Публикации методическая разработка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка
Автор: Старцева Елена Николаевна

Осень в гостях у второклассников.Ведущий. Ветки голые стучат, Галки чёрные кричат, В тучах неба просинь, Наступила…(осень).Льдинка хрустнет тонко,Крикнет птица звонко,Будто есть попросит,Наступила…(осень). Гнёзда чёрные пусты, Меньше сделались кусты. Ветер листья носит, Наступила…(осень).(Исполняется песня «Осень наступила».) 1 к.Осень – осень наступилаЛистья осыпаются.Солнца нет, и потемнелоДождик начинается. Припев:Кап – кап на ладошкиКап – кап на дорожки.Дождик землю поливайС нами поиграй. 2 к.Паучки, жучки и мошкиПрячутся, скрываются.И в далёкую дорогуПтички собираются.ВЕДУЩИЙ. Неслышно Осень подошла И тихо – тихо встала у ворот: Кап – кап, откройте, это я пришла, Кап – кап, уж наступает мой черёд. У входа Осень, молча, поджидает, Но двери ей никто не открывает.1 УЧ. Нет, я Осень к себе не впущу ни за что! Разве летом хоть раз надевал я пальто?2 УЧ. Разве осенью стала бы я загорать, Или в речке купаться, цветы собирать?3 УЧ. Если лето нельзя, то уж лучше зимой Мне на санках кататься с горы ледяной.4 УЧ. Пусть уж лучше весной ручейки потекут, И кораблики наши по ним поплывут. 5 УЧ. Ну а осень унылая нам не нужнаВСЕ. Мы не пустим её, пусть уходит она!ВЕДУЩИЙ. Тут загрустила Осень у дверей: До слёз, до слёз обидно стало ей. И плачет Осень дождиком у входа. И всё дождливее становится погода.(Дети исполняют танец с зонтиками.)ВЕДУЩИЙ. А Осень плачет, плачет у дверей. Ещё бы, ведь не рады дети ей! Ведь сразу станет холодно вокруг, И птицы улетят от нас на юг.(Исполняется песня «Скворушка прощается».) 1 к.Осень – непогодушка,Тополь пожелтел.Вдруг на ветке скворушкаПесенку запел. Припев:Ветка чуть качается,Дождик не кончается,С нами старый скворушкаДо весны прощается. 2 к.В путь – дорогу дальнююСкворушке лететь.Песенку прощальнуюКак ему не спеть. 3 к. Где ты, солнце, вешнее,Ясный небосвод.Над пустой скворечнеюСкворушка поёт. ВЕДУЩИЙ. Кап – кап – кап, снова Осень закапала вдруг, - Кап – кап – кап, разве людям я больше не друг? Повнимательней ты посмотри на меня, Ты увидишь всю прелесть осеннего дня, Я сошью для деревьев златые наряды, И берёзка, и клён их надеть будут рады. Ты взгляни, уже лес стоит весь расписной, Только осенью можно увидеть такой. Мои листья пылают золотистым огнём И на землю ложатся разноцветным ковром!(В центр выходят дети в шапочках, к которым прикреплены листья деревьев.) ОСИНА. В саду осеннем у дорожки Осина хлопает в ладошки. Вот почему на той неделе Её ладошки покраснели.ДУБ. Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Я стою зелёный. Значит, я выносливый, Значит, закалённый.ИВА. Как это скучно – Сто лет без движенья В воду глядеть на своё отраженье! Свесила ветви с обрыва Тихая, грустная ива.ТОПОЛЬ. Тополь, - это знают все – Чемпион по росту. И достать мою макушку Вам совсем не просто, Потому что я за лето Вырастаю на два метра.БЕРЁЗА. Берёзка тонкая и нежная Надела платье белоснежное, А солнышка осенний свет Покрасил косы в жёлтый цвет. Таким нарядом каждый год Встречаю осени приход.КЛЁН. Клён встречает самым первым Осени приход. Кружит в воздухе весёлый Листьев хоровод. Землю быстро укрывает Золотым ковром – Пусть родная засыпает Долгим зимним сном.РЯБИНА. Я нарядная рябинка, На моих плечах – косынка. Бусы ярки, как огонь, Только их пока не тронь. Мои бусы – украшенье И для птичек угощенье. Любят птички зимним днём Угощение моё.УЧЕНИКИ. А ведь, правда, без Осени нам не прожить. Надо Осень сюда поскорее впустить! ВСЕ УЧ. Осень, Осень! В гости просим!