Публикации
"Методические разработки педагогов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методические разработки педагогов
Автор: Усова Ирина Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методические разработки педагогов
Автор: Усова Ирина Валерьевна
Формирования ценностного отношения к здоровью
у детей старшего дошкольного возраста
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом, в результате создается хаотичность в представлениях дошкольника о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существенно снижается здоровье, а также ценностное отношение к здоровью подрастающего поколения, поэтому обозначенная проблема требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Учение о здоровье прошло многовековой путь развития, своими корнями оно уходит в медицину и философию Древней Греции и Древнего Рима.
Огромный вклад в развитие данной проблемы внесли фундаментальные труды Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци,К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, В.А.Сухомлинского и др.
Великий отечественный педагог Я.А.Коменский в своей работе Великая дидактика в главе Основы для продления жизни указывает, что жизнь может быть полноценной лишь при условии полноценного здоровья: …мы обязаны защитить тело от болезней и несчастных случаев, потому, что есть жилище души, и притом единственное…, и для этого мы обязаны заботливо ухаживать за этой телесной оболочкой
Существенный вклад в развитии рассматриваемой проблемы внес отечественный педагог В.А.Сухомлинский. Рассматривая понятие здоровье ученый отмечал: Хорошее здоровье – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Среди основных средств сохранения и укрепления здоровья детей он видел во-первых в сознательном соблюдении режима физического и умственного труда, во-вторых в физическом труде, в-третьих, в физическом воспитании
В более современных исследованиях Н.В.Бордовских, В.П.Озерова, С.Ю.Толстовой, О.Л.Трещевой, С.О.Филлиповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни
Таким образом, необходимо отметить, что проблема формирования здоровья обществом во все периоды его развития рассматривалась среди первостепенных и наиболее значимых. Совокупность рассмотренных точек зрения свидетельствует о том, что главным образом сам человек должен думать, заботиться о своем здоровье, благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье. Современные учёные считают, что человек обречён быть здоровым, потому что природой ему для здоровья дано все. Просто нужно знать законы природы и вести себя в соответствии с ними.
Сущность и содержание ценного отношения к здоровью
у детей 5-6 лет
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания. Всистеме общечеловеческих жизненных ценностей - здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит]. К сожалению, для большинства детей здоровье не является ценностью, а следовательно, отсутствует достаточная мотивация по формированию и ведению здорового образа жизни, и подрастающее поколение не рассматривает свое здоровье как личностную и социальную ценность [1, с. 1
Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия и является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Внастоящее время в педагогической практике наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования к образованию ориентированному на личностные особенности и способности каждого индивида, а также на уровень его здоровья.
Естественной и абсолютной ценностью является здоровье. Здоровье как ценность определяет диапазон возможностей, способностей, склонностей человека, направленность его личности. Здоровье - важнейший компонент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, одно из ведущих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-нравственного развития отдельного индивида и общества в целом. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический; 2)социальный; 3) личностный (психологический). Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20 - 25%, состояния системы здравоохранения - на 8 - 10%, генетического фактора - на 15 - 20%, образа жизни на 50 - 55%. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирование ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи [6, с. 33].
Ценностное отношение к здоровью представляет собой сложное психическое новообразование, характеризующееся сформированностью знаний и представлений о здоровье как о ценности, позитивной валеологической активностью, осознанностью отношения к здоровью, терминальным характером ценности здоровья, сформированности умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, способствующее длительным позитивным изменением поведения [19, с. 10].
Сам процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.
Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их прочувствования и эмоционального переживания, закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни [13, с. 28-29].
Для улучшения здоровья необходимы не только медицинские нововведения, но и изменения на уровне образовательных организаций, задачами которых должны быть: использование здоровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация школьников на здоровый образ жизни; интеграция медико-биологического, социального и психологического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка. [3, с. 190].
Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни; направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и мотивов здорового образа жизни; расширение содержания физического воспитания за счет валеологических, психологических, педагогических знаний, умений и навыков; учет возрастных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации психолого-педагогического и воспитательно-образовательного процесса; организация личностно-ориентированного физического воспитания с учетом характеристик личностного отношения к здоровью; стимулирование оздоровительной активности; единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью [19, с. 13-14].
