Публикации Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка литературы обучающихся 5- 6- х классов в рамках реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка литературы обучающихся 5- 6- х классов в рамках реализации ФГОС
Автор: Наталья Александровна Княжева

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка литературы обучающихся 5- 6- х классов в рамках реализации ФГОС»Актуальность.Язык, литература и искусство - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Русский язык» и «Литература» как ведущие гуманитарные предметы в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.Особое значение в связи с этим приобретает «проблема формирования коммуникативной компетенции  школьников в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности». Современное состояние преподавания литературы  показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о литературе,  не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена, несмотря на то, что коммуникативно-деятельностный подход и коммуникативная направленность обучения наметились еще во второй половине XX века:
  • В 60-е годы в методике преподавания начали активно разрабатываться вопросы развития речи учащихся (В.В. Голубков, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.).
  • В новых учебниках (под ред. Т.А. Ладыженской) в 1972 году была теоретически обоснована система развития связной речи учащихся, целью которой явилось развитие и совершенствование коммуникативных умений школьников, умений создавать устные и письменные тексты.
  • В 80-е годы складывается методика изучения речеведческих понятий как основы сознательного формирования речевых умений и навыков (В.И. Капинос).
  • В 90-е годы возникло два направления в методике развития речи: коммуникативное и риторическое.
  • В наши дни задача формирования коммуникативной компетентности как ключевой компетентности личности актуализировала риторическую составляющую развития речи с целью совершенствования навыков говорения (8 минут на каждом уроке отводится на продуктивное говорение), определила приоритет коммуникативно-деятельностного подхода в обучении речи (многие школьники читают с трудом, не умеют слушать, общаться; 9% школьников до 15 лет плохо читают и усваивают письменные тексты – это худший показатель среди цивилизованных стран).
  • Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного стиля на другой. зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным Без хорошего развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие, учиться в современной школе невозможно, так же как стать полноценными членами общества. Всё вышесказанное говорит о том, что в настоящее время очень серьёзной проблемой является качество знаний по литературе.Наблюдается снижение интереса к изучаемому на уроках литературы учебному материалу, а значит, они безынициативны в ходе выполнения заданий, не активны, не стремятся к познанию новых, ранее неизвестных языковых явлений, что приводит к снижению уровня качества знаний. Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки литературы вызывали у детей интерес. А как этого добиться? Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения литературе – один из путей решения данной проблемы.Цель настоящей работы в теоретическом плане состоит в:
  • изучении новых образовательных стандартов 2 поколения.
  • развитие коммуникативной компетентности учащихся.
  • Также, я поставила целью обучения формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение.Словарь "Википедия" представляет понятие коммуникация следующим образом. "Коммуникация– акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц".Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию.Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.Существует четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции (по В. И. Тесленко и С. В. Латынцеву):1) базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;2) оптимально-адаптивный – учащиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к ее проявлению и обладают заметным потенциалом;3) творческо-поисковый – учащиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;4) рефлексивно-оценочный – учащиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения.Уровни усвоения знаний:
  • деятельность по узнаванию (ученический уровень) – правильное выполнение аналогичных заданий;
  • деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень) – полнота и действенность;
  • деятельность, связанная с выбором действия (эвристический уровень) – выполнение мыслительных операций;
  • деятельность по поиску решения (творческий уровень) – опора на жизненный опыт, работу воображения и активное мышление.
  • Четырехуровневая система оценки, где базовый уровень соответствует минимальному баллу (тройке), а рефлексивно-оценочный – высшему.Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин.В.Усова, П.И.Чернецов и др.). В своем опыте я также реализую идею  использования творческих заданий  (С. Выготский); идею личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская); идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи, Г. П. Цедровицкий, А. А. Дергач, О. С. Анисимов; идеи развивающего обучения (П. Я. Гальперина, Л.В Занкова, В. В. Давыдова). Основы  идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в использовании опыта « французских мастерских». В основу работы положена гипотеза, согласно которой если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им:
  • значительно повысить качество знаний по предмету;
  • адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои  чувства и представления о мире различными способами;
  • свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач.
  • Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.Формы и методы организации работы с текстом:
  • комплексная работа с текстом;
  • лингвостилистический анализ текста;
  • «самодиктанты»;
  • сочинение-рассуждение;
  • редактирование текста;
  • различные виды диктантов;
  • интеллектуально-лингвистические упражнения;
  • работа с текстами-миниатюрами;
  • составление синквейнов, кластеров к тексту;
  • коммуникативные и игровые ситуации.
  • Методы, ориентированные на устную коммуникациюВсе виды пересказаВсе формы учебного диалога Доклады и сообщенияРолевые и деловые игрыУчебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов Обсуждение, дискуссия, диспут Выступления в качестве ведущих на мероприятияхМетоды, ориентированные на письменную коммуникациюСочинения и изложенияПодготовка заметок и статей в СМИ Телекоммуникационные тексты, сообщенияУчастие в конкурсах сочиненийНаиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).         Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы. При интенсивно групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются её продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями. Работа в парах даёт учащимся время подумать, обменяться идеями с партнёром, и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию. Педагогические цели групповой работы:Сформировать:—логическое и критическое мышление школьников;—навык организации своих мыслей;—навыки устной речи;—навыки риторики;эмпатию и толерантность;—уверенность в себе;—способность работать в команде;—способность концентрироваться на сути проблемы;—манеры при публичном выступлении.Виды групповой работыГрупповая работа может быть представлена в виде:- дискуссии;- дебатов;-  занятия-лекции;- урока - конференции;- семинара-исследования;- занятия-композиции и т.п.Ожидаемые конечные результаты реализации работы:
  • формирование коммуникативной компетенции школьников;
  • высокий уровень читательской активности и мотивации к изучению предмета;
  • повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
  • высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.
  • Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы обучающихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения). Предметом исследования является 6Б класс. Основные формы речевой коммуникации (монологическая и диалогическая речь, беседа в парах и группах, ведение дискуссии, умение задавать вопросы и отвечать на них и др.) у ребят уже сформированы учителями начальной школы. В начале 5 класса я отслеживала, насколько эти виды деятельности у них сформированы.  III Ожидаемые результаты динамики развития коммуникативной         компетенцииПромежуточные результаты эксперимента свидетельствуют о том, что у учащихся уровень развития связной речи повысился. Работа по развитию коммуникативной компетенции проводится на каждом уроке. Новый материал не предлагаю  в готовом виде. Приглашаю обучающихся вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Главная проблема здесь – привычка находить  готовый ответ в учебнике, прочитать тему, определение, вместо того, чтобы самим подумать и его сформулировать, увидеть закономерность, решить учебную задачу самостоятельно. Интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?» Никогда не отвечаю сразу на вопросы обучающихся. Вместо готового ответа предлагаю алгоритм решения проблемы, схему рассуждения. И зачастую ребёнок сам же и приходит к правильному ответу. А награда – похвала учителя, чувство самоудовлетворения, новый опыт.В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.  С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося  в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы.  Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у обучающихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.Применение подобных заданий на уроках русского языка и литературы помогают развивать коммуникативные способности обучающихся. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе обучения русскому языку продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении школьников должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.Работа будет продолжена, по окончании учебного года будет проведен анализ промежуточных результатов.