Публикации Азбука скороговорок, рекомендации для родителей по развитию речи детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Азбука скороговорок, рекомендации для родителей по развитию речи детей
Автор: Кравченко Оксана Михайловна

6. Зеркало. Дети группируются по парам. Один ребенок изображает человека, стоящего перед зеркалом и произносит скороговорку, широко открывая рот и четко выговаривая каждый звук; второй стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, т.е. зеркальное отображение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем дети меняются ролями.
Краб крабу сделал грабли.
Сыворотка из-под простокваши.
Хохлатые хохотушки хохотали хохотом: ”Ха-ха-ха!”
7. Эхо. Ребенок достаточно громко, медленно, с паузами после каждого слова проговаривает скороговорку; ладони можно приложить к губам. По длительности паузы должны быть достаточными для эхо-повтора произнесенного слова всеми остальными детьми. Интересно внести элемент игры Заблудившийся в лесу, Мы в горах.
Наступила сороконожка сороконожке нам ножку.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Не бывает улова у ленивого рыболова.
В пруду у Поликарпа три карася три карпа.
8. Аудиоповтор. Скороговорка записывается на магнитную ленту. Ребёнок повторяет воспроизводимый текст (в разном темпе, разной интонации и т.д.). Конкурс Кто лучше проговаривает скороговрку.
Съел Валерик Варенник, а Валюшка ватрушку.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки,
Сушек Сашиных поесть.
9. Иллюстрация (Зарисовка). Дети выполняют зарисовку (иллюстрацию) к услышанной скороговорке.
Мёд медведь в лесу нашёл,
Мало мёду много пчёл.
Белка ловко в свой домишко перетаскивала шишки,
Белка шишку уронила прямо в мишку угодила.
Застонал, заохал мишка, на носу вскочила шишка.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота отыщи-ка там кота.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
Составитель:
Кравченко О.М учитель-логопед высшей квалификационной категории
МКОУ Краснинская школа-интернат
Азбука скороговорок
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
2020 год
Обучение умению выговаривать скороговорки быстро (скоро) и без запинки, четко и внятно способствует развитию дикции, позволяет закрепить поставленные звуки.
Правила работы со скороговоркой:
не допускайте скуки во время занятий,
постоянно подогревая интерес детей новыми творческими идеями;
отложите занятие, если ребенок расстроен,
устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравится;
знайте меру и не перегружайте малыша.
Помните, норма – понятие весьма относительное;
забудьте о своем возрасте и с удовольствием
включайтесь в работу с детьми;
искренне гордитесь ребенком, цените и
уважайте его успехи.
Первичное знакомство:
Взрослый достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки, затем ребёнок вместе с мамой повторяет текст ещё раз.
Приемы основной работы по запоминанию и проговариванию скороговорки:
1.Пропевка. Подобрать свою мелодию: в виде эстрадной любимой песни, оперы, романса, частушки, в стиле рэп, речетативом и др. Ребенок выступает в роли дирижера. Можно петь, изображая животных (грубым голосом, хитро и лукаво, писклявым голоском, ласково и нежно).
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
2. Инсценировка. Необходимо отобрать заранее подходящую скороговорку. Взрослый произносит скороговорку, а ребёнок показывает её жестами, затем ребёнок самостоятельно инсценирует и выразительно проговаривает текст скороговорки.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Мила мыло уронила.
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост.
Мыла так, что стала белой
И от счастья мыло съела.
3. Ответь на вопрос.
Примерный перечень вопросов:
О ком (о чем) повествует эта скороговорка?
Бывает ли такое на самом деле? Почему?
Сколько слов в предложении?
Работа над значением каждого слова.
Какой звук здесь встречается чаще всего?
Как можно охарактеризовать этот звук?
У ёлки иголки колки.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
4. Задай вопрос. После прослушивания скороговорки, ребёнок продумывает и задаёт вопросы взрослому.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Во мраке раки шумят в драке.
5. Диалог. В проговаривании скороговорки участвуют двое, между ними происходит диалог. Участники стремятся произнести скороговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек-сплетниц, давних друзей, животных и т.д.).
Мышонку шепчет мышь:
Ты всё шуршишь,шуршишь,не спишь?
Мышонок шепчет мыше:
Шуршать я буду тише.
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечал попугаю попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шумишь?
Я боюсь уснуть, сестрица,
Ночью чёрный кот приснится.