Публикации Научная работа в области психологии образования - 2020

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научная работа в области психологии образования - 2020
Автор: Сухова Светлана Николаевна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»направление подготовки Психолого-педагогическое образованиенаправленность (профиль) Психология образованиякафедра психологии КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Педагогическая психология»СУХОВОЙ СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Научный руководительРаспопова А.С., к.псх.ндоцент _______________________ (подпись)« ____»___________2020г. Дата защиты: «___»_______2020г. Оценка:_______________ Краснодар 2020ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. …………..........3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССОВ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….7 1.1 Исследование когнитивных способностей и связной речи у детей дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных ученых…….6 1.2 Характеристика словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.….....................................................................................10 1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................16 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Методы исследования……………………………….……………….……..20 2.2 Организация исследования……………………..……………………...........25 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1 Особенности развития связной речи у детей подготовительной к школе группе…………………........................................................................................ 27 3.2 Особенности развития словесно-логического мышления детей подготовительной к школе группы…………………………………………… 29 3.3 Особенности взаимосвязи словесно-логического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………. 30 ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………..33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..39 ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………..……….............................……..42 ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………...……………..44ВВЕДЕНИЕАктуальность. Одна из важнейших задач детской психологии состоит в изучении основных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста. С рождения у ребенка происходит развитие всех психических функции. Психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Психолог, родители, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей ребёнка. Развитие познавательных способностей зависит от многих факторов: физического и психического состояния ребенка, от его социального окружения, заботы родителей, понимания ими потребностей ребенка и знаний о физическом состоянии здоровья ребенка. Основным условием развития детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания дети овладевают предметными действиями и речью, учатся самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практически во всех теориях. Собственное развитие ребенка в большинстве случаев рассматривается как процесс его постепенной социализации или адаптации к окружению, в котором он существует. Механизм такой адаптации может быть различным. Это происходит путем преодоления инстиктивных влечений ребенка (по теории психоанализа), либо в следствии созревания когнитивных структур (согласно Ж.Пиаже) [21], или в следствии подкрепления социального поведения в обществе, норм и правил (согласно бихевиоризма). Во всех случаях природа ребенка перестраивается, преобразуется, подчиняется требованиям взрослых. По – другому роль взрослого рассматривается в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Здесь социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являются необходимым условием присутствия рядом с ребенком для его физического и интеллектуального развития [3]. Ребенок изначально включается в общественные отношения, является его полноправным членом. Он является объектом, который впитывает в себя всю культуру и знания, накопленные обществом в течение всего своего существования. Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое, когнитивное развитие человека есть прежде всего культурное развитие [27]. В настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления и речи подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. Следовательно, в основу развития интеллектуальной личности, способной преобразовать наше общество, необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться также необходимым условием успешной социализации человека и приобщения его к миру информационной культуры.Как утверждают многие психологи и педагоги, эти задачи должны решаться уже начиная с периода дошкольного детства. Именно в этот период жизни человека происходит интенсивное формирование мыслительных способностей – начальных форм абстракции, обобщения, умозаключения. В этот период ребенок обладает большой потребностью в экспериментировании, большой потребностью в усвоении информационной культуры общества и во взаимодействию с ним. Одним из показателей уровня развития мыслительной деятельности дошкольника, поступающего в школу является умение обобщать на основе существенных признаков, выявлять закономерности, сравнивать предметы и явления, то есть логически мыслить. В целом, проблема развития мышления и речи в период дошкольного детства является предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период у детей формируются все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех этих процессов особое место занимает развитие речи и формирование мышления. Объект исследования: взаимосвязь развития познавательных процессов словесно-логического мышления и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Что является основным феноменом в работе? Мышление или речь?Так и напишите: особенности..... у детей ст дошк в.Предмет исследования: ВЗАИМОСВЯЗЬ словесно – логическое мышление и связная речь детей старшего дошкольного возраста.Цель исследованияТИРЕвыявить взаимосвязь между уровнем развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития словесно-логического мышления. Гипотеза исследования: в исследовании предполагалось доказать, что высокий уровень развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста взаимосвязан с хорошо сформированной связной речью дошкольника, которая включает в себя ясное понятийное представление объекта рассказа, умения анализировать, умения подбирать слова, наиболее подходящих для выражения мысли. Между этими процессами развития существует прямая положительная связь.Задачи исследования:1.