(Входит Осень – Ведущая. На голове венок из листьев, яркий сарафан.)ОСЕНЬ. Здравствуйте дети и взрослые. Рада встрече с вами. Пришла я к вам не с пустыми руками, а с чудо – деревом. На нём есть листья, ягоды, фрукты, грибы. Мы соберём с него богатый урожай. Первое что мы сорвём с нашего дерева – это листья. (Раздаётся шум, крик. Вбегает Баба – Яга.)Баба – Яга. Здравствуйте детишки, а так же их родители. Весёлые истории услышать, не хотите ли?ОСЕНЬ. Здравствуй, Баба – Яга. Твои истории мы потом послушаем, а сейчас мы сорвём с нашего дерева листья и поговорим о них. Б. – Я. (Разочарованно) Ну вот, придумали о чём говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они вообще нужны?ОСЕНЬ. Прежде чем ответить на этот вопрос отгадайте загадку:Б. – Я. Какую?ОСЕНЬ. Без чего человек не может жить?(Раздаётся свист, грохот. Вбегает Кощей.)КОЩЕЙ. Я знаю без чего человек не может жить!ОСЕНЬ. Без чего же?КОЩЕЙ. Без меня!Б. – Я. Здравствуй, братец родимый, Кощеюшка любимый!КОЩЕЙ. Здорово, сестрица Яга – костяная нога.ОСЕНЬ. А с нами, почему не здороваешься, Кощей?КОЩЕЙ. Здравствуйте, дети и взрослые.ОСЕНЬ. Здравствуй. Значит ты, Кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? КОЩЕЙ. Конечно. И на праздники меня приглашаете, и в сказки ко мне приходите.ОСЕНЬ. Да, это так. Но без твоего коварства и злой силы мы проживём.Б. – Я. Но без чего мы не можем жить? Очень даже интересно.ОСЕНЬ. Давайте спросим у ребят. Может они знают. (Выслушиваются мнения детей.)Вы все правильно говорили, но главное без чего мы не можем прожить – без листьев.Б. – Я. Вот ещё чего придумали. Без листьев! Так я и поверила! Без каких – то там листьев мы не можем жить. КАЩЕЙ. Бред какой – то вы несёте!ОСЕНЬ. Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну – ка, попробуйте жить и не дышать. Ребята, вы тоже можете попробовать не дышать. Начали… (Баба – Яга и Кощей затаили дыхание. Потом начинают шумно дышать.)ОБА. Ой, больше не могу. Дышать хочется.ОСЕНЬ. А знаете ли вы чем дышите?Б. – Я. Никогда об этом не думала. Дышится да дышится. Ну и ладно.КАЩЕЙ. Да и я никогда не задумывался. А чем мы дышим?ОСЕНЬ. Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее, то воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700 – 900 литров кислорода.КАЩЕЙ. Ой – ой – ой! Как много!ОСЕНЬ. Но ещё больше кислорода потребляет легковой автомобиль. За 1000 километров пробега он использует столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.КОЩЕЙ. Но я всё – таки не понимаю, причём здесь листья?ОСЕНЬ. А притом, дорогие мои, что листья, окружающие нас, настоящие фабрики кислорода.Б. – Я. (Смеётся.) Ой, не могу! Ой, уморили! Листья – фабрики…Вот это да! КОЩЕЙ. Но ведь у всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями дым и трубы? (Внимательно рассматривает листья.)ОСЕНЬ. Листья – фабрики необычные без труб и дыма. Из почвы по стволу, к листьям поступает вода. Под воздействием энергии света листья выделяют кислород. Вот и получается, что без листьев мы не можем с вами обойтись.Б. – Я. Выходит, если бы листочков не было, мы израсходовали бы весь кислород?КОЩЕЙ. Значит, чем больше листьев, тем больше кислорода?ОСЕНЬ. Да, правильно. Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кусты, а отдыхать, приятно в лесу или парке. Именно поэтому так важно беречь природу. Без листьев жить невозможно.Б. – Я. И КОЩЕЙ. Да, убедили. Без листьев не обойтись.Б. – Я. Именно поэтому я так долго живу. Ведь избушка моя стоит в лесу.КОЩЕЙ. Да и я постоянно на природе живу. Не зря меня Бессмертным кличут.