Публикации научных работ по спортивной психологии - 2020

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: научных работ по спортивной психологии - 2020
Автор: Сихаджок Саида Руслановна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ФАКУЛЬТЕТ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Направление подготовки: 49.04.01 Физическая культура
Направленность (профиль): Научно-методическое обеспечение психологического сопровождения физической культуры и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
Сихаджок Саиды Руслановны
магистрант группы 19М2Г
ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Допущен к защите Научный руководитель:
Декан факультета к.псх.н., доцент
магистерской Распопова А.С. ___________
подготовки
Фомиченко С.В ___________
(подпись)
___ ___________2020 г.
Дата защиты: __ _______2020 г.
Оценка: ____________________
Краснодар 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................HYPER13 PAGEREF _Toc530848413 \h HYPER143HYPER15
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………….......................5
1.1 Общая характеристика совладающего поведения в спорте..........................5
1.2 Понятие диадический копинг в психологической науке...............................9
1.3 Исследования совладания со стрессом в спорте в отечественной и зарубежной психологии........................................................................................13
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...…………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………............24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время, когда все мы являемся свидетелями очень высоких достижений в спорте, все больше ощущается необходимость привнесения в спортивную деятельность психологических знаний для формирования поведенческих и личностных особенностей спортсменов и их личностного развития. Уже достаточно давно не ставится под сомнение, что успех в спорте зависит не только от физических качеств, тренированности, подготовленности, но также от психологических качеств спортсмена. Для того, чтобы в условиях соревнований вся подготовленность и тренированность реализовались, а также при работе на пределе возможностей активизировались морально-волевые ресурсы, спортсмену необходима психологическая подготовка. Как правило, в соревнованиях участвуют спортсмены одной квалификации, поэтому, наравне с физическими данными и подготовленностью, важную роль и особое значение приобретают морально-психологические качества, а также возможности применения совладающего поведения [35].
Исследованием процесса формирования стрессовых реакций, способов их профилактики и коррекции поведения личности в стрессовых ситуациях занимались такие зарубежные ученые, как Lazarus R.S [48], Г. Селье [36] и др. В отечественной психологии изучением переживания стресса занимались Т. Крюкова [21], А. Журавлев [15], используя личностно-ориентированный подход. Учеными были выделены и изучены внутренние субъективные условия, влияющие на устойчивость человека к психическому стрессу: значимость события для личности, субъективная оценка личностью ситуации, индивидуально-типологические особенности личности.
Однако, в настоящее время, несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению трудных ситуаций и стратегий поведения в подростковом возрасте, мало было проведено исследований по стратегиям защитного поведения в спорте (за редким исключением). Кроме того, исследования по диадическому копингу редки, а черты личности, которые определяют поведение человека в трудных ситуациях, мало изучены. Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на изученность многих аспектов совладающего поведения, его исследование в спорте не теряет актуальности, особенно в аспектах, касающихся совладания в командах и спортивных диадах.
Объект исследования – совладающее поведение в спорте.
Предмет исследования – особенности совладающего поведения и диадного копинга в спорте.
Цель исследования - установить особенности совладающего поведения и диадного копинга в спортивной деятельности.
Гипотеза исследования – в исследовании предполагалось, что конструктивность совладания имеет связь с успешностью в спортивной деятельности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать совладающее поведение в спорте.
2. Дать определение понятию диадический копинг в психологической науке.
3. Проанализировать исследования стрессовых ситуаций в спорте в отечественной и зарубежной психологии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы.
Структура и объем работы. Основной текст изложен на 29 страницах компьютерного текста. Состоит из введения, одной главы, трёх подпунктов, выводов, заключения и списка литературы, который включает 52 источников.
1. ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Общая характеристика совладающего поведения в спорте
Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под воздействием экстремальных факторов окружающей среды, является психологический стресс. Процесс преодоления стресса многогранен. В нем возможны различные варианты сочетания ресурсов, особенно при включении личности в индивидуальный и командный копинг, как в спортивных командах [37].
Говоря о совладающем поведении, специалисты понимают под этим термином паттерн поведения, при котором спортсмен может справиться со сложной стрессовой ситуацией благодаря предпринимаемым действиям, которые осознаются и направлены на борьбу с конкретными стрессовыми условиями. Эти способы борьбы со сложными жизненными условиями индивидуализированы, согласуются с личностным опытом и убеждениями. Здесь возможны два основных варианта действий. Если ситуация такова, что на нее можно оказать влияние, либо как-то контролировать, то спортсмен вовлекается во взаимодействие с ней. Предпринимает усилия по преодолению негативных условий и обстоятельств. В том случае, если ситуация вне границ контроля, самым оптимальным является приспособление к ней. Используя такой образ поведения, спортсмен может способствовать сохранению своего здоровья и поддержанию спортивных результатов на высоком уровне [12, 16, 17]. Спортсмену требуются компетенции для эффективной мобилизации физических и психологических сил и совершенствования спортивной деятельности при работе в условиях высокой эмоциональной напряженности [9].
