Публикации фестиваль исследовательских работ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: фестиваль исследовательских работ
Автор: Любовь Шафранская

Автор: Л.А.Шафранскаяучитель химии МБОУ Олонской СОШ10.11.2020 годаИгровые технологии на уроках химии Принципиальным отличием ФГОС является усиление ориентации на результаты образования. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Основная цель образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика. Она может быть реализована через формирование у учащихся универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся. Для успешной реализации этой цели на уроках я использую игровые технологии, что помогает мотивировать учащихся повышение интереса к предмету химии; это обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность.Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности, развития способностей ребёнка и формирования универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, в программах предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков самостоятельной деятельности.В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, компьютерные и с ТСО.Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.Использование дидактических игр в обучении имеет ряд психологических особенностей. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа. Важно, чтобы цель игры была достижимой, а оформление по возможности, красочным и разнообразным.Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного выбора, которое сопровождает игровой процесс, доставляет школьнику удовольствие и радость. Деятельность, организованная на таких переживаниях, мобилизует познавательные возможности учащихся и помогает тому, чтобы в полной мере и беспрепятственно появилась их самостоятельность.Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной работы и эмоциональной деятельности происходит непроизвольное запоминание. Игры также дают возможность развивать мышление учащихся, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активации, четкому соблюдению установленных правил. В таких играх им важны победа или выигрыш, которые представляют собой достаточно сильный мотив, побуждающий к деятельности и дальнейшему участию в игре. В играх с большим интересом участвуют и слабоуспевающие учащиеся, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу. Дидактические игры, несомненно, способствуют лучшему усвоению знаний, а положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно повышают качество обучения. В своей работе на уроках по химии, в зависимости от цели деятельности, тематики занятий использую игровую технологию целостно или ее элементы. Считаю, что применение данной технологии способствует развитию активности школьников в процессе обучения и самообучения. Игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительной мотивации к учению:
  • развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности,
  • активизирует познавательную деятельность,
  • способствует закреплению и углублению знаний,
  • развивает логическое мышление,
  • объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами,
  • формирует профессиональный интерес,
  • облегчает сознательный выбор будущей профессии.
  • Благодаря использованию методики создаются условия, направленные на повышение уровня мотивации учащихся в изучении химии, активизации мыслительной деятельности. Данная деятельность подтверждается положительной динамикой участия школьников в конкурсах предметной направленности (научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», предметные олимпиады). Сформирован электронный банк методических и дидактических материалов, отобранных с точки зрения эффективности их использования в образовательном процессе при изучении химии.Игровая деятельность используется в следующих случаях:
  • в качестве технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии (лекционно-семинарская зачетная система);
  • в качестве одной из нескольких сочетаемых технологий (ИКТ и игровые технологии)
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
  • Химия 8 классТема: Основные признаки классов неорганических веществ (оксиды, основания, соли, кислоты)Цель: дать первоначальные представления о классах неорганических веществХод мастер-класс
  • Оформление доски: (карточки с неорг. веществами)
  • Таблица классы неорганических веществ (оксиды, основания, соли, кислоты)---Фронтальная работаЗадание: 1. Распределить все вещества на 4 группы, но по определенному признаку, найдите этот признак для каждой группы.2. Названия веществ- (оксид Ме, или неМе, -основания –гидроксиды,: -кислоты ислота, соли – по таблице растворимости называется кислотный остаток, а после металл стоящий на первом месте)
  • Работа в парах или группах: (закрепление)
  • - Химическое лото
  • Игра « Самое длинное слово».
  • Игру можно использовать на этапе объявления темы урока.Тема «Кислоты» (8 класс).Объявляются правила игрыПоявляется табличка с буквами.Используя буквы, необходимо составить самое длинное название вещества. Каждую букву можно использовать только один раз.Побеждает тот, кто составит самое длинное слово.Ответ: оксид, соль, кислота.
  • Игра « Самый наблюдательный».
  • Игра может быть использована при изучении и повторении темы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (8-11 кл.). Игра основана на принципе интеграции предметов: русский язык и химия.Правила игры:Время выполнения работы – 1 минута.Используя Периодическую систему химических элементов, найти: 1. Названия элементов, в которых 3 буквы О.олото, олово, водород).2. Названия элементов оканчивающихся на второйкорень - РОД(водород, углерод, кислород).3. 3.1. Названия элементов оканчивающихся на ОН (неон, аргон, криптон, ксенон, радон). 3.2. Названия элементов оканчивающихся на АН (титан, лантан, уран). 3.3. Названия элементов оканчивающихся на ЕН (селен, молибден).4. Названия элементов оканчивающихся на букву - О (золото, олово, серебро, железо).
  • Игра «Химическое домино»
  • (интерактивная игра с возможностью перемещения объектов) Предлагается сыграть в домино, но карточками будут не обычные костяшки, а знаки химических элементов на экране, из которых учащиеся составляют формулы, например, оксидов, опираясь на степень окисления элементов (работа в группах). Мультимедийная презентация позволяет создать условия наглядности учебного процесса, активно включить ребят в ход урока. Применяется частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями: учащиеся моделируют, работая в группах или индивидуально. Таким образом, достигается интерактивность в деятельности школьников.
