Публикации "Методическая копилка педагога"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка педагога"
Автор: Осипова Марина Петровна

12 июня - День России!(Сценарий конкурсно-игровой программы) Цель: - обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию;- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства;- формирование культуры мира и межличностных отношений;- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей.Участники: дети 4 класса и среднего школьного возраста.Оборудование: цветные мелки, альбомы, карандаши, фломастеры для конкурса рисунков.Ведущий: Дорогие ребята! 12 июня в нашей стране отмечают Национальный праздник День России. Полное название этого праздника День принятия Декларации о государственном суверенитете России. В честь этого праздника сегодня мы решили провести познавательно-игровое мероприятие, которое назовем «День России». Одни ребята смогут показать свои знания, другие узнают для себя что-то новое. И все мы вместе повеселимся и получим удовольствие.Шире сердце раскроем -Праздник себе устроим.Плечи вовсю расправим –Весело праздник справим. 1 конкурс. РазминкаКомандам предлагается ответить на вопросы. За правильный ответ – 1 балл.В каком веке сложилась триада: герб, гимн, флаг?
  • 18 век;
  • 19 век; (правильный ответ)
  • 20 век.
  • Расположите по старшинству появление государственных символов:
  • гимн; (3)
  • флаг; (2)
  • герб. (1)
  • Для обозначения каких кораблей используется Андреевский флаг?
  • гражданских судов;
  • военных кораблей; (правильный ответ)
  • торговых судов.
  • Сколько сейчас в нашей стране правительственных наград?
  • 10;
  • 8; (правильный ответ)
  • 7.
  • Какая правительственная награда из перечисленных самая высокая в нашей стране?
  • орден «Святого Георгия»;
  • орден «За заслуги перед Отечеством»;
  • орден «Святого Андрея Первозванного»; (правильный ответ)
  • орден «За военные заслуги».
  • 2 конкурс. Актерское мастерствоВедущий: Дима стать решим актером.Веселился школьный зал:Второгодник без дублераРоль отличника сыграл.Вот закончилась премьера,Утром в школе – чудеса:На контрольной все примерыОн решил за полчаса.Без ошибок предложеньеПо составу разобрал.По ботанике, по пениюЗаработал высший балл.Все расспрашивали Диму:- Что с тобой? Сказать изволь!Он в ответ невозмутимо:- Я, ребята, вжился в роль!Командам предлагается изобразить действия, предложенные в задании. Оценивается: артистизм, оригинальность, творчество. (макс. – 3 балла)Задания:
  • Композитор сочиняет музыку.
  • Двоечник у доски.
  • Хирург в операционной.
  • Контролер в общественном транспорте.
  • 3 конкурс. КораблестроителиВедущий: У моряков уют-компанияНа каждом путном корабле,А вот у нас – уют-компания,Притом не только на земле…Уютно всюду нам, где вместе мы,Нам вместе – всюду по душе, Хотя живем в одном подъезде мы,На том же самом этаже.Задание. Командам предлагается за 3 минуты сложить как можно больше бумажных корабликов. Команде-победителю дается 1 балл.Во время выполнения задания, ведущий проводит игру со зрителями. Игра со зрителями.1. Что относится к государственным символам, и что они обозначают.(К ним относятся Государственный гимн, Государственный герб. Существует вербальная или словесная форма обозначения государства – это его название. И существует его знаковое обозначение – это его герб и флаг. Существует музыкальное обозначение государства – это его гимн. Иногда эти символы используются в тех или иных сочетаниях, но более правильно, когда каждый из них используется самостоятельно.)2. Кто основал Санкт-Петербург? (Петр I)3. Назовите столицу:
  • Великобритании (Лондон)
  • Франции (Париж)
  • Италии (Рим)
  • Украины (Киев)
  • Греции (Афины)
  • Россия (Москва)
  • 4.Видеозапись песни «Песня о Москве» в исполнении Олега Газманова.5. Что символизируют цвета флага России?Задание .Командам предлагается написать что символизируют цвета Российского флага. Оценивается правильность – 1 балл.Правильный ответ:Белый – цвет чистоты и святости веры в Бога.Голубой – воля и независимость.Красный – цвет храбрости, пролитой крови солдат, боевые цвета знамен.4 Конкурс рисунков «Моя Россия» (Приложение 1)5 конкурс. Собери слово.Задание. Сложить слово из букв. На выполнение задания дается 3 минуты. Правильность выполнения оценивается в 1 балл. (сложить слово «геральдика»).После выполнения задания, ведущий поясняет значение слова «геральдика»:ГЕРАЛЬДИКА (от ср.-век. лат. heraldus — глашатай), гербоведение. Со 2-й половины 19 века — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее, с 13 века по первую половину 19 века, — составление дворянских, цеховых и земельных гербов. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье.6 конкурс. Герб России.