Публикации "Особенности обучения детей с ТМНР".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности обучения детей с ТМНР".
Автор: Личковаха Мария Александровна

Особенности обучения детей с ТМНР. Долгое время в нашей стране дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями относились к категории «необучаемых». В лучшем случае их обучение осуществлялось на дому. Общение с социумом было крайне ограничено, а со сверстниками – и вовсе отсутствовало. Да и восприятие обществом детей с ОВЗ зачастую было негативным. В современном обществе, на фоне гуманизации возник вопрос о помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право на получение образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей с тяжелыми множественными нарушениями.В 2019 году в коррекционной школе равных возможностей города Химки был открыт класс для детей с тяжелыми множественными нарушениями. Организовывая работу с данной группой детей, мы поставила для себя определенные задачи, а именно: привитие норм поведения в обществе, повышение уровня коммуникативных навыков, развитие навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков. Немаловажным является и тот фактор, что у всех детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наблюдается системное недоразвитие речи тяжелой степени. Поэтому развитие речи учащихся с такой патологией также является приоритетной задачей. Программа обучения для данной категории детей включает в себя развитие всех высших психических функций. Организация обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью требует особых условий. Обучение проходит в одной классной комнате, из которой есть выход в туалетную комнату, где непосредственно расположены: туалет, душевая кабина, раковина. Обучая детей с тяжелыми множественными нарушениями, мы понимаем, что не сможем привить навыка самостоятельного чтения и письма. И все же этих детей можно научить читать, но при этом они мало понимают, о чем идет речь в прочитанном тексте. Навык чтения им необходим для дальнейшей ориентировки в обществе (прочитать название продукта в магазине, название улицы, на которой он находится, магазина и т.п.). Мальчик, который овладел навыком чтения, с удовольствием заучивает стихи и рассказывает их на общешкольных мероприятиях. На переменах собирает вокруг себя ребят и читает им вслух. Таким образом происходит коммуникация в кругу сверстников, ребенок самореализуется. При обучении чтению «безречевого» ребенка с расстройством аутистического спектра мы используем элементы глобального чтения. Это помогает в общении с этим ребенком, он может показать на карточке слово, выражающее его потребность.Из-за ограниченных интеллектуальных возможностей не все дети способны освоить в равной степени учебный материал по математике. Особое внимание уделяется временным представлениям, мерам стоимости, веса, объёма и длины. Мы учим ребят различать и называть числа в пределах 10. Некоторые из учащихся способны выполнять арифметические действия на сложение и вычитание. Тот минимальный объём математическихзнаний, который способны воспринять учащиеся с умеренной и тяжелойинтеллектуальной недостаточностью, может пригодиться им в дальнейшейжизни (правильно различить или назвать автобусный маршрут, посчитатьсдачу в магазине, определить время по часам).Ребенок всегда остается ребенком. Он требует заботы, внимания, любви. А ребенок с умеренной, тяжелой или глубокой умственной недостаточностью остается ребенком на всю свою жизнь. В наших силах сделать так, чтобы такие дети в дальнейшей жизни смогли реализовать себя в социуме, иметь возможность общения с другими людьми и уметь общаться с ними. Об этом говорит наш положительный опыт работы в классе-группе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.