Публикации Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы
Автор: Воробьева Наталья Анатольевна

Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ ООШ №7 гмутнинска Воробьевой Натальи Анатольевны)В условиях постоянно меняющегося мира обучающийся должен выносить из учебного заведения не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим получает развитие такая форма обучения, как дистанционная, сочетающая в себе традиционные основы очного образования, самостоятельность обучающихся в процессе получения знаний и практическое использование информационно-коммуникационных технологий.          Целью введения дистанционного обучения является обеспечение равного доступа к качественному образованию вне зависимости от территориальной удалённости и размеров населённого пункта.        Основные задачи:- изучение предметов школьного курса на основе индивидуального подхода и самостоятельной работы обучающихся;- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;- снижение финансовых и временных затрат.        Дистанционный учебный процесс представляет собой последовательность разнообразных универсальных действий, осуществляемых обучающимся и сетевым преподавателем.В их число входит:
  • освоение теоретического материала интернет-уроков;
  • выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме с автоматическим оцениванием результатов;
  • выполнение домашних заданий;
  • выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;
  • участие в онлайн-уроках;
  • участие в онлайн- и оффлайн-консультациях;
  • работа над индивидуальными и групповыми проектами;
  • участие в дискуссиях и дебатах;
  • участие в научно-практических видеоконференциях и др.
  • Все результаты учебной деятельности заносятся в электронный журнал.Взаимодействие участников учебного процесса между собой осуществляется на форумах и в режиме личных сообщений.Функциональные особенности средств обучения и коммуникации:лектронный журнал — специальные рабочие страницы для всех типов пользователей. В электронном журнале каждого пользователя отображаются учебные курсы, с которыми он работает, сообщения от других пользователей, личные данные. Если пользователь — обучающийся, в его журнале содержится информация о результатах учебной деятельности по каждому курсу и каждому уроку (процент пройденного материала, оценки за тесты, домашние задания, итоговая оценка за урок). Если пользователь —преподаватель, в журнале он видит результаты учебной деятельности всех студентов своего класса (количество пройденных уроков и выполненных заданий, средняя отметка по курсу). Преподаватель получает уведомление об отправленных ему на проверку домашних заданиях. Он может зайти на страницу каждого ученика и видеть результаты его учебной деятельности по каждому уроку (процент пройденного материала, отметки за тесты и домашние задания, итоговые отметки). Учитель может назначить ученику урок для повторного прохождения; в этом случае тестовые и домашние задания будут другими. Активизируя значок онлайн-консультации, преподаватель информирует обучающихся о том, что в данный момент он находится в сети и может ответить на вопросы в оперативном режиме.-коммуникация участников учебного процесса при дистанционных технологиях строится с помощью личных сообщений и форумов.истема личных сообщений по формату приближена к электронной почте, предназначена исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие сообщения каждого пользователя отображаются на его рабочей странице. Переписка носит конфиденциальный характер: кроме отправителя и адресата, она никому не доступна.орумы предназначены для открытого обсуждения учебных и иных вопросов группами пользователей. Существуют общие и специализированные форумы: для всех пользователей, преподавателей и предназначенные для групповых дискуссий обучающихся и преподавателей.ценивание учебных достижений  осуществляется в онлайн- и оффлайн-режимах. Интерактивные тесты, лабораторные работы проверяются системой в онлайн-режиме и оцениваются автоматически. Учащиеся узнают о своих результатах сразу после выполнения тестов. Прочие задания ученики отсылают учителю в отдельных файлах, и их проверяет учитель в оффлайн-режиме. Учителя выставляют отметки в электронный журнал, отправляют учащимся свои комментарии.По сравнению с традиционным, очным обучением, дистанционное имеет ряд преимуществ для ученика: развивает умение работать с новыми технологиями, используя возможности цифровых образовательных ресурсов;- позволяет выбрать индивидуальный темп обучения;предоставляет широкий выбор источников информации;- нестандартные развивающие домашние задания;формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;- умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;- умение самостоятельно планировать деятельность;- умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;- навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;- навык самообразования.Наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:- «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой возможно только в режиме «Конференция», что негативно сказывается на развитии устной речи;- утрачивается навык письма - главная составляющая предмета «русский язык»;- нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;- отсутствие теоретического учебного материала в курсах, рассчитанных на учащихся среднего звена;- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на глаза и опорно-двигательный аппарат;- распространение плагиата – использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет;        Система дистанционного обучения является хорошим подспорьем учителю русского языка и литературы, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предметов «Русский язык» и «Литература»:- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),- аудиотексты,- художественные и учебные видеофильмы,- цифровые иллюстрации и фотографии,- видеоуроки,- видеоинтервью и видеоэкскурсии,- интерактивные задания,- флеш-задания,- электронные контрольные работы и тесты,Обучение русскому языку и литературе – именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты.          В заключение надо сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость и, следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей. Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения детей с ограниченными возможностями, и это хороший выход в условиях оптимизации школ, отсутствия благоустроенных дорог.Как я решаю вопрос с дистанционным обучением? Записываю урок и сбрасываю запись ученикам в социальной сети и на сайт школы, так как не все мои ученики имеют возможность выходить в прямой эфир. Прямые эфиры использую только для отдельных консультаций с теми, кто может и у кого есть запрос. Прямые эфиры — это я имею в виду коллективный созвон через Скайп в режиме “здесь и сейчас”.Урок записываю на телефон. Первый раз просила об этом дочь, но запись была плохая — камера тряслась. После воспользовалась опытом блогеров и телефон стала ставить на подставку. Чтобы звук был более чистым, закрываю во время записи окна и двери. Перед записью готовлю опорный конспект, но это как и с обычными уроками, разницы в подготовке нет. Опорный конспект удобно прикрепить под записью урока, чтобы и меня видели, и могли глазами пробежаться по документу.Обсуждения ведем в ВКонтакте, у нас с моими учениками есть закрытая группа “Уроки русского”. Давно сделали обсуждения по каждой теме (есть такая функция в ВКонтакте): в каждой ветке обсуждений собраны вопросы-ответы по теме. Лекции пишу в формате статей прямо на стене ВКонтакте, в них прикрепляю карточки, фотографии (например, можно сфотографировать задания из учебника).Для отдельных консультаций использую звонки по скайп и по телефону.Естественно я использую и учебник. Пишу номера заданий, ответы собираю в виде фотографий в комментариях к заданию. В комментариях же даю комментарий, если он требуется. Оценки пишу в личные сообщения начале была проблема с обратной связью. Мне помогли справиться родители, с которыми поддерживаем связь я и классный руководитель. К сожалению, есть ученики, которых нужно дополнительно мотивировать и организовывать. Но как только я напоминаю о большой контрольной работе, которая пройдет по материалам пройденных тем, большинство включается.На «дистанционке» ученики в среднем показывают более высокие результаты. Им даже удобнее так, по их собственному заявлению, хотя многие жалуются, что не хватает именно атмосферы уроков, шушуканья, переменок. Но нельзя не сказать и о проблемах. Это и недостаток общения, и снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат. Если говорить о преподавании русского языка, то это уменьшение общения, что сказывается на речи учащихся (особенно в национальной школе), снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи, плагиат и т.д.В заключение надо сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость и, следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей. Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения детей с ограниченными возможностями, и это хороший выход в условиях оптимизации школ, отсутствия благоустроенных дорог. Дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту, уже не новую форму обучения как возможность саморазвития и ученика, и родителей, и учителей.