Публикации Вебинар на тему: "Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста" Тема выступления: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вебинар на тему: "Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста" Тема выступления: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Автор: Гребенщикова Галина Александровна

Картотека игр по развитию мелкой моторикиПодготовила воспитатель Гребенщикова Г.А.Цели:
  • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
  • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
  • развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
  • подготовка кисти руки к письму;
  • развитие сенсомоторной координации рук;
  • влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
  • формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
  • развитиепространственногоориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  • развитие внимания, восприятия, мышления;
  • развитие творческих способностей.
  • Игры с карандашом.Оборудование: карандаш
  • Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  • Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
  • Работа с резинкойОборудование: резинка, коробка1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».Волшебный мешочек.Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.Цель:В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,память, свою способность узнавать предметы на ощупь.Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.Игры с шариками.Оборудование: разнообразные шарики1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).
  • Прокатить шарик по столу:подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  • Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  • «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
  • Игры с бусинками.Оборудование: бусинки, ниточки
  • «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  • Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  • Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  • Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
  • Игры со шнурками.
  • Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  • «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
  • Различные шнуровки.
  • Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
  • Игры со счётными палочками.Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
  • Выкладывание геометрических фигур.
  • Составление узоров.
  • Выкладывание предметов.
  • Игры по развитию тактильной памяти.Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.Материал: карточки с разной на ощупь поверхностьюМехНаждачная бумага Байка (фланель) Капли воска Верёвка зигзагами Целые палочкиПоломанные палочкиБархатВельветФольгаЦеллофан1 .«что на что похоже»Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.
  • « Кто какой на ощупь»
  • Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.
  • «Улетай, горе»
  • Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.Игры с прищепками.Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.Цель: 1.Развитие мелкой моторики.
  • формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  • развитие чувства ритма;
  • развитие конструктивного мышления;
  • формирование положительного настроя на работу.
  • Работа с мозаикойОборудование: мозаика различных видов, образцывыкладываемых фигур.Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.Макароны, горох, фасоль,разные семечки.
  • «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
  • Усложненный вариант:попросите ребенка братьгорошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
  • Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  • «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
  • А."Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
  • «Бусы для любимой бабушки Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  • «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована
  • смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку:"Давайпокормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.Найди приз!Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.ПуговицыОборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
  • «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  • «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  • Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
  • Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.
  • Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.
  • Игра "Пуговица ".
  • Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.