Публикации XVIII Всероссийская конференция педагогов "Педагогический поиск"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: XVIII Всероссийская конференция педагогов "Педагогический поиск"
Автор: Зобенко Светлана Микзякиновна

Статья: Зобенко С.М. педагог-психолог ГБОУ Школа №1512 Тренинги в школе Конфликты могут быть разделены на 3 большие группы.Первая группа это мотивационные конфликты. Они возникают между учителем и учащимся по причине слабой учебной мотивации учеников. Возникает взаимная неприязнь, противостояние и можно сказать борьба.Например, о чем говорят учителя: об учениках, которые не хотят учиться.А ученики говорят об учителях: они не хотят понять ученика, ставят несправедливые оценки, не уважении к ученикам.Мотивационные конфликты возникают потому, что в школе учителя и ученики как бы противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность.Вторая группа – это конфликты связанные с организацией обучения в школе.Начиная обучение в школе, ребенок переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена деятельности с игровой на учебную, меняется социальная позиция из ребенка он превращается в школьника. Возникают новые для него обязанности и требования. Адаптация может длиться до 1.5 лет. И только он привыкает к своей роли ученика и к учителю как наступает новый конфликтный период, и он переходит в 5 класс. И начинает учиться у новых учителей. После первого учителя, который опекал своих ребят учителя предметники более строго относятся и требовательно. И приспособиться сразу к нескольким учителям не легко, да предметы более сложные, чем в начальной школе.Затем ребенок опять сталкивается с новой проблемой в 9 классе, куда идти дальше. Выборе профессии. Здесь бывают неудачи, срывы, проблемы.Третья группа-конфликтов состоит из взаимодействий учащихся между собой, учителей, администрацией. Распространенные между учащимися конфликты — это борьба за лидерство, конфликты между девочками и мальчиками. Конфликты между детьми и учителями. Подростки имеют недоверие к учителю. Конфликты между учителями «началки» и предметниками. Учителя начальной школы с горечью говорят о том. Что сколько они потеряли усилий, чтобы научить детей считать и писать. А предметники считают детей недостаточно самостоятельными. Так же возникают конфликты с администрацией школы в связи с инновацией в образовании за последние время. Таким образом мы убедились, что школа буквально насыщена педагогическими конфликтами. Педагогический конфликт и его структура.Сфера конфликта может быть деловой и личностной. Взаимодействуя друг с другом учителя и, ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. И поэтому надо стремиться к тому чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал на личностную. Если сказать проще конфликтуйте, культурно не переходя на личности! Беседа должна проходить в деловой сфере. В противном случае подросток обидится и ожесточиться и изменений в поведении не будет!Нельзя говорить Нужно говоритьТы грубый и невоспитанный, лентяй! Давай вместе подумаем почему У тебя одни двойки по русскому! у тебя проблемы с русским.А еще болтаешь на уроке! Тебе не интересно? Или что то не понял? Тебе нужна помощь? В случае если конфликт произошел, то помните, что он имеет свою динамику. После стадии вспыхивания идет стадия угасания — вот тут-то и уместна воспитательная коррекция. Когда произошла разрядка напряжения и участники выплеснули свои эмоции. На этом этапе можно проводить воспитательные беседы. Можно выявлять и устранять причины конфликтов. Игровые методы решения конфликтов Человек существует в двух измерениях своем внутреннем «Я» и во взаимодействии с другими людьми. Свое «Я» нам близко и понятно. А вот «Я» другого человека закрыто. Для нас это загадка. Которую надо разгадать. Чувства, мысли, переживания и др. не представлены в каких-то видимых формах, о них можно только догадываться. По словам, жестам, поведению и др. Выйти за границы своего «Я» и приблизиться у внутреннему «Я» другого не так-то просто. Существует несколько способов и методов помогающие понять другого человека:Метод интроспекции- человек ставит себя на место другого человека и своим воображением воспроизводит мысли и чувства другого человека. На основе данного анализа строит взаимоотношение с человеком. Упражнение «Поставь себя на место другого человека».