Публикации Работа с текстом в рамках учебных курсов "Родной (русский) язык" и "родная (русская) литература".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с текстом в рамках учебных курсов "Родной (русский) язык" и "родная (русская) литература".
Автор: Куликова Светлана Николаевна

Работа с текстом в рамках учебных курсов «Родной язык» и «Родная литература» как способ формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся»Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373", № 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020) и других законов в федеральный государственный образовательный стандарт внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" как самостоятельных и обязательных для изучения.Формирование и развитие коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности.Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками  использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения. Формированию и развитию коммуникативной компетенции способствует работа с текстом в рамках курсов «Родная литература» и «Родной язык». Предметные результаты изучения курсов «Родной язык» и «Родная литература» в соответствии с ФГОС ООО должны отражать:
  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
  •         Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.   Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.     В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации (оттенки). Изучение в рамках курса «Родной язык» истории родного русского языка, его возникновения, произошедших и происходящих в нем явлений и изменений позволяет учащимся выявить закономерности, узнать и запомнить орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы, применять их на практике. А такие темы, как «Активные процессы в речевом этикете», «Речевая агрессия и тактики ее устранения», изучаемые в 8 классе, формируют и развивают умение вести себя в обществе, а том числе деловом общении, противостоять речевой агрессии, уходить от неё, применяя различные тактики речевого и психологического поведения. Изучение произведений русской литературы, начиная с древнерусской, позволяет развивать способности комплексно анализировать произведение, находить языковые явления, объяснять словоупотребление, стилистические особенности текста. Так при изучении «Хожения за три моря Афанасия Никитина» в 8 классе учащиеся отмечают признаки и особенности жанра путевых заметок, жития. Анализируя фонетический и грамматический строй текста, находят чередования, сочетания звуков, первоисточники современных слов, обращают внимание на синтаксические особенности построения текста. Развёрнутые ответы восьмиклассников позволяют судить об уровне сформированности и развития их языковой и коммуникативной компетенций.  Анализ текста, проводимый  систематически, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В процессе работы над готовым текстом происходит углубленное знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения. На уроках использую различные формы работы с текстом:-Работа  с  лингвистическим текстом на уроках русского языка.- Лингвистический анализ текста.- Работа с деформированным текстом.- Лексический анализ текста.-Комплексный анализ текста.Систематическое обращение к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения — создавать собственный текст. Художественные тексты, которые используются на уроках родного языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи.Для проведения лингвистического анализа целесообразно использовать на уроках разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, определение темы текста, определение идеи текста, составление планов, наложение готового плана на текст, анализ авторского заголовка или создание своего заголовка, выделение микротем текста, анализ построения текста, сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.Для лексического анализа текста учащиеся пользуются хорошо отработанным алгоритмом:– ключевые слова (словосочетания);– слова, употребленные в переносном значении;– синонимы, антонимы, омонимы;– слова, стилистически окрашенные  (высокого стиля, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.); заимствованные слова, архаизмы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;– показать, что достигается благодаря их использованию;– уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;– подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова.Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.Предлагаю смоделировать работу по комплексному анализу текста по книге А.В. Сохранского «Легенды и предания Тамбовского края».Наш город Тамбов был образован при слиянии двух рек: Цны и Студенца. При выезде на Рассказовское шоссе можно обнаружить место, где Студенец впадает в реку Цну.Название Цна имеет мордовское происхождение и в переводе означает «чистая вода», а название «Студенец» - славянское, означает «холодная, студѐная вода» - «Сказ о Цне и Студенце».«У одного мордовского князя была дочь по имени Цна. Все в поселении любили еѐ за доброту и красоту. Полюбил еѐ и юноша из соседнего славянского племени по имени Студенец. Был он ловким охотником, храбрым воином. Не осталась равнодушной красавица и ответила любовью на любовь. О свадьбе договорились, но случилась в ту пору беда и свадьба не состоялась. Враги злые напали на нашу землю. Стал собираться на войну Студенец, а Цна обещала ждать и подарила ему застѐжку-оберег заветный с изображением лебедя.Месяц, другой проходит, вот и война окончилась, а Студенца нет и нет. Ждѐт-печалится девица. Пошла она к ведунье, что жила на Красном озере. Залюбовалась Цна озером и не заметила, как подошла к ней ведунья со словами: «Знаю-ведаю, зачем ты пришла ко мне, что знать хочешь. Дай мне бусы коралловые, что Студенец тебе подарил». Сняла с шеи бусы Цна и подала их ведунье, а та, пошептав что-то, бросила их в озеро. Зашипела вода, забурлила, поднялся густой туман, а когда рассеялся, то поверхность озера стала походить на зеркало. Увидела Цна в этом зеркале поле боя. Воины убитые и раненые лежат.Среди воинов тех лежит Студенец, кровь запеклась на устах его. Вскрикнула Цна и пропало видение. Лютая тоска охватила девушку, шла домой она и горько плакала. От горя и от слѐз превратилась Цна в красивую речку. Может быть, на этом всѐ и закончилось, если бы нежданно-негаданно не вернулся домой Студенец. Был он тяжело ранен, но не насмерть. Стрела калѐная попала в грудь его, скользнув по застѐжкеоберегу, миновала сердце. Спасла Студенца любовь Цны и еѐ подарок. Люди добрые вынесли его с поля боя, долго лечили травами. Стал искать Студенец невесту, спрашивать у всех про неѐ. Но никто ничего не знал, только показали реку, появившуюся после еѐ исчезновения.Пошѐл Студенец к реке, сел на высокий берег и загляделся в воду. Уж очень цвет воды напоминал цвет глаз его невесты, камыш на берегу – как ресницы еѐ чѐрные, ивушки как косы еѐ длинные. Прислушался он к плеску волн и услышал шѐпот: «Студенец, я ждала тебя, я люблю тебя, иди к ведунье на Красное озеро…» Удивился Студенец, но решил пойти.Рассказала ему всѐ ведунья, опечалился он и решил, что нет ему жизни без милой Цны. И тогда произнесла ведунья такие слова: «Нет ничего сильнее в мире, чем любовь! Видимо, суждено тебе стать тоже рекой. Только так вы сможете быть вместе». Взмахнула она голубым платком и превратила Студенца в быструю реку. Понѐс свои воды Студенец к Цне и соединились они навсегда!»Композиционно-содержательный анализ текста:
  • Тема текста (о чем или о ком говорится в тексте?).
  • Основная мысль текста (что хотел автор донести до читателя?).
  • Деление на микротемы.
  • Средства выразительности.
  • Стилистический анализ текста:
  • определить стиль текста,
  • указать признаки данного стиля.
  • Типологический анализ текста: определить тип или типы речи данного текста.Комплексный анализ:
  • Найдите признаки легенды как фольклорного жанра в данном тексте.
  • Пользуясь словарями, проанализируйте географические названия в тексте. (Название Цна имеет мордовское происхождение и в переводе означает «чистая вода», а название «Студенец» - славянское, означает «холодная, студѐная вода»).
  • Определите значение слова «ведунья», подберите к нему однокоренные слова, объясните с помощью орфографического правила написание этого слова.
  • Проанализируйте морфемный состав некоторых слов.
  • Таким образом, курсы «Родной язык» и «Родная литература» предлагают расширить границы предметной области «Филология», а проводимая в их рамках работа с текстами способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, памяти, речевого чутья, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.Учитель русского языка и литературы Куликова С.Н.