Публикации
фестиваль исследовательских работ "Здоровое питание для школьников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: фестиваль исследовательских работ "Здоровое питание для школьников"
Автор: Гребенюк Дарья, Моисеева Вероника
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: фестиваль исследовательских работ "Здоровое питание для школьников"
Автор: Гребенюк Дарья, Моисеева Вероника
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
Основная общеобразовательная школа №36
Научно – практическую конференцию Старт в науку
Секция Первые шаги в науку
Мы варили суп, суп…
Авторы:
Гребенюк Дарья Денисовна,
Моисеева Вероника Олеговна,
обучающиеся 4-а класса МБОУ ООШ № 36
Научный руководитель:
Нуриахметова Наталья Александровна,
учитель начальных классов МБОУ ООШ № 36
Анжеро-Судженск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЭТОТ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ СУП5
Мы варили суп, суп5
Наш самый витаминный суп 8
Долгая дорога в суп (интересное об овощах)12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ17
Что мы узнали нового 17
Выводы и рекомендации17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Супы – широко распространённые блюда. В питании нашего народа они являются важной в пищевом отношении составной частью обеда. И в каждом доме, в каждой семье мамы и бабушки обязательно готовят супы. И всегда нам говорят, что суп очень полезен, и за обедом нужно съесть хотя бы половину тарелочки. Многие дети отказываются от супа. И обязательно ли есть каждый день суп?
В школьной столовой мы обратили внимание, что наши одноклассники, да и мы тоже, не очень любим есть первое блюдо. А стоит ли его есть вообще?
Когда мы спросили у ребят: Чем же полезен суп?, то мы услышали вот какие ответы:
суп очень полезен, потому что в нём лежит мясо;
в продуктах, из которых приготовлен суп много витаминов;
в супе много овощей;
когда дети едят суп, они растут и выздоравливают,
горячий суп хорошо есть, когда холодно.
Получается, что все ребята слышали о пользе супа, но чем он полезен, мы слышали только от взрослых. Да и в детском саду воспитатели внимательно следили за тем, чтобы все дети обязательно съедали суп. И все-таки, почему же взрослые так настойчиво просят нас за обедом не отказываться от горячего супчика?
На все эти вопросы сразу и не ответишь, поэтому мы решили выбрать именно эту тему для изучения.
Чтобы узнать что-нибудь интересное о супе мы обратились в школьную библиотеку. Там нам выдали много книг. Среди них были книги о супе, об овощах, о витаминах.
Цель и задачи.
Цель:
Изучить состав супа и выявить его пользу для организма человека
Задачи:
Отбор и изучение материала по теме
Анализ состава различных супов.
Знакомство с технологией приготовления супов в столовой МБОУ ООШ № 36
Составление практических рекомендаций.
Предмет исследования.
Пища: первые блюда.
Объект исследования.
Супы.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что суп – это полезное для организма питание, которое, благодаря витаминам, находящимся в нем, в условиях проживания в Сибири является необходимым.
Методы исследования.
А) изучение материалла по теме в научно-популярной, справочной и энциклопедической литературе;
Б) анкетирование;
В) анализ технологии приготовления борща;
Г) сравнительные и аналитические методы;
Д) метод проектов.
II . ЭТОТ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ СУП
2.1. Мы варили суп, суп…
В словаре слово суп объясняется так: Жидкое кушанье, представляющее собой отвар (из мяса, рыбы, грибов и т. п.) с приправой из овощей, крупы и т. п..
Жидкие блюда на русском столе занимают центральное место, а в крестьянском питании ещё в начале этого века они были главным, а иногда и единственным блюдом. Несмотря на это, не было до XVII века в нашем языке собирательного слова обозначающего жидкое блюдо. Были уха, щи, борщи, похлёбки, лапша, кальи (затем рассольники), ушное, а слово суп пришло к нам из немецкого языка и получило распространение в Петровскую эпоху.
Вначале так назывались только лёгкие малокалорийные супы европейской кухни в ресторанах, которые содержали иностранные хозяева. Потом это слово приобрело широкий смысл, а теперь супом называют любое жидкое блюдо. Есть даже холодные и сладкие супы, молочные и пивные.
Супы стали привозить иностранцы в Россию консервированными в начале XIX века. Поэтому история консервов в России началась именно с супов. Например, на званом обеде можно было отведать черепаховый суп, изготовленный в Ост Индии, а присланный из Лондона.
Суп — очень широко распространенное блюдо, которое можно найти во всех кухнях мира и которое входит как в повседневное, так и в праздничное меню.
Традиционные региональные супы разных народов
Авголемно - греческий суп из курицы с лимоном и яйцом
Борщ - свекольный суп Восточной Европы
Буйабесс - рыбный суп из Марсель (Южная Франция)
Каллалло - густой, кремовый суп с бамией и часто с крабовым мясом государства Тринидад и Тобаго
Похлебка с моллюсками - молочный суп с моллюсками, картофелем и луком из Новой Англии, США
Кок-а-лики - суп из картофеля и лука-порея на курином бульоне из Шотландии
Крабовый суп из Мэриленд - суп из овощей, синего краба и приправ Олд бей. Из Мэриленд, США
Фанеска - традиционный суп из трески из Эквадора
Гаспачо - холодный овощной суп из Испании
Менундо - традиционный мексиканский суп с потрохами и мамалыгой
Минестроне - итальянский овощной суп
Маллигатони - англо-индийский суп с карр
Шотландский суп - шотландский мясной суп с ячменем и овощами
Гуляш - венгерский суп из говядины, паприки и лука
Снерт - густой зимний гороховый суп из Нидерландов
Таратор - болгарский холодный суп из йогурта с огурцами
Вотерзуи - бельгийский рыбный суп
Кальдо верде - португальский молотый капустный суп
Вишисуаз - французский холодный суп-пюре с картофелем, луком пореем и сливками. (Приложение №1)
Супы являются важной составной частью обеда; они питательны и ими быстро наедаешься; их подают к столу первыми, так как в них много полезных веществ, которые улучшают работу пищеварительных органов, возбуждают аппетит.
В классе мы с ребятами решили нарисовать и устроить защиту самого любимого супа. Оказалось, что наши мамы готовят очень много разных супов. В защите участвовали почти все ученики нашего класса. Каждый рассказывал про свой суп так хорошо, что многим сразу захотелось его попробовать.
Основой супов служат мясные, грибные, рыбные бульоны, овощные и фруктово – ягодные отвары, а также молоко и квас. Супы на бульонах готовят заправочные, прозрачные и пюреобразные.
Кроме того, что суп нужно правильно приготовить, его необходимо и правильно подать и поесть. Суп подают как в глубоких тарелках, так и в специальных чашках. С тарелкой почти всё ясно. Из неё едят суп ложкой. Правда, до сих пор идут споры, в какую сторону наклонять тарелку, доедая суп, - к себе или от себя.
А вот с чашкой дело обстоит сложнее. Если чашка с одной ручкой – бульон из неё пьют, а заправленный суп едят ложкой. Если же у чашки две ручки – то пить нельзя ни в коем случае. Только ложкой!
