Публикации XVIII Всероссийская конференция педагогов «Педагогический поиск»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: XVIII Всероссийская конференция педагогов «Педагогический поиск»
Автор: Ксенз Валентина Алексеевна

Министерство общего и профессионального образованияРостовской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение Ростовской области «Зерноградский техникум агротехнологий»(ГБПОУ РО «ЗТАТ»)Характеристики и критерии оценивания заданий для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ(методическое пособие для студентов)РаработалапреподавательКсенз В.А.г.ЗерноградОГЛАВЛЕНИЕ
  • Подготовка информационного сообщения…………………….3
  • Написание реферата……………………………………………..3-6
  • Создание материалов-презентаций……………………..6-10
  • Подготовка и презентация доклада……………………...10-13
  • Написание конспекта первоисточника………..................13-14
  • Содержание и оформление опорных конспектов……14-15
  • Составление глоссария……………………………..........15-16.
  • Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме..16
  • Составление тестов и эталонов ответов к ним…………16-17
  • Составление кроссвордов по теме и ответов к ним……17-18
  • Научно-исследовательская (проектная) деятельность студента……………………………………………………18-22
  • Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей, выполнение практических работ……22-23
  • Решение задач…………………………………………23-24
  • Приложения………………………………………………….25-26
  • 1. Подготовка информационного сообщения это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).Общие методические рекомендации для оформления сообщения Объем сообщения обычно составляет 2-3 страницы формата А4 Сообщение оформляют стандартно: шаблонный машинописный текст имеет следующие параметры: шрифт Times New Roman; размер шрифта 14; межстрочный интервал 1,5; стандартные поля для редактора Word; выравнивание по ширине. Ссылки на источники указываются по требованию преподавателя.Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.Критерии оценки:
  • актуальность темы, 1 балл;
  • соответствие содержания теме, 1 балла;
  • глубина проработки материала, 1 балла;
  • грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
  • наличие элементов наглядности, 1 балла.
  • Максимальное количество баллов: 5Оценка выставляется по количеству набранных баллов. 2. Написание реферата это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч. Порядок сдачи и защиты рефератов.         1. Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1-2 недели до  зачетного занятия    2. При оценке реферата преподаватель учитывает
  • качество
  • степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
  • связность, логичность и грамотность составления
  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
  •     3. Защита тематического реферата  может проводиться на выделенном  одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.    4. Защита реферата студентом предусматривает 
  • доклад по реферату не более 5-7 минут
  • ответы на вопросы оппонента.
  • На  защите запрещено чтение текста реферата.    5. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. Содержание и оформление разделов рефератаТитульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.          В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.          Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.В нижнем поле указывается  год написания реферата. (Приложение 1)     После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием(……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.(Приложение 2)      Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.(Приложение 3)      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно: Москва - М., Санкт - Петербург - СПб и т.д.), название издательства (Мир), год издания (1996), можно указать страницы ( с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника) , с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.(Приложение 3)          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки). Критерии оценки реферата
  • актуальность темы, 1 балл;
  • соответствие содержания теме, 3 балла;
  • глубина проработки материала, 3 балла;
  • грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
  • соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
  • доклад, 5 баллов;
  • умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов. 
  • Максимальное количество баллов: 20.19-20 баллов соответствует оценке «5»15-18 баллов – «4»10-14 баллов – «3»менее 10 баллов – «2»3. Создание материалов-презентаций это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.Ориентировочное время на подготовку – 1,5 чОбщие методические рекомендации для оформления презентации Дизайн. Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей. Титульный лист 1. Название презентации. 2. Автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке); год. Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок для интерактивности презентации, (не обязательно делать такой слайд).На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями. Заголовки 1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание). 2. В конце точка НИКОГДА не ставится. 3. Анимация, как правило, не применяется. Текст: 1. Форматируется по ширине. 2. Размер и цвет шрифта подбираются так, что- бы было хорошо видно. Для экрана – не менее 24пт. 3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку. 4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка. Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими. 5. На схемах текст лучше форматировать по центру. 6. В таблицах – по усмотрению автора. 7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле). Графика: 1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством. 2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения». Анимация Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает. Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию. Список литературы 1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке), ставится запятая и инициалы. 2. Пишется название источника (без кавычек). 3. Ставится знак «/» и инициалы, фамилия автора. 3. Ставится тире и указывается место издания. 4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек). 5. После запятой пишется год издания. 6. Ставится тире и указывается количество страниц.Критерии оценки презентацииКритерии оценки
  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • правильная структурированность информации, 5 баллов;
  • наличие логической связи изложенной информации, 5 балл;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям, 3 балла;
  • работа представлена в срок, 1 балл.