Метод- эмпатии основан на технике чувствования во внутренние переживания другого человека. Если вы эмоциональный человек склонный к внутреннему мышлению, то данный метод будет вам полезен. И дает высокие результаты если вы умеете доверять своему интуитивному ощущению и способны вовремя остановить возникновение интеллектуальных интерпретаций. Человек часто чувствует одно, но не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывает и принимает решение основываясь на мыслительных схемах. А практика потом показывает, что первое ощущение от сердца было правильным и точным. А последующие рассуждение от головы- ошибочным!Метод логического анализа-подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации. Кто опирается на свое мышление .Метод отстраненности, т.е. Один из участников конфликта не включается в режим конфликта проявляет сдержанность и равновесие. В результате назревающий конфликт затухает. Есть такая сказка когда ссоры между мужем и женой прекратились когда она брала в рот «волшебную водицу»И так давайте потренируемся:Типичные фразы: КАК НАДОГОВОРИТЬ:ТЫ ДОЛЖЕН ХОРОШО УЧИТЬСЯ! - Я УВЕРЕН, ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ1ТЫ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ! - ИНТЕРЕСНО КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ ТЫ ХОТЕЛ БЫ СТАТЬ! КАКУЮ ПРОФЕССИЮ ПЛАНИРУЕШЬ ВЫБРАТЬ?ТЫ ДОЛЖЕН УВАЖАТЬ СТАРШИХ - ТЫ ЗНАЕШЬ УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ ЭТО ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА!ТЫ ДОЛЖЕН СЛУШАТЬСЯ -КОНЕЧНО ТЫ МОЖЕШЬ ИМЕТЬ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ! СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ НО К МНЕНИЮ СТАРШИХ ПОЛЕЗНО ПРИСЛУШИВАТЬСЯ.А теперь поупражняйтесь самостоятельно!- Мы в твои годы жили гораздо хуже!- Ты должен ценить нашу заботу о тебе!- Сколько можно бездельничать!- Давай дневник Я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!- Ты постоянно срываешь мой урок!- Ты должен сидеть и внимательно слушать!1.Упражнение «Терапия общения»Упражнение помогает «погасить» возбужденного ученика, успокоить и сбалансировать его психику. Снять конфликт.Необходимо регулярно разговаривать с трудным подростком. Темы должны быть интересные подростку. Говорим спокойным мягким ровным умиротворяющим голосом. Не читайте морали, общайтесь на равных. Звук голоса ваше дружелюбие и открытое лицо выступят эффективным психотерапевтическим средством для подростка.
  • Если задали вопрос, то подождите, когда ответит собеседник на ваш вопрос.
  • Если высказываете свою точку зрения. То поощряйте ученика в то, чтобы он высказал к ней свое отношение.
  • Если вы не согласны, то формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.
  • Делайте паузы во время беседы. Не позволяйте себе захватывать все пространство.
  • Чаще смотрите в лицо своему собеседнику.
  • И наконец чаще повторяйте фразы: как ты сам думаешь? Мне интересно твое мнение. Почему ты молчишь? Ты не согласен со мной, почему? Докажи, что я не права!
  • 2.Упражнение «Мудрец»Помогает упражнение спросить совета у самого себя. Лучший советчик для себя вы сами., а точнее ваше подсознание. (3.Упражнение «Внутренний луч»)Затем представьте поляну на ней большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец. Который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос в уме. Выслушайте в уме ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом-ответом. А можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы. Поблагодарите за ответ.3. Упражнение «Внутренний луч»Сядьте в удобном кресле, (можно стоя) закройте глаза. Представьте, что внутри вашей головы в верхней ее части возникает светлый луч. Который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук т.д. теплым ровным расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка. Ослабляются складки на лбу, опадают брови, охлаждаются глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека. Удовлетворенного собой свое спокойной и стабильной! й жизнью. Профессией и учениками.Вы чувствуете внутреннее удовлетворение, удовольствие даже наслаждение. Говорите слова. Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной, спокойной и стабильной! У меня все будет хорошо! У меня и сейчас все хорошо, а будет еще лучше!Список литературы: Самоукина Н.В. «Практическая психология в школе»