Если говорить о смысле понятия копинг, то оно подразумевает преодоление. Многие ученые-психологи и исследователи уделяют внимание данной категории. Из отечественных специалистов можно упомянуть такие фамилии как С.К. Нартова-Бочавер [32], М.Р. Хачатурова [43] и Л.А. Китаев-Смык [16, 17], В.А. Бодров [8], Н.Е. Водопьянова [11].
Определяя методологию процесса обучения копинг-стратегии у спортсменов, мы опираемся на положения К.А. Абулхановой-Славской о деятельности, которая отмечает, что субъект деятельности обладает всеми характеристиками субъекта деятельности (умственными, моральными, социальными, профессиональными и т. д.). Но только более красочно, лично направлено. Особую роль человеческой деятельности К.А. Абульханова-Славская выявляет причины, полагая, что деятельность представлена совокупностью и иерархией причин. Очевидно, что в процессе создания стратегий для спортсменов основным видом деятельности является тот, который больше всего влияет на развитие личности спортсмена. Он может включать в себя различные виды деятельности: волевой, сенсорный, коммуникативный, интеллектуальный, мотивационный и т. д. [1, 2].
В сложных условиях спортивной деятельности при высоком уровне физического и психологического напряжения при работе над улучшением спортивных достижений поведение спортсмена отличается от обыденного. Здесь целесообразно прибегать к специальным техникам, образу мыслей и действий. Когда человек (спортсмен) сталкиваться со сложной нестандартной ситуацией, повышающей уровень стресса, и пытается справиться с ней, речь идет о так называемом совладающем поведении, или копинге [11].
Рассмотрение психологических аспектов такого поведения, изучение его особенностей способно сделать практические выводы и обозначить направления работы над использованием эффективных приемов в соревновательной деятельности.
В стрессовой ситуации поведение человека может пойти по одному из путей [25, 26]:
- ориентация на детальный анализ ситуации и разработка рационального плана выхода из ситуации (в фокусе - сама проблема);
- ориентация на смену превалирования эмоционального поведения над рациональным и изменение понимания, остроты накала ситуации, стремление к поиску позитивных сторон происходящих явлений.
Л.И. Анцыферова определяет копинг как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как жизненные обстоятельства, требующие от человека принимать меры, которые находятся на грани его приспособляемости или даже превышают его резервы [4].
Поведение совладания реализуется с помощью стратегий совладания, основанных на личных и экологических ресурсах. Стратегии преодоления - это соответствующие личные реакции на воспринимаемую угрозу, способ справиться со стрессом [30, 34].
Люди, занимающиеся альпинизмом, оказываются в ситуациях, когда человек вынужден приспосабливаться, а в обычной жизни этого не происходит. Полное время простоя в ожидании погоды, вертолета и т. Д. заменен износом в течение нескольких дней подряд с раннего утра до вечера практически без отдыха и нормального сна. Переедание быстро сменяется голодом или отсутствием аппетита из-за отсутствия адаптации на больших высотах. Психологическая перестройка в условиях роста происходит не сразу. Часто происходит фактическая потеря личного самоконтроля над объективной опасностью окружающей местности. Кроме того, в альпинизме, наряду с необходимостью переносить максимальные и почти максимальные нагрузки, высокий уровень активации операционного мышления, концентрации внимания и пространственной ориентации, который требует достаточно развитых психофизиологических способностей для реализации успешного преодоления стресса, необходимое условие для успешного прохождения маршрута [5, 7, 40].
Снижение результативности выступления на соревнованиях связано с повышенным психоэмоциональным напряжением. Способность спортсмена управлять эмоциями, правильно настраиватьсяперед соревнованиями обеспечивается развитым эмоциональным интеллектом. В некоторых исследованиях обнаруживается тесная связь эмоционального интеллекта с волевой регуляцией спортсменов, копинг-стратегиями и эмоциональным выгоранием, соревновательной тревожностью спортсменов [13].
В жизни человек переживает ряд важных жизненных событий, в том числе травматических, которые служат стимулом для процесса адаптации и самореализации. В большинстве случаев стрессовое событие интегрируется в психологический опыт человека [8].
Экстремальная ситуация в таком виде спорта, как альпинизм, является результатом активного взаимодействия человека с окружающей средой и характеризуется рядом параметров: объективная угроза жизни, здоровью, ведущим жизненным ценностям; внезапность приступа; необходимость резкого выхода человека за рамки привычных действий и операций; близость предельных возможностей организма; необходимость действий по преодолению внутренних и внешних ограничений. Особое влияние на процессы саморегуляции в экстремальной ситуации оказывает устойчивый эмоциональный тон, свойственный человеку, который определяет качество его характерных переживаний. Потребность в себе и стремление к обязательно высокому уровню результатов позволяют человеку, который действительно достиг успеха, компенсировать отсутствие уверенности в счастье и являются средством самоопределения и получения положительного опыта, в котором он нуждается.
