Публикации
конкурсы для педагогических работников.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конкурсы для педагогических работников.
Автор: Зухра Адгамовна Зайнуллина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конкурсы для педагогических работников.
Автор: Зухра Адгамовна Зайнуллина
Конспект урока по литературному чтению во 2д классе. Учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Языково Зайнуллина Зухра Адгамовна Тема К. И. Чуковский «Федорино горе»Цель:* создать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»;* способствовать развитию образного и ассоциативного мышления, навыка оптимального чтения, творческих способностей.Планируемые образовательные результаты:Предметные:научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения;получат возможность научиться: воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения; определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю. Метапредметные:Познавательные:овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; Регулятивные:формируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; Коммуникативные:адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные:проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. Оборудование:*выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”,*, карточки На доске:"Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный."И.АндрониковОрганизационный момент. Долгожданный дан звонок Начинается урок Ум и сердце в работу вложи Каждой секундой в труде дорожи.- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.Артикуляционная гимнастика.1.Чистим зубки.2. Кинжал.3.Дудочка, улыбочка.4. Лошадка.5. Цветок.( 5 раз)Речевая разминка.Прочитайте загадку К.И.Чуковского , отгадайте её. (Зерколо)Прочитайте с разной интонацией. 2. Постановка темы и цели урока.- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.- Назовите имя этого человека?- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К. И. Чуковского.3. Проверка дом.задания- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием)-Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,блистательный, весёлый, праздничный”(чтение одним учеником, хором)- Как вы понимаете слово – неиссякаемый?Толковый словарь Ожегова: неиссякаемый –обильный, непрекращающийся поток, неиссякаемая энергия.- Блистательный? Блистательный – отличающийся выдающимися достоинствами, проявляющий исключительные способности.- Подберите синонимы к слову блистательный. (великолепный, замечательный, блестящий, выдающийся, бесподобный)- Праздничный? Синонимы- радостный, счастливый, оживлённый, ликующий.- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.- Какие виды жанров встречаются в произведениях К. И. Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)- Чему учат книги К. И. Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?4. Продолжение работы над темой урока- К. И. Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно.Помог случай. Заболел его сын. Мальчик всё время плакал, не мог уснуть. Чуковский, чтобы его отвлечь начал рассказывать Жил да был крокодилОн по улице ходил.Крокодил, крокодил, крокодилович. Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он всё рассказал отцу по памяти. А вот другой случай. К. И. Чуковский работал в своём кабинете, как услышал, что плачет младшая дочка, не желая мыться. Он вышел из кабинета. Взял дочку на руки и совершенно случайно для себя сказал:Надо, надо умываться По утрам и вечерам.А нечистым трубочистам Стыд и срам, стыд и срам.Так появилась другая сказка «Мойдодыр»- К. И. Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?Я приготовила викторину. Я приглашу двух учеников они будут читать отрывки из произведений, а вы должны назвать это произведение.1) Ох, не лёгкая эта работа -из болота тащить бегемота. (Телефон)2) Моем, моем трубочистаЧисто, чисто, чисто, чисто!Будет , будет трубочистЧист, чист, чист, чист! (Мойдодыр)3) Сапоги скрипят,Каблуки стучат.Будет, будет мошкара Веселится до утра. (Муха-Цокотуха)4) Приходи к нему лечитсяИ корова, и волчица (Доктор Айболит)5) Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают,Мышки кошку изловили,В мышеловку посадили. (Путаница)6) Ехали медведи на велосипеде,А за ними кот задом наперёд. (Тараканище)ФИЗМИНУТКА5. Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе»Работа в парах.