Публикации
"Лучшая методическая разработка" «Необычное и очень интересное вокруг нас»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лучшая методическая разработка" «Необычное и очень интересное вокруг нас»
Автор: Тагай Лидия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лучшая методическая разработка" «Необычное и очень интересное вокруг нас»
Автор: Тагай Лидия Владимировна
Образовательная деятельность с использованием опытно-экспериментальной деятельности
Необычное и очень интересное вокруг нас
(подготовительная к школе группа)
Образовательные задачи: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется).
Развивающие задачи:Активизировать словарный запас детей, развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление; развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы, обосновывать свои суждения; развивать активность, инициативность.Развивать умение правильно оценивать результат своей работы.
Воспитательные задачи:Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Воспитывать любознательность, компетентность, самостоятельность, взаимопомощь.
Интеграция образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие (формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу и желание помогать друг другу);
- познавательное развитие (формировать представление о воздухе, его свойствах).
- речевое развитие (упражнять ясно, понятно излагать свои мысли, побуждать делать выводы);
-физическое развитие (развивать глазомер, мелкую моторику руки)
Оборудование и материалы:Ноутбук, магнитная доска, весы, 2 воздушных шара, сундук, письмо в конверте, мандарин, телефон) с записью музыки, видео опыта "Яйцо в бутылке - опыт с расширением воздуха" (видеоматериал передачи "Простая наука" )
На каждого ребенка: специальная одежда, воздушные шары, стакан с водой, кусочки красного кирпича, целлофановые пакеты.
Предварительная работа:Наблюдения на прогулке, беседы о свойствах воздуха – цвет, запах, кому и для чего нужен воздух, движение воздуха, откуда воздух берется, нужно ли беречь воздух; проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха; чтение художественной и научно – популярной литературы, рассматривание иллюстраций; просмотр видео Полеты на воздушных шарах, работа с родителями по подбору материала.
Используемые методы и приемы:
-информационно – коммуникационные (просмотр видеоматериал передачи Простая наука);
-активизации (поиск решения проблемной ситуации, опора на опыт детей, вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей, экспериментальная деятельность , творческое задание- действие в воображаемой ситуации);
-игровые (использование сюрпризных моментов);
-словесные (беседа, рассказ, уточнение, опросы, индивидуальные ответы и суждения детей, поощрение, художественное слово);
-наглядные;
-практические (проведение опытов и экспериментов)
Дифференцированная и индивидуальная работа - с учётом индивидуальных особенностей детей.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Последующая работа: рассказы детей и обсуждение просмотренного видеоматериала в группе и дома с родителями; создание (пополнение) в совместной деятельности с детьми и родителями мини –лаборатории, альбома Этот загадочный воздух; организация выставки детских работ Сохраним планету чистой; проведение заседания семейного клуба Сделаем воздух чище: просмотр видеоматериала передачи "Простая наука", чтение Большой книги экспериментов Э.И.Мотылёвой; использование интернет – ресурсов.
Проведение непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель:Ребята, я привезла вам очень интересное письмо. Давайте прочитаем его вместе.
Смотрим письмо: Что это? (воздушный шар из воздушных шариков) картинка №1
Воспитатель:А это что? (необитаемый остров) картинка №2
Воспитатель:А это? (сундук) картинка №3
Воспитатель:Ребята, что это может означать? Правильно, нам надо отправиться в путешествие. На необитаемом острове нас ждёт волшебный сундук. А полетим мы туда на этом воздушном шаре. Смотрите, какой у нас получился огромный воздушный шар, разноцветный.
А теперь давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои улыбки нашим гостям, сядем все в корзину (садимся на стульчики), пристегнемся. Какие правила поведения мы будем соблюдать в корзине воздушного шара? (ответы детей) А чтобы шар полетел, возьмем друг друга за руки (звучит музыка ).
Вот мы и взлетели, давайте положим руки на колени, закроем глаза, и представим, как мы летим над облаками……
Воспитатель:Ребята, открывайте глаза, я вижу остров. Чтобы нам опуститься на шаре на землю, мы снова возьмемся за руки. Вот мы и приземлились, отстегнулись (выходим из корзины). Остров необитаемый, поэтому ведём себя осторожно. Что нам надо найти на этом острове? (сундук) Давайте его искать (Ищут и находят сундук) Ну что открываем.
Воспитатель: (В сундуке пусто) Я тут ничего не вижу. В нем пусто. А вы что-нибудь видите? А давайте потрогаем (трогаем). Что-нибудь есть? Давайте еще раз посмотрим в него. Точно ничего нет. Ничего не понимаю? А ты что думаешь, Катя? Скажи ты, Ваня, Андрюша? А какие предположения у Ани, у Лизы. Как вы думаете ребята, что же все-таки в сундуке? Ребята, смотрите, я нашла записку, давайте ее прочитаем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Наш воздушный шар оказался волшебным, сундук тоже, может и остров волшебный. Проверим? Давайте закроем глаза, досчитаем до 5. (считают)
Открываем глаза. Как вы думаете, куда мы попали? (в лабораторию) А чем занимаются в лаборатории? А кто там работает? (Ученые)
Я предлагаю нам тоже превратиться в ученых. Ученые – люди серьезные, ответственные. В своих лабораториях они проводят много опытов с разными веществами и прежде чем приступить к работе, они надевают специальную одежду. Давайте и мы тоже наденем (надеваем). Помогаем друг другу застегнуть и поправить. Вот мы с вами стали настоящими учеными, и я предлагаю провести опыты.