В собственном исследовании совладающего поведения Крюкова Т.Л. охарактеризовала его как самое важное социальное поведение, которое помогает субъекту справляться с сложной жизненной ситуацией в итоге , который отвечает личным параметрам и ситуациям - с помощью стратегий сознательного процесса. [21].
Дабы выявить ответ на вопрос о причинах интересы стратегий преодоления, нужно включить в данный анализ категорию самоанализа. Ситуации преодоления обычно рассчитываются как более сложные, поэтому для их преодоления нужно приложить усилия и реализовать собственные способности на более высоком уровне, использовать весь свой возможность, активировать те навыки и навыки, которые не требуются в простых условиях т.е. ведущее влияние оказывают такие компоненты Я-концепции, как возможное Я и идеальное Я [18].
Понятие coping происходит от английского to cope (преодолевать). Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер [32], в российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Сущность термина coping (преодоление, совладание) заключается в наиболее эффективной адаптации человека к требваниям трудной, экстремальной ситуации. Понятие coping behavior (совладающее поведение, поведение по преодолению) используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях. S. Folkman и R.S. Lazarus определили его как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека[44].
Таким образом, совладающее поведение в спотривной деятельности оказывает огромное влияние на достижения спортсменов и их психологическое здоровье.
1.2 Понятие диадический копинг в психологической науке
В профессиональном спорте участникам ежедневно приходится сталкиваться с преодолением различных трудностей, страхов, стрессов на пути в победе. Помимо этого, всегда высок риск получить физическую травму, а также и психологическое благополучие находится под угрозой. Такое положение дел характеризует выражение per a spera ad astra. О профессиональном спорте уместно говорить, что он как явление, имеет двойственную природу. С одной точки зрения, он позволяет людям самовыражаться, несет в себе возможность усовершенствований и открытий, ярких побед и достижений. С дугой же, спорт невозможен без тяжелейших нагрузок и сложнейшей работы на пределе физических и психологических возможностей.
Следуя положениям о необходимости изучения феномена в различных связях и учитывая динамику связей копинг-поведения, рассматривается формирование стратегий преодоления как контролируемый процесс изменения взаимосвязанных личностных качеств, направленных на преодоление человеком трудных ситуаций. [5].
Основываясь на системной методологии Б.Ф. Ломова, отметим, что изучение стратегий выживания в трудных ситуациях приводит к необходимости учитывать поведение совладания в различных отношениях со сложными системами, в которых человек живет и работает. разработаны. Таким образом, процесс обучения адаптационных стратегий спортсмена нельзя рассматривать без учета его возрастных и гендерных характеристик, их взаимодействия с ближайшим окружением (родители, тренеры и т. д.), Характеристик и условия тренировочного процесса, опыт занятий спортом. [27].
Диадический копинг - это процесс, в котором оба участника участвуют в совокупной попытке справиться со стрессором, который влияет на обоих партнеров. Диадический копинг устремлен на разрешение или приспособление к отрицательной ситуации, а также на уменьшение негативного влияния стрессора на любого партнера и защиту которые существуют тесных отношений между ними. Основываясь на их понимании диадического копинга, по нашему мнению, необходимо исследовать его как часть преодоления стрессоров в диаде мужчины и женщины, вне зависимости от брачного статуса их отношений [21, 23].
Поэтому мы представляем процесс формирования стратегий преодоления у спортсмена в виде многоуровневой системы с ее внутренними и внешними связями и специфическими паттернами.
Индивидуальный копинг – это комплекс познавательных и аффективных действий человека, возникающих в ответ на конкретную проблему. Первые несколько попыток разрешить, трансформировать или адаптировать сложную ситуацию к сложной ситуации обычно используют индивидуальные стили и стратегии преодоления. В то же время существует позиция, которая указывает на то, что после неудачных попыток контроля индивидуально или в ситуациях, когда стрессор касается обоих партнеров, включается групповой или диадический копинг [22].
Важной основой для формирования копинг-стратегий являются психологические (внутренние) условия. Арт-терапевтическая работа с юными спортсменами требует определения их индивидуальных психологических особенностей. Психические свойства, необходимые для успеха спортсмена, должны быть представлены в комплексе, отражающем все аспекты умственной деятельности спортсменов [37]. Модель М.А. Одинцовой подразумевает диагностику и анализ индивидуально-психологических свойств индивидуума спортсмена, которые актуально выражают возможности человека не лишь в спортивной работы, но и в работе над развитием стрессоустойчивости. К таким свойствам относится комплекс когнитивных, мотивационных, ценностно-смысловых свойств индивидуума, наличие адекватного представления о себе, направленность индивидуума и мотивация [33]. Проблема исследований особенностей преодоления человеком стресса является актуальной на протяжении длительного периода времени. По мере накопления информации и фактов в данной области знаний открываются новые аспекты ее изучения. Один из аспектов исследования состоит в анализе особенностей поведения личности в трудной ситуации, изучении применяемых ею копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Яркой моделью включения индивидуума в механизм преодоления стресса как субъективности и как субъекта командной работы, которая позволяет раскрыть особенность регулирования копинг-механизмов в данный ситуации, представляет собой копинг-активность спортсменов, которые выступают в командных видах спорта [38].
