Публикации студенческих исследовательских работ в области психологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: студенческих исследовательских работ в области психологии
Автор: Безрукова Таисья Алексеевна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»направление подготовки Психолого-педагогическое образование направленность (профиль) Психология образования кафедра психологии КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Психодиагностика в сфере образования» Безрукова Таисья АлексеевнаОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РИСКА БУЛЛИНГА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТАНаучный руководитель:Распопова А.С., к.псх.н, доцент ______________ (подпись) «___» ___________ 20__ г. Дата защиты: «__» ____20__ г. Оценка: ________________ Краснодар 2020ОГЛАВЛЕНИЕ66121923....262628997357ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….47ВВЕДЕНИЕАктуальность. В условиях современных тенденций глобализации и информатизации особо обостряется вопрос проблемы школьной травли или буллинга является актуальной для психолого-педагогической практики. Случаи школьной травли периодически обсуждаются в средствах массовой информации, в связи со случаями жестокого проявления в форме физических и психологических травм, особенно в случае реальных ситуаций физического и психологического насилия. Насилие в подростковом возрасте требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в образовательном учреждении во многом определяет дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности. Освоив определённые паттерны поведения такие как: «жертва», «обидчик», «пассивный наблюдатель» мальчики и девочки могут следовать им всю последующую жизнь. Актуальность данной темы обуславливается с рядом причин: увеличивается интерес к социальным сетям – виртуальное действие приводит к тому, что дети начинают меньше общаться, взаимодействовать друг с другом, становиться асоциальными. Компьютерные игры с идеями насилия, жестокого обращения. На данный момент тенденция школьного образования все больше ориентируется на учебные достижения, успешную сдачу ЕГЭ и всё меньшее придает значение внешкольной жизни и воспитательным процессам. В.Р. Петросянцпредполагает, что выбор роли в ситуации буллинга обусловлен особенностями личности; жертвы характеризуются снижением самоуважения, самопринятия, сильным самообвинением, а для преследователей характерны позитивное самоотношение, самоуважение, самопринятие, высокая зависимость от группы. Однако сложно судить о том, какие характеристики служат причиной, а что является следствием участия в ситуациях травли [24].С.В. Кривцова дает феноменологическое описание ситуаций обращения с детьми-изгоями, анализирует общение в подростковой среде, для прекращения травли предлагает развивать толерантность у подростков-агрессоров и повышать доверие к подростку изгою [16].В то же время И. Б. Ачитаева считает, что буллинг служит способом совладания с эмоциональным напряжением от пребывания в принудительно сформированных группах. Дефицит мотивации к выполнению поставленных задач у школьников приводит к использованию разницы во власти для регуляции послушания. Травля служит в этом случае механизмом обеспечения нужного поведения и потому негласно поддерживается учителями [4].Потребность общества в поиске и разработке способов решения проблемы буллинга в подростковом возрасте актуальность данного исследования.Объект исследования – буллинг в подростковом возрастеПредмет исследования – особенности проявления риска буллинга у мальчиков и девочек подросткового возрастаЦель исследования – выявить особенности проявления риска буллинга у обучающихся подросткового возрастаГипотеза исследования: в исследовании предполагалось, что риску буллинга подвержены мальчики и девочки в равной степени.Задачи исследования:
  • Теоретически обосновать особенности буллинга в структуре личности в подростковом возрасте;
  • Выявить особенности риска буллинга у мальчиков и девочек подросткового возраста;
  • Выявить особенности ситуации буллинга в школе
  • Установить особенности взаимосвязи риска буллинга и ситуации буллинга в школе;
  • Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
  • Анализ научно-методической литературы.
  • Методы психодиагностики (опросник риска буллинга (ОРБ) А.А. Бочавер, методика диагностики ситуации буллинга в школе В.Р. Петросянц).
  • Методы математической статистики.
  • Структура и объем работы. Основной текст изложен на 50 страницах компьютерного текста, иллюстрирован 4 таблицами и 5 рисунками. Состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы. Список литературы включает 32 источника.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ1.1 Психологическая характеристика феномена буллинга в подростковом возрастеВ отечественной психологии в понимании закономерностей развития подросткового этапа представлены в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович и др. Центральное новообразование подросткового возраста является возникновение самосознание (Л.С. Выготский), развитие эгоидентичности (Э. Эриксон), которые субъективно переживаются как чувство взрослости [14]. Д. Б. Эльконин выдвинул предположение, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится личное общение. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Внутри личного общения у подростков возникает такое центральное психическое новообразование, как чувство взрослости. Чувство взрослости является определенной формой самосознания подростков, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя с взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по их моделям взаимодействия свое собственное взаимодействие с людьми. Формируется стремление к взрослости на уровне «я могу» и «я должен» [33]. В работах Л. И. Божовича говорится, что подросткам предъявляют повышенные требования со стороны взрослых, сверстников, где общественное мнение складывается не на основе учебных достижений в школе, а на основе способностей, взглядов, характере, умений следовать кодексу правил, которые были установлены среди сверстников в коллективе [9]. Д. Б. Элькониным было установлено, что в подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа деятельностью общения. В отличие от других форм взаимоотношений, которые имеют место в деловом сотрудничестве товарищей, в этой деятельности основное ее содержание — другой подросток, как человек с определенными личными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества [33].Общение сверстников строится на основе общих занятиях и интересах, если подросток не может найти свое место в общении сверстников, то он «исключается» из процесса общения в классе, его не принимают. И.В. Шаповаленко выделяет следующую «динамику мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет)» [29]. Дружба возникает между подростками в силу различных причины. Если в значимой группе, с которой общается мальчик, ценится сила, выносливость, ловкость, то он объединяется с ребятами, имеющими эти физические качества. Дружба в этом случае будет иметь как бы «пристройку снизу вверх». Такая дружба способствует тому, что мальчик будет заниматься физическими упражнениями или спортом. Он чувствует себя защищенным. Такая дружба основана на внушаемости. Подросток хочет быть таким же, как другие. Поэтому подражает более сильному в одежде, манере держаться и разговаривать. Таким образом, подросткам свойственны резкие взлеты и спады самоуверенности и стремятся все попробовать, это может привести к самоутверждению за счет других [9].Очень часто в современном мире средства массовой информации сообщают на всеобщее обсуждение чрезвычайные происшествия, происходящие в школе среди подростков: где-то подросток пытался жизнь покончить самоубийством, потому что не мог больше терпеть постоянные унижения среди своих одноклассников, где-то подростки избили сверстника до полусмерти. И это еще не все известные нам проявления жестокости среди сверстников, подобные проблемы в обществе называют буллингом [1]. Английское слово буллинг (от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) определяется как притеснение, дискриминация, травля. Одним из первых, кто начал изучать эту проблему, был скандинавский ученый Дэн Олвеус, который провел в 70-х годах исследование явления буллинга среди мальчиков. После этих исследований начались изучения феномена буллинга во все странах. На данный момент этот феномен остается загадкой, еще не все аспекты были рассмотрены, еще много вопросов возникает на эту тему, так как буллинг – это как правила латентный процесс.Д. Олвеусбуллинг понимает как, особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку, последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [22]. И.