- На листочках, на столах записана цифры, перевернув их, мы получим буквы, из которых соберём название произведения, с которым познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.63712841 5123О – 1, И – 8, Н – 4, Д – 7, Ф – 6, Е – 3, Р – 2, Г – 5(Федорино горе) - Какие цели поставим? Нам поможет учебник. Откройте учебник с.3 начало раздела Писатели – детям)1. Мы познакомимся с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».2. Мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения.3. Мы будем учится определять особенности авторского текста4. Мы будем учится читать и рассказывать о героях произведения, выражать своё отношение к ним.) ”. Послушайте как создавалось это произведение:- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”. Прежде чем мы начнём читать произведение, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. У вас на столе лежат карточки под номером 1, положите их перед собой. Сейчас я буду читать слово, а вы искать его значение из различных вариантов, предложенных на карточке.Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки.Карточка1. Определи значение трудных слов:Большой, продолговатый, открытый сосуд для стирки, Широко раскрыла Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи Сделали пушистыми Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды Рыжие тараканы - Внимательно послушайте произведение и скажите, какое горе случилось с Федорой?Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (У Федоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).Федора:"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)Утюги и сковородки мои!Вы подите-ка немытые, домой,Я водою вас умою ключевой.Я почищу вас песочком,Окачу вас кипяточком,И вы будете опять,Словно солнышко, сиять.А поганых тараканов я повыведу,Прусаков и пауков я повымету!"Скалка: "Мне Федору жалко".Чашка: "Ах, она бедняжка!"Блюдца: "Надо бы вернуться!"Утюги: "Мы Федоре не враги!"Федора:"Уж не буду, уж не будуЯ посуду обижать,Буду, буду я посудуИ любить и уважать!"Кастрюля:"Ну, Федора, так и быть,Рады мы тебя простить!"Чтение учителя до окончания сказки.со стр.216. Анализ содержания.- Какое же горе случилось с Федорой?- Почему это произошло?( посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)- Для кого была написано произведение?- Для чего она была написана, как вы думаете?(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)- К какому жанру относится это произведение? Докажите.- Назовите главных персонажей в этой сказке?(Федора, посуда.)- Как ведут себя эти предметы?(Как люди)- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?(Чтобы было интереснее потом).- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.стр. 13.- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).- Какой звук повторяется?Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки? Дадим характеристику. Федоре.(ленивая, неряшливая – заботливая)- Жалко ли вам Федору?- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?(Шутливая, но есть и серьезный смысл).- Чему учит писатель?(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).- Но главная мысль этого произведения глубже ребята .Сказка учит оглядываться назад , не отчаиваться в трудную минуту , нужно меняться и искать ходы выходы из этой ситуации. Ведь именно так поступила Федора. Она признала свои ошибки. Из каких слов мы поняли об этом.?стр.22А теперь поиграем .Игра называется « Вставь пропущенное слово.»( слайд № 24,25,26)Карточка 2. Тест.Как звали главную героиню сказки? А. Мария НиколаевнаБ. Федора Егоровна В. Елизавета Васильевна2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»? А. Корова Б. Коза В. Свинья 3. Как кто скакали тарелки? А. как зайцы Б. как белки В. как кенгуру 4. Кто остался в доме у Федоры? А. кошки Б. тараканы В. попугаи 5. Что делала Федора, когда звала посуду домой? А. читала стихи Б. пела тихую песню. В. плясала6. На чём стоял самовар в конце сказки? А. на столе с белой скатертью В. на подоконнике В. на белой табуреточке, да на вышитой салфеточкеОтветы: Б. Б. Б. Б. Б. ВВзаимная проверка в парах по слайду.«!» - молодец, всё сделал правильно«+» - хорошо, но немного ошибаешься ( 1ош.)«- « - тебе нужно перечитать произведение7. Итог урока- Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?- Если урок вам понравился , то поднимите выше головы солнышко и поднимитесь на носочки .А кому было тяжело , скучно на уроке , у вас на столе лежат облачко возьмите его на руки и скажите себе ,что у вас всё будет хорошо. - Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".8. Дом. заданиеС.13-22 выразительное чтение сказкиА закончить наш урок я хочу с притчей ; « Одного мудреца спросили :« Что является для человека более важным , ценным в жизни – богатство , слава?» Мудрец , подумав , ответил « Ни богатство , ни слава не делают счастливым . Здоровый нищий счастливее любого больного короля».Будьте здоровыми!Спасибо за урок!