В дополнение к окружающим стрессорам, таким как социально-экономическая нестабильность в обществе, ухудшение состояния окружающей среды и низкое уровень качества существования, тесные диадические отношения и граждане в них подвержены внутренним стрессорам, которые возникают при развитии и работе таких отношений. Внутренние стрессоры включают деструктивную связь от одного из компаньонов. Григорова  Т.П. отмечает, что субъект разрушительной привязанности обладает неудовлетворенной потребностью в любви, принятии и безопасности, что провоцирует появление необоснованной ревности, страха отторжения, страха одиночества, резкой смены настроения под воздействием внешних причин, точечно , проявление благосклонности и свидетельства любви со стороны партнера [14]. Диадическая адаптация считается адаптационными усилиями одного из партнеров, направленными на улучшение и улучшение функционирования другого партнера и их отношений. Согласно Г. Боденманну, эта форма адаптации действует как системное событие, основанное на рассмотрении сигналов стресса от партнера, восприятии этих сигналов другим партнером и его ответах в форме диадической адаптации [45].
Диадический копинг - это механизм, в котором оба участника включены в совместную попытку совладать с затрагивающим обоих компаньонов стрессором. Парные усилия, которые направлены на выработку стратегий по ослаблению влияния непрямого (indirect) стресса, который задевает благосостояние лишь одного из компаньонов, можно назвать диадическим копингом поддержкой. В ситуации, когда оба партнера испытывают стресс, собирают информацию о нем, работают совместно, дабы выработать оценку преобладающих условий, и оба динамично участвуют в разрешении сложных ситуаций, эмоционально поддерживая друг друга и сосредотачиваясь на совместном решении проблемы, мы сообщаем о диадическое копинг-поведение. Успешная адаптация пары к новым условиям выражается либо в возврате в предстрессовое состояние, либо приводит к дальнейшему развитию отношений [21, 46].
Диадический копинг рассматривается как копинговое усилие одного из компаньонов, которое направлено на улучшение и усиление деятельности другого партнера и их отношений. Также хотелось бы отметить, что несмотря на анализ литературных источников, исследований в спорте по данной тематике недостаточно.В парусном спорте итоги работы команды во многом рассчитываются степенью оптимального нетворкинга спортсменов, психологическим климатом внутри команды и психологической совместимостью. Увеличение результативности коллективной работы спортсменов, которые входят в структура экипажа, представляет собой ресурсом для увеличения конкурентной способности [40]. Таким образом, диадный копинг служит инструментом для решения негативной ситуации, а также помогает снизить негативное влияние стрессора на каждого партнера и защитить существующие тесные отношения между ними.
1.3. Исследования совладания со стрессом в спорте в отечественной и зарубежной психологии
Определение стресса как воздействия на организм человека, наиболее часто используется применительно к спорту в контексте performing underpressure, то есть спортивной деятельности в условиях стресса, буквально давления [43, 44].
Л.А. Китаев-Смык, рассматривая психологию стресса, отмечает, что в зависимости от ситуации и условий окружающей среды он имеет отличия [17]:
- может возникать для мобилизации сил организма в целях защиты своей жизни;
- тревога от сопоставления собственных возможностей и большой задачи, стоящей перед спортсменом в данный момент;
- страх поражения [3].
Большую часть стрессовых эффектов, оказывающих негативное влияние на координацию движений спортсмена, его эмоциональное состояние, а также способность концентрировать свое внимание, можно эффективно преодолевать при помощи специальных методов, используемых при подготовке к соревнованиям.
Рассматривая зарубежную литературу, можно столкнуться с пониманием стресса по У. Кэнону, ситуация, в которой угроза выживанию запускает цепочку физиологических реакций, мобилизующих организм человека бей или беги (fight-or-flight). Но эту точку зрения нельзя назвать доминирующей. Все же большинство специалистов склонны к более широкому пониманию, рассматривают понятия стресса и стрессора [33, 44].
В настоящее время в современном обществе стресс имеет несколько иную природу, и он не так однозначно коррелируется с выживанием. Механизмом, запускающим стрессовые реакции может быть связан не с выживанием, а с социальной иерархией, мотивами справедливости и др, как считают авторы монографии, посвященной регуляции стресса. Действительно, при рассмотрении спортивного стресса можно рассмотреть, что стрессовая ситуация порождена фактом социальной оценки (выполнением долга, ощущением возможного позора или удачи), а также принятием на себя риска, связанного с возможностью получения травм или даже смерти в процессе выполнения сложных экстремальных элементов соревнований.