Ведущий: Если Родину ты любишь, Мало клясться ей в любви.Перед ней в большом и маломЧесть и совесть береги.Ей не лесть нужна, а правда, Ей нужны дела твои.Если Родину ты любишь,Будь достоин той любви.Задание. Собрать картинку с изображением герба по принципу пазлов. На выполнение задания отводится 3 минуты. Оценивается правильность и скорость выполнения. Максимально – 3 балла.Во время выполнения задания, ведущий обращается с вопросом к зрителям: Почему на Руси был взят за основу именно двуглавый орел?К концу 15 века, когда московское княжество приобрело окончательную независимость, для нашего государства встал вопрос о выборе государственного символа. К этому времени, одним из наиболее почитаемых государственных геральдических знаков было изображение двуглавого орла. К этому времени двуглавый орел был известен, как эмблема византийских императоров Палеологов. На дочери последнего императора был женат великий князь Иван III. В это время двуглавый орел являлся и символом Священной Римской империи. Он был известен и на Балканах. Кроме того, его изображение начали использовать на своих монетах соперники Великого князя Московского – Тверские князья. Скорее всего, что совокупность всех этих факторов плюс желание Московского государя вести на равных переговоры с государями других стран и повлияли на выбор этой эмблемы Иваном III. 7 конкурс. Лирическая дуэль.Ведущий: Мы веселые ребята,Мы нигде не пропадем.Если надо мы станцуем,Если надо, мы споем.Задание. Командам предлагается вспомнить песни о Родине, России, родном крае. За каждую правильно названную песню командам дается 1 балл.
  • Россия, священная наша держава
  • Навеки сплотила великая Русь…
  • С чего начинается Родина?
  • С картинки в твоем букваре…
  • Широка страна моя родная.
  • Много в ней лесов, полей и рек…
  • То березка, то рябина.
  • Куст ракиты над рекой.Край родной, навек любимый,Где найдешь еще такой.
  • Поле, русское поле,
  • Светит луна или падает снег…
  • Утро красит нежным светом
  • Стены древнего Кремля…
  • На границе тучи ходят хмуро,
  • Край суровый тишиной объят…
  • Я рожден в Советском Союзе,
  • Сделан я в СССР…
  • От чего так в России березы шумят?
  • Отчего белоствольные все понимают…
  • Родная, родная, родная земля,
  • Холмы и равнины, леса поля…8 конкурс. Конкурс стихов о России (Приложение 2.)Ведущий:Что значит “Родина моя?” - Ты спросишь, я отвечу:Сначала тропочкой земляБежит тебе навстречу.Потом тебя поманит садДушистой веткой каждой.Потом увидишь стройный рядДомов многоэтажных.Потом пшеничные поляОт края и до края,Все это – Родина твоя,Земля твоя родная.Дети: Наш любимый край – Россия,Где в озерах облака,Где березки молодыеНарядились в кружева.А мы живем в России,У нас леса густые,У нас березки белыеИ ребята смелые.Россия... как из песни слово.Березок юная листва,Кругом леса, поля и горы,Раздолье, русская душа.Люблю тебя, моя Россия,За ясный свет твоих очей,За ум, за подвиги святые,За голос звонкий, как ручей!Русь талантами богата,Русь талантами сильна,Если будут петь ребята – Значит будет жить она.Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, и я предлагаю поиграть в игру «Подскажи словечко». Я начну говорить начало пословицы, а вы продолжите ее:• Нет земли краше, … (чем Родина наша!)• Для Родины своей ни сил, … (ни жизни не жалей.)• Одна у человека мать – … (одна и Родина!)• Жить – … (Родине служить!)• Родина - мать, … (умей за нее постоять.) • Человек без Родины, … (что земля без семени.) Ведущий 1:Молодцы, ребята! Справились с заданием! Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.Ведущий 2: Велика наша Россия и талантлив наш народ.Славилась Россия чудо – мастерами,дерево и глину в сказку превращали.Красками и кистью красоту творили,своему искусству молодых учили.3. Подготовка к коллективному творческому делуВот и вам настало время показать свое мастерство. Предлагаю вам выполнить коллективные аппликации для украшения зала к празднику «День России». По одному с таким заданием справиться можно, но на это уйдет много времени и сил, а вместе у вас все получится!Ведущий 1: Очень много слов на свете,Как снежинок у зимы.Но возьмем, к примеру, эти:Слово «Я» и слово «Мы».«Я» на свете одиноко,В «Я» не очень много прока.Одному или однойТрудно справиться с бедой.Слово «Мы» сильней, чем «Я».Мы – семья, и мы – друзья.Мы – народ, и мы – едины.Вместе мы непобедимы.Ведущий. Переходим к первому заданию первого тура Вам необходимо ответить на вопросы о быте, истории и культуре обряда русского народа. Итак, приготовились:— Как назывался праздник проводов русской зимы? (Масленица)— Какое угощение было обязательным на этом празднике? (Блины)— Почему именно блины? Что это означало? (Символ солнца.)— Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)— Какую одежду носили русские женщины? (Сарафаны душегрейки, сапожки, полушалки.)— Как называется русская мужская рубашка? (Косово ротка )— Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти)— Что такое изба? (Деревенский крестьянский дом)— Какое национальное дерево России? (Береза)— Назовите полюбившийся во всем мире сувенир земли русской. (Матрешка)— Какой русский город называли городом мастеров? (Тулу)— Какими ремеслами славилась Тула? (Производством оружия, самоваров, баянов, пряников.)— Чем знаменит был Нижний Новгород? (Ярмарками)— Назовите великую русскую реку. (Волга)— Назовите первую столицу русского государства. (Киев)— Что такое вече? (Общее собрание горожан в древнем Новгороде.)— Когда была основана Москва? (В 1147 году, по свидетельству летописей.)— Назовите двух русских князей, которые получили почетные прозвища по названию рек. (Александр Невский, Дмитрий Донской)— Какое историческое событие описал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» (Бородинскую битву, равное сражение Отечественной войны 1812 года.)— Назовите первого русского первопечатника. (Иван Федоров.)— Назовите первого русского ученого с мировым именем, основателя Московского университета. (М. В. Ломоносов)— Назовите великих русских писателей. (А. Пушкин, А. Чехов, Л. Толстой, Н. Некрасов...)— Какие композиторы прославили Россию? (М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов...)— Назовите великих русских художников. (И. Шишкин, А. Васнецов, В. Суриков, И. Левитан...)Жюри объявляет итоги первого конкурса.Ведущий. Начинаем третий тур. Задание первое: командам необходимо будет отгадать, о какой русской народной сказке идет речь. Ведь сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Итак, начали! Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но еще помощники скоро прибегут, победит упрямицу дружный, общий труд. («Репка».)
  • Колотил да колоти,
  • По тарелке носом.
  • Ничего не проглотил
  • И остался с носом. («Лиса и журавль)
  •  
  • А дорога далека.
  • А корзина нелегка.
  • Сесть бы на пенек,
  • Съесть бы пирожок. («Машенька и медведь»)
  •  
  • Ах ты, Петя-простота.
  • Оплошал немножко.
  • Не послушался кота.
  • Выглянул в окошко. («Петушок — Золотой гребешок»)
  •  
  • Нет ни речки, ни пруда.
  • Где воды напиться,
  • Очень вкусная вода
  • В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  •  Ведущий: - Праздник День России ознаменовал начало новейшей истории Российской Федерации. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Основная идея документа состояла в том, что при решении всех вопросов государственной и общественной жизни РСФСР пользуется всей полнотой власти. Было провозглашено главенство Конституции России и ее законов. В Декларации утверждались равные правовые возможности для всех граждан, политических партий и общественных организаций; принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краев РСФСР. Важными вехами в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны - Российская Федерация (Россия), новой Конституции, отражающей новые политические реалии, государственных символов. Спустя ровно год, в 1991 году состоялись первые в истории нашей страны всенародные прямые открытые выборы президента, на которых одержал победу Борис Ельцин. В 1994 году Борис Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение - теперь это День принятия Декларации о государственном суверенитете России. После обращения Бориса Ельцина по центральному телевидению к соотечественникам 12 июня 1998 года День принятия Декларации о государственном суверенитете стал называться Днем России. Официально новое название праздник получил лишь 1 февраля 2002 года, после принятия нового Трудового кодекса, именно с этого года День России стал отмечаться во всех регионах страны. День России — это праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.Ведущий: - Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке… есть исток, маленький ключик, с которого все начинается, а уже из него вырастает огромная любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина. Чувство малой Родины, со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна. Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его путь всю жизнь. Мне кажется, что нет человека, который бы не любил свою Родину: золотые пшеничные поля, берёзовые рощи, крохотные цветы душистой мимозы, ярко- желтые листья клена на темном асфальте, бескрайние поля и леса – все это Родина. И нам, как никому, это близко и дорого, ведь мы россияне! Только мы, россияне, сполна постигаем природу в полнозвучье всех её красок. Звучит запись песни «У моей России»Использованная литература1.День России. 2.Наш флаг России.