ОСЕНЬ. Много деревьев и кустарников растёт в лесах, но не все есть в наших краях. Сейчас мы поиграемв игру «Хлопок – молчок». Я называю дерево или кустарник. Если растение есть в наших краях – хлопните в ладоши, если не встретишь у нас в лесу – молчите. (После каждого слова делается пауза.)Яблоня. Тополь. Малина. Мимоза.Ель. Саксаул. Облепиха. Берёза.Вишня. Черешня. Ольха. Апельсин.Клён. Сосна. Дуб. Баобаб. Мандарин. Молодцы, ребята! Справились с заданием. Поиграем в игру «Мы осенние листочки». Возьмите в руки листики и повторяйте за мной слова и движения:Мы – листочки, мы – листочки,Мы на веточках сидели.Ветер дунул, полетели.Мы летали, мы летали,А потом летать устали.Перестал дуть ветерок – Мы присели все в кружок.Ветер снова вдруг подулИ листочки быстро сдул.Все листочки полетелиИ на землю тихо сели.(Дети стоят с листочками в руках. Разбегаются. Бегают, помахивая листиками. Приседают на корточки. Поднимают листочки над головой. Снова разбегаются, помахивая листиками. Подбрасывают их вверх.)ОСЕНЬ. Настоящий листопад получился. Давайте поднимем листья и сложим их в корзинку. Б. – Я. А можно я с дерева корзинку с фруктами и ягодами сниму?ОСЕНЬ. Ну, конечно, можно.Б. – Я. (Снимает корзинку с нарисованными фруктами, ягодами.) А корзинка не простая. На ней задание написано. Отгадайте загадки и угощайтесь соком.ОСЕНЬ. Справитесь, ребята, с загадками, которые я приготовила? Ну, тогда слушайте:
  • Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой.
  • Не с конфетной фабрики – из далёкой Африки. (Апельсин)
  • Этот вкусный жёлтый плод к нам из Африки плывёт,
  • Обезьянам в зоопарке пищу, круглый год даёт. (Банан)
  • Сижу на дереве, кругла, как шар,
  • Красна, как кровь, сладка, как мёд. (Вишня)
  • Висит шарик с бугорком, а внутри он с сахарком. (Груша)
  • Синий мундир, жёлтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
  • Само с кулачок, красный бочок.
  • Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко)
  • Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет.
  • Другая чернеет. (Смородина)
  • Пчёлкам – на работу, батьке - на заботу,
  • Хворым – на леченье, всем на угощенье. (Малина)
  • Низок да колюч, сладок да пахуч,
  • Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
  • Ягоды зелёные, а всеми хвалёные.
  • Растут с костями, висят кистями. (Виноград)
  • Сладкий, но не шоколад. Круглый, но не виноград,
  • Хвостик, как у поросёнка, полосатый, как халат. (Арбуз)Молодцы, дети. Все загадки отгадали и, всем вам на угощенье, соки, джемы и варенье.КОЩЕЙ. Теперь моя очередь урожай срывать. (Снимает с дерева корзину с овощами.) ОСЕНЬ. С наступлением осени в полях и огородах зреют овощи. А вы знаете, какие овощи растут у нас на грядках и в теплицах? (Ответы) Урожай у нас хорош, уродился густо. (Сценка «Весёлый огород».)УЧЕНИКИ. Над лугами рассвело, Спрятались туманы. Ну а солнце тут как тут: Припекает грядки, Смотрите, как плоды растут, Всё ли здесь в порядке…ОСЕНЬ. Вот шагает к нам бутуз – Спелый сахарный арбуз, Гордый, руки в боки, Круглый толстощёкий.АРБУЗ. Я, друзья, недаром гордый: Сверху я зелёный, твёрдый, Но зато внутри – веселей зари. Не разбейте ненароком – Брызну красным сладким соком.УЧЕНИКИ. Не хвались, Арбуз, Не гордись, Арбуз! Может, ты ещё Нехорош на вкус. Скоро мы тебя Вновь проведаем, И попробуем, и отведаем!..ОСЕНЬ. Поглядите – вот кочан. Вот кочан капусты: Сто одёжек и тюрбан, И внутри не пусто!КОЧАН. Я, друзья, кочан капустный Необыкновенно вкусный. Я с макушки побелел, Я уже вполне поспел. Хоть варите, хоть солите, Поступайте, как хотите Я хрустящ и свеж – Режь ножом и ешь!УЧЕНИКИ. Молодой Кочан, Дорогой Кочан, Не тужи – тебя Мы положим в чан, И засолим впрок, И наварим щей, Подадим на стол, Угостим друзей.