В рамках обозначенных выше фактов, следует разделять понятия стресса и стресс-фактора. Под стрессом следует понимать взаимосвязанные многообразные реакции на определенный фактор, ситуацию. В то время как этот фактор и будет описываться как стрессовая ситуация.
Иногда в публикациях и научной литературе авторы считают тождественными понятия тревоги и стресса[45].
Л. Харди, пытаясь разграничить данные понятия, описывает стресс как определенное состояние, сопутствующее необходимости человека отреагировать на какую-либо сложную ситуацию и справиться с ней. Одновременно со стрессом может возникать тревога, обусловленная ощущением человека, своей невозможности противостоять силе негативной ситуации [56].
При этом другие авторы, например Ч.Спилбергер считают, что есть существенные различия между ситуативной тревожностью и личностной. Если в первом случае речь идет о негативных волнительных ощущениях в связи с определенной ситуацией, в той или иной степени являющейся угрожающей, то во втором случае следует говорить о личностной характеристике конкретного индивидуума. Его психологическая организация такова, что он способен воспринимать рядовые ситуации как очень тревожные и угрожающие его благополучию [39].
В спортивной психологической литературе принято выделять следующие составляющие тревожных состояний:
- соматическую (то есть телесные реакции, процессы);
- когнитивную (волнение относительно собственных возможностей);
- уверенность в себе.
Именно в таком виде популярные методики вроде SAS (Шкала спортивной тревожности) оценивают данное понятие [52].
В связи с этим существует возможность в каждом конкретном случае для каждого конкретного спортсмена создавать подобие шкал, характеризующих объекты совладания. На этих шкалах можно представить, насколько сложными являются для спортсмена ситуации, представляют ли они ему много дискомфорта, угрозу жизни или просто вызывают волнение, беспокойство. Это может быть разбег от спокойного состояния до сильнейшей неуверенности в собственных силах.
Совладающее поведение изучается с двух основных позиций:
- сбор информации о личности спортсмена и ситуации;
- дифференциация, изучаемых копинг-стратегий.
Именно при таких обстоятельствах происходит рост разнообразия количественных и качественных инструментов исследования стресса. При применении количественных методов и использовании опросников, исследователи рассматривают небольшое количество категории, касающихся непосредственно копинг-стратегий. Значительно более полное представление о возможностях, навыках и ресурсах для преодоления стрессовых ситуаций дают качественные методы, хотя они и не являются настолько достоверными и статистически надежными.
В нашей стране в спортивной психологии используются в основном два вида опросников:
- Индикатор копинг-стратегий Д.Амирхана (CSI, Coping Strategy Indicator), который включает 33 пункта и 3 шкалы, которые способствуют сопоставлению степени выраженности стратегии (разрешение проблемы, избегание, поиск поддержки);
- Способы совладающего поведения (WCQ, Waysof Coping Questionnaire), авторами которого являются Р. Лазарус и С. Фолкман. Этот опросник включает 50 пунктов-ситуаций и 8 шкал, представляющих собой стратегии совладания. Данный опросник был адаптирован для использования в нашей стране в 2004 году. Стратегии совладания здесь представлены следующим образом: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка [47].
Обращаясь к популярным опросникам, используемые в США и Европе, можно сказать, что сформированный в 1990-е годы COPE, ранее имевший несколько другой вид, авторами которого являются Л.Карвер и М.Шайер, до сих пор не теряет своей актуальности [50].
Недостатками этого теста, с точки зрения специалистов, является игнорирование неприятных ощущений спортсменов, связанных с трудностями общения со сверстниками и тренерами, волнением из-за угрозы травматизации и др [51].
Наиболее распространенная методика, используемая западной наукой,- ACSI-28 (Athletic Coping Skills Inventory), или Тест копинг-навыков спортсмена [58]. В данной методике оценивается не только совладающее поведение как таковое, но и ресурсы, используемые для преодоления трудных ситуаций. Стоит заметить, что методика использовалась и в отечественной науке [9]. Здесь используется 7 шкал и 28 пунктов, в том числе оценивающих отношения с тренером и др.
Специалисты считают, на основе суммы баллов по всем шкалам можно говорить качествах спортсмена к привязке к преодолению стрессовых ситуаций.
Кроме COPE и ACSI-28, обозначенных выше, в зарубежной спортивной науке распространены тесты:
- Опросник функции совладания (CFQ, CopingFunctionQuestionnaire), авторы К. Ковальски и П. Крокер, 18 спортивно-специфичных пунктов, три шкалы: Решение проблемы, Эмоционально-фокусированное поведение, Избегание проблемы;
- Тест копинг-поведения в соревновательной деятельности (CICS, Coping Inventory for Competitive Sport), авторы П. Годро и Ж. Блондин, 39 пунктов, 10 шкал [546].