Н. Кона, под буллингом понимает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [15]. Д. Лейн определяет явление буллинга как школьная травля и принимает позицию Роланда, что буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации [30]. И. Бердышев трактует буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек [7]. Данные авторы под буллингом понимают насилие, буллинг не является насилием, буллинг представляет собой один из видов насилия. По С.В. Кривцовой, буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим [16]. Исследователи выделяют несколько основных признаков школьногобуллинга, это негативное поведение, преднамеренность, регулярность, неравенство сил, неадекватно высокая чувствительность жертвы и острая эмоциональная реакция жертвы. Основными причинами школьногобуллинга являются: 1. Со стороны жертвы - внешность, диалект, заниженная или завышенная самооценка, страх и тревожность, чрезмерная чувствительность, успеваемость, явно выраженные физические заболевания, навязывание всем своей идеи, нарушение правил и границ других; 2. Со стороны буллера – привлечение внимания, месть, борьба за власть, восстановление справедливости, зависть, устранение соперника, самоутверждение, чувство неприязни. Особенно опасна причина возникновения буллинга со стороны буллера, связанная с удовлетворением садистических потребностей у определенной категории акцентированных и дисгармонично развивающихся личностей. Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы: 1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения; 2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших [1]. Наиболее структурировано и полно представлены формы буллинга в статье Е. Н. Ожиёва «Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг»1. Физический буллинг. Наиболее распространен среди мальчиков. Считается самой жестокой формой буллинга, когда жертву бьют, толкают, ставят подножки, пинают, бьют, а так же побои, нанесенные различными предметами и т.д. 2. Психологический буллинг. Это травля, связанная с действием на психику, при помощи вербальных оскорблений, насмешек, запугиваний, преследований, которые оказывают эмоциональное давление на обидчика (жертву). К этой форме относят: 1) вербальныйбуллинг – травля при помощи слов (оскорбления разного характера, прозвища, сплетни) 2) обидные жесты или действия (например, шолбаны, пенки, подножки, голову зажимают в руке) 3) запугивание (это угроза, с целью внушения, что обидчик может причинить вред непосредственно жертве или его близким людям, для того чтобы жертва делала то, что выгодно обидчику) 4) изоляция (исключение или игнорирование жертвы частью сверстников или всем классом)5) вымогательство (например, требуют или отбирают деньги, вещи, еду и т.д.)6) повреждение и иные действия с имуществом (например, обидчик прячет или портит личные вещи жертвы) 7) кибербуллинг – преследование жертв с целью унижения при помощи цифровых технологий: интернета и мобильных телефонов [11].Например, анонимные угрозы, отредактированные фотографии и т.д. Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности, поэтому в настоящее время достаточно большое количество форм травли. В буллинге присутствует определенная структура, без нее не может состояться феномен буллинг [13].Структура состоит из трех компонентов: буллер, жертва и зрители. Буллерами как правила выступают дети, обладающими нарциссическими чертами характера. Основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других. Властолюбивые ученики делятся на активных и пассивных властолюбцев. Первые постоянно задевают не только одноклассников, но и учителя. Они снова и снова бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы его атакуют. Они могут применять различные тактики: делать все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени, сдавать незаконченные работы, шуметь в то время, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут просто не считаться с требованиями учителя или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой. Пассивные властолюбцы корректно ведут себя с учителями, но самоутверждаются на сверстниках или младших ребятах. Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти [17].Д. Ольвеус выделил некоторые типичные черты буллеров, они могут проявляться и у детей, которые не являются инициаторами буллинга в классе, но они будут не так явно выражены, как у самих буллеров [22]. Типичные черты буллеров: такие дети уверены, что если они подчинят себе всех одноклассников, им будет легче добиться желаемого; быстро возбуждаются и очень вспыльчивы; отсутствует сочувствие к жертвам; хотят быть в центре внимания, без зрителей не будет буллинга; считаю себя выше жертвы; Если эти дети не являются лидерами класса, то стремятся стать ими; как правило, физически сильнее жертвы. В школьномбуллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-булли, то остальные-последователи инициаторов травли одноклассников. Наблюдатели, это основная масса школьногобуллинга в классе. Наблюдатели буллинга часто испытывают страх и беспомощности перед буллером в школе. Их может преследовать чувство вины из-за того, что не отстаивают чужие интересы, не вступаются за детей, которых унижают, из-за того, что они поддерживают обидчика [21].Типичных жертв школьного террора нет. Жертва может быть как случайно выбранной среди одноклассников, так и сама предчувствуя возможность стать жертвой буллинга, становится его инициатором. Любой ребёнок может быть изгоем. Жертвами школьной травли, не всегда, но часто становятся, дети очень чувствитешльн6ы по отношению ко всему классу и не способны отстоять свою позицию. Эти дети не в состоянии настоять на своем, не могут показать уверенность в себе и в своих возможностях, а так же отстаивать ее. Как правило, эти дети стараются не показывать вида, что им не приятны оскорбления или ироничные шутки, но их поведение свидетельствует об обратном (могут проигнорировать, словно это не в их адрес было сказано, развернуться и уйти или на глазах появиться слезы). Буллеры видят эмоциональную реакцию жертвы, ее подавленность, что ее это задевает, начинают повторять свое унижение [21, 23].Буллинг зависит от сформированности детского коллектива и разрешенности трудных ситуаций. Самое главное, если буллинг был прерван в самом начале, то последствия минимальны в виде слабых негативных эмоций, но если буллинг был длительным, то может оставить отпечаток на стиле поведения подростков, если подросток был жертвой, то возможно и в дальнейшем будет себя вести как жертва [26].Школьныйбуллинг – явление системное и комплексное. Поэтому, кроме школьного психолога, подобными проблемами должны заниматься еще и учителя, которые обязаны пресекать эти ситуации, а не говорить, что дети сами должны решать подобные проблемы [25].1.2 Предпосылки возникновения буллингавподростком возрастеПричины буллинга сложны и  разнообразны. В науке существует несколько подходов к объяснению природы агрессии.  В психоаналитическом подходе (З. Фрейд) агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы, наряду с инстинктами жизни, эроса, смерти, разрушения.  З. Фрейд, исследуя природу агрессии, предположил, что в человеке непрерывно вырабатывается агрессивная энергия, которую он периодически «выбрасывает», даже иногда без видимого повода [28]. В этологическом подходе (К. Лоренц) утверждается, что агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы и берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание [18]. Согласно ситуативной теории агрессии, к агрессии всегда приводит фрустрация (помеха, раздражение), однако агрессия не всегда проявляется в отношении фрустратора. Часто из-за боязни наказания, сильной ответной реакции человек переносит свои агрессивные действия на другого человека или объекты, которые не могут ответить ему тем же [6].  К. Лоренц выдвинул систематизированную модель, объясняющую появление такого феномена. Он предположил, что подобное поведение агрессивного индивидуума обусловлено тремя факторами: силой побуждения к агрессии; силой факторов, тормозящих данное поведение; сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором [18]. Заслуживает внимания также теория социального научения агрессии (А. Бандура), которая утверждает, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного всестороннего научения. Человек должен наблюдать за социальными формами проявления агрессии и усваивать их [5]. Появление вышеперечисленных теорий свидетельствует о серьезности и неоднозначности данного явления, а в самих теориях содержится мысль о том, что агрессия заложена в человеке от рождения, а агрессивность как социальное качество приобретается ребенком очень рано, если у него есть возможность наблюдать ее проявления в окружающей жизни. Следовательно, первая причина появления у детей признаков агрессивного поведения в школе лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребенка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность сознательно [6].