ОСЕНЬ. Гляньте – ка на двух подруг, На красные обновки… Шире круг! Шире круг! Танцуют две морковки!МОРКОВКИ. Мы нарядны и стройны И, конечно, всем нужны Всем мы дороги и любы. Поострее были б зубы. Нет, не всяким едокам Мы, морковки, по зубам…УЧЕНИКИ. Вы, Морковочки, вкусны. Вы, Морковочки, сочны, Вас, Морковки дорогие, Есть мы будем до весны. Во дворе и за столом Мы вас мигом разгрызём!ОСЕНЬ. Слышите? Смеётся лук И говорит: «Потеха!» Отчего ты, милый друг, Давишься от смеха?ЛУК. Не морковь я, нет, я – злюка! Стоит вам отведать лука – Слёзы потекут рекой, Я на грядке самый злой!УЧЕНИКИ. Не сердись, Лучок, Не ершись, Лучок, Все мы любим лук, Полезай в сундук. Будет суп вкусней И салат – острей. Ты, наш лучший друг. Ты от всех недуг.ОСЕНЬ. Это что за молодец И кто его подружка? Это толстый огурец И тонкая петрушка.ОГУРЕЦ. Я превосходный огурец – Зелёный, крупный, сладкий. Мне надоело, наконец, Лежать на чёрной грядке! А что вы скажете о ней? Не правда ли, дурнушка? А хвост? Мышиного длинней! Ни дать, ни взять – петрушка!УЧЕНИКИ. Не сердись, Огурец, Не бранись Огурец! Мы в лукошко положим тебя, Молодец, ну чего ты в подружке Дурного нашёл? Не пора ли тебе и Петрушке на стол?ОСЕНЬ. А вот, уставясь в облака, Подсолнечник идёт… Приятель, ты не свысока Глядишь на облака?ПОДСОЛНЕЧНИК. Я не занёсся высоко, Я нос не задираю… Вы думаете, мне легко Кормить воронью стаю? Вороны надо мной снуют, Клюют без передышки… А где же семечки возьмут Вот эти ребятишки?УЧЕНИКИ. Не страдай, Подсолнух, Не скучай, Подсолнух, Дай нам семечек твоих Чёрных, вкусных, полных… Рады мы тебе помочь, От Подсолнечника прочь Улетайте, воры!ОСЕНЬ. Вот, кряхтя от груза, Идёт к нам кукуруза. Что желаешь, труженица?КУКУРУЗА. Дождь мне нужен проливной – Истомил нещадный зной.УЧЕНИКИ. Дождик длинноногий, Ступай на все дороги!(Дети исполняют песню «Дождик».) 1 к.Кап – кап, тук – тук – тукПо стеклу раздался стук.Это дождик поутру 2 р.Разбудил всю детвору. 2 к.Кап – кап, дон – дон – донКапли начали трезвон.Если выйдете гулять 2 р.Не забудьте зонтик взять. 3 к.Кап – кап, кап – кап – капУ дождя весёлый нрав.Завтра утром мы опять 2 р.Под дождём пойдём гулять.УЧЕНИКИ. Мы возьмём ведёрки, Да и в путь – дорожку. Дружба нам поможет Выкопать картошку. Эта скороспелка От того вкуснее. Что пришлось ребятам Повозиться с нею.Б. – Я. Лишь закат осенний Озарит окошки Мы в золе горячей Напечём картошки.КОЩЕЙ. Картошка, картошка, Урожай богатый! Вкусную картошку Любят все ребята.(Дети исполняют песню «Антошка, пойдём копать картошку».)ОСЕНЬ. Чтобы быть здоровым, сильным Надо овощи любить Все, без исключения. В этом нет сомнения. А сейчас, а сейчас Овощи, пускайтесь в пляс.( Звучит весёлая музыка. Все дети повторяют движения за ведущими.)Б. – Я. Давайте отправимся в лес за грибами. (Снимает с дерева корзинку с грибами.)ОСЕНЬ. Мы поедем в грибной электричке. Разделимся на две команды. Одни будут считать, сколько остановок электричка делает в пути, другие сосчитают, сколько видов грибов – пассажиров ехало.Едут в электричке волнушки и лисичкиС подружками – друзьями, рыжиками, с дубовиками.Со станции Пригоркино на станцию Ведёркино,Со станции Подъёлкино на станцию Засолкино.Колёса со старанием по рельсам тарахтятВезут по расписанию компанию опят.Со станции Полянкино на станцию Сметанкино,Со станции Пеньковкино, на станцию Духовкино.У мухомора хитрый вид, ехидная усмешка – Забрался в поезд и сидит, как будто сыроежка.Но вот заходит контролёр, выводит мухомораИ безбилетник мухомор краснеет от позора.А старичок – боровичок – интелегентный толстячок,Приподнимает, свой берет, и предъявляет свой билет.