В Спортивном исследовании стиля совладания (CSSS, Coping Stylein Sport Survey), тесте, предложенном М. Эншелом и соавторами есть интересные моменты об оценке приближения и удаления к сигналам о трудностях. Опросник данного теста пока не был широко использован [49].
На основе теоретического подхода Р.Лазаруса, исследователи на Западе стремятся описать специфику различных видов спортивной деятельности, подчеркнув характерные особенности. Наприме, шкала Э. Херста, предложенная немецким исследователем только для спортсменов- скалолазов [46], а также другие аналогичные опросники.
Заметим, что не только опросники применяются для исследования копинг-стратегий, а также, например, распространенные клинические тесты, рассматривающие тревожность. Здесь можно упомянуть Ч. Спилбергера [39]. Также рассматриваются клинические тесты, оценивающие посттравматический рост Р. Тадеши и Л. Колхаун [Tedeschi], силу стресса Т. Холмса и Р. Раэ [47] и др.
В отечественной и зарубежной науке спортивной психологии используются комплексные методики, говорящие об общей стрессоустойчивости.
Существуют и широко используются в спортивной психологии методики, оценивающие стрессоустойчивость комплексно. Сюда можно отнести тесты ментальной прочности (MT 48, [51], Психическая надежность В.Э. Мильмана [29]).
Надо понимать, что количественные и качественные методы исследования имеют в основе своей отличия. Если тесты помогают выявить предрасположенность спортсмена к определенному типу поведения при стрессовых ситуациях, то качественные методы позволяет еще и увидеть степень реакций, ранжировать трудности в зависимости от напряженности ситуации. И исходя уже из этих данных, можно говорить, о втором случае, насколько спортсмен эффективно справляется с ситуацией.
Именно качественный подход к изучению совладающего поведения позволяет понять, что оно различно не только у разных людей и не только у одного человека в различных по силе и накалу ситуациях, но также копинг контекстуален. У одного и того же спортсмена в похожих ситуациях, но при различных жизненных обстоятельствах, переживаниях в тот момент совладающее поведение будет различным.
Для спортивной психологии в полной мере подходят такие общепсихологические методы исследований как нарративы, интервью [52], описание отдельных случаев (кейс) ведение дневников, опросники, не содержащие вариантов ответа, а предполагающие открытый ответ и др. Как правило, такие исследования рассматривают небольшую выборку спортсменов, но изучают их гораздо глубже, нежели могут количественные методы. Например, в 2007 году исследователи детально изучали группу из 10 волейболистов. В ходе исследования оформилось три профиля, подходящих для анализа неэффективных, достаточно эффективных и эффективных моделей совладающего поведения в ряде игр в соревновательном цикле [46].
Еще одно исследование под руководством М. Макдонох было обращено к пловцам и выявило достаточно широкий спектр моделей совладающего поведения, среди которых были названы разминка, музыка, общение с друзьями. Всего их было 11 [44]. Также выявлено 9 когнитивных стратегий, таких как когнитивное избегание мыслей о стрессе, концентрацию на технике, на сопернике и др.
Исследования, направленные на изучение отношения спортсменов к боли и восстановлению [15], обнаружили, что метафора может быть основой мышления и переосмысления, а также такой психологический прием связан со спортивным опытом [9]. Для данного исследования использовался метод интервьюирования.
Выяснилось, что люди, не имеющие отношение к спорту, воспринимают травму как боль, невыносимые страдания, пытку, а выздоровление - избавлением от мучений. Подход спортсменов менее эмоционален, для них травма - это объективная поломка механизма, который через починку (лечение, реабилитацию, восстановление) приходит к своему нормальному состоянию. Такое отношение может стать эффективным подспорьем в сложной ситуации лечения и медицинской реабилитации спортсменов.
Спорным является момент выбора методологии изучения совладающего поведения. Процессуально-ориентированные опросники показывают, что столкнувшись с проблемной ситуацией, спортсмен ведет себя конкретным образом. Качественные методы показывают более детальную картину действий в определенной ситуации, а также эффективность его действий. Тренинги совладающего поведения обычно сопровождаются объективными оценками состояния: ЭЭГ, ЭКГ, КГР, ЭМГ и прочие [44]. Сложность состоит только в том, чтобы в полной мере перенести эти результаты на экстремальные условия соревнований не возможно. Именно по этой причине целесообразно сочетать объективные показатели с самоотчетами, открытыми вопросниками, нарративами и др. Поскольку копинг очень индивидуализирован, исследователи не могут обращаться к ретроспективному опыту успешных спортсменов высочайшей квалификации [46, 59]. Хотя такая информация об их вариантах совладающего поведения очень интересна, она не может быть перенесена на других спортсменов, не может использоваться в форме тренинга, поскольку эффективна для того конкретного спортсмена и корректно работает в его случае. Ретроспективный опыт обязательно должен изучаться, фиксироваться, но важно работать над эффективными механизмами его адаптации к современным условиям, к индивидуальным особенностям спортсменов, тогда можно будет говорить о его применимости.