  • Максимальное количество баллов: 15.14-15 баллов соответствует оценке «5»11-13 баллов – «4»8-10 баллов – «3»менее 8 баллов – «2»4. Подготовка и презентация доклада. Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.Общие методические рекомендации для оформления доклада Объем доклада обычно составляет 10-30 страниц формата А4. Доклад оформляют стандартно: шаблонный машинописный текст имеет следующие параметры: шрифт Times New Roman; размер шрифта 14; межстрочный интервал 1,5; стандартные поля для редактора Word; выравнивание по ширине. Ссылки на источники указываются по требованию преподавателя.Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям ССУЗа и быть указаны в докладе.Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умениесамостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное  время преподавателем, и в срок. Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:                - название презентации (доклада)                - сообщение основной идеи                - современную оценку предмета  изложения                - краткое перечисление рассматриваемых вопросов       - живую интересную форму изложения     - акцентирование оригинальности  подхода Основная часть в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которыхвсегда ждут слушатели.  Примерный план публичного выступления1. Приветствие«Добрый день!» «Уважаемый «(имя и отчество преподавателя)« Уважаемые присутствующие!»2. Представление (Ф.И., группа, и т.д.)«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...группы, техникума №..., города....»3. Цель выступления«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме.4. Название темы«Название темы»5.Актуальность«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения«Цель моего выступления – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»получены новые знания следующего характера:..., выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,определены новые проблемы (задачи)»7. Благодарность за внимание«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»8. Ответы на вопросы«Спасибо (благодарю) за вопрос... А) Мой ответ... Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.9. Благодарность за интерес и вопросы по теме«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной теме. Всего доброго» Факторы, влияющие на успех выступления До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления. Внешний вид докладчика Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами. Прическа – аккуратная.Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.РечьГромкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.Критерии оценки доклада
  • актуальность темы, 1 балл;
  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • глубина проработки материала, 1 балл;
  • грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
  • соответствие оформления доклада требованиям, 1 балл.
  • умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов. 
  • Максимальное количество баллов: 10.9-10 баллов соответствует оценке «5»7-8 баллов – «4»5-7 баллов – «3»менее 5 баллов – «2»5. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч. Критерии оценки:
  • содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;
  • отражение основных положений, результатов работыавтора, выводов, 5 баллов;
  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;
  • наличие схем, графическое выделение особо значимойинформации, 1 балл;
  • соответствие оформления требованиям, 1 балл;
  • грамотность изложения, 1 балл;
  • конспект сдан в срок, 1 балл.
  • Максимальное количество баллов: 15.14-15 баллов соответствует оценке «5»11-13 баллов – «4»8-10 баллов – «3»менее 8 баллов – «2»6. Содержание и оформление опорных конспектов. Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.Основные требования к содержанию опорного конспекта
  • Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
  • Логически обоснованная последовательность изложения.
  • Основные требования к форме записи опорного конспекта
  • Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
  • По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
  • Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
  • Не должен содержать сплошного текста.
  • Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
  • Методика составления опорного конспекта
  • Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
  • Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
  • Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
  • Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
  • Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.Ориентировочное время на подготовку – 2 чКритерии оценки:
  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • правильная структурированность информации, 3 балла;
  • наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
  • соответствие оформления требованиям, 3 балла;
  • аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
  • работа сдана в срок, 1 балл.
  • Максимальное количество баллов: 15.14-15 баллов соответствует оценке «5»11-13 баллов – «4»8-10 баллов – «3»менее 8 баллов – «2»7. Составление глоссария вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1чКритерии оценки:
  • соответствие терминов теме, 2 балл;
  • многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов;
  • соответствие оформления требованиям, 2 балла;
  • работа сдана в срок, 1 балл.
