прочувствовать внимание к их проблемам.
Главной целью моей работы как социального педагога является содействие оптимизации процесса социальной адаптации и социальной интеграции ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых сверстников, снижение уровня социальной депривации ребенка и семьи, в которой он воспитывается. Достижение этой цели считаю возможным через экологическое воспитание, социальную экологию.
Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания, необходимо его научить радоваться, сопереживать, видеть прекрасное. Именно эти нравственные навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже понимать окружающую среду, развивают коммуникативные навыки, ум и культуру общения с природой.
Но как решить эту задачу? Какая информация станет им интересной и полезной; посредством чего осуществлять наглядность доступность, как это повлияет на социальную интеграцию ребенка с ОВЗ?
В решении этих вопросов мне помогло использование разнообразных методов и форм.
Ведущее место отвожу наблюдению. Общение ребенка с объектами природы придают яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем. При общении с животными у детей снижается уровень тревожности и агрессивности, формируется умение эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Как известно, ведущей формой деятельности для детей является игра, игра для ребенка с проблемами в развитии часто остается единственным средством приобретения социального опыта.
В своей работе я использую различные игры на экологическую тематику.
А во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, видеть растения и животных в среде их обитания, а еще представляется возможность собрать разнообразный природный материал, для дальнейшего его использования в продуктивных видах деятельности.
Поделки из природного материала – не просто забава и приятное развлечение. Это настоящее мастерство, каждое произведение уникально и совершенно в своём роде. Это развитие творческих способностей, а часто и их открытие, так как порою семья, озабоченная состоянием здоровья, не уделяла времени развитию творческих способностей, и конечно, это развитие мелкой моторики, речи, социализации ребенка.
Дети создают замечательные картины из листьев, веток, семян, камней и песка.
В работе используется тополиный пух, яичная скорлупа, перья, шишечный природный материал. А еще можно использовать различные крупы.
Большой интерес дети проявляют к работе с сеном, из которого получаются великолепные игрушки.
Часто в своей деятельности использую методы Объемная и обрывная аппликация - это наиболее оптимальные методы работы с детьми с ограниченными возможностями. Даже самые слабые ручки смогут смять(оторвать) кусочек бумаги. А сколько радости на его лице, когда он видит конечный результат.
В процессе реабилитации также используется нетрадиционная техника изобразительного искусства – пластилинография.
Если удалось заинтересовать ребенка, то он, при выполнении работы, длительно концентрирует свое внимание на мелких согласованных движениях пальцев рук, создаются благоприятные условия для тренировки внимания.
Все эти виды деятельности позволяют лучше понять окружающий мир, развить эмоции и раскрыть творческий потенциал.
Формой работы, интересной для детей и позволяющей им достичь наилучших результатов при ознакомлении с окружающим миром, является сочетание традиционных занятий и опытно-экспериментальной деятельности. Практика показала, что дети с удовольствием превращаются в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. А использование презентаций и видео уроков позволяет лучше усвоить познавательный материал.
Жизненное пространство ребенка, имеющего статус ребенка-инвалида, часто ограничено, замкнуто. Возникает задача расширения границ этого пространства. Участие детей в создании коллективных работ, создание проектов позволяет успешно решить эту задачу.Так же, одной из форм социальной интеграции является участие детей в различных творческих конкурсах.
Опыт работы по социализации детей с ОВЗ через экологическое воспитание нашел отражение в дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности Учимся у природы.
Дополнительная общеразвивающая программа Учимся у природы при общих образовательных и воспитательных целях имеет несколько вариативных форм: АДОП Уроки природы для детей дошкольного возраста с диагнозами ЗПР, ТНР, РАС, НОДА. Актуальность данных программ заключается в том, что они содействует развитию пространственного мышления, колористического восприятия, способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования экологической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.
Сотрудничество с родителями – это одно из главных условий эффективности социальной реабилитации. Я использую все имеющиеся возможности, чтобы родители (лица, их заменяющие) не только наблюдали за игровой и практической деятельностью своего ребенка, но и принимали в ней активное участие. Провожу семинары – практикумы, беседы и круглые столы, на которых вместе с родителями мы определяем формы дальнейшего развития ребенка. Разработаны памятки, буклеты и картотеки, также создана электронная библиотека для родителей.
В заключении хочу поделиться историей о ребенке с диагнозом ЗПРР Ваней.
Когда Ваня впервые пришел к нам на реабилитацию, он категорически отказывался от общения, не разговаривал, не проявлял интереса к играм.
Но при посещении живого уголка, он заинтересовался животными, кормил, гладил, выражал положительные эмоции, пытался позвать их, хотя до этого практически ничего не говорил. На вопросы окружающих, кто ему понравился?, он не мог ответить, ему было сложно произнести кролик или морская свинка. И тогда Ваня начал рисовать всех своих любимых животных. А на следующей реабилитации он уже не только рисовал, но и прекрасно лепил из пластилина, а самое главное мог позвать своих любимцев по имени.