Буллинг может возникать  и как механизм самозащиты, как  проявление страха или тревоги в  тех случаях, когда ребенок видит  реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится  защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому  не может справиться. У него создается иллюзия смелости. Согласно Э. Эриксону, враждебность и агрессивность связывается у ребенка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Полноценная материнская забота обеспечивает ребенку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т.д. Если же ребенок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения [34].Одной из причин возникновения  буллинга, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми. Конечно, это причина социально-педагогического порядка. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребенка, которые унижают его, показывают свое превосходство, стимулируют возникновение агрессивного поведения [2].Т. Мерцалова отмечает: «Агрессивность, если она и заложена в человеке как механизм защиты, может приобретать отрицательные или относительно положительные формы проявления в зависимости от той социальной среды, в которой растет и развивается ребенок, от характера социального опыта, который он приобретает, живя среди людей. Существует определенная зависимость буллинга от структуры семьи, от складывающихся в ней взаимоотношений» [20].Большая склонность к насилию, по мнению К. Воробьевой, обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей:– Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению ксверстникам. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.– Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».– Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую «задавлены», а школа служит «каналом», куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.– Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.– Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей имеется разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. Дети с низкой толерантностью к стрессу предрасположены к насильственным действиям [12].Рассмотрим наиболее распространенные «семейные» причины возникновения буллинга, которые рассматривает Л. Берковиц.1. Неприятие детей родителями. Нередко приступы агрессивности проявляются у нежелательных детей. Некоторые родители бывают не готовы к появлению у них ребенка, но ввиду невозможности аборта по медицинским показателям ребенок на свет все-таки появляется. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он это чувствует, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми способами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.2. Неуважение к личности ребенка. Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями со стороны взрослых – всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость. Неуважение к личности ребенка, публичные пренебрежительные высказывания в его адрес порождают у него глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и своих силах.3. Запрет на физическую активность. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.4. Недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения со стороны родителей, приводящим к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто как такового – немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. В этом случае агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.5. Влияние продуктов питания. Агрессивность ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью. Многочисленными исследованиями доказано влияние холестерина, содержащегося в крови, на агрессивность человека (в том числе на характер самой агрессии). Так, пониженный уровень холестерина отмечен в крови у большинства самоубийц и тех, кто совершал попытки самоубийства. Низкий уровень холестерина ведет к пассивной агрессивности.6. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха. Учеными доказано, что чаще всего «горячие» конфликты возникают в жару. И это неудивительно, так как жара – стресс для нашего организма. А потому мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару. Теснота – еще один могучий провокатор нашей агрессивности. Кому не доводилось быть очевидцем и даже участником неприятных склок в переполненном автобусе или метро? На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на взрослых. Желательно поэтому, чтобы у ребенка была своя комната. Если такой возможности нет, нужно выделить ему собственный уголок в одной из комнат, чтобы он не чувствовал себя стесненно [8].Хотелось бы отметить роль социально-биологических причин в  возникновении буллинга. Замечено, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, особенно укрепившимся за последние десять-пятнадцать лет, мужчина должен быть грубым и агрессивным, в общем, «крутым». Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями в значимой для себя группе,  среди   одноклассников  или   друзей по  уличным  играм[4].Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью [4].Необходимо также отметить, что на агрессивное поведение  детей существенное влияние оказывает телевидение. В наибольшей степени проблема «агрессивного ТВ» изучалась социальными психологами США(А. Бандура, Л. Берковиц и др.). Отечественная статистика по проблеме «агрессивного телевидения», к сожалению, практически отсутствует, хотя для нее в данной области, несомненно, нашлось немало такого, что стоило бы посчитать, особенно за последние годы. Учитывая четко выраженную ориентацию телевидения многих постсоветских республик на западную, в частности американскую, культуру, можно сделать вывод о том, что обозначенная проблема в полном объеме касается и отечественной молодежи.Кроме того, за буллингом  нередко стоят социально-экономические  факторы, например, имущественное, социальное и этническое неравенство. Мальчики из бедных и неблагополучных семей  вымещают свои фрустрации на более  благополучных сверстниках, заставляя  их испытывать страх и одновременно чувство своей неполноценности по сравнению с более сильными, мужественными, неуправляемыми и крутыми выходцами из низов [24].В результате создается некий противоречивый симбиоз, когда подростки и юноши из разных социальных слоев одновременно ненавидят и неудержимо привлекают друг друга.Из вышесказанного можно  сделать вывод, что некоторые видят в буллинге способ самореализации, другие горят желанием стать более популярным и казаться сильнее посредством буллинга, третьи хотят привлечь внимание или же запугать окружающих; четвертых притягивает зависть к жертве; пятые могли сами когда-то страдать от хулиганов в свое время, таким образом вымещая свою злобу на других; а некоторые просто не понимают всю неправильность своего поведения и как это может отразиться на жертвах.    Поэтому очень важно, чтобы  у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии фрустрации. Это, прежде всего, умение считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели [3].1.3 Особенности проявления риска буллинга у мальчиков и девочекРоссийскими учеными выявлены «сенситивные, то есть наиболее чувствительные к насилию периоды жизни и развития ребенка, связанные с происходящими анатомо-физиологическими, гормональными, эмоционально личностными и психосоциальными изменениями, которые делают его наиболее уязвимым и драматизируемым. Таким периодом, прежде всего, считается подростковый возраст» [33]. На основе данных зарубежных исследователей А.А. Бочавер и К.Д. Хломов констатируют, что прямой травле подвергаются в основном учащиеся младшей школы, тогда как в средней и старшей школе в большей степени наблюдается косвенная травля. Также установлено, что мальчики больше девочек склоняются участвовать в травле в разных ролях (жертва, преследователь, свидетель), и в то же время мальчики сами чаще становятся жертвами физической травли — у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать. Девочки чаще всего становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов со стороны буллеров [10]. Анализируя статистические данные в отношении жертв буллинга, полученные Ольвеусом, С.В. Кривцова приходит к выводу о том, что явных гендерных отличий жертв буллинга не существует — и мальчики, и девочки примерно в равной степени подвергаются травле [16]. Материалы кросскультурного исследования, проведенного В.С. Собкиным и М.М. Смысловой, свидетельствуют о том, что мальчики реже девочек отмечают, что им не приходилось сталкиваться с психическим или физическим насилием. При этом мальчики чаще девочек указывают на факты эпизодического психического или физического насилия [27]. В то же время обнаружены достаточно значимые поло-специфические отличия у буллеров. Так, девочки в большей степени склонны к косвенному буллингу, или нарушению отношений привязанности, а это затрудняет их идентификацию в качестве буллеров. Зачастую они в своем самовосприятии не считают себя таковыми. Ученые считают, что говорить о более точном количестве буллеров-девочек не представляется возможным, т.к. «скрытые» буллеры не выявляются существующими на сегодняшний день опросниками [13]. Индивидуально-психологические особенности участников буллинга могут различаться в зависимости от роли или позиции в ситуации травли. Многие авторы говорят о том, что существуют внутренние предпосылки, которые способствуют тому, что ребенок наиболее активно осваивает определенную из этих ролей. Анализ работ зарубежных и отечественных ученых позволяет выделить два типа буллинга: непосредственный физический и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. При этом прямой физический буллинг наиболее характерен для мальчиков, а косвенный и социальная депривация — для девочек.Для мальчиков травля чаще всего является частью социального взаимодействия, связанного с борьбой за власть, в то время как для девочек источником агрессивных действий чаще всего являются отношения привязанности [19]. На основе проведенного теоретического обзора исследований феномена школьной травли можно выделить следующие гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте: различия в формах проявления у мальчиков и девочек; буллинг подростков мальчиков в большей степени связан с борьбой за власть; буллинг подростков-девочек более психологизирован, эмоционально разрушителен. Анализируя данные по литературе, следует выделить наиболее возможные случаи возникновения корреляционной связи между: полом «мальчики» и типом агрессии «физическая»; полом «девочки» и типами агрессии «косвенная», «вербальная». Делая выводы по определению гендерных особенностей буллинга в подростковом возрасте, можно отметить, что для девочек-подростков более характерна косвенная и вербальная агрессия, которая в поведении буллера представлена проявлением сарказма, распространением сплетен, высмеивающим поведением, порчей вещей «жертвы». В конфликте для девочек характерны различные типы поведения, в числе которых преобладает соперничество. Но, в отличие от мальчиков, девочки делают это не с помощью прямой физической агрессии, а действуют через других лиц (тех же мальчиков) или косвенно воздействуют на соперников, проявляя социальную агрессию. Уровень толерантности у девочек-подростков выше, чем у мальчиков, что в целом не противоречит исследованиям возрастной психологии, однако часто в си туациях школьной травли коммуникативная толерантность не проявляется, что говорит о том, что толерантность еще не стала чертой личности. Как показывает наблюдение, девочки-подростки более склонны к манипуляциям и созданию ситуаций травли, при этом лично не всегда в них участвуют. Можно сказать, что девочки-подростки чаще являются «скрытыми» буллерами. Мальчиков-подростков отличает прямая физическая агрессия в отношении сверстников, более низкий, по сравнению с девочками, уровень толерантности, незначительные отличия в уровне эмпатии и стремление находить компромисс в конфликтных ситуациях. Мальчики-подростки буллеры склонны действовать более открыто, показывая свою агрессию в ситуациях школьной травли, преследуя «жертву» лично, а не через посредников. Они менее чувствительны к индивидуальным особенностям других и не учитывают их при общении, редко соглашаются с мнением сверстников, если оно отличается от их собственного[4].Опираясь на опыт зарубежных и результаты полученных данных по выборке, были определены основные мишени и направления работы психолога по предотвращению и минимизации риска школьной травли с учетом гендерных особенностей подростков. В работе с мальчиками-подростками необходимо формировать навыки адекватного и безопасного выражения гнева; учить подростков понимать психологическую сущность агрессии, ее специфику, особенности; оптимизировать взаимодействие подростков в коллективе, повышать уровень эмпатии и толерантности; способствовать «раскрепощению» эмоциональной сферы. При организации занятий с мальчиками-подростками особое внимание следует уделять их двигательной активности. Мальчики по своей природе менее сдержанны и не способны контролировать свое поведение с таким же успехом, как девочки [31].Девочки подросткового возраста иногда отличаются своей нерешительностью. При проведении профилактической работы следует создавать для девочек ситуации успеха. В работе с девочками-подростками акцент делается на развитии способности понимать свои чувства, осознавать негативные эмоции, уметь адекватно проявлять и сдерживать негативные эмоции в отношении других людей; стремиться к снижению уровня вербальной, косвенной агрессии, повышению уровня эмпатии, формированию навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций [32].РезюмеШкольныйбуллинг – явление системное и комплексное. Поэтому, кроме школьного психолога, подобными проблемами должны заниматься еще и учителя, которые обязаны пресекать эти ситуации, а не говорить, что дети сами должны решать подобные проблемы.Буллинг зависит от сформированности детского коллектива и разрешенности трудных ситуаций. Самое главное, если буллинг был прерван в самом начале, то последствия минимальны в виде слабых негативных эмоций, но если буллинг был длительным, то может оставить отпечаток на стиле поведения подростков, если подросток был жертвой, то возможно и в дальнейшем будет себя вести как жертва.Типичных жертв школьного террора нет. Жертва может быть как случайно выбранной среди одноклассников, так и сама предчувствуя возможность стать жертвой буллинга, становится его инициатором. Любой ребёнок может быть изгоем. Жертвами школьной травли, не всегда, но часто становятся, дети очень чувствитешльн6ы по отношению ко всему классу и не способны отстоять свою позицию. Эти дети не в состоянии настоять на своем, не могут показать уверенность в себе и в своих возможностях, а так же отстаивать ее. Как правило, эти дети стараются не показывать вида, что им не приятны оскорбления или ироничные шутки, но их поведение свидетельствует об обратном (могут проигнорировать, словно это не в их адрес было сказано, развернуться и уйти или на глазах появиться слезы).Одной из причин возникновения  буллинга является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Буллинг может возникать  и как механизм самозащиты, как  проявление страха или тревоги в  тех случаях, когда ребенок видит  реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится  защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому  не может справиться. У него создается иллюзия смелости.Мальчики реже девочек отмечают, что им не приходилось сталкиваться с психическим или физическим насилием. При этом мальчики чаще девочек указывают на факты эпизодического психического или физического насилия. В то же время обнаружены достаточно значимые поло-специфические отличия у буллеров. Так, девочки в большей степени склонны к косвенному буллингу, или нарушению отношений привязанности, а это затрудняет их идентификацию в качестве буллеров. Зачастую они в своем самовосприятии не считают себя таковыми. Ученые считают, что говорить о более точном количестве буллеров-девочек не представляется возможным, т.к. «скрытые» буллеры не выявляются существующими на сегодняшний день опросниками.Индивидуально-психологические особенности участников буллинга могут различаться в зависимости от роли или позиции в ситуации травли. Многие авторы говорят о том, что существуют внутренние предпосылки, которые способствуют тому, что ребенок наиболее активно осваивает определенную из этих ролей. Анализ работ зарубежных и отечественных ученых позволяет выделить два типа буллинга: непосредственный физический и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. При этом прямой физический буллинг наиболее характерен для мальчиков, а косвенный и социальная депривация — для девочек.Анализируя данные по литературе, следует выделить наиболее возможные случаи возникновения корреляционной связи между: полом «мальчики» и типом агрессии «физическая»; полом «девочки» и типами агрессии «косвенная», «вербальная».На основе проведенного теоретического обзора исследований феномена школьной травли можно выделить следующие гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте: различия в формах проявления у мальчиков и девочек; буллинг подростков мальчиков в большей степени связан с борьбой за власть; буллинг подростков-девочек более психологизирован, эмоционально разрушителен.2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ2.1 Методы исследованияДля проведения психологического исследования мы использовали следующие методы:
  • Метод анализа научной и методологической литературы;
  • Методы психологической диагностики.
  • Методы математической статистики.
  • Метод анализа научной и методической литературы позволил подробно изучить теоретическую часть исследования и рассмотреть существующий опыт исследования в области буллинга среди подростков, а также провести сравнительный анализ с учетом гендерных различий. Методы психологической диагностики включали в себя проведение следующих методик:
  • Опросник риска буллинга А.А. Бочавер (методика ОРБ) [10].
  • Данная методика разработана группой специалистов центра «Перекресток» во главе с А.А. Бочавер, он разработан на основе экспертных мнений специалистов центра «Перекресток» и состоит из 14 вопросов, к которым предлагается от одного до восьми ответов с возможностью множественного выбора. Часть предлагаемых ответов характеризует риск буллинга, часть напротив, свидетельствует о психологической безопасности.Данный диагностический материал имеет 4 шкалы: 1. Шкала небезопасности. Шкала небезопасности измеряет степень нормализации неуважения, небезопасности и пренебрежения правилами и границами. Высокие показатели по этой шкале говорят об усилении субъективного ощущение небезопасности у участников группы и повышенном риске различных дезадаптивных способов совладания с тревогой, в том числе травли, других форм агрессивного поведения, употребления психоактивных веществ. 2. Шкала благополучия. Шкала благополучия характеризует устойчивость границ, соблюдение правил и утверждение уважения как нормы в группе. Высокие показатели по этой шкале указывают на реализацию ценности уважения, которая представляет собой качественную альтернативу ценности власти и силы и служит фактором защиты от риска развития ситуаций буллинга.3. Шкала разобщенности. Шкала разобщенности направлена на оценку отсутствия сплоченности, величины дистанции между подростками, а также между ними и учителями, связанными с отсутствием инструментов влияния друг на друга. Высокие показатели характеризуют неконтролируемость группы и выбор стратегии избегания контактов среди участников в силу отсутствия поддержки и возможности диалога. Это не обусловливает буллинг напрямую, однако при развитии ситуации травли снижает вероятность его прекращения, поскольку в группе отсутствуют взаимовыручка и поддержка. 4. Шкала равноправия. Шкала равноправия оценивает способность группы к принятию различий участников, распределение ролей и возможность конструктивных, позитивных коммуникаций. Высокие показатели по этой шкале означают, что в группе распределены роли, есть отрефлексированная социальная определенность и есть диалогичные отношения, что снижает тревогу и защищает группу от риска разворачивания травли на фоне выстраивания системы социальных статусов2. Опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц [22].Данная методика разработана В.Р. Петросянц состоит из 6 вопросовНаправлен на выявление буллинга в подростковом возрасте. Опросник включает вопросы о явлении буллинга в группе, об индивидуальном опыте, особенностях жертв, причин и реакций на буллинг. Данный опросник позволяет разделить выборку на две группы:- «жертвы» – ученики, которые представили высокую степень тенденции быть жертвой буллинга и не проявляли агрессивных действий в отношении других учеников.- «обидчики» – ученики, которые представили себя как участников буллинга частотой несколько раз (Приложение А).Обработка полученных в результате полевого исследования данных производилась с использованием методов математической статистики: среднее значение, стандартное отклонение, достоверность различий по t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ. Статистическая обработка проводилась с помощью пакетов прикладных программ «Statictica 6.0», и «Excel».2.2 Организация исследованияИсследование было проведено в январе 2020 года. В исследовании приняли участие 40 человек, в числе которых 20 мальчиков и 20 девочек. Возрастной диапазон опрошенных составил от 15 до 16 лет. Выборку составили две категории испытуемых: мальчики и девочки, учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов МБОУ гимназии №72. На первом этапе нами был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, который позволил уточнить методологический базис исследования, выделить необходимые сущностные аспекты понятийного аппарата, сформулировать гипотезу исследования, отобрать методы эмпирического сбора и анализа данных.Второй этап, эмпирический, включил в себя проведение диагностики посредством выбранных ранее методик. Третий этап исследования заключался в обобщении, систематизации и интерпретации полученных на втором этапе результатов исследования.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ3.1 Особенности диагностики риска буллингас учетом гендерных различийБуллинг в подростковом возрасте является серьезной проблемой и оказывает отрицательное воздействие в дальнейшей социализации подростка и становлении личности, способствует значительному влиянию на сбалансированность его психического развития. Диагностика риска буллинга в выборке мальчиков и девочек подросткового возраста показала наличие определенных различий в отношениях к выделяющимся сверстникам у подростков разного пола: девочки чаще становятся участниками буллинга, для них характерна косвенная и вербальная депривация, проявляется в виде сплетен, бойкотов и сарказмов. Мальчики реже принимают участие в буллинге, для них характерен прямой физический буллинг, так как для них травля является частью социального взаимодействия в борьбе за власть. Проведенное нами исследование риска буллинга у девочек в подростковом возрасте показало высокие значения по шкале небезопасности (Таблица 1).Таблица 1 – Средние значения показателей шкал опросника изучения травли в школе у девочек (в баллах) Высокие значения показателя по шкале небезопасности у девочек свидетельствуют о степень распространенности в классе неуважения, небезопасности и пренебрежения правилами и границами. Данные показатели по этой шкале говорят о высоком субъективном ощущении небезопасности у участников группы и повышенном риске различных дезадаптивных способов совладания с тревогой (в том числе травли и других форм агрессивного поведения). Шкала небезопасности отражает негативные характеристики психологической атмосферы, уровень фонового напряжения в группе, которое связано с низким качеством отношений и соблюдения правил общения. Это ведет к негативным установкам в общении: раздражении, обиды, низком уровни доверия, негативизме и разобщенности в настоящем, подозрительности относительно перспектив общения. Шкала разобщенности в данном случае выявляет отсутствие сплоченности, что связывается с отсутствием инструментов взаимодействия и взаимовлияния. Шкала разобщенности отражает высокую степень тревоги в сочетании с переживанием одиночества.Шкала благополучия в исследуемой выборке характеризуются наименьшими значениями показателей, что свидетельствует об отсутствии стремления к установлению дружеских связей и, преимущественно, подчиняющей стратегии поведения, что вызвано высокой конфликтностью подросткового возраста и соперничеством.Слабая выраженность показателей шкалы равноправия оценивает возможные пути стабилизации межличностных отношений в группе: несмотря на то, что эта шкала связана с физической и вербальной агрессией, она не коррелирует с другими показателями агрессивности или тревожности.Рисунок 1 – Частота встречаемости низких, средних, высоких показателей риска буллинга у девочек (в %)75 % ярко выраженное среднее значение по шкале небезопасности говорит о том, что несмотря на негативные характеристики психологической атомосферы и низком уровне доверия, в целом не является критичной ситуацией для обучения. В основном данный показатель способствует низкому качеству отношений и соблюдению общепринятых правил. 15% по шкале небезопасности с высоким значением свидетельствует о том, что в классе присутствует группа риска девочек, подверженных буллингу со стороны одноклассников. 10 % показатель низким значением по шкале небезопасности говорит нам о очень малом количестве девочек, которые ощущают себя в благоприятной для учебы обстановке. По шкале благополучия можно сделать вывод, что данный класс нуждается в качественной профилактической работе школьного психолога, так как данная шкала служит фактором риска развития ситуаций буллинга, а также для того чтобы создать благоприятную среду для дальнейшего обучения. Об этом нам говорит значение 65 % по показателю низкого уровня благополучия, а также с значением 30 % с средним показателем. По шкале разобщенности можно понять, что в целом девочки-подростки взаимодействуют друг с другом и вступают в межличностный диалог и имеют минимальную дистанцию с учителями. 20 % по данной шкале указывают нам на наличие выделяющихся учениц, которые практически не вступают в контакт с другими одноклассниками, так как подвержены одиночеству. 80 % низкого показателя по шкале равноправия указывает на отсутствие распределении ролей, способности класса принимать различия одноклассников, а также позитивных коммуникаций. Что увеличивает тревогу и подвергает риску возникновения травли на фоне выстраивания системы социальных статусов.В целом можно сделать вывод, что девочки-подростки стремятся к межличностному отношения, но тем не менее соблюдают определенную дистанцию, что подкреплено низким уровнем доверия в классе и вербальной агрессией.Обратимся к результатам исследования риска буллинга у мальчиков в подростковом возрасте (Таблица 2).Таблица 2 – Средние значения показателей шкал опросника изучения травли в школе у мальчиков (в баллах)Высокие значения по шкале небезопасности у мальчиков свидетельствуют о степени нормализации неуважения и пренебрежении правилами и границами, что говорит нам о усиленном субъективном ощущении небезопасности у участников группы и повышенном риске различных дезадаптивных способов взаимодействия между учениками и других форм агрессивного поведения, а также употребление психотропных веществ. Данные показатели говорят нам о , том что большое количество мальчиков в данном классе находятся в неустойчивом психологическом и социальном состоянии, что является предиктором возможного вхождения данных подростков в группу риска проявления буллинга.Средние значения по шкале благополучия у мальчиков в целом характеризуют устойчивость границ, и правил коммуникаций в среде, что обеспечивает снижение уровня негативных установок по отношению к общению и взаимодействию, а также данные значения указывают на соблюдение элементарных правил и утверждение уважения как нормы в группе. Данные значения по этой шкале указывают на реализацию ценности уважения, которая представляет собой качественную альтернативу ценности власти и силы и служит фактором защиты от активного развития ситуаций буллинга. Шкала благополучия указывает на факторы, способствующие открытому диалогу среди мальчиков. Она оценивает устойчивость границ.Низкие показатели по шкале разобщенности указывает на взаимодействия преобладающего количества мальчиков друг с другом в классе, а также короткую дистанция между ними, что подкреплено инструментами взаимовлияния и поддержания элементарных норм общения. Данные показатели характеризуются нормой проявления взаимовыручки и поддержки друг друга, что значительно сокращает вероятность проявления прямого буллинга среди мальчиков-подростков.Низкие значения по шкале равноправия указывает на неспособность группы к принятию различий участников, распределению ролей и возможность позитивных коммуникаций. Данные показатели по этой шкале означают, что в группе нет отрефлексированной социальной определенности, что повышает тревогу и не защищает группу от риска разворачивания травли на фоне выстраивания авторитетного влияния. Также можно сказать о том, что в группе присутствуют проявления агрессивности к определенным участникам, что способствует их изоляции друг от коллектива. Рисунок 2 – Частота встречаемости низких, средних, высоких показателей риска буллинга у мальчиков (в %)Среднего значения по шкале небезопасности (70 %) говорит о том, что мальчики-подростки в целом соблюдают общепринятые правила взаимодействия, но не проявляют должного доверия к классу. Данный показатель указывает на возможность проявления агрессии и социальной изоляции, что служит предпосылкой к появлению травли среди одноклассников над подверженными группе риска (изгои, жертвы) подростками. Исходя из полученных данных, можно предположить, что к данной группе относятся подростки с высоким уровнем небезопасности, что составляет 5 %, а 25 % с низким показателем небезопасности вероятнее всего могут являться непосредственно буллерами, так как такие мальчики-подростки, могут являться «авторитетами» в классе, что способствует отсутствию психологической тревожности.Среднее значение (65 %) по шкале благополучия позволяет сделать вывод, что в основном в коллективе имеется наличие ресурсов, защищающих от возникновения ярко выраженного буллинга в классе, поскольку для существования определенных агрессивных проявлений указывает отсутствие фона психологической напряжения и агрессии, что подкрепляет наличие учеников с высокими значениями (15 %) по шкале благополучия. 20 % мальчиков в данном классе обучаются в неблагоприятной обстановки, так каквероятнее всего подвержены социальной изоляции, что минимизирует взаимодействие с коллективом.Низкие значения (75 %) по шкале разобщенности характеризуются низкий уровень агрессивности и полной социальной изоляции, что благоприятно влияет на взаимоотношения внутри коллектива, свидетельствует о наличии общих интересов, что уменьшает дистанцию между одноклассниками. 10 % с показателями вы высокого уровня разобщенности, подтверждает наличие асоциальной подгруппы мальчиков-подростков, которые вероятнее всего входят в группу риска буллинга среди подростков, и могут быть подвержены прямой травле со стороны сверстников.Низкие значения по школе равноправия у 80 % мальчиков, свидетельствует о наличии иерархических отношений, что подтверждает вероятность присутствия авторитарной группы среди одноклассников, которые могут являться потенциальными буллирами, и оказывать агрессивное воздействие на часть одноклассников, которые относятся к группе риска буллинга. Также данный показатель указывает на вероятность того, что у всех участников группы высокий уровень тревоги, относительно собственно статуса в коллективе. Отсутствие показателя с высоким (0 %) уровнем значения, дает понять, что класс нуждается в периодическом взаимодействии с школьным психологом, для создания благоприятного взаимодействия между учениками, так как иерархичное общение между сверстниками в дальнейшем может увеличить группу риска подростков, которые могут быть подвержены непосредственной травле.В целом можно сделать вывод, что мальчики-подростки подвержены межличностному отношению, но им характерно больше иерархичный тип взаимодействия. Обратимся к анализу достоверности различий между выборками девочек и мальчиков подросткового возраста, представленному в таблице 3.Таблица 3 – Средние значения показателей риска буллинга у мальчиков и девочек подросткового возрастаВ ходе исследования особенностей риска буллинга у мальчиков и девочек в подростковом возрасте нам были выявлены различия по шкалам: благополучия и разобщенности. Девочкам больше характерен вербальный, косвенный буллинг, которым проще негативно воздействовать на эмоциональный и психологический фон подростков, что объясняет низкий уровень благополучия и разобщенности. Учитывая тот факт, что девочкам чаще всего свойственны такие виды буллинга как сплетни, сарказмы и насмешки, что увеличивает возможность проявления агрессии, так как контролировать и замечать учителям вербальную агрессию очень тяжело, так как для этого существует множество способов воздействия как на уроках, так и на переменах. В свою очередь у мальчиков-подростков травля проявляется в основном в физическом плане, что часто можно предотвратить, так как избиения и его последствия визуально заметны.Отсутствие достоверности различий между показателями шкалы небезопасности и равноправия, говорит о том, что для мальчиков и девочек подросткового возраста в равной степени характерно испытывать чувство небезопасности в классе, так как снижен уровень уважения и доверия между сверстниками. Подросткам свойственна поддерживать отношения, на определенном, безопасном расстоянии. Также отсутствие достоверности различия по шкале равноправия свидетельствует иерархические форма взаимодействия, подростки все больше переживают о личном социальном статусе в классе. 3.2 Особенности диагностики ситуации буллинга в школе Исследование ситуации буллинга в школе у подростков разного пола показало наличие различий в частоте проявления буллинга. Исходя из предоставленных данных девочки чаще подверженыбуллингу, что связано с характером проявления подростковой травли (Рисунок 3)Рисунок 3Частотавстречаемости разных уровней подверженности буллингу у девочек (в %)В результате опроса выяснилось наличие проявления феномена буллинга среди девочек-подростков в данном классе. 17 % учениц иногда подвергаются буллингу со стороны сверстников, а показатель в 5 % говорит нам о том, что в классе есть подросток группы риска, который периодически подвергается травле. Показатель в 78 % позволяет сделать вывод, что в целом ситуация не имеет критического характера. Обратимся к результатам исследования ситуации буллинга в школе у мальчиков-подростков, представленным на рисунке 4.Рисунок 4 – Частота встречаемости разных уровней подверженности буллингу у мальчиков (в %)Исходя из полученных данных, 11 % мальчиков подростков редко подвергаются буллингу со стороны сверстников, а лишь 5 % периодически подвержены травле, несмотря на то, что результаты низкие, но тем не менее, феномен буллинга среди одноклассников присутствует, показатель (84 %) свидетельствует в основном о благоприятных взаимоотношениях между подростками. Согласно данным исследования, более высокие показатели ситуации проявления буллинга наблюдается у девочек подростков, они чаще становятся свидетелями буллинга, а также больше участвовали в буллинге, чем мальчики-подростки. Рассмотрим средние значения по шкале ситуации буллинга в школе. Исходя из показателей, можно сделать вывод, что преобладающее количество учениц подтверждает наличие школьной травли и являются свидетелями, также говорит о том, что в классе имеется подгруппа девочек-подростков, которые склонны к статусу буллера и вероятнее всего имеют статус «авторитета». Учитывая данные показатели, необходимо наблюдать за психологическим настроением в данном классе среди девочек, так как им свойственен повышенный уровень социальной изоляции, на что указывает высокий показатель по шкале свидетельства буллинга (Таблица 4)Таблица 4 – Средние значения показателейситуации проявления буллинга в классе у подростков (в баллах)Проанализируем также средние показатели мальчиков-подростков. Больше половины учеников становились свидетелями буллинга в классе, что дает нам убедиться в наличие феномена травли среди подростков, что касается количества участвовавших в буллинге другого человека, показатель ниже чем у девочек, но проявляется достаточно реже. Можно выдвинуть предположение, что в целом, в классе имеется малая подгруппа мальчиков-подростков, которая подвергается буллингу со стороны одноклассников. Таким образом, в сравнении с показателями девочек-подростков и мальчиков-подростков, можно сделать вывод, что проявление буллинга больше характерно девочкам-подросткам, чем мальчика, это связано с разницей характера проявления травли с учетом половых различий. У девочек феномен буллинга несет косвенный, скрытый характер, что способствует большему его проявлению в отличии от мальчик-подростков, для которых характере буллинг прямого проявления в виде физического насилия. Последствия и процесс, которого имеет большую вероятность предотвращения.3.3 Особенности взаимосвязи риска буллинга и ситуации буллинга в школеАнализ исследования взаимосвязи риска буллинга и ситуации буллинга в школе в общей группе выборки показал, что травле подвержены группы риска как у мальчиков, так и у девочек, в зависимости от характера проявления: чаще сбуллингом сталкиваются девочки-подростки, так как им характерен скрытый тип проявления травли.Проанализировав корреляционные взаимосвязи и полученные коэффициенты, были обнаружены следующие достоверные обратные корреляционные связи между шкалами «ситуация проявления буллинга в школе», «небезопасности» и «разобщенности» у подростков (Рисунок 5).Рисунок 5 – Корреляционные связи между компонентами ситуации буллинга в классе и риска буллингаКорреляционная связь показала, что ситуация проявления буллинга среди подростков тесно связано с повышенным субъективным ощущением небезопасности, а также показателями разобщенности, поскольку в классе отсутствует взаимовыручка и взаимопомощь. Проанализировав корреляционные взаимосвязи и полученные коэффициенты, были обнаружены следующие достоверные обратные корреляционные связи между шкалами «ситуация проявления буллинга в классе», «равноправия» и «благополучия» у девочек-подростков (Рисунок 6).Рисунок 6Корреляционные связи между компонентами ситуации буллинга в классе и риска буллинга в выборке девочекКорреляционный анализ диагностики риска буллинга у девочек- подростков показал наличие обратной взаимосвязи между низким уровнем благополучия, равноправия и ситуацией проявления буллинга в классе, что характеризует о иерархическом взаимодействии внутри класса, так как некоторые подростки склонны к авторитарному стилю поведения.Иными словами, в классе имеется буллеры с авторитарным стилем поведения и сильным стремление к самоутверждению. Девочки стремятся к власти и подавлению ровесников посредством косвенной травли (сплетни, издевки), основываясь на умении консолидировать и направлять деятельность окружающих. Проанализировав корреляционные взаимосвязи и полученные коэффициенты, были обнаружены следующие достоверные прямые корреляционные связи между шкалами «ситуация проявления буллинга в классе», «равноправия» и «благополучия» у мальчиков-подростков (Рисунок 7).Рисунок 7Корреляционные связи между компонентами ситуации буллинга в классе и риска буллинга в выборке мальчиковИсследование взаимосвязи риска буллинга и ситуации буллинга в школе в общей группе выборки мальчиков-подростков показал наличие связи между низким уровнем разобщенности и равноправия, что свидетельствует о наличие авторитета внутри коллектива, за которым многие следуют. Чем больше коллектив будет подкреплять авторитарность определенного ученика, тем выше его стремление к доминированию и враждебности. А в свою очередь мальчики с высокими организаторскими склонностями стремятся к подчинению сверстников, а в случае неподчинения вспыльчивы и крайне агрессивны. Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что мальчики, и девочки в подростковом возрасте одинаково склонны к проявлению буллинга, отличия будут заключаться лишь в содержательных характеристиках такого поведения, т.