  • Максимальное количество баллов: 10.9-10 баллов соответствует оценке «5»7-8 баллов – «4»5-7 баллов – «3»менее 5 баллов – «2»8. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 4). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 чКритерии оценки:
  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • логичность структуры таблицы, 2 балла;
  • правильный отбор информации, 2 балла;
  • наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, 3 балла;
  • соответствие оформления требованиям, 1 балл;
  • работа сдана в срок, 1 балл.
  • Максимальное количество баллов: 10.9-10 баллов соответствует оценке «5»7-8 баллов – «4»5-7 баллов – «3»менее 5 баллов – «2»9. Составление тестов и эталонов ответов к ним это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 5,6). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 6 мин., теста из 10 заданий – 1ч.Критерии оценки:
  • соответствие содержания тестовых заданий теме, 1 балл;
  • включение в тестовые задания наиболее важной информации, 5 балла;
  • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности, 2 балла;
  • наличие правильных эталонов ответов, 1 балл;
  • тесты представлены на контроль в срок, 1 балл.
  • Максимальное количество баллов: 10.9-10 баллов соответствует оценке «5»7-8 баллов – «4»5-7 баллов – «3»менее 5 баллов – «2»10. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.Общие методические рекомендации по составлению кроссворда:Кроссворд-это игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
  • В общем случае определение должно состоять из одного предложения.
  • Определения должны быть по во возможности краткими. Следует избегать перечислений, не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами, не перегружать текст прилагательными. Определение кроссворда - своего рода компромисс между краткостью и содержательностью.
  • Запрещается использование в одной сетке двух и более одинаковых слов, даже с различными определениями.
  • В вопросах следует избегать энциклопедических определений. В целом работа должна быть авторской, а не перепечаткой статей из словаря.
  • Нежелательно начинать формулировку вопроса с цифры, глагола, деепричастия.
  • Запрещается использование однокоренных слов в вопросах и ответах.
  • В работе должна быть изюминка, то есть нечто, отличающее ее от миллионов других.
  • 8.Запрещается помещать слова без пересечений (встречается и такое). Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 чКритерии оценки:
  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • грамотная формулировка вопросов, 5 баллов;
  • кроссворд выполнен без ошибок, 3 балла;
  • работа представлена на контроль в срок, 1 балл.
  • Максимальное количество баллов: 10.9-10 баллов соответствует оценке «5»7-8 баллов – «4»5-7 баллов – «3»менее 5 баллов – «2»11. Научно-исследовательская (проектная) деятельность студента, этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.Роль преподавателя и роль студента в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как студента, так и преподавателя. Ориентировочные затраты времени на такие работы – 15-30 часовТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ(оформление, содержание и структура, творческий результат, технологическая документация, презентация)1.ТРЕБОВАНИЯ к оформлениюПроект может быть написан от руки разборчивым почерком или представлен в электронном варианте через 2 интервала на стационарных листах бумаги (формат А 4) с одной стороны. Размер полей: левое, верхнее и нижнее поле —20 мм, правое —10 мм.Проект имеет хорошо организованную структуру, выполнен аккуратно и удобен для чтения, отличается внешней привлекательностью.Культура изложения проекта: - отсутствие орфографических и грамматических ошибок, стилистическая грамотность;- использование специальной терминологии;- полнота приложений (приложения: таблицы, схемы, чертежи, фотографии, иллюстрации и т.д. называются и нумеруются);- содержит различную анимацию, соответствующий фон и цвет;- графический дизайн (картинки и изображения правильно подобраны и размещены и соответствуют содержанию).2.Требования к содержанию и структуре проектаСодержание:-цель и тема проекта ясно изложены;-связь с программой дополнительного образования детей;-содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия;-самостоятельные исследования обучающихся понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы;-оригинальность: исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование широкого спектра первоисточников, материалы проекта богаты элементами мультимедиа, усиливающие содержательную часть проекта и помогающие восприятию сложных вопросов;-практическое применение проекта: описание проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению, компоненты проекта хорошо подготовлены для использования.Структура:1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ /1 стр./В верхней части титульного листа- название образовательного учреждения, объединения, в центре титульного листа - название темы проекта, ниже и темы справа -сведения об авторе: Ф.И.О. обучающегося, год рождения, возраст и год обучения в объединении; Ф.И.О. педагога дополнительного образования, внизу листа — год написания проекта.2.СОДЕРЖАНИЕ / 2 стр. и далее /Содержание, как правило, состоит из следующих частей:введения, основной части, заключения, списка литературы, названия полученного продукта проекта. Могут быть дополнения: приложения (таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, образцы, иллюстрации, фотографии и т.п.), общие сведения об авторе.