Мы в нашем классе на защите познакомились с такими супами:
уха;
борщ;
гороховый;
с гречкой;
фасолевый;
куриная лапша;
из щавеля;
овощной с фрикадельками;
щи из свежей капусты и другие
Получился целый альбом наших любимых супов. Оказалось, что любителей горохового супа и борща оказалось больше. Потом мы решили выбрать самый витаминный суп. Ведь у нас в Сибири продолжительная зима. Всем, и взрослым и детям, чтобы быть здоровыми нужны витамины, поэтому суп тоже может нам помочь в этом. Общим голосованием победил борщ. Чем же он так хорош?
Наш самый витаминный суп
После того, как победил борщ после голосования мы стали читать книги и узнали много интересного. Оказывается, борщ - это блюдо, которое считается исконно украинским, но варят его охотно и россияне. Слово борщ появилось задолго до того, как появился сам борщ из свёклы. Так называли травянистое дикорастущее растение, и существовал такой совет по огороду вдоль тына, где крапива растёт, борщ насеять и по весне щи варить, а на зиму сушить и солить. Такие щи стали называть борщевыми. А само растение так и называется до сих пор Борщевик.
Современный вариант украинских борщей сложился совсем недавно: в рецептуры большинства из них входит картофель, появившийся на Украине в XIX веке.
Борщами называют супы, в которых основную массу составляют свёкла и капуста. Весной и летом капусту можно заменить свекольной ботвой или листьями щавеля.
Ассортимент борщей, как выяснилось, очень велик. Наиболее известны борщ украинский (с салом и чесноком), московский (с мясным набором), флотский (на бульоне с копченостями), сибирский (с фасолью и фрикадельками) и др. Овощи для борщей нарезают соломкой, капусту – шашками, картофель – кубиками. Подают со сметаной и зеленью.
Вместе с одноклассниками мы выбрали борщ с фасолью. В этом супе, на наш взгляд, должно быть больше всего витаминов, потому что в нём много разных овощей, и он не сложен для приготовления. Вот его мы и попытаемся приготовить. На наш взгляд, если человек умеет варить хоть какой-нибудь суп, то он никогда не останется голодным.
В кастрюлю с кипящей водой положить мясо. Нужно внимательно следить за наступлением закипания, для этого снять крышку и убрать с бульона собравшуюся пену, потом убавить огонь, чтобы бульон был прозрачным. Через час-полтора после начала варки следует добавить соль. Варить бульон не более 4,5 – 6 часов. После окончания варки мясо вынимают, бульон процеживают, а на бульоне готовят суп. (приложение №2)
Чтобы приготовить вкусный и полезный борщ важно, чтобы овощи не варились слишком долго, потому что при длительной варке теряются витамины, поэтому лучше придерживаться наших рекомендаций.
В кипящий бульон или воду кладут нарезанную дольками или брусочками картофель, а через 10 минут – шинкованную свежую капусту, варят 10 – 15 минут, добавляют тушёную или варёную свёклу, нарезанную соломкой. Для того, чтобы сварить борщ с фасолью, нужно заранее фасоль перебрать, промыть, залить холодной водой и варить на слабом огне до готовности. Чтобы уменьшить время варки фасоли её можно предварительно замочить в воде на 4 – 6 часов. Фасоль кладут в борщ за 5 – 10 минут до его готовности. Добавляют обжаренные овощи – лук, морковь, помидоры и варят до готовности. В конце варки добавляют соль, сахар, специи. После того, как суп снят с огня, добавить укроп, петрушку, чеснок (См. схему приложения № 3).
Закладка. Свёкла - 2 штуки, капуста свежая - полкочана, картофель - 2 - 3 штуки, морковь – 1 штука, репчатый лук – 1 штука, помидор – 1 штука или томат – паста 1 – 2 столовые ложки, фасоль – 40 граммов. Зелень укропа, петрушки, мелко нарезанный чеснок. При подаче добавить сметану.
Внимание! Если борщ слабо окрашен, в него добавляют краску. Для её приготовления используют свёклу, нарезанную тоненькими пластинками. Свёклу заливают горячим бульоном или водой в соотношении 1 : 2, добавляют уксус 30 граммов на 1 литр и доводят до кипения. Затем отвар снимают с огня и настаивают. Процеживают, вводят в конце варки борща, не кипятят.
Все овощи, которые мы предлагаем положить в суп, очень полезны и богаты витаминами. Так, например, картофель богат витаминами С, РР, К, витаминами группы В.
Кочан капусты – кладовая витаминов. Пожалуй, нет ни одного из известных в настоящее время витаминов, который бы не был обнаружен в этом овоще. А витамина С в ней столько же, сколько в апельсинах и лимонах: достаточно съесть 200 граммов сырой капусты, чтобы удовлетворить суточную потребность в этом витамине. Он сохраняется и при квашении капусты. Всё же больше в капусте, по сравнению с другими витаминами, витаминов РР, Е, К, группы В.
Свёкла содержит витамины С и РР.
Морковь по содержанию витаминов А, С, группы В, РР, К, Е превосходит не только все овощи, но даже молочные и мясные продукты. Есть в моркови в достаточном количестве фитонциды (летучие вещества, убивающие микробов).
Помидоры в своих плодах содержат витамины А, группы В, К, РР, С.
Фасоль не только улучшает вкусовые качества блюд, но и содержит витамины А, группы В, К.
Лук и чеснок богаты фитонцидами, кроме того они содержат витамины группы В и витамин С.
В укропе и петрушке находятся ароматные эфирные масла, благодаря которым блюда приобретают неповторимый аромат. Зелень этих растений содержит витамины С, А, К, группы В.
При недостатке в организме витамина А нарушается сумеречное зрение, при котором глаза после светлого помещения не сразу привыкают к темноте. Если вы начинаете различать предметы в тёмной комнате больше, чем через 10 секунд после того, как вошли в неё, значит, вам не хватает витаминов. Это явление получило в народе название куриная слепота. Ещё при недостатке витамина А медленно заживают раны, шелушится кожа, волосы становятся ломкими, ногти мягкими.
При недостатке витаминов группы В наблюдается забывчивость, отсутствие аппетита, малокровие, нервные расстройства. Если не хватает в организме витаминов этой группы, откажитесь от кофе, он может съедать его почти полностью. Витамины этой группы хорошо растворяются в воде и окисляются, поэтому овощи, в которых он содержится, надо варить в небольшом количестве воды и при закрытой крышке, а лучше тушить. Это касается и витамина С.
При недостатке витамина С наблюдается повышенная утомляемость воспаление и кровоточивость дёсен, медленное заживление ран. Витамин С впрок не накапливается, организм нуждается в нём постоянно, его нужно пополнять каждый день.
При недостатке витамина РР наблюдается бессонница, головные боли.
Малые поступления в организм витамина Е способствуют развитию малокровия, преждевременному старению. Витамин Е особенно благотворно влияет на пожилых людей. При постоянном поступлении его в организм прибавляются жизненные силы, организм омолаживается, у человека появляется уверенность в себе.