В структуре ценностного отношения к здоровью детей Г.А.Хакимова [53, с. 114] выделяет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.
Показателями когнитивного компонента являются: полнота и адекватность представлений о своем здоровье, о ценности здоровья в целом, о путях организации здорового образа жизни; познавательная активность в сфере здоровья. Когнитивный компонент ценностного отношения к здоровью объединяет в себе понимание ими сущности и значимости здоровья на всех уровнях организации человека, а также наличие у них готовности к непрерывному поиску, получению, обработке и применению информации относительно общих вопросов здоровья, состояния собственного здоровья и способов реализации здорового образа жизни.
Эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения к здоровью содержит определенную аффективную окраску их позиции относительно своего здоровья на трех уровнях организации (индивидном, субъектном, личностном) и отражает приоритетность для них некоторых аспектов здоровья. В качестве показателей выступают: тревожность в отношении здоровья на том или ином уровне его организации; приоритетная значимость того или иного уровня здоровья, а также предпочтение им определенных способов организации здорового образа жизни.
Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игровая деятельность, являющаяся главной составляющей двигательной активности ребенка.
Двигательная активность зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения) [4, с. 58].
Игровая деятельность как ведущий способ образовательного и воспитательного процесса детей дошкольного возраста, является одним из самых интересных методов работы, как для детей, так и для педагогов. Игровая деятельность пронизывает всю жизнь ребенка, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения, способствует их физическому и духовному здоровью. В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в игровой деятельности разнообразных форм и тематической направленности сложно оценить [5, с. 7].
Игровая деятельность дошкольников отличается большим разнообразием: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, строительные, творческие, игры-драматизации. Игровая деятельность позволяет решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в знаниях, движении, стабилизировать эмоции, научить детей владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные, творческие способности, нравственные качества. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процесс возбуждения и торможения [15, с. 11].
Основой технологии проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность, интегрирующаяся со всеми образовательными областями, так как является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, методом воспитания и развития дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.
Особо ценны для формирования ценностного отношения к здоровью сюжетно-ролевые игры. Помимо развлекательной функции данные игры служат еще и в качестве неких энциклопедий, дающих играющему пусть и минимальные, но все же сведения о разных аспектах медицины. Сюжетно-ролевые игры Больница, Поликлиника, Скорая помощь, Ветеринарная клиника, Аптека – это симуляторы реальных ситуаций, в которых нужно быстро сориентироваться и оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, от своевременности которой порой зависит не только здоровье и полноценность пациента, но часто даже его жизнь. Поэтому нельзя преуменьшать значение данных игр, ведь благодаря им в реальной жизни можно кому-то спасти жизнь. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игровую деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые наиболее ценны для расширения круга представлений о здоровьесберегающем поведении. деятельности Существенная роль в формировании ценностного отношения к здоровью отводиться дидактическим играм. Среди них настольно-печатные игры, главная особенность которых, состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Согласно одному из вариантов систематизации детских игр, все игры следует делить на: физические игры, развивающие силу и ловкость; игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение; умственные игры, требующие обдумывания и суждения.
Французский психолог Ф.Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, выделил шесть групп:
1) подвижные игры, удовлетворяющие острую потребность ребенка в физической деятельности, цель которых – упражнение членов, развитие и укрепление мускулов;
2) игры, воспитывающие чувства, развивающие ловкость и наблюдательность, те, которые придают руке проворство, верность взгляду, приучая определять расстояние;
3) игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие формированию наблюдательности и правильности суждений;
4) эмоциональные игры, в которых происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности;
5) артистические игры – это разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые содействуют пробуждению эстетических чувств детей;
6) игры, направленные на упражнение воли.
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, при этом развиваются гармонично и целостно [22, 70-72].
Для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также выработке практических действий по организации здоровой жизнедеятельности можно использовать и эстафеты игровой направленности, а также специальные игровые задания, игры-путешествия, игровой самомассаж, игропластика, пальчиковая гимнастика и др.
Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание.