Публикации рабочая программа по технологии 3 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа по технологии 3 класс
Автор: Татьяна Геннадьевна Семенникова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯКомитет по образованию г. Улан-УдэМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Улан-Удэ»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ТЕХНОЛОГИИ3 КЛАССБАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ2020 – 2021 уч. годыСоставитель: Семенникова Т.Г.учитель технологии МАОУ «СОШ № 24 г. Улан-Удэ»г. Улан – Удэ2020 год Раздел 1. Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе авторской программы Геронимус Т.М.. и следующих нормативно – правовых документов:
  • Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012.
  • ФГОС НОО, приказ №373 от 6.10.2009г.
  • Примерной программы начального общего образования «Стандарты второго поколения. Технология 1-4 классы» - М.: Просвещение, 2014 г
  • Устава МАОУ «СОШ № 24 г. Улан-Удэ»
  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, приказ № 253 от 31.03.2014.
  • Основной общеобразовательной программы начального общего образования на 2019-2024 гг.
  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 24 г. Улан-Удэ» на 2020 – 2021 Устава МАОУ «СОШ № 24 г. Улан-Удэ» учебный год.
  • Рабочая программа по предмету «Технология» базового уровня составлена в соответствии с ФГОС НОО и адресована обучающимся 3 класса МБОУ СОШ № 24 г. Улан-Удэ. В основу настоящей программы положены такие принципы, связанные с требованиями ФГОС НОО, как личностно-ориентированный, культурно-ориентированный, деятельностно-ориентированный. Концепция (основная идея) программыТехнологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей деятельности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культуройотовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы Закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками. Цели:
  • овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • освоение продуктивной проектной деятельности.
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
  • Задачи :
  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  • развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
  • формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
  • развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
  • формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
  • формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
  • формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
  • формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
  • формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата.
  • Место предмета в учебном плане.Предмет «Технология» входит в образовательную область «Технология» учебного плана школы. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. В течение года планируется провести 2 контрольных теста.Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы, срок реализации программы 1 год.Раздел 2.Требования к уровню подготовки выпускниковВ результате изучения технологии ученик должен знать/пониматьзнать:названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, ткани);простейшие способы достижения прочности конструкций;последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;линии чертежа;правила безопасной работы с канцелярским ножом;технику выполнения косой строчки, ее варианты, назначение.уметь:соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;читать простейшие чертежи (эскизы) разверток;соблюдать последовательность выполнения разметки развертки (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;изменять конструкцию изделия по заданным условиям;подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами.должны владеть общетрудовыми умениями:с помощью учителя искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;самостоятельно:размещать на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты, проверять их исправность;читать графическую и словесную инструкционную карту, проверять соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на чертеже.Планируемые результаты обучения технологии в 3 классе. Основные содержательные линии «Технологии» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции»,«У нас получаются красивые изделия» , «За год мы узнали новые слова». «Учимся  размышлять», определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. «Готовимся к практической работе», предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия. «Учимся выполнять новые операции», «У нас получаются красивые изделия», определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий. «За год мы узнали новые слова», является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?» Основные типы учебных занятий:- урок изучения нового учебного материала;- урок закрепления и применения знаний; - урок контроля знаний и умений.- комбинированный.
  • Основные формы организации деятельности обучающихся:
  • -самостоятельная или совместная практическая деятельность;
  • -проектная;
  • -игровая деятельность.
  • Формы контроля: текущий, итоговый, самооценка и самоконтроль.
  • Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • 3.Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
  • Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.Третьеклассники узнают:
  • сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлов, ткани);
  • простейшие способы достижения прочности конструкций.
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, её варианты, назначение;
  • агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста;
  • назначение технологических машин;
  • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
  • основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;
  • правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
  • профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.
  • Третьеклассники научатся:
  • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • читать простейший чертеж (эскиз) развёрток;
  • соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов – к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
  • осуществлять перевалку и пересадку растений;
  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
  • собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;
  • безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
  • Третьеклассники овладеют общетрудовыми и общеучебными умениямиСамостоятельно:
  • анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
  • обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
  • выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
  • С помощью учителя:
  • формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы решения проблем.
  • Раздел 3. Содержание учебного предмета.Основы культуры труда, самообслуживание. Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековьядо начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: Ветра, воды (пара), электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).Гармония предметов и окружающей среды: Соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
  • Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  • Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.Разметка развёрток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
  • Конструирование и моделирование
  • Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
  • Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
  • Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).4. Учебно-тематический план(34 ч)Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» 3 класс