При недостатке витамина К заболевают печень и желчный пузырь, разжижается кровь, медленно заживают раны.
Чтобы сохранить в супе как можно больше витаминов нужно:
Заранее не нарезать овощи для супа, потому что за 30 минут в нарезанных овощах разрушается почти половина витаминов;
Излишняя варка супа приводит к большим потерям витаминов, особенно С;
При варке овощи нужно закладывать в кипящую воду и варить на медленном огне при закрытой крышке;
Длительно не хранить суп после его приготовления. Так, например если в готовом супе сохранилось 50% витаминов, через 3 часа после приготовления в супе остаётся их только 20 % всех витаминов, через 6 часов – 10%.
Значительное количество витаминов теряется при повторном разогреве супа.
Зелень, нарезанный чеснок лучше раскладывать непосредственно в тарелки перед подачей супа на стол.
Соблюдение этих правил поможет вам приготовить самый витаминный суп и быть всегда здоровыми, и наши желудки будут здоровы.
Долгая дорога в суп (интересное об овощах)
В Сибири у каждого второго жителя есть огород, где можно выращивать овощи. Но что делать тем, у кого такой возможности нет? Приходится покупать в магазине или на рынке.
И нам стало интересно, как и откуда привезены овощи, которые попали в наш борщ. Нам пришлось прочитать вместе с мамами и папами много книг, сходить в библиотеку. Своими новыми знаниями мы хотим поделиться с вами.
Картофель. В наши дни не сыскать, пожалуй, в мире человека, который бы не знал вкуса картофельных клубней, или просто картошки. Родина картофеля – Южная Америка . Его начали выращивать более 14 тысяч лет назад. Местные жители его называли папа или папас.
Разводимый в то время индейцами картофель существенно отличался от известного нам. Его клубни были горького вкуса, их не ели в свежем виде, а готовили из них чуньо. Клубни рассыпали по земле, слегка подмораживали, а потом после оттаивания на солнце, выдавливали из них босыми ногами воду. Отжатые клубни высушивали. Для получения продукта лучшего качества – белого чуньо, из которого потом делали муку, - клубни предварительно на два месяца помещали в проточную воду.
Считается, что о картофеле узнали первыми участники одной из испанских военных экспедиций в Южную Америку в 1538 году, а в Европу картофель привезли испанские корабли в 1565 году под названием земляной орех. Итальянцы со временем назвали новое растение тартуфоль, это название произошло от названия грибов трюфелей, которые растут под землёй.
В Россию же картофель привезли при Петре I. И в нашей стране он и получил своё нынешнее название.
Картофель теперь любимый продукт питания в каждом доме, и не зря ведь это высокопитательный и даже целебный продукт. В состав картофеля входит столько полезных веществ, что, пожалуй, легче перечислить те, которых в нём нет.
Австралийские врачи обследовали 1500 жителей, в пище которых 94% картофеля и 3% жиров. Состояние их здоровья оказалось отличным. У них не наблюдалось ни сахарной болезни, ни ожирения, ни повышенного давления.
Утверждают, что из картофеля можно приготовить 999 блюд. А ведь каких-то 200 лет назад о нём в России и не знали.
Капуста. О том, что капусту использовали уже первобытные люди, рассказывают археологические находки. Конечно, это была дикая листовая капуста, встречающаяся и поныне на островах и побережьях Средиземного моря. Местные жители называли её ащи.
В Киевскую Русь капуста попала в XI –XII веках, где прочно внедрилась на огородах.
Капуста очень полезна для организма человека, так как в ней много витаминов. Важна и капустная клетчатка, которая выводит из организма избыточный холестерин.
Свёкла. Выращивать свёклу начали уже за 2 тысячи лет до н. эры в Ассирии, Вавилоне, Иране, Армении, но применяли больше для лекарственных целей. Корнеплод появился на столе значительно позже. По-разному учёные объясняют происхождение названия этого корнеплода. Одни говорят, что он попал к нам из Византии с искаженным греческим названием сфекели, которое преобразовалось в свёклу. Другие настаивают на том, что в Вавилоне её называли силква. У славян это слово постепенно превратилось в свёклу.
В Европу свёкла попала с Востока (сначала к грекам, где, однако, не пользовалась особыми симпатиями и на первых парах служила символом неурядиц). Желая, например, высмеять ссорившихся супругов, им в подарок посылали свёклу, а перед входом в их жилище соседи вешали венок, сплетённый из свёклы.
Исключительной популярностью свёкла пользовалась на Руси. В Киевской Руси её выращивали уже в X веке.
Свёклу используют врачи при лечении сердечно – сосудистых заболеваний, при гипертонической болезни.
Овощ, служивший, когда-то символом раздоров, сегодня по праву занимает прочное место на нашем обеденном столе.
Морковь. Этот всем нам известный овощ был знаком людям ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. В Древнеримском государстве морковь широко выращивалась на полях и огородах.
В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови обязательно найдёшь слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.
В Европе широкое распространение получила в XIV – XVI веках. В более позднее время морковь была завезена в Америку, Австралию и Новую Зеландию. В России широко выращивается с незапамятных времён. В воспоминаниях иностранцев XVI века говорится, что не только повсеместно в России, но и вокруг Москвы было множество огородов с морковью.
Ещё в старину люди заметили, что морковь обладает целебными свойствами. В России уже в XVI веке морковным соком лечили болезни печени и сердца, его рекомендовали как средство от кашля и желтухи. А витамин А способствует росту и делает морковь очень полезной детям. Этот витамин необходим для нормального зрения, поддерживает в хорошем состоянии кожу.
Лук и чеснок. Репчатый лук известен человечеству вот уже около 5 тысяч лет, хотя дикие формы его не найдены до сих пор. Его родиной считают Среднюю Азию и Афганистан. На Руси он появился в XII – XIII веках. Чеснок также выходец из Средней Азии. В нашей стране дикий чеснок растёт в горах Средней Азии, на юге Казахстана, на Кавказе.
Разные виды лука и чеснока встречаются во многих районах земного шара. А в горах Тянь – Шаня так много дикого лука, что китайцы назвали эти горы Дзунглинь, что значит Луковые горы. И в Киргизии есть Луковая гора – Суганташ.
С давних времён лук и чеснок использовали для лечебных целей. В древней Греции их вешали на грудь под панцирь воины перед боем. Лук и чеснок должны были предохранять воинов от ран. Не случайно лук по-гречески называется хромион, то есть панцирь.
В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса, высочайшее из каменных сооружений мира высотой 146 метров. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им ежедневно давали лук и чеснок. За 20 лет было истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого серебра.
Лук и чеснок богаты летучими веществами – фитонцидами (убивающими микробов), содержат много витаминов, повышают аппетит, регулируют пищеварение. Эфирные масла чеснока расширяют кровеносные сосуды, способствуют улучшению кровообращения.
Помидоры. Томат, или помидор, - одно из самых распространённых овощных растений на земле. Томат происходит из тропических районов Южной и Центральной Америки. Многообразные формы дикого помидора найдены в Мексике. Поэтому родиной томата считают Мексику.
Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языков. Итальянцы именуют плод этого растения помо доро, то есть золотое яблоко, а французы – помо дамур - яблоко любви. Эти названия превратились в русском языке в помидору. На родине же растения, в Мексике, помидоры называют туматль.
Помидоры очень полезны, они повышают аппетит, усиливают пищеварение, подавляют рост кишечных бактерий. В плодах томата много витамина А. Чтобы поддержать и даже улучшить зрение ежедневно нужно выпивать 1 стакан томатного сока (лучше из свежих плодов). Ешьте больше помидоров в пору их сбора! Этим можно создать запас полезных веществ в организме. Помидоры особо полезны лицам, страдающим ожирением. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы, и желудочно-кишечного тракта.
Фасоль встречается до сих пор в диком виде в странах Азии, Африки и Америки. Первое упоминание об этом растении встречается в древних китайских летописях, относящихся к 2800 году до новой эры.
Фасоль была известна и древним римлянам. Но римляне видели в фасоли не столько продукт питания, сколько сырьё для приготовления муки, из которой, в свою очередь, приготовляли знаменитое в то время косметическое средство, заменявшее римлянкам пудру. По их мнению, это превосходно освежало кожу, способствовало уничтожению морщин.
Европейцы восприняли фасоль, как прекрасное кушанье лишь после открытия Америки, где с давних времён выращивали фасоль индейцы.
Петрушка. Родина петрушки – Испания и Средиземноморье, где она растёт в тенистых местах среди скал. В Европе петрушку стали выращивать в IX веке.
Соком петрушки народ давно пользовался для лечения ран и воспалений, вызванных укусами ядовитых насекомых. Как овощ её стали выращивать в России лишь в прошлом столетии.
Укроп. Родина укропа восточное побережье Средиземного моря. В Западной и Северной Европе он распространился с XVI века. Укроп содержит много витамина С, эфирных масел.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1.Что мы узнали нового
Вот мы и закончили нашу работу. Всё, что смогли найти о супе, прочитали. Нарисовали и защитили свои любимые супы, сделали альбом, сочинили кроссворд. А потом сели все вместе и решили подумать о том, что же мы узнали нового и интересного. Оказалось, мы узнали:
как варить суп;
чем интересен борщ;
какие витамины и полезные вещества содержат овощи;
что нужно помнить, чтобы в супе сохранилось больше витаминов;
почему нужно есть суп;
какие витамины находятся в овощах;
чем полезны витамины;
где находится родина всем нам известных растений;
как назывались овощи раньше;
как использовали овощные растения раньше;
как использовать овощи для улучшения здоровья.
А ещё мы научились варить борщ. Рассказывали маме и папе, всем знакомым о нашем исследовании, и даже давали советы о том, как сохранить в супе больше витаминов. Нам было очень приятно, что взрослые слушали нас с интересом, а некоторые секреты приготовления супа мамы даже не знали.
Выводы и рекомендации
Каждая хозяйка хочет варить вкусную и полезную пищу. Но часто при варке супов не обращаем внимание на правила их приготовления, а в Сибири, зимой витаминов всем не хватает. Мы можем доступными нам средствами помочь нашему организму быть здоровым и крепким, сохраняя при приготовлении первых и вторых блюд витамины в овощах. Для этого нужно соблюдать следующие правила:
Заранее не нарезать овощи для супа, потому что за 30 минут в нарезанных овощах разрушается почти половина витаминов;
Излишняя варка супа приводит к большим потерям витаминов, особенно С;
При варке овощи нужно закладывать в кипящую воду и варить на медленном огне при закрытой крышке;
Длительно не хранить суп после его приготовления. Так, например если в готовом супе сохранилось 50% витаминов, через 3 часа после приготовления в супе остаётся их только 20 % всех витаминов, через 6 часов – 10%.
Значительное количество витаминов теряется при повторном разогреве супа.
Зелень, нарезанный чеснок лучше раскладывать непосредственно в тарелки перед подачей супа на стол.
Приятного Вам аппетита и крепкого здоровья! Мы надеемся, что наши советы Вам пригодятся (Приложение №4)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев А.А. Супы. – М.: Государственное издательство торговой литературы, 1963г.
Ермакова В.И. Кулинария. – М.: Просвещение, 1993г.
Карпенко М.Т. Сборник загадок. – М.: Просвещение, 1988г.
Книга о вкусной и здоровой пище. /Под. ред. Сиволап И.К./. – М.: Пищепромиздат, 1962г.
Ковалёв Н.И. Энциклопедия гурмана. – Санкт – Петербург: Фламинго, 1996г.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. /Под. ред. Бондаренко А. Б./. – М.: Советская энциклопедия, 1960г., 2 том.
Кудян А.Н. Хозяйке о продуктах питания. – Минск: Ураджай, 1978г.
Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детская литература, 1988г.
Орлова Ж.И. Всё об овощах. – М.: Пищевая промышленность, 1978г.
Популярная медицинская энциклопедия. /Под. ред. Бакулевой А.Н. Петровой Ф.Н./. – М.: Советская энциклопедия, 1961г.
Словарь русского языка. /Под. ред. Евгеньевой А.П., Разумниковой Г.А./. – М.: Русский язык, 1984г.
Сотиров Н. Современная кухня 3000 рецептов. – София: Техника, 1960г.
Чаркова Ф.В. Азбука здоровья. Журнал Начальная школа №7, 2001 год.
Чудакова Н. Этикет от А до Я для детей и взрослых. – М.: АСТ, 1997г.
Приложение №1
Авголемно - греческий суп из курицы с лимоном и яйцом
Борщ - свекольный суп Восточной Европы
Буйабесс - рыбный суп из Марсель (Южная Франция)
Каллаллу - густой, кремовый суп с бамией и часто с крабовым мясом государства Тринидад и Тобаго
Кок-а-лики –
суп из картофеля и лука-порея на курином бульоне из Шотландии
Фанеска –
традиционный суп из трески из Эквадора готовится только в пасхальную неделю
Гаспачо - холодный овощной суп из Испании
Минестроне - итальянский овощной суп, в переводе большой суп.
Снерт - густой зимний гороховый суп из Нидерландов
Таратор - болгарский холодный суп из йогурта с огурцами часто подают с колотым льдом, который выкладывается в тарелки. Дляпридания большей свежести можно посыпать суп порванными руками листиками мяты.
Приложение №2
Приложение №3
HYPER13PAGE HYPER15
28
Картофель
Капуста белокочанная капуста
Обжаренные лук и морковь
Свёкла
Помидоры или томат паста
Специи перец, соль
Чеснок и зелень
Тушение
Жир
Уксус
Сахар
Кипящий бульон
Варка при слабом кипении
Настаивание 10 – 15 минут
Подача на стол
Сметана
Во время трапезы супы подавали к столу в первую очередь, так как они отлично стимулируют пищеварение. Их подавали в глиняных горшочках, а ели супы деревянными ложками. Ложки были очень красивые , резные; некоторые деревни славились своими ложкарями.
Мой любимый суп?