*ВведениеСодержит обоснование актуальности и новизны темы, цель проекта, историю возникновения. Необходимо показать, почему данный вопрос может представлять интерес или иметь практическое значение. Здесь же раскрываются задачи, которые автор ставит при написании работы. Можно сказать об основных этапах выполнения проекта и перечислить методы его выполнения / например, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, анализ, сравнение, обобщение, сопоставление с известными фактами, выполнение практического задания и др./.*Основная часть.Содержит материал, отобранный для рассмотрения и написания темы, проблемы. Показываются разнообразные теории по данному вопросу, сопоставление нескольких источников информации и приводятся самостоятельно решенные задачи. Выполнение заданий и упражнений, подразумевающих взаимосвязь разных объединений. Здесь же можно сказать о достигнутых результатах и по отдельным вопросам темы. Проводится демонстрация приложений / технологическая карта изделия, схемы, чертежи, таблицы, рисунки, эскизы, сколки, фотографии, образцы изделий, иллюстрации, диаграммы и т.д. / и полученного результата проекта. *Заключение.Оценка результата. Содержит основные выводы и заключения, к которым автор пришел в ходе работы над проектом. Можно представить отношение автора к выполненному проекту/ что было сложно или что нового открыл для себя/.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.Источники перечисляются в алфавитном порядке: Ф.И.О. автора, название работы, место издания, название издательства, год издания.4. НАЗВАНИЕ полученного результата проекта (творческий продукт). 3. Требования к творческому результату проекта:— результат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, изготовленным макетом, изделием, моделью;— качество выполненного готового изделия / эстетическое, конструктивное, технологическое, экономически обоснованное/.4. Требования к технологической документации результата (изделия, модели, макета).Назначение изделия, эскиз, технологическая карта, чертеж, материалы, инструменты, оборудование, правила техники безопасности, расход материалов и расчет цены изделия, удобство пользования и оригинальность применения, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.Технологическая карта изделия — документ / в виде таблицы/, в котором описан весь технологический процесс, состоящий из ряда последовательных операций, с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.5. Требования к презентации.Автору проекта необходимо готовиться к презентации проекта как к публичному выступлению, говорить громко, четко объясняя содержание и поддерживая зрительный контакт с аудиторией.На презентацию проекта отводится до 5 минут.В публичном выступлении требуется:- обращение — приветствие к участникам конференции, членам жюри, гостям;- мотивировать выбор темы, дать общую характеристику структуры проекта;- ориентироваться во времени выступления;- осведомленность автора во всех областях проекта;- умение автора проекта выделять главное в тексте;- выразительность и эмоциональность выступления;- умение автора усиливать общее впечатление от материалов презентации единством элементов дизайна и содержанием;- охарактеризовать полезность результата проекта;- использование ИКТ;- в завершении выступления необходимо сделать выводы.Критерии оценки:
  • Оформление проекта, 10 баллов
  • 1. Соответствие стандартным требованиям.2. Единый стиль оформления.3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.4. Общий дизайн, отвечающий требованиям эстетики.5. Сочетание фона с графическими элементами.6. Творчество и оригинальность
  • Содержание проекта, 30 баллов
  • 1. Аргументированность выбора темы, наличие целей проектирования.2. Обоснование потребности.3. Практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.4. Выполнение принятых этапов проектирования.5. Законченность проекта, выбор профессии.6. Самостоятельность, подготовленность проекта к восприятиюдругими людьми.
  • Иллюстративный материал, 20 баллов
  • 1. Соответствие изображений, диаграмм и таблиц основномусодержанию проекта.2. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.3. Качество помещаемых изображений
  • Объем информации, 20 баллов
  • 1. Информация должна быть точной, полезной, исчерпывающей,выводы логически обоснованными, краткими, точными.2. Полнота библиографии, цитаты
  • Оценка защиты проекта, 20 баллов
  • 1. Композиция, полнота представления работы. 2. Объем и глубина знаний по теме.3. Коммуникативная ориентация, культура речи.4. Использование наглядных средств, чувство времени, удержаниевнимания аудитории.Максимальное количество баллов: 100.90-100 баллов соответствует оценке «5»75-89 баллов – «4»55-74 баллов – «3»менее 55 баллов – «2»12. Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей, выполнение практических работ это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель. Выполнение практических работ проводится согласно описанию хода работ (приложение 9). Готовая модель или результаты практической работы демонстрируются на занятиях с кратким пояснением либо представляются студентом в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.Затраты времени на выполнение практической работы, составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков студента и определяются преподавателем.Ориентировочное время на подготовку одиночной модели или выполнение практической работы – 2 чКритерии оценки:
  • соответствие содержания теме, 1 балл;
  • творческое исполнение задания, 10 баллов;
  • практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях, 3 балла ;
  • эстетичность оформления, 5 баллов;
  • работа представлена на контроль в срок, 1 балл.
