Публикации "Педагогический калейдоскоп" Номинация "Мастер-класс"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Педагогический калейдоскоп" Номинация "Мастер-класс"
Автор: Алексенко Татьяна Вячеславовна

Мастер-класс«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений (мелкой пальцевой моторики).Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.Задачи:
  • показать значимость развития кистевой моторики у детей;
  • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
  • создать условия для педагогического общения.
  • ВведениеЗдравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.Сегодня я  хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.Что такое моторика?Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Один из способов развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки т.д.В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.Я вам предлагаю посмотреть на экран, где напечатано стихотворение. Вы должны придумать пальчиковую гимнастику согласно тексту.ЗдравствуйЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок,Здравствуй, маленький дубок!Мы живем в одном краю —Всех я вас приветствую!(Т. Сикачева)ЗимойСнег пушистый лег на ветки.И гулять бегут все детки.  Лепят бабу под окном,    Дружно катят снежный ком.Лыжи, санки и коньки    Мчатся наперегонки.ЗимойСнег пушистый лег на ветки.Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дереваИ гулять бегут все детки.  Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножкиЛепят бабу под окном,    Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другимДружно катят снежный ком.Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»Лыжи,  Скользить по столу ладонями вперед-назадСанки  Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать  синхронные движения вперед-назадИ коньки    Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе  Мчатся наперегонки.Я вас познакомлю с персонажами сказки «Репка».Репка – показываем руками круг;Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец правой руки, а указательный и мизинец немного согнуты;Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец левой руки, указательный и мизинец согнуты;Мышка – показываем кулачок правой руки.Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, вытянули репку!Логосказки–способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.Это …Пальчиковые игры – без предметов, а есть с атрибутами, с предметами.Например:Возьмем счетные палочки и проделаем ту же работу , что и с логосказками, только будем выкладывать из палочек предметы ,которые встречаются в рассказе « Саша в лесу»Сашин дом стоял на опушке леса. ( строим дом и лес).Мальчик часто ходил в лес к ручейку , чтобы пускать свой кораблик. (строим кораблик)Он очень любил наблюдать за пролетающим самолетом в небе( строим самолет)Особенно его хорошо было видно в солнечную погоду (строим солнце)А когда наступала ночь, Саша любил наблюдать из своего окна (строим окно)за звездами ( строим звезду)С предметами так же может быть..Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).Кинезиология– наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.Ученые нейро- биологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер ГрейвсПенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.Изучив материал по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность.Содержание работы по данной теме отражает интеграцию всех образовательных областей1. Область«Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения;2.Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры, логоритмические упражнения;4.Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т.д.;5.Область «Речевое развитие» - общение детей во время игровой деятельности, стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т.д.Пальчиковая гимнастика.
  • Массаж, самомассаж (без предметов, с предметами).
  • Упражнения для кистей рук (Семья, Пекарь, Пальчики дружат и т.д. )
  • Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы):кольцо, коза, заяц;
  • Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую): кулак-ребро-ладонь; ножницы-собака-лошадь; и т.д.
  • 1.1.Массаж ладоней и пальчиков рукМассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).Сегодня я хочу познакомить вас с одним из видов массажа «Массаж с помощью шестигранного карандаша».Массаж с помощью шестигранного карандашаНаучить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.По материалам Т.В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».Практическая часть«УТЮЖОК»Прокатывание карандаша по поверхности стола.Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столуКарандаш я покачуВправо-влево – как хочу.«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»Прокатывание карандаша между ладонями.Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?«ДОГОНЯЛОЧКА»Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.Пальчики бегут вперёд,И никто не отстаёт.«КАЧЕЛИ»Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.Покачаю вверх и вниз –Крепче, карандаш, держись!«ГОРКА»Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.«ВОЛЧОК»Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.По столу круги катаю,Карандаш не выпускаю.«ВЕРТОЛЁТ»Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.Отправляется в полётНаш красавец-вертолёт.«ЭСТАФЕТА»Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.«ЛАДОШКА»Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.Нарисую я ладошку ,отдохну потом немножко.Вывод: Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.Следующий вид пальчиковой гимнастики – это пальчиковые упражнения. Упражнение «Горизонтальная восьмерка»         Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.Упражнение «Зеркальное рисование»         Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.1.2. «Пальчиковые упражнения»    Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время: утром, во время совместной деятельности воспитателя и ребёнка, на прогулке и т.д.А теперь хочу вам предложить еще несколько пальчиковых игр и упражненииПредлагаю вам проиграть в некоторые из таких игр.«Дополни предмет» (игры с прищепками)Цель игры: Развитие творческого воображения детей, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.Задание: Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучикидля солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.Игра «Волшебные камешки»Цель: развивать у детей дошкольного возраста логическое и образное мышление; развивать мелкую моторику.Задание: Ребенку предлагается выложить узор из камешков (на начальном этапе – по схеме, затем – самостоятельно). Схемы могут быть самые разнообразные. Я подбираю схемы соответственно лексической темы: зима – морозные узоры; одежда – платье, насекомые – бабочка и т. д.Игра «Мастерская Золушки».Бусы для Золушки из макарон и трубочекИгры с сыпучими материаламиНасыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:Месим, месим тесто,Есть в печи место.Будут-будут из печиБулочки и калачи.Мы тесто месили,Мы тесто месили,Нас тщательно все промесить попросили,Но сколько не месимИ сколько не мнем,Комочки опять и опять достаем.Игры с бусинами, макаронамиОтлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.Игры – шнуровкиМожно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.Наматывание ленточекТакие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).Игры с пробками от бутылокБерем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -«Мы едем на лыжах,мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы»То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.«Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.«У меня живёт проглотВесь платок он скушал, вот! »Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.Игры с фишкамиПодберите фишки разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из фишковой мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.Игры с шарикамиСу – ДжокПрименение Су-Джок терапии для развития речи детей, обоснованно многолетней логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи. Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.Ёжик, ёжик, хитрый ёж,на клубочек ты похож.(дети катают Су-Джок между ладонями)На спине иголки(массажные движения большого пальца)очень-очень колкие.(массажные движения указательного пальца)Хоть и ростом ёжик мал,(массажные движения среднего пальца)нам колючки показал,(массажные движения безымянного пальца)А колючки тоже(массажные движения мизинца)на ежа похожи.(дети катают Су Джок между ладонями).Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик» с кольцамиОписание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.— Мальчик-пальчик,Где ты был?(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)— С этим братцем в лес ходил,(надеваем на указательный палец)-С этим братцем щи варил,(надеваем на средний палец)-С этим братцем кашу ел,(надеваем на безымянный палец)-С этим братцем песни пел(надеваем на мизинец).Пальчиковая игра «Семья»Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.Этот пальчик — дедушка,(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)Этот пальчик — бабушка,(надеваем на указательный палец)Этот пальчик — папенька,(надеваем на средний палец)Этот пальчик — маменька,(надеваем на безымянный палец)Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)(надеваем на мизинец).МозайкаПланшетыЛего – конструкторы и даже одноразовые стаканыХочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание, мне было приятно с вами работать.