Вот в чём вопрос.
Слово суп вошло в русскую речь при Петре I, на Руси жидкие блюда называли похлёбкой или варевом.
Анжеро-Судженского городского округа
Основная общеобразовательная школа №36
Научно – практическую конференцию Старт в науку
Секция Первые шаги в науку
Мы варили суп, суп…
Авторы:
Гребенюк Дарья Денисовна,
Моисеева Вероника Олеговна,
обучающиеся 4-а класса МБОУ ООШ № 36
Научный руководитель:
Нуриахметова Наталья Александровна,
учитель начальных классов МБОУ ООШ № 36
Анжеро-Судженск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЭТОТ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ СУП5
Мы варили суп, суп5
Наш самый витаминный суп 8
Долгая дорога в суп (интересное об овощах)12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ17
Что мы узнали нового 17
Выводы и рекомендации17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Супы – широко распространённые блюда. В питании нашего народа они являются важной в пищевом отношении составной частью обеда. И в каждом доме, в каждой семье мамы и бабушки обязательно готовят супы. И всегда нам говорят, что суп очень полезен, и за обедом нужно съесть хотя бы половину тарелочки. Многие дети отказываются от супа. И обязательно ли есть каждый день суп?
В школьной столовой мы обратили внимание, что наши одноклассники, да и мы тоже, не очень любим есть первое блюдо. А стоит ли его есть вообще?
Когда мы спросили у ребят: Чем же полезен суп?, то мы услышали вот какие ответы:
суп очень полезен, потому что в нём лежит мясо;
в продуктах, из которых приготовлен суп много витаминов;
в супе много овощей;
когда дети едят суп, они растут и выздоравливают,
горячий суп хорошо есть, когда холодно.
Получается, что все ребята слышали о пользе супа, но чем он полезен, мы слышали только от взрослых. Да и в детском саду воспитатели внимательно следили за тем, чтобы все дети обязательно съедали суп. И все-таки, почему же взрослые так настойчиво просят нас за обедом не отказываться от горячего супчика?
На все эти вопросы сразу и не ответишь, поэтому мы решили выбрать именно эту тему для изучения.
Чтобы узнать что-нибудь интересное о супе мы обратились в школьную библиотеку. Там нам выдали много книг. Среди них были книги о супе, об овощах, о витаминах.
Цель и задачи.
Цель:
Изучить состав супа и выявить его пользу для организма человека
Задачи:
Отбор и изучение материала по теме
Анализ состава различных супов.
Знакомство с технологией приготовления супов в столовой МБОУ ООШ № 36
Составление практических рекомендаций.
Предмет исследования.
Пища: первые блюда.
Объект исследования.
Супы.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что суп – это полезное для организма питание, которое, благодаря витаминам, находящимся в нем, в условиях проживания в Сибири является необходимым.
Методы исследования.
А) изучение материалла по теме в научно-популярной, справочной и энциклопедической литературе;
Б) анкетирование;
В) анализ технологии приготовления борща;
Г) сравнительные и аналитические методы;
Д) метод проектов.
II . ЭТОТ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ СУП
2.1. Мы варили суп, суп…
В словаре слово суп объясняется так: Жидкое кушанье, представляющее собой отвар (из мяса, рыбы, грибов и т. п.) с приправой из овощей, крупы и т. п..
Жидкие блюда на русском столе занимают центральное место, а в крестьянском питании ещё в начале этого века они были главным, а иногда и единственным блюдом. Несмотря на это, не было до XVII века в нашем языке собирательного слова обозначающего жидкое блюдо. Были уха, щи, борщи, похлёбки, лапша, кальи (затем рассольники), ушное, а слово суп пришло к нам из немецкого языка и получило распространение в Петровскую эпоху.
Вначале так назывались только лёгкие малокалорийные супы европейской кухни в ресторанах, которые содержали иностранные хозяева. Потом это слово приобрело широкий смысл, а теперь супом называют любое жидкое блюдо. Есть даже холодные и сладкие супы, молочные и пивные.
Супы стали привозить иностранцы в Россию консервированными в начале XIX века. Поэтому история консервов в России началась именно с супов. Например, на званом обеде можно было отведать черепаховый суп, изготовленный в Ост Индии, а присланный из Лондона.
Суп — очень широко распространенное блюдо, которое можно найти во всех кухнях мира и которое входит как в повседневное, так и в праздничное меню.
Традиционные региональные супы разных народов
Авголемно - греческий суп из курицы с лимоном и яйцом
Борщ - свекольный суп Восточной Европы
Буйабесс - рыбный суп из Марсель (Южная Франция)
Каллалло - густой, кремовый суп с бамией и часто с крабовым мясом государства Тринидад и Тобаго
Похлебка с моллюсками - молочный суп с моллюсками, картофелем и луком из Новой Англии, США
Кок-а-лики - суп из картофеля и лука-порея на курином бульоне из Шотландии
Крабовый суп из Мэриленд - суп из овощей, синего краба и приправ Олд бей. Из Мэриленд, США
Фанеска - традиционный суп из трески из Эквадора
Гаспачо - холодный овощной суп из Испании
Менундо - традиционный мексиканский суп с потрохами и мамалыгой
Минестроне - итальянский овощной суп
Маллигатони - англо-индийский суп с карр
Шотландский суп - шотландский мясной суп с ячменем и овощами
Гуляш - венгерский суп из говядины, паприки и лука
Снерт - густой зимний гороховый суп из Нидерландов
Таратор - болгарский холодный суп из йогурта с огурцами
Вотерзуи - бельгийский рыбный суп
Кальдо верде - португальский молотый капустный суп
Вишисуаз - французский холодный суп-пюре с картофелем, луком пореем и сливками. (Приложение №1)
Супы являются важной составной частью обеда; они питательны и ими быстро наедаешься; их подают к столу первыми, так как в них много полезных веществ, которые улучшают работу пищеварительных органов, возбуждают аппетит.
В классе мы с ребятами решили нарисовать и устроить защиту самого любимого супа. Оказалось, что наши мамы готовят очень много разных супов. В защите участвовали почти все ученики нашего класса. Каждый рассказывал про свой суп так хорошо, что многим сразу захотелось его попробовать.
Основой супов служат мясные, грибные, рыбные бульоны, овощные и фруктово – ягодные отвары, а также молоко и квас. Супы на бульонах готовят заправочные, прозрачные и пюреобразные.
Кроме того, что суп нужно правильно приготовить, его необходимо и правильно подать и поесть. Суп подают как в глубоких тарелках, так и в специальных чашках. С тарелкой почти всё ясно. Из неё едят суп ложкой. Правда, до сих пор идут споры, в какую сторону наклонять тарелку, доедая суп, - к себе или от себя.
А вот с чашкой дело обстоит сложнее. Если чашка с одной ручкой – бульон из неё пьют, а заправленный суп едят ложкой. Если же у чашки две ручки – то пить нельзя ни в коем случае. Только ложкой!