е. в том, каким образом будет проявляться буллинг (косвенно или прямо), какой вид агрессии будет применен (физический или психологический). ВЫВОДЫ1.Буллинг является деструктивным способом реализации естественной потребности в подростковом сообществе в формировании внутри класса групповой структуры, основанной на доминировании. Он возникает в результате желания буллера (обидчика) повыситьсвой социальный статус среди одноклассников. В результате данного стремления возникает социальная иерархия, в ходе которой каждый выбирает роль в соответствии с психологическими характеристиками (обидчик, жертва).2. Возникновению риска буллинга способствуют такие особенности социального контекста, как, наличие в семье жертв травли, либо домашнего насилия, либо гиперопеки, выученной беспомощности ребенка; дети, которые выступают инициаторами травли, часто подвергаются жестокому обращению в семье. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов.3. В результате исследования ситуации буллинга в школе, было установлено, что большинство подростков являлись свидетелями буллинга, чем подтвердили наличие данного феномена. Экспериментальное исследование по диагностике ситуации буллинга в школьном коллективе показало наличие детей – потенциальных участников травли в каждом классе, что подтверждает актуальность данной темы4. В ходе исследования были выявлена взаимосвязь риска буллинга и ситуации буллинга в школе. Высокие показатели, по социальному ощущению в коллективе, уровеню благополучия и равноправия, напрямую будут оказывать положительное влияние на ситуацию буллинга в школе. В свою очередь, высокие показатели по шкале небезопасности и разобщенности, способствуют отрицательной ситуации буллинга в школе. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ литературы по проблематике буллинга, позволяет утверждать, что обеспокоенность современных исследователей о распространенности явления не напрасна. Продолжающееся школьное преследование способно нанести непоправимый ущерб судьбам подростков. К сожалению, последствия буллинга носят и трагичный характер: жертвы травли способны к проявлению актов массового террора или же сведению счетов с жизнью. Буллинг, являясь видом деструктивного конфликтного взаимодействия, способен мгновенно вспыхнуть абсолютно в разных образовательных пространствах. Но процесс его предотвращения, длительность и объем последствий будет зависеть от комплексной профилактической работы. Феномен буллинга отчасти является следствием проявления различного рода девиаций. Но с другой стороны, случается и то, что буллинг провоцирует процветание общественно опасного поведения и психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации, как о форме жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа самоутверждается или получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого.В гендерном аспекте мальчики и девочки одинаково подвержены буллингу. В проявлении юношеского буллинга наблюдаются следующие тенденции – девушки более склонны к высмеиваниям, интригам против «жертвы», наклеиванию ярлыков и присвоению кличек, распространению сплетней и слухов, причем эта особенность с возрастом только усиливается; юноши склонны к физической агрессии, физической расправе над «жертвой», клички и высмеивание, вербальная агрессия, лишь сопутствует травле. В течение всей нашей работы, поставленные нами задачи, былидостигнуты. Выдвинутая нами гипотеза о том, что риску булинга подвержены мальчики и девочки в равной степени,не получила свое подтверждение.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе. Спб.: Питер, 2016. 216 с.
  • Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Спб.: Питер, 2018. 345 с.
  • Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении. М.: Издательство «Ось-89», 2016. 230 с.
  • Ачитаева И. Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений. М.: Прогресс, 2015. 325 с.
  • Бандура А. Теория социального научения. М.: Директ-Медиа, 2016. 620 с.
  • Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, 2018. 634 с.
  • Бердышев И. Лекарство против ненависти // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 18. С 3-5.
  • Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2017. 510 с.
  • Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Логос, 2015. 325 с.
  • Бочавер А. А. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. 2017. № 5. С 146-157.
  • Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева. - Режим доступа:
  • Воробьева К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вопитания. // Воспитание школьников. 2018. № 7. С 48–56.
  • Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 105. С 159-165.
  • Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка. М.: ЭКСМО, 2016. 320 с.
  • Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2016. № 11. С 15-18.
  • Купченко В.Е. Особенности самоотношения подростков – участников буллинга в образовательной среде. // Психология. Свердловск, 2016. С 23-24.
  • Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло» // Психология взаимоотношений. М.: Прогресс, 2017. № 9. С 54-58.
  • Макарова Ю. Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. № 5 А. С 181-192.
  • Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2015. № 3. С 25–32.
  • Олвеус Д. Агрессоры и их жертвы: издевательства в школе. М.: Логос, 2016. 344 с.
  • Олвеус Д. Буллинг в школе. М.: ЭКСМО, 2017. 315 с.
  • Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 151-154.
  • Проблема травли детей в школе / Д. Кутузова. - Режим доступа:
  • Пронина Е. Н. Детская жестокость: причины и следствия. // Психологическая служба. 2018. С 20-23.
  • Собкин В. С., Смысловая М. М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов. // Психология. М.: Ин-т социология образования РАО, 2017. С 130-136.
  • Фрейд З. Детский психоанализ. Спб.: Питер, 2017. 328 с.
  • Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2018. 521 с.
  • Школьная травля (буллинг) / Д. А. Лейн – Режим доступа:
  • Школьная травля (буллинг) в образовательной среде / И. А. Баева., В. Р. Петросянц. - Режим доступа:
  • Школьныйбуллинг – что это? / С. В. Губанова. - Режим доступа:
  • Эльконин Д. Б. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов. Спб.: Питер, 2015. 365 с.
  • Эриксон Э. Детство и общество. Спб.: Ленато, 2016. 592 с.
  • ПРИЛОЖЕНИЕ АСитуация буллинга в классеШкола___________________________________ Возраст_____________1. Как часто ты подвергался буллингу?o Я никогда не подвергался буллингуo Я подвергался буллингу иногдаo Я подвергался буллингу часто2. Почему другие ученики осуществляли буллинг в отношениитебя? (Отметь все возможные пункты)o Я не испытал буллингo Поскольку я считаю себя «выше» ихo Поскольку я игнорирую ихo Поскольку я больше нравлюсь учителю, чем другиеo Поскольку я богатый/бедныйo Поскольку моя внешность слишком привлекательна/специфичнаo Поскольку я часто ссорюсь с другими ученикамиo Я не знаю, почему они это делали3. Как ты поступаешь в ситуации буллинга? (Отметьте всевозможные варианты)o Я не испытывал буллингo Я пропускаю школуo Я ни с кем не разговариваюo Я становлюсь слабым, беспомощнымo Я избегаю места, где это произошло73o Я стараюсь объяснить, что так нельзя поступатьo Я делаю вид, что ничего не произошло4. Ты был свидетелем буллинга в твоем классе?o Я не наблюдал ситуацию буллингаo Я был свидетелем буллинга5. Как ты поступал, когда твой сверстник был в ситуации буллинга?o Я ничего не делал, потому что это не мое делоo Я ничего не делал, но чувствовал, что должен помочь ему/ейo Я пытался помочь ему/ей в любом случае6. Ты когда-нибудь участвовал в буллинге в отношении другогоученика?o Я никогда не участвовал в буллингеo Я участвовал в буллинге