Публикации конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературы
Автор: Базарная Елена Владимировна

Итоговый урок по басням  И.А.Крылова в 5 классе«В мастерской художника слова. Крылов и его басни».Цель: Расширить круг знаний о Крылове как о мастере слова;продолжить формирование навыков работы с текстом.Тип урока: Урок комплексного применения знаний  и умений.Технология: технология «Обучение в сотрудничестве», метод проекта.Форма урока: групповая, коллективная, индивидуальная.Оборудование :- иллюстрации к басням;- «путеводители» с заданиями для работы в группах;- кроссворд - презентация.Ход урока:I.Организационный момент.Эмоциональный настрой на восприятие : инсценировки   басен Крылова ( работа в группах): 1группа- басня «Квартет», 2 группа – «Стрекоза и муравей», 3 группа-  «Кот и повар».IIПроверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.Слово учителя: Стрекоза и Муравей, Волк, Ягненок, Кот …- басенные герои, иносказательные образы. А легко ли их создать? Что должен  для этого знать создатель?Ребята в группах обсуждают вопросы учителя, выдвигают  версии (Писатель должен знать жизнь, прекрасно владеть словом).Учитель акцентирует внимание в ответах учащихся на то, что слово - главное, что есть у писателя, его оружие.III. Формулировка проблемы.Учитель: Предлагаю вам, ребята,  посмотреть, как работает слово у Крылова. А для этого отправимся в мастерскую баснописца, в мастерскую художника слова. Сегодня в ней три басни: «Волк и ягненок», «Волк и журавль», «Волк на псарне».Художественное чтение басен ( групповая работа).Учитель обращает внимание учащихся на то, что во всех баснях один из главных образов - Волк.IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.Вопрос: Какой человек скрывается  за образом Волка? (Обсуждение в группах).  Нам важно выяснить, как Крылов смог создать художественный образ, какие слова отбирал для создания портрета героя?Создание мини - проектов.У каждой группы свое задание , сформулированное в «путеводителе». Старший группы организует работу с учетом того, что члены группы не только должны принять участие в обсуждении, но и подготовить материал для тематического словаря (данная таблица заполняется членами каждой группы в процессе работы над проектами).V. Построение  проекта .1 путеводитель (1 группа):Речь волка:- Чем отличается речь Волка в данных баснях?- Какие слова преобладают в речи Волка?- Что в речи Волка выдает его волчью натуру?- В каком бы тоне вы стали читать слова Волка?2 путеводитель (2 группа):Слова автора:- Найдите глаголы, характеризующие поведение и поступки волка. Что общего между всеми этими глаголами?- Какие ещё слова, кроме глаголов, передают авторское отношение к Волку?- Понаблюдайте за речью Ягненка. Какие слова он употребляет? Как они звучат?3 путеводитель (3 группа):- Найдите в басне «Волк и ягненок» синоним к слову бегал. Как найденное слово характеризует Волка?- Перечитайте сцену переполоха в басне «Волк на псарне». Найдите глаголы и докажите, что с помощью них характеризуется Волк.- Найдите  в басне «Волк и журавль» глаголы, характеризующие поведение и поступки Волк. Что общего между этими глаголами?- Крылова называют мастером портретной живописи. Согласны вы с этим мнением? Если да, то приведите примеры из текста.Работа над проектами , ребята делятся своими наблюдениями.VI. Выводы. Итоги наблюдений.Проблемный вопрос: Как работает И.А.Крылов над словом?Варианты ответов:- автор тщательно отбирает лексику;- использует простые слова, но богатые лексическими оттенками;- большую роль играют выразительные слова (экспрессивная лексика);- автор подбирает нужные интонации.От каждой группы выступает один ученик , дает словесный портрет Волка.VII. Творческое применение  и добывание знаний в новой ситуации.Стилистическая игра.Учитель: Мы говорили о точности и выразительности языка великого баснописца, о богатстве лексических оттенков слова. Вот и определите, какое слово пропущено в цитатах из басни Крылова «Волк и Кот». Ввожу в ситуацию( краткое содержание начала басни).« Волк рад бы в первые тут  ___________ ворота (прыгнуть, шмыгнуть, юркнуть);«Вот видит Волк мой на заборе КотаИ ______: «Васенька, мой друг…» (просит, молвит, молит);«Сказал тут Васька Волку:«Что вижу, кум: Ты всем в деревне ___________( насолил, навредил, надоел).VIII. Домашняя работа (по выбору):- Письменная литературная зарисовка.  Её герои Волк и Заяц, и между ними царят мир и гармония;- Кроссворд «Басни И.А.Крылова».IX. Рефлексия.- Расскажите, о чем мы узнали сегодня на уроке, побывав в мастерской великого русского баснописца И.А.Крылова?  (Возможные варианты  ответов: Внимание к басенному слову помогло нам правильно оценить поступки героев, правильно прочитать басню, научило быть внимательным к собственным высказываниям, проявить свои творческие способности).