Мы в нашем классе на защите познакомились с такими супами:
уха;
борщ;
гороховый;
с гречкой;
фасолевый;
куриная лапша;
из щавеля;
овощной с фрикадельками;
щи из свежей капусты и другие
Получился целый альбом наших любимых супов. Оказалось, что любителей горохового супа и борща оказалось больше. Потом мы решили выбрать самый витаминный суп. Ведь у нас в Сибири продолжительная зима. Всем, и взрослым и детям, чтобы быть здоровыми нужны витамины, поэтому суп тоже может нам помочь в этом. Общим голосованием победил борщ. Чем же он так хорош?
Наш самый витаминный суп
После того, как победил борщ после голосования мы стали читать книги и узнали много интересного. Оказывается, борщ - это блюдо, которое считается исконно украинским, но варят его охотно и россияне. Слово борщ появилось задолго до того, как появился сам борщ из свёклы. Так называли травянистое дикорастущее растение, и существовал такой совет по огороду вдоль тына, где крапива растёт, борщ насеять и по весне щи варить, а на зиму сушить и солить. Такие щи стали называть борщевыми. А само растение так и называется до сих пор Борщевик.
Современный вариант украинских борщей сложился совсем недавно: в рецептуры большинства из них входит картофель, появившийся на Украине в XIX веке.
Борщами называют супы, в которых основную массу составляют свёкла и капуста. Весной и летом капусту можно заменить свекольной ботвой или листьями щавеля.
Ассортимент борщей, как выяснилось, очень велик. Наиболее известны борщ украинский (с салом и чесноком), московский (с мясным набором), флотский (на бульоне с копченостями), сибирский (с фасолью и фрикадельками) и др. Овощи для борщей нарезают соломкой, капусту – шашками, картофель – кубиками. Подают со сметаной и зеленью.
Вместе с одноклассниками мы выбрали борщ с фасолью. В этом супе, на наш взгляд, должно быть больше всего витаминов, потому что в нём много разных овощей, и он не сложен для приготовления. Вот его мы и попытаемся приготовить. На наш взгляд, если человек умеет варить хоть какой-нибудь суп, то он никогда не останется голодным.
В кастрюлю с кипящей водой положить мясо. Нужно внимательно следить за наступлением закипания, для этого снять крышку и убрать с бульона собравшуюся пену, потом убавить огонь, чтобы бульон был прозрачным. Через час-полтора после начала варки следует добавить соль. Варить бульон не более 4,5 – 6 часов. После окончания варки мясо вынимают, бульон процеживают, а на бульоне готовят суп. (приложение №2)
Чтобы приготовить вкусный и полезный борщ важно, чтобы овощи не варились слишком долго, потому что при длительной варке теряются витамины, поэтому лучше придерживаться наших рекомендаций.
В кипящий бульон или воду кладут нарезанную дольками или брусочками картофель, а через 10 минут – шинкованную свежую капусту, варят 10 – 15 минут, добавляют тушёную или варёную свёклу, нарезанную соломкой. Для того, чтобы сварить борщ с фасолью, нужно заранее фасоль перебрать, промыть, залить холодной водой и варить на слабом огне до готовности. Чтобы уменьшить время варки фасоли её можно предварительно замочить в воде на 4 – 6 часов. Фасоль кладут в борщ за 5 – 10 минут до его готовности. Добавляют обжаренные овощи – лук, морковь, помидоры и варят до готовности. В конце варки добавляют соль, сахар, специи. После того, как суп снят с огня, добавить укроп, петрушку, чеснок (См. схему приложения № 3).
Закладка. Свёкла - 2 штуки, капуста свежая - полкочана, картофель - 2 - 3 штуки, морковь – 1 штука, репчатый лук – 1 штука, помидор – 1 штука или томат – паста 1 – 2 столовые ложки, фасоль – 40 граммов. Зелень укропа, петрушки, мелко нарезанный чеснок. При подаче добавить сметану.
Внимание! Если борщ слабо окрашен, в него добавляют краску. Для её приготовления используют свёклу, нарезанную тоненькими пластинками. Свёклу заливают горячим бульоном или водой в соотношении 1 : 2, добавляют уксус 30 граммов на 1 литр и доводят до кипения. Затем отвар снимают с огня и настаивают. Процеживают, вводят в конце варки борща, не кипятят.
Все овощи, которые мы предлагаем положить в суп, очень полезны и богаты витаминами. Так, например, картофель богат витаминами С, РР, К, витаминами группы В.
Кочан капусты – кладовая витаминов. Пожалуй, нет ни одного из известных в настоящее время витаминов, который бы не был обнаружен в этом овоще. А витамина С в ней столько же, сколько в апельсинах и лимонах: достаточно съесть 200 граммов сырой капусты, чтобы удовлетворить суточную потребность в этом витамине. Он сохраняется и при квашении капусты. Всё же больше в капусте, по сравнению с другими витаминами, витаминов РР, Е, К, группы В.
Свёкла содержит витамины С и РР.
Морковь по содержанию витаминов А, С, группы В, РР, К, Е превосходит не только все овощи, но даже молочные и мясные продукты. Есть в моркови в достаточном количестве фитонциды (летучие вещества, убивающие микробов).
Помидоры в своих плодах содержат витамины А, группы В, К, РР, С.
Фасоль не только улучшает вкусовые качества блюд, но и содержит витамины А, группы В, К.
Лук и чеснок богаты фитонцидами, кроме того они содержат витамины группы В и витамин С.
В укропе и петрушке находятся ароматные эфирные масла, благодаря которым блюда приобретают неповторимый аромат. Зелень этих растений содержит витамины С, А, К, группы В.
При недостатке в организме витамина А нарушается сумеречное зрение, при котором глаза после светлого помещения не сразу привыкают к темноте. Если вы начинаете различать предметы в тёмной комнате больше, чем через 10 секунд после того, как вошли в неё, значит, вам не хватает витаминов. Это явление получило в народе название куриная слепота. Ещё при недостатке витамина А медленно заживают раны, шелушится кожа, волосы становятся ломкими, ногти мягкими.
При недостатке витаминов группы В наблюдается забывчивость, отсутствие аппетита, малокровие, нервные расстройства. Если не хватает в организме витаминов этой группы, откажитесь от кофе, он может съедать его почти полностью. Витамины этой группы хорошо растворяются в воде и окисляются, поэтому овощи, в которых он содержится, надо варить в небольшом количестве воды и при закрытой крышке, а лучше тушить. Это касается и витамина С.
При недостатке витамина С наблюдается повышенная утомляемость воспаление и кровоточивость дёсен, медленное заживление ран. Витамин С впрок не накапливается, организм нуждается в нём постоянно, его нужно пополнять каждый день.
При недостатке витамина РР наблюдается бессонница, головные боли.
Малые поступления в организм витамина Е способствуют развитию малокровия, преждевременному старению. Витамин Е особенно благотворно влияет на пожилых людей. При постоянном поступлении его в организм прибавляются жизненные силы, организм омолаживается, у человека появляется уверенность в себе.
При недостатке витамина К заболевают печень и желчный пузырь, разжижается кровь, медленно заживают раны.
