Публикации Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства в начальных классах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства в начальных классах
Автор: Метальникова Наталия Ивановна

Метальникова Наталия Ивановна. Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства в начальных классах
Метальникова Наталия Ивановна,
учитель начальных классов, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кировская средняя школа муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Аннотация. В статье представлена игровая деятельность на уроках изобразительного искусства в начальных классах, котораястроится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по его определенным признакам; группы игр, воспитывающих художественный вкус.
Ключевые слова: дидактическая игра, изобразительное искусство, уроки, дидактические упражнения, игровые моменты.
Annotation. The article presents the game activity at the lessons of fine arts in primary classes, which is built as a holistic education, covering a certain part of the educational process and United by a common content, plot, character. It includes consistently games and exercises that form the ability to identify the main, characteristic features of objects, compare, compare them; groups of games to generalize objects on its specific features; groups of games that educate artistic taste.
Key words: didactic game, fine art, lessons, didactic exercises, game moments.
Современное общество характеризуется постоянной сменой способов производства, изменениями в материальной, научной и в других сферах жизни. Нельзя предугадать какие специалисты, с какими знаниями и качествами понадобятся завтра. Общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям. Эти требования влияют на изменение целей и содержания образовательного процесса.
Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра – основная форма познания им жизни. В игре ребёнок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре.
Многие игры объективно рождены религиозной культурой, культовыми традициями далекого прошлого. Религия действительно важный источник появления игр. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З.Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже, Штерн, Дьюи, Жане, Колоцца, Кейра, Фромм, Хёйзинга, Валон, Берн и др. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, М.М. Бахтин, Ф.И. Фрадкинна, Л.С. Славина, Е.А. Флерина, Д.В. Менджерицкая, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, В.С. Мухина, О.С. Газман и др.
Профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.
Дидактическая игра получила всеобщее признание. Учителя давно и успешно включают игры в уроки математики, русского языка, естествознания. На уроках же изобразительного искусства и художественного труда в силу их “практической” направленности и малого запаса времени от использования игр в большинстве случаев отказываются. И не в том ли причина раннего затухания у детей интереса к рисованию, что оно нередко преподается неинтересно, без учета специфики искусства? [4, с.24] Возможности игры в роли активного участника учебного процесса уникальны. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, зачатки характера [3, с. 57].
Опыт многих педагогов убеждает, что дидактические игры необходимы на уроках изобразительного искусства. Во-первых, для ребенка рисование, одно из любимых занятий дошкольного детства, становится школьным предметом и приобретает новую окраску. И необходимо сделать так, чтобы оно не превратилось в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей сущности праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребенка, время встречи с прекрасным и проникновения в него [1, с.44]. Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям [2, с.136]. Во-вторых, уроки изобразительного искусства, как правило, проводятся по расписанию последними, и дети к этому времени уже устают. Игра восстановит физические силы ребенка, создаст радостное рабочее настроение.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении уроков следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы обучающихся, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно- изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя.
Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.
Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.
В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.
Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.
Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер – предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.
По форме упражнения могут быть:
- изобразительными (рисунок, живопись, ДПИ);
- устными (ответы по теоретическим вопросам);
- письменными (анализ произведений искусства).
Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия преподавателя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия под диктант, обучающиеся перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.
Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.
При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.
При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.
Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.
Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3-15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач.
Можно выделить следующие группы игр:
- внимание;
- развивающие глазомер;
- тренирующие наблюдательность;
- развивающие творческие способности;
- воздействующие на эмоции и чувства;
- раскрывающие личностные возможности ребенка.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков; повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: с помощью игры повторяются и закрепляются знания о графических средствах выразительности. Российский психолог А. Н. Леонтьев развил выводы о том, что игра для ребёнка является осмысленной деятельностью. Он считал, что игра должна быть ведущим типом деятельности младшего школьника, так как является для ребёнка доступным путём понимания и освоения мира, социальных отношений, себя в мире. Но и в среднем звене игры находят своё применение и несут различные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую. Игра есть вид развивающей деятельности, по мнению многих учёных. Так давайте учиться весело, играя на уроке!
Библиографический список
Ежова Е. Ю.Игра в обучении изобразительному искусству детей шестилетнего возраста. // Начальная школа. − 1990. − №10. – C. 44–47
Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя /Б. П. Юсови др.; Под ред.Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.
Кузин В. С.Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
Кузин В. С.Психология. Учебник для сред. спец. учебных заведений. − М.: Рандеву – АМ: Агар, 1999. – 303 с.
Трофимова М.В. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 2010 г.
Юсов Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах. – Минск, 1992 г.