  • Игра «Третий лишний»
  • Игра может быть использована при изучении классов органических и неорганических соединений, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по химии.При подготовке к игре можно использовать мультимедийную презентацию с использованием триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его).Правила игры Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам. 1.Кислоты HCI HNO3 H2O HBr HF H3PO4 H2SO3 H2О2 H2SO42. Оксиды CuO FeO CO CO2 As2O5 NO N2O N2O5 NO3. Соли KCI HCI NaCI NaBr NaNO3 NH4OH K2SO4 BaS H2S 4. Углеводороды метан пропан циклопропан C2H6 C4H10 C6H12 бензол фенол толуол5. Кислородосодержащие органические вещества этаналь этанол ацетоальдегид глицин глицерин этиленгликоль фенол толуол бутанол
  • Игра «Разгадай формулу»
  • Темы: «Простые и сложные вещества», «Металлы и неметаллы», « Периодическая система химических элементов» (8 класс).Под каждой буквой записывается название металла и неметалла (если неметалл, начинающийся с этой буквы, отсутствует, то заменить его названием тела).Игра учитывает текущее повторение ранее изученных тем. Вариант – 1 Вариант – 2 Вариант - 3 Игра может быть использована при изучении любой темы, а также при обобщении и систематизации знаний по теме. Тема «Классификация химических реакций в органической и неорганической химии » (10 -11 класс).Под каждой буквой записывается названия реакций. Выигрывает тот, кто приведет наибольшее число реакций. Вариант – 1Вариант – 2Тема «Обобщение и систематизация знаний» (11 класс)Правила игры:Под каждой буквой записываются: 1 название химического элемента,2. название вещества,3. химическое понятие,4. название реакций, Выигрывает тот, кто быстрее напишет все слова.
  • Игра «Химическая азбука»
  • Игра служит повторением и обобщением основных понятий в химии. Затрагиваются различные темы, например: металлы, неметаллы, номенклатура химических соединений, типы химических реакций, история химической науки. Старшеклассники стоят перед выбором будущей профессии, поэтому целесообразно им напомнить о существовании различных профессий.Школьникам также не помешает вспомнить виды спорта, т.к. город Сочи - город олимпиады – 2014. Правила игрыИграющим выдаются заготовки или высвечиваются на экране следующие слова:
  • Металл ___________________________________
  • Неметалл _________________________________
  • Химическое соединение _____________________
  • Химическая реакция ________________________
  • Ученый – химик ____________________________
  • Профессия _________________________________
  • Вид спорта _________________________________
  • Затем называется буква.Задача игры состоит в том, чтобы как можно быстрее заполнить все строки. Слова должны начинаться с той буквы, которая задана по условию игры.Буква «А»
  • Металл Алюминий
  • Неметалл Азот
  • Химическое соединение Аммиак
  • Химическая реакция Алкилирования
  • Ученый – химик Аррениус
  • Профессия Авиатор
  • Вид спорта Авторалли
  • Буква «Б»
  • Металл Барий
  • Неметалл Бор
  • Химическое соединение Бутан
  • Химическая реакция Брожения
  • Ученый – химик Бутлеров
  • Профессия Бухгалтер
  • Вид спорта Бобслей
  • Буква «В»1. Металл Вольфрам2. Неметалл Водород3. Химическое соединение Вода4. Химическая реакция Вюрца5. Ученый – химик Велер6. Профессия Врач
  • Вид спорта Водное поло
  • Буква «Г»1. Металл Галий2. Неметалл Гелий3. Химическое соединение Глауберова соль4. Химическая реакция Гидрирования5. Ученый – химик Гесс6. Профессия Геолог7. Вид спорта Горные лыжиБуква «К»1. Металл Кальций2. Неметалл Кислород3. Химическое соединение Кислота4. Химическая реакция Крекинг5. Ученый – химик Кекуле6. Профессия Кондитер7.Вид спорта Конькобежный спортБуква «С»1. Металл Сурьма2. Неметалл Сера3. Химическое соединение Соль4. Химическая реакция Соединения5. Ученый – химик Семенов6. Профессия Сантехник7. Вид спорта Санный спортБуква «Ф»1. Металл Фермий2. Неметалл Фосфор3. Химическое соединение Фосген4. Химическая реакция Фотосинтез5. Ученый – химик Фишер6. Профессия Фармаколог7. Вид спорта Фристайл7.Игра «Найди меня»Правила игры:Предлагается найти не менее 7 химических элементов, зашифрованных в таблице:Вариант - 1Вариант - 2Правила игры:Предлагается найти не менее 7 химических элементов, зашифрованных в таблице: Можно предложить таблицу с подсказкой:Ответ: золото, железо, азот, вольфрам, ртуть, олово, литий, уран. Можно предложить таблицу с подсказкой:Ответ: углерод, уран, радон, осмий, литий, рений, олово, родий.Вариант - 3Предлагается найти не менее 7 слов, зашифрованных в таблице:Зашифрованы в таблице:профессии, технические устройства, напитки, газ для обеззараживания воды.Ответ: водонос, водовоз, кран, насос, вода, квас, озон.Правила игры Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам. 1.Кислоты HCI HNO3 H2O HBr HF H3PO4 H2SO3 H2О2 H2SO42. Оксиды CuO FeO CO CO2 As2O5 NO N2O N2O5 NO3. Соли KCI HCI NaCI NaBr NaNO3 NH4OH K2SO4 BaS H2S Правила игры Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам. 1.Кислоты HCI HNO3 H2O HBr HF H3PO4 H2SO3 H2О2 H2SO42. Оксиды CuO FeO CO CO2 As2O5 NO N2O N2O5 NO3. Соли KCI HCI NaCI NaBr NaNO3 NH4OH K2SO4 BaS H2S4. Углеводороды метан пропан циклопропан C2H6 C4H10 C6H12 бензол фенол толуол5. Кислородосодержащие органические вещества этаналь этанол ацетоальдегид глицин глицерин этиленгликоль фенол толуол бутанол