Опыт №1Воздух не имеет цвета.
Воспитатель:Первый опыт мы с вами будем проводить стоя, чтобы нам было удобно. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Посмотрите, как сделаю это я.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Какой пакет? (упругий) Значит, в пакете что находится? (воздух) Вы его видите? А теперь спрячьте за пакет ладошку. Что вы видите?(ответы детей) Значит, воздух какой? (прозрачный)
Воспитатель:Хорошо! Давайте проверим, точно ли мы поймали воздух. Я проколю пакеты, а вы поднесите их к лицу и надавите на него руками. Что вы ощущаете? (воздух дует)
Воспитатель:Молодцы! Значит, какой можно сделать вывод? (что воздух нельзя увидеть, он прозрачный, но его можно почувствовать)
Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха Воздух не имеет цвета. Он прозрачный.
Давайте продолжим.
Опыт №2 Воздух переносит запахи.
-Воздух имеет запах?
-Давайте вдохнем носом. (не имеет) Проверим, так ли это?
-А теперь повернитесь, пожалуйста, спиной к столу и не подглядываем. (чищу мандарин) Повернитесь и вдохните поглубже. Что за запах вы почувствовали? (ответы детей)
Воспитатель:Молодцы! Значит, воздух перенёс запах? (запах мандарина) Вот мы и проверили, что воздух ещё может делать, Катюша? (что он не имеет запаха, но он их переносит)
Добавим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха Воздух не имеет запаха. Он их переносит.
Присаживайтесь на стульчики.
Опыт № 3 Где есть воздух
Воспитатель: На столе стоят стаканы с водой, подвиньте их к себе и посмотрите в стаканы. Посмотрите внимательно на стаканчик с водой, что вы заметили? (пузырьки воздуха) Откуда они взялись? (Из воды.)
Давайте продолжим опыт. У вас на тарелках лежит кусок красного кирпича.
- Возьмите его и положите в стакан с водой, что вы увидели Лиза, Паша? (Пузырьки). Что вы увидели? Откуда они там взялись? Что это за пузырьки? (ответы детей)
- Это воздух. Мы убедились, что воздух есть в воде, в кирпиче. Воздух есть и в других предметах, а в каких мы узнаем с вами в следующий раз.
Добавим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха Где есть воздух.
Воспитатель: Ребята, когда вы положили кусок кирпича в воду, то увидели пузырьки воздуха. Куда двигались пузырьки? (вверх.) Почему? (Он легкий) Воздух легче воды, и в форме пузырьков поднимается вверх. Ребята, если воздух такой легкий, как вы думаете, его можно взвесить? (ответы детей)
Воспитатель: Воздух хоть и очень легкий, но все равно имеет вес и его можно взвесить. А как это можно сделать? (ответы детей)
Опыт № 4 Воздух имеет вес
Воспитатель: Возьмем два шарика - я их уже надула, повесим их на весы. Обращаюсь за помощью к детям. Палочка находиться в горизонтальном положении. Один шарик оставим целым, а другой проколем. Посмотрите, ребята, что произошло? (ответы детей) Один шарик –проколотый поднялся выше – он легче, а другой –надутый опустился, значит, он тяжелее. В нем воздуха больше. - Значит, воздух имеет вес.
Добавляем на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха Воздух имеет вес.
Воспитатель: Молодцы! Давайте еще раз вспомним, какие опыты с воздухом мы провели, какие свойства воздуха подтвердили.
1. Воздух не имеет цвета (бесцветный). Он прозрачный.
2. Воздух не имеет запаха. Он их переносит.
3. Воздух есть в воде и в разных веществах и предметах.
4. Воздух имеет вес.
Вы очень хорошо работали, много узнали нового, много запомнили.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть учеными? В вашей группе вы тоже можете сделать мини – лабораторию и будете проводить разные опыты. Я вам в группу дарю вот такой набор для лаборатории, который поможет вам провести много новых опытов.
Воспитатель: Нам надо возвращаться в группу. Давайте снимем спецодежду, не забываем помогать друг другу. Теперь попрощаемся с островом. Садимся в корзину, пристегиваемся и полетели. Не забываем о безопасности. А пока мы летим, я вам покажу еще один опыт с воздухом. (Показ видео "Яйцо в бутылке - опыт с расширением воздуха" на ноутбуке, видео взято из программы "Простая наука"). А вы смотрите внимательно. Дома расскажите про этот интересный опыт, и спросите у родителей, почему так происходит, можете провести этот опыт вместе с родителями дома. Прилетаем в группу. Все молодцы.
А сейчас мы подарим нашим гостям воздушные поцелуи и улыбки. Спасибо всем!