  • Максимальное количество баллов: 20.19-20 баллов соответствует оценке «5»15-18 баллов – «4»10-14 баллов – «3»менее 10 баллов – «2»13. Решение задачПрежде всего, приступая к  решению   задач   по   физике , пусть и самой простой, необходимо внимательно и несколько раз прочитать условие и попытаться выявить явление, установить основные законы, которые используются в  задаче , а после приступать к непосредственно поиску правильного ответа. Для грамотного поиска ответа, в действительности, необходимо хорошо владеть только двумя умениями – уяснить физический смысл, который отражает суть задания, и верно выстраивать цепочку различных мини-вопросов, ведущих к ответу на основной вопрос  задачи . Определившись, в итоге, с законом, который применяется в определенной  задаче . Необходимо начинать задавать себе конкретные, короткие вопросы, при этом каждый следующий должен непременно быть связан с предшествующим, либо главным законом  задачи . В результате, у вас выстроится точная логическая цепочка из взаимосвязанных мини-вопросов, а также мини-ответов к ним, то есть появиться структурированность, определенный каркас, который поможет найти выражение в формулах, связанных между собой. В итоге, получив подобную структуру, необходимо просто решить полученную систему уравнений с несколькими переменными и получить ответ. Общие методические рекомендации для решения задач: Качественных: Решение качественных задач включает три этапа: чтение условия, анализ задачи и решение. 1. При анализе содержания задачи необходимо использовать, прежде всего, общие алгоритмы решения по данной теме. 2. Выяснить, как конкретно должно быть объяснено то явление, которое описано в задаче. 3. Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа. В качественных задачах анализ условия тесно сливается с получением нужного обоснованного ответа. Количественных: 1. Внимательно прочитать текст задачи. 2. Кратко записать условие и сделать чертеж или схему. 3. При разборе задачи, прежде всего обратить внимание искомые элементы, зависимость между геометрическими или алгебраическими величинами. 4. Решение задачи необходимо сопровождать краткими пояснениями.5. Вычисления следует производить рациональными приемами, используя законы и правила. 6. Ответ задачи рекомендуется. 7. Полученный ответ задачи необходимо проверить. Нужно обратить внимание на реальность ответа. Решение   задачи  можно условно разбить на четыре этапа и в соответствии с данными этапами установить критерии оценки:
  • Ознакомиться с условием  задачи  (анализ условия  задачи  и его наглядная интерпретация схемой или чертежом), 0,5 балл.
  • Составить план  решения   задачи  (составление уравнений, связывающих физические величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны), 2 балла;
  • Осуществить  решение  (совместное  решение  полученных уравнений относительно той или иной величины, считающейся в данной  задаче  неизвестной), 2 балла;
  • Проверка правильности  решения   задачи  (анализ полученного результата и числовой расчет), 0,5 балла.
  • Максимальное количество баллов: 5.Оценка выставляется по количеству набранных баллов.Приложение 1Министерство общего и профессионального образованияРостовской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение Ростовской области «Зерноградский техникум агротехнологий»РЕФЕРАТпо дисциплине: « Математика»на тему: «Указать тему реферата»г. Зерноград20___ г.Приложение 2СодержаниеВведение…………………………………………………………… ….стр.
  • Глава 1………………………………………………………...……стр.
  • Глава2………………………………………………………………стр.
  • Заключение……………………………………………………………..стр.Список используемой литератур………………………………...……..стр. Приложение 3Список используемой литературы
  • М.И. Башмаков «Математика», учебник, М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  • Профессиональные печатные издания
  • Интернет-ресурс
  • Дополнительные источники:….