К билету прилагаются несколько квитанцийС названиями станций: Дорожкино, Лукошкино, Опушкино, Засушкино,Кастрюлькино, Бульбулькино, Лучково и Укропкино.Морковкино, Перловкино, Маслёнкино, Картошкино,Лаврушкино, Петрушкино, Тарелкино и Ложкино. - Сколько станций вы насчитали? (24) Сколько разных видов грибов ехало в электричке? (7 – 8 т.к. мухомор – будто сыроежка) Назовите пассажиров.(Приготовить иллюстрации грибов и показать детям.)КОЩЕЙ. Ребята сказали мне по секрету, что приготовили о грибах частушки. Давайте их послушаем:ВСЕ: Танцы, музыка и смех - Стены аж качаются. Это наши второклашки С осенью прощаются.Я иду – иду – идуС кузовком – лукошком.Кузовок несу – несуПо лесным дорожкам. Под сосной трава примята – Притаились в ней маслята. В кузовок попал отряд Скользких маленьких маслят.Нет грибов дружней чем этиЗнают взрослые и дети.Опёнок рос на пне, в лесуКак веснушки на носу. Он в осиннике родится Как в траве не притаится Всё равно его найдём Подосиновик сорвём.Ходят в рыженьких беретах,Осень в лес приносят летом.Очень дружные сестричкиЗолотистые лисички. Вот во мху, как на подушке, Лежит беленькое ушко. А за ним ещё штук пять Это грузди, надо взять!На толстой белой ножкеКоричневая шапка.Наверное, любой грибникНайти мечтает боровик. Подберёзовик таится Под берёзой, в холодке. Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке.У него невзрачный видИ он очень ядовит.Не бери его с полянкиХуже нет бледной поганки. Любит в разных шапках быть В зелёной, красной, жёлтой. Собирай, не мешкай Это сыроежки.Возле леса на опушке,Украшая тёмный борВырос пёстрый, как ПетрушкаЯдовитый мухомор.ВСЕ. Вы грибочки узнавайте И не бойтесь ходить в лес. А мы звонко запоём Осень красную зовём. ОСЕНЬ. Спасибо, милые певцы, Я вас хвалю, вы молодцы!Пришла пора прощаться. Послушайте от нас слова – напутствия:(Звучит мелодия из мультфильма «Бременские музыканты».) 1 к.Нету нам другого интересуЧем бродить по лугу и по лесу.Любим мы полянки и тропинкиЗдесь красиво всё, как на картинке. 2 р. 2 к.Мы хотим в любое время года,Чтобы полюбили вы природу.Рады были встрече с ежом и лягушкойИ с любою малою зверушкой. 2 р. 3 к.Пусть спокойно здесь гнездятся птицы,Живут мирно лисы и куницы.Ягоды с грибами собирая2 р.Учим вас любви к родному краю.Б. – Я и КОЩЕЙ. До новых встреч! До свидания!ОСЕНЬ. Счастливого пути. Гости ушли, а я приглашаю на сцену ребят. Первыми выйдут те, которые окончили четверть на одни пятёрки. Наши отличники. Это________________________________________ .Приглашаю хорошистов. Это__________________________________________________________________ А теперь выйдут ученики, у которых одна тройка. Это_____________________________________________ Сейчас выйдут ребята, которые очень старались, но у них пока не всё получается. Это___________________________________________________________________________________________ .(Дети исполняют песню на мотив «По секрету всему свету».) 1 к.Мы, мы, мы расскажем вам сейчасКак, как, как идут дела у нас.Все, все, все выросли уже,А может вовсе и не все.Че, че, четверть первая прошла.Всё, всё, всё плохое унесла.Мы, мы, мы оценками вполнеДовольны все или не все. ПРИПЕВ:Мы желаем всем вамМы желаем всем вамБольше сил накопитьЧтобы уроки учить. 2 к.О, о, осень нынче на двореВ сентябре, октябре и, конечно, в ноябре.Листопад уж завершен,А зиме открыта дверьТы хочешь, верь, а хошь не верь.Ждут, ждут, ждут каникулы всех насИ, и, и, конечно же, всех васМы, мы, мы немного отдохнёмИ к новой четверти пойдём. Вед. Приглашаем всех на праздничное чаепитие. (Дети в подарок получают фрукты, соки.)