Чтобы сохранить в супе как можно больше витаминов нужно:
Заранее не нарезать овощи для супа, потому что за 30 минут в нарезанных овощах разрушается почти половина витаминов;
Излишняя варка супа приводит к большим потерям витаминов, особенно С;
При варке овощи нужно закладывать в кипящую воду и варить на медленном огне при закрытой крышке;
Длительно не хранить суп после его приготовления. Так, например если в готовом супе сохранилось 50% витаминов, через 3 часа после приготовления в супе остаётся их только 20 % всех витаминов, через 6 часов – 10%.
Значительное количество витаминов теряется при повторном разогреве супа.
Зелень, нарезанный чеснок лучше раскладывать непосредственно в тарелки перед подачей супа на стол.
Соблюдение этих правил поможет вам приготовить самый витаминный суп и быть всегда здоровыми, и наши желудки будут здоровы.
Долгая дорога в суп (интересное об овощах)
В Сибири у каждого второго жителя есть огород, где можно выращивать овощи. Но что делать тем, у кого такой возможности нет? Приходится покупать в магазине или на рынке.
И нам стало интересно, как и откуда привезены овощи, которые попали в наш борщ. Нам пришлось прочитать вместе с мамами и папами много книг, сходить в библиотеку. Своими новыми знаниями мы хотим поделиться с вами.
Картофель. В наши дни не сыскать, пожалуй, в мире человека, который бы не знал вкуса картофельных клубней, или просто картошки. Родина картофеля – Южная Америка . Его начали выращивать более 14 тысяч лет назад. Местные жители его называли папа или папас.
Разводимый в то время индейцами картофель существенно отличался от известного нам. Его клубни были горького вкуса, их не ели в свежем виде, а готовили из них чуньо. Клубни рассыпали по земле, слегка подмораживали, а потом после оттаивания на солнце, выдавливали из них босыми ногами воду. Отжатые клубни высушивали. Для получения продукта лучшего качества – белого чуньо, из которого потом делали муку, - клубни предварительно на два месяца помещали в проточную воду.
Считается, что о картофеле узнали первыми участники одной из испанских военных экспедиций в Южную Америку в 1538 году, а в Европу картофель привезли испанские корабли в 1565 году под названием земляной орех. Итальянцы со временем назвали новое растение тартуфоль, это название произошло от названия грибов трюфелей, которые растут под землёй.
В Россию же картофель привезли при Петре I. И в нашей стране он и получил своё нынешнее название.
Картофель теперь любимый продукт питания в каждом доме, и не зря ведь это высокопитательный и даже целебный продукт. В состав картофеля входит столько полезных веществ, что, пожалуй, легче перечислить те, которых в нём нет.
Австралийские врачи обследовали 1500 жителей, в пище которых 94% картофеля и 3% жиров. Состояние их здоровья оказалось отличным. У них не наблюдалось ни сахарной болезни, ни ожирения, ни повышенного давления.
Утверждают, что из картофеля можно приготовить 999 блюд. А ведь каких-то 200 лет назад о нём в России и не знали.
Капуста. О том, что капусту использовали уже первобытные люди, рассказывают археологические находки. Конечно, это была дикая листовая капуста, встречающаяся и поныне на островах и побережьях Средиземного моря. Местные жители называли её ащи.
В Киевскую Русь капуста попала в XI –XII веках, где прочно внедрилась на огородах.
Капуста очень полезна для организма человека, так как в ней много витаминов. Важна и капустная клетчатка, которая выводит из организма избыточный холестерин.
Свёкла. Выращивать свёклу начали уже за 2 тысячи лет до н. эры в Ассирии, Вавилоне, Иране, Армении, но применяли больше для лекарственных целей. Корнеплод появился на столе значительно позже. По-разному учёные объясняют происхождение названия этого корнеплода. Одни говорят, что он попал к нам из Византии с искаженным греческим названием сфекели, которое преобразовалось в свёклу. Другие настаивают на том, что в Вавилоне её называли силква. У славян это слово постепенно превратилось в свёклу.
В Европу свёкла попала с Востока (сначала к грекам, где, однако, не пользовалась особыми симпатиями и на первых парах служила символом неурядиц). Желая, например, высмеять ссорившихся супругов, им в подарок посылали свёклу, а перед входом в их жилище соседи вешали венок, сплетённый из свёклы.
Исключительной популярностью свёкла пользовалась на Руси. В Киевской Руси её выращивали уже в X веке.
Свёклу используют врачи при лечении сердечно – сосудистых заболеваний, при гипертонической болезни.
Овощ, служивший, когда-то символом раздоров, сегодня по праву занимает прочное место на нашем обеденном столе.
Морковь. Этот всем нам известный овощ был знаком людям ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. В Древнеримском государстве морковь широко выращивалась на полях и огородах.
В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови обязательно найдёшь слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.
В Европе широкое распространение получила в XIV – XVI веках. В более позднее время морковь была завезена в Америку, Австралию и Новую Зеландию. В России широко выращивается с незапамятных времён. В воспоминаниях иностранцев XVI века говорится, что не только повсеместно в России, но и вокруг Москвы было множество огородов с морковью.
Ещё в старину люди заметили, что морковь обладает целебными свойствами. В России уже в XVI веке морковным соком лечили болезни печени и сердца, его рекомендовали как средство от кашля и желтухи. А витамин А способствует росту и делает морковь очень полезной детям. Этот витамин необходим для нормального зрения, поддерживает в хорошем состоянии кожу.
Лук и чеснок. Репчатый лук известен человечеству вот уже около 5 тысяч лет, хотя дикие формы его не найдены до сих пор. Его родиной считают Среднюю Азию и Афганистан. На Руси он появился в XII – XIII веках. Чеснок также выходец из Средней Азии. В нашей стране дикий чеснок растёт в горах Средней Азии, на юге Казахстана, на Кавказе.
Разные виды лука и чеснока встречаются во многих районах земного шара. А в горах Тянь – Шаня так много дикого лука, что китайцы назвали эти горы Дзунглинь, что значит Луковые горы. И в Киргизии есть Луковая гора – Суганташ.
С давних времён лук и чеснок использовали для лечебных целей. В древней Греции их вешали на грудь под панцирь воины перед боем. Лук и чеснок должны были предохранять воинов от ран. Не случайно лук по-гречески называется хромион, то есть панцирь.
В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса, высочайшее из каменных сооружений мира высотой 146 метров. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им ежедневно давали лук и чеснок. За 20 лет было истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого серебра.
Лук и чеснок богаты летучими веществами – фитонцидами (убивающими микробов), содержат много витаминов, повышают аппетит, регулируют пищеварение. Эфирные масла чеснока расширяют кровеносные сосуды, способствуют улучшению кровообращения.
Помидоры. Томат, или помидор, - одно из самых распространённых овощных растений на земле. Томат происходит из тропических районов Южной и Центральной Америки. Многообразные формы дикого помидора найдены в Мексике. Поэтому родиной томата считают Мексику.
Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языков. Итальянцы именуют плод этого растения помо доро, то есть золотое яблоко, а французы – помо дамур - яблоко любви. Эти названия превратились в русском языке в помидору. На родине же растения, в Мексике, помидоры называют туматль.
Помидоры очень полезны, они повышают аппетит, усиливают пищеварение, подавляют рост кишечных бактерий. В плодах томата много витамина А. Чтобы поддержать и даже улучшить зрение ежедневно нужно выпивать 1 стакан томатного сока (лучше из свежих плодов). Ешьте больше помидоров в пору их сбора! Этим можно создать запас полезных веществ в организме. Помидоры особо полезны лицам, страдающим ожирением. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы, и желудочно-кишечного тракта.
Фасоль встречается до сих пор в диком виде в странах Азии, Африки и Америки. Первое упоминание об этом растении встречается в древних китайских летописях, относящихся к 2800 году до новой эры.
Фасоль была известна и древним римлянам. Но римляне видели в фасоли не столько продукт питания, сколько сырьё для приготовления муки, из которой, в свою очередь, приготовляли знаменитое в то время косметическое средство, заменявшее римлянкам пудру. По их мнению, это превосходно освежало кожу, способствовало уничтожению морщин.
Европейцы восприняли фасоль, как прекрасное кушанье лишь после открытия Америки, где с давних времён выращивали фасоль индейцы.
Петрушка. Родина петрушки – Испания и Средиземноморье, где она растёт в тенистых местах среди скал. В Европе петрушку стали выращивать в IX веке.
Соком петрушки народ давно пользовался для лечения ран и воспалений, вызванных укусами ядовитых насекомых. Как овощ её стали выращивать в России лишь в прошлом столетии.
Укроп. Родина укропа восточное побережье Средиземного моря. В Западной и Северной Европе он распространился с XVI века. Укроп содержит много витамина С, эфирных масел.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1.Что мы узнали нового
Вот мы и закончили нашу работу. Всё, что смогли найти о супе, прочитали. Нарисовали и защитили свои любимые супы, сделали альбом, сочинили кроссворд. А потом сели все вместе и решили подумать о том, что же мы узнали нового и интересного. Оказалось, мы узнали:
как варить суп;
чем интересен борщ;
какие витамины и полезные вещества содержат овощи;
что нужно помнить, чтобы в супе сохранилось больше витаминов;
почему нужно есть суп;
какие витамины находятся в овощах;
чем полезны витамины;
где находится родина всем нам известных растений;
как назывались овощи раньше;
как использовали овощные растения раньше;
как использовать овощи для улучшения здоровья.
А ещё мы научились варить борщ. Рассказывали маме и папе, всем знакомым о нашем исследовании, и даже давали советы о том, как сохранить в супе больше витаминов. Нам было очень приятно, что взрослые слушали нас с интересом, а некоторые секреты приготовления супа мамы даже не знали.
Выводы и рекомендации
Каждая хозяйка хочет варить вкусную и полезную пищу. Но часто при варке супов не обращаем внимание на правила их приготовления, а в Сибири, зимой витаминов всем не хватает. Мы можем доступными нам средствами помочь нашему организму быть здоровым и крепким, сохраняя при приготовлении первых и вторых блюд витамины в овощах. Для этого нужно соблюдать следующие правила:
Заранее не нарезать овощи для супа, потому что за 30 минут в нарезанных овощах разрушается почти половина витаминов;
Излишняя варка супа приводит к большим потерям витаминов, особенно С;
При варке овощи нужно закладывать в кипящую воду и варить на медленном огне при закрытой крышке;
Длительно не хранить суп после его приготовления. Так, например если в готовом супе сохранилось 50% витаминов, через 3 часа после приготовления в супе остаётся их только 20 % всех витаминов, через 6 часов – 10%.
Значительное количество витаминов теряется при повторном разогреве супа.
Зелень, нарезанный чеснок лучше раскладывать непосредственно в тарелки перед подачей супа на стол.
Приятного Вам аппетита и крепкого здоровья! Мы надеемся, что наши советы Вам пригодятся (Приложение №4)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев А.А. Супы. – М.: Государственное издательство торговой литературы, 1963г.
Ермакова В.И. Кулинария. – М.: Просвещение, 1993г.
Карпенко М.Т. Сборник загадок. – М.: Просвещение, 1988г.
Книга о вкусной и здоровой пище. /Под. ред. Сиволап И.К./. – М.: Пищепромиздат, 1962г.
Ковалёв Н.И. Энциклопедия гурмана. – Санкт – Петербург: Фламинго, 1996г.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. /Под. ред. Бондаренко А. Б./. – М.: Советская энциклопедия, 1960г., 2 том.
Кудян А.Н. Хозяйке о продуктах питания. – Минск: Ураджай, 1978г.
Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детская литература, 1988г.
Орлова Ж.И. Всё об овощах. – М.: Пищевая промышленность, 1978г.
Популярная медицинская энциклопедия. /Под. ред. Бакулевой А.Н. Петровой Ф.Н./. – М.: Советская энциклопедия, 1961г.
Словарь русского языка. /Под. ред. Евгеньевой А.П., Разумниковой Г.А./. – М.: Русский язык, 1984г.
Сотиров Н. Современная кухня 3000 рецептов. – София: Техника, 1960г.
Чаркова Ф.В. Азбука здоровья. Журнал Начальная школа №7, 2001 год.
Чудакова Н. Этикет от А до Я для детей и взрослых. – М.: АСТ, 1997г.
Приложение №1
Авголемно - греческий суп из курицы с лимоном и яйцом
Борщ - свекольный суп Восточной Европы
Буйабесс - рыбный суп из Марсель (Южная Франция)
Каллаллу - густой, кремовый суп с бамией и часто с крабовым мясом государства Тринидад и Тобаго
Кок-а-лики –
суп из картофеля и лука-порея на курином бульоне из Шотландии
Фанеска –
традиционный суп из трески из Эквадора готовится только в пасхальную неделю
Гаспачо - холодный овощной суп из Испании
Минестроне - итальянский овощной суп, в переводе большой суп.
Снерт - густой зимний гороховый суп из Нидерландов
Таратор - болгарский холодный суп из йогурта с огурцами часто подают с колотым льдом, который выкладывается в тарелки. Дляпридания большей свежести можно посыпать суп порванными руками листиками мяты.
Приложение №2
Приложение №3
HYPER13PAGE HYPER15
28
Картофель
Капуста белокочанная капуста
Обжаренные лук и морковь
Свёкла
Помидоры или томат паста
Специи перец, соль
Чеснок и зелень
Тушение
Жир
Уксус
Сахар
Кипящий бульон
Варка при слабом кипении
Настаивание 10 – 15 минут
Подача на стол
Сметана
Во время трапезы супы подавали к столу в первую очередь, так как они отлично стимулируют пищеварение. Их подавали в глиняных горшочках, а ели супы деревянными ложками. Ложки были очень красивые , резные; некоторые деревни славились своими ложкарями.
Мой любимый суп?
Вот в чём вопрос.
Слово суп вошло в русскую речь при Петре I, на Руси жидкие блюда называли похлёбкой или варевом.