Таким образом, в отношении методов изучения копинг-поведения можно отметить следующее:
а) из-за существенных отличий различных спортивных дисциплин, стратегии копинг-поведения будут иметь свои особенности, это связано с самой природой риска в игровых дисциплинах, экстремальных видах спорта, единоборствах, также сильно отличаются и последствия неблагоприятных исходов соревнований, травматизации и т.д.;
б) рассматривать совладающее поведение корректно с учетом деталей и тонкостей помогает сочетание количественных и качественных методов одновременно;
в) на условия соревнований нельзя перенести модели совладающего поведения, изученные под контролем специалистов и объективных методов в условиях подготовки к ним.
Исходя из сделанных выводов, есть основания предполагать, что для наибольшей показательности и достоверности изучения совладающего поведения спортсмена должны использоваться комплексные исследования, включающие количественные и качественные подходы, а также не ограничиваться каким-то конкретным периодом жизни, а заниматься гораздо более длительное время.
ВЫВОДЫ
1.Под совладающим поведением специалисты понимают паттерн поведения, при котором спортсмен может справиться со сложной стрессовой ситуацией благодаря предпринимаемым действиям, которые осознаются и направлены на борьбу с конкретными стрессовыми условиями. .Л. Крюкова в собственном исследовании совладающего поведения определила его как целенаправленное социальное поведение, которое позволяет субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий.
2. Под диадическим копингом имеется в виду процесс, в котором оба участника включены в совместную попытку совладать с затрагивающим обоих компаньонов стрессором. Диадический копинг предназначен для разрешения или приспособлению к отрицательной ситуации, а также для снижения негативного влияния стрессора на любого из компаньонов и защиты тесных отношений между ними.
3. По мнению отечественных ученых, стрессовые ситуации в спорте могут возникать для мобилизации сил организма с целью защиты своего существования, по причине тревоги от сравнения своих перспектив и огромный задачи, стоящей перед спортсменом теперь, а также в связи со страхом поражения. Рассматривая зарубежную литературу, можно столкнуться с пониманием стресса по У. Кэнону, ситуация, в которой угроза выживанию запускает цепочку физиологических реакций, мобилизующих организм человека бей или беги (fight-or-flight). Но эту точку зрения нельзя назвать доминирующей. Все же большинство специалистов склонны к более широкому пониманию, рассматривают понятия стресса и стрессор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ситуации, когда спортсмен преодолевает стресс, можно увидеть как многопрофильные, так и специфические параметры. Столкнувшись с реальной или воображаемой угрозой, опасностью или волнением, все используют навыки, которые они использовали ранее, но порой они делают это вдруг. Стрессовая ситуация обладает интенсивным ожиданием; человек мобилизуется, готовится к драке, и часто стрессоры не заслуживают данного ресурса, они могут быть незначительными по мнению здоровья и существования.
Профессиональные спортсмены не редко оказываются очень чувствительными, так как они сталкиваются со спортивными трудностями и попытками решить многопрофильные проблемы людских отношений, дружбы, любви, жизненных ценностей, здоровья и самопонимания. В связи с этим особо актуальны исследования диадического копинга.
Научное осознание таких процессов основано на методе. Выбирая правильные приемы, мы можем выявить ключи к процветанию и духовной гармонии спортсмена, кроме того , мы можем передать их навыки и знания тем, кто далек от спорта. Но нет никаких сомнений в том, что приемы должны быть выбраны верно. Все они по-своему ограничены, поэтому исследования, которые связаны с поведением в спорте, должны быть многоуровневыми и даже неоднородными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / Проблема субъекта в психологической науке // отв. ред. А.В.Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М. : Изд-во Академический проект, 2000. С. 13–26.
Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. Бодрова В.А.. - М., 1991. - С. 58-67.
Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. // Ростов на Дону: Феникс, 2006. 352 с.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т 15. № 1. С. 3–18.
Берк Ш.М., Орлик Т. Ментальные стратегии альпинистов, используемые при преодолении опасностей на горе Эверест // Человеческая деятельность в экстремальных условиях. 2003. Т. 7. Вып. 2. С. 23–28.
Блудов Ю.М. Экспериментальное исследование надежности некоторых психофизических качеств высококлассных спортсменов в экстремальных условиях соревнований (на примере спортивных единоборств) / Ю.М. Блудов. Дис. канд. пед. наук.М., 1973. 234 с.
Бодалев А.А. О человеке в экстремальной ситуации. Эмоциональная и интеллектуальная составляющая отношения в выборе поведения // Мир психологии. 2002. №4. С. 127–134.
Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики, 2001. Вып. 4. С. 28–33.
Бочавер К.А., Довжик Л.М., Кукшина А.А. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация Теста копинг-навыков спортсмена Acsi-28 // Спортивный психолог. 2014. Т. 33. № 2. С. 80–85.
Вавилов А.Л. Влияние групповой интеграции и индивидуальной подготовленности баскетболистов на эффективность командных действий / А.Л. Вавилов. Дисс... канд пед. н. - Санкт-Петербург, 2009. - 136 с.
Водопьянова Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения/ Н.Е. Водопьянова, ЕС. Старченкова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. ГС. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб. 2001-С.311-322.
Гаськов А.В. Влияние личностно-ориентированных спортизированных форм занятий на психологический статус студентов первого курса / Вестник Бурятского государственного университета.– 2013. – Вып. 13. – С. 71–75
Горская Г.Б., Белоконь В.О. Влияние эмоционального интеллекта на соревновательную надежность и предпочтение копинг стратегий у представителей индивидуальных видов спорта // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта: материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК, 30-31 мая 2018 г. / под общей ред. А.А. Передельского и др. –М. : РГУФКСМиТ, 2018 – С-19-22.
Григорова Т.П. Страх одиночества романтических партнеров с деструктивной привязанностью и совладание с ним // Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2012. С. 74–78.
Журавлев А.Л., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2008. 474 с.
Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. М.: Смысл, 2012. 464 c.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М: Наука, 1983. 368 с.
Конопкин О.А. Участие эмоции в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. 2006. No 3. . 38–48.
Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. 2010. №1. С. 46–57.
Крюкова T.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2004. 296 с.
Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2004. N 4. С. 58–68.
Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания: автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2011.
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 387–415.
Лапин И.П. Зачем копинг, когда есть совладание? // Социальная и клиническая психиатрия. 1999. №2. С. 57–59.
Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. М. : Смысл, 1998. С. 190–204.
Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации/ А.В. Либина.-М.Зксмо, 2008.400 с.
Ломов Б.Ф. Системный подход и проблемы детерминации в психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 19-33.
Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой / А.В. Мальчиков. Смоленск: СГИФК, 1987. 87 с.
Мильман В.Э. Структура и методика составления модельных психологических характеристик, относящихся к психической надежности спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1976. 178 с.
Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции // М. : Наука, 2001. 192с.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. №2. С. 102–112.
Нартова-Бочавер С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №. 5. С. 20–30.
Одинцова М.А. Психология стресса. Учебник и практикум для академического бакалавриата . М.: Издательство Юрайт, 2017. 299 с.
Приходько А.И. Когнитивные факторы совладающего поведения безработных // Психологический журнал. 2001. Т. 22. No 2. С. 109–112.
Раднагуруев Б. Особенности психологической подготовки борцов вольного стиля к соревновательной деятельности / Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. междунар. конгр. – М., 1998.
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 180 с.
Совмиз З. Р. Типы реагирования на стресс спортсменов, специализирующихся в командных видах спорта: индивидуальный и командный копинг // Рудиковские чтения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. Москва, 2017. С. 256-261.
Совмиз З.Р. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2017.
Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник. М.: Спорт, 1983. С. 55–70.
Сюзева Е.В. Эффективность совместной деятельности яхтсменов в экипаже как ресурс повышения конкурентоспособности // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации". Краснодар, 2014. С. 140-142.
Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 18 с.
Ханин Ю.Л. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 287 с.
Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №. 3. С. 160–169.
Blumenstein B., Bar-Eli M., Tenenbaum G. Brain and body in sport and exercise: Biofeedback applications in performance enhancement. NY: John Wiley&Sons, 2002.
Bodenmann G. Dyadic coping and its significance for marital functioning // Couples coping with stress: Emerging perspectives on dyadic coping / Eds. T. A. Revenson, K. Kayser, G. Bodenmann. – Washington : DC: American Psychological Association, 2005. – P. 33-49.
Hoerst E. Maximum climbing. Mental training for peak performance and optimal experience // Falcon Guides, 2010. 272 p.
Holmes T.H., Rahe R.H. The social readjustment rating scale, Journal of Psychosomatic Research. 1967. Vol. 11. Pp. 213–218.
Holt N.L., Berg K.J., Tamminen K.A. Tales of the unexpected: Coping among femalecollegiate volleyball players // Research quarterly for exercise and sport. 2007. Vol. 78.№. 2. Pp. 117–132.
Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y., 1984. 437 р.
Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. NY: Springer publishing company, 1984. 456 p.
Nicholls A.R., Nicholls A.R., Polman R.C.J., Levy A.R., Backhouse S.H. Mental toughness, optimism, pessimism, and coping among athletes // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. №. 5. Pp. 1182–1192.
Robazza C., Bortoli L., Nougier V. Performance emotions in an elite archer: A case study // Journal of Sport Behavior. 2000. Vol. 23. №. 2. Pp. 144–163.
Smith R.E., Schutz R., Smoll F., Ptacek J. Development and validation of a multidimensional measure of sport-specific psychological skills: The Athletic Coping Skills Inventory-28 // Journal of sport and exercise psychology. 1995. Vol. 17. Pp. 379–398.
28