Изучить литературу по проблеме исследования.2. Установить на основе анализа научной психолого-педагогической литературы гипотезу о взаимосвязи развитого словесно-логического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста.2. Выявить уровень развития связной речи у группы детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить уровень развития словесно-логического мышления у группы детей старшего дошкольного возраста.4. Выявить прямую взаимосвязь развития процессов мышления детей старшего дошкольного возраста от их хорошо сформированной связной речи.Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Методика психодиагностики связной речи Ушаковой О.С. и Струниной Е.М (приложение А), методика диагностики словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и теста «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой (приложение Б)3. Методы математической статистики. Структура и объем работы. Основной текст изложен на 36 страницах компьютерного текста, иллюстрирован таблицами, гистограммой, рисунком. Состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованных источников включает 37 источников.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССОВ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1 Исследование когнитивных способностей и связной речи у детей дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных ученыхВ работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для развития умственных способностей. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания: Ф. Фребель, М. Монтессори [15] В исследованиях отечественных ученых выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее [11]. Ребёнок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это рассматривалось в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа, синтеза, классификации в решении разнообразных задач [22]. Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики и способностей придерживаются теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития ребенка. Отечественные психологи Л. С. Выготский[5], С. Л. Рубинштейн[25], А. Н. Леонтьев [15] пришли к выводу, что врожденные свойства организма и его созревание являются необходимыми условиями психики: они создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности, но не определяют ни их содержания, ни их структуры. Они обосновали идею о дошкольном значении социального опыта в развитии психики. В процессе усвоения детьми этого опыта не только приобретаются отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность ребёнка.Выготский Л.С. считал, что ни одно из психических качеств человека таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и так далее, не может возникнуть лишь путём вызревания органических задатков [3]. Для формирования такого рода качеств требуются определённые социальные условия жизни, воспитания и обучения. Значительный вклад в разработку общей теории когнитивных способностей внёс наш отечественный учёный Б.М. Теплов [29]. Он предложил несколько определений способностей. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»[29.,С.273]. Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, ребенок и взрослый поддерживает у себя и развивает дальше соответствующие способности. Формирование умственной активной деятельности, которая способствует развитию когнитивных способностей у детей – одна из актуальных проблем дошкольного воспитания. Умственная активность является неотъемлемым качеством познавательной деятельности. Так считали советские педагоги и психологи (А.Н.Леонтьев[15], А.Р.Лурия[17], А.В.Запорожец [14] и другие). Осознанность усвоения знаний и умений зависит от того насколько у детей сформировались мыслительные процессы при решении любых задач и проблем. Изучением воспитания у детей умственной активности занимались многие исследователи. В их работах когнитивные способности рассматриваются, как сложная черта личности с проявляющимися в ней целеустремленностью, инициативой, самостоятельностью. Доказано, что мыслительные операции осуществляются и развиваются в играх и занятиях, где есть проблемная ситуация.В диссертационных исследованиях, рассматривались также разные аспекты развития речи, имеющие прямое отношение к формированию связности речевого высказывания, которое является составной частью развития логического мышления: связь словесного творчества с восприятием литературных произведений (Жукова Н.С.) [10]; формирование структуры связного высказывания (Н.Г. Смольникова) [34]; обучение рассказыванию по серии сюжетных картин (Е.А. Смирнова)[27]; использование народной песни в развитии словесного творчества дошкольников (Т.Б.Филичева) [32], формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста (В.В.Гербова) [4]; использование малых фольклорных форм и фразеологизмов для развития образности речи в самостоятельных связных высказываниях (Н.В. Гавриш) [36]; формирование понимания смысловой стороны слова у детей пятого года жизни и умения отбирать точные слова при построении связного высказывания (В.П.Глухов) [7]. В каждом из этих исследований в определенном аспекте рассматривались вопросы формирования связной речи (в широком смысле слова - словесного творчества). Большую роль в становлении словесного творчества дошкольников исследователи отводят методам организации восприятия детьми литературных произведений; изучению приемов анализа связей и отношений между героями произведений, его композиции; изучению эмоциональных аспектов восприятия художественной литературы; способам анализа содержания произведений и составлению плана собственного сочинения с помощью пространственного моделирования. Развитие связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Пять-семь лет - возраст формирования социально-стандартизированной речи. В этот период тип общения с познавательного меняется на личностный, в центре которого сосредоточен интерес ребенкав человеческих взаимоотношениях (Мухина В.С.) [18]. Дети осваивают навыки общения, поведения. Дошкольник, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой общения – устной речью. Одной из главных задач воспитания и обучения дошкольников является задача по обучению языку, развитию речи и речевого общения. Чтобы заинтересовать ровесников и быть ими понятым, ребенок должен овладеть связной речью. Проблема формирования связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни [24]. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне его развития. Наблюдения показывают, что у многих детей и даже взрослых не развита именно связная речь, поэтому проблема формирования связной речи является одной из актуальных. Над развитием связной речи дошкольников работали много ученых и педагогов. Особенно тщательно методика обучения родному языку разрабатывалась К.Д. Ушинским. У него было много учеников и последователей, которые продолжали работу по изучению проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста [5]. 1.2 Характеристика словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возрастаУмственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, и логического. Например: наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуаций, вызванных практическими действиями. Одной из важных предпосылок зарождения образного мышления является подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ у себя в мыслях. К концу дошкольного возраста формируется логическое мышление. Логическое мышление характеризуется тем, что ребенок может оперировать абстрактными категориями. Он умеет устанавливать различные взаимосвязи и отношения между ними, которые не представляются в наглядной или модельной форме мышления [23]. Между этими тремя формами мышления складываются достаточно сложные взаимосвязи. С одной стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются началом развития всех форм мышления. Как считала Е.О. Смирнова, особым типом детской деятельности, в которой активно задействованы наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, является детское экспериментирование. По ее мнению, экспериментирование направлено на выявление скрытых от взгляда ребенка свойств и качеств предметов, их взаимосвязей. Именно в неосознанных действиях зарождается познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет за собой познавательное развитие. Смысловым центром этой деятельности является игра и игровые предметы, игровой материал, которыми ребенок может манипулировать и придумывать разные действия[27].Постепенно экспериментирование становится целенаправленным. Ребенок хочет познать свойства предмета, его структуру. Ребенок приобретает возможность обобщать свои наблюдения, облекать их в слова, находить предметам новые приспособления. Дошкольник размышляет над своими действиями, находит им, соответствующую своим пониманиям, оценку. В данной деятельности четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые, более сложные преобразования. Развитие мышления у ребенка выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека . По мнению когнитивистов, развитие мышления связано с развитием и использованием символов, как понятий. Именно благодаря понятиям ребенок может организовать информацию и предвидеть последствия своих действий в окружающем мире. Концепция Пиаже основана на взаимодействии между организмом и окружающей средой [22]. С точки зрения Пиаже, развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток индивидуума адаптироваться к изменениям окружающей среды. Таким образом, «внешнии воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо , если это понадобится, вырабатывать новые структуры» (6, С.366). Именно такая организация позволяет все более и более уверенно ориентироваться в реальной жизни и все правильнее представлять все процессы, закономерности и взаимосвязи в окружающем мире человека.Например, среди схем, имеющих у новорожденного ребенка, важную роль играют рефлексы, которые позволяют целесообразно применять себя в жизненных ситуациях. Но в дальнейшем их оказывается недостаточно, и тогда организм вынужден изменять их и приспосабливать. Ребенок начинает формировать новые рефлексы - условные и новое поведение, которые он будет применять в процессе проживания в своем кругу. Таким образом, по Пиаже, приспособление осуществляется с помощью двух механизмов:1) ассимиляции, при которой индивидуум пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам;2) аккомодации, при которой, напротив, старые схемы модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.Это касается всех видов человеческой деятельности, и особенно усвоения понятий: благодаря ассимиляции эти понятия обогащаются, а благодаря аккомодации увеличивается их число. Символическая деятельность (по Пиаже) [21] преобладает на стадии конкретных операций, соответствующей возрасту от 2 до 11 лет. На протяжении этой стадии символическое мышление развивается с помощью жестов, понятий и языка. Слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризуются. Так развивается постепенно мышление. Сначала его мышление носит субъективный характер: оно сосредоточенно на том, что ребенок знает и созерцает, а не на том, чем в действительности это является (эгоцентричное мышление). Но ребенок думает, манипулирует предметами и в конечном счете сравнивает их, классифицирует, обобщает. Так ребенок постепенно научается смотреть на вещи с разных точек зрения и мышление становится все более объективным..У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности. Стремление познавать мир вызывает у ребенка много вопросов. Любознательность подталкивает его к рассуждениям. Наличие вопроса свидетельствует о том, что ребенок в данный момент мыслит. В результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять, он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоенных знаний. Вопросы возникают и при несоответствии сложившихся представлений.Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта, а это значит, что ребенок логически думает, рассуждает. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно расширяется на протяжении дошкольного возраста. Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью [19].Дошкольник решает задачи уже иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные предположения. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого. Ребенок рассуждает вслух. Он сопоставляет и обобщает, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая - отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, тогда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая - несформированность способов умственной деятельности. Третья - недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям. Поэтому его рассуждения, хотя и противоречивы и нередко поверхностны, в то же время оригинальны. Для них характерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда умозаключение делается путем движения рассуждения от частного к частному, минуя общее [20].Особенности детских рассуждений - не только «недостаток», но и достоинство мышления малыша. Ведь именно они помогают дошкольнику справиться с избытком информации при недостатке знаний, объединить разнообразные и непонятные явления в единое целое, что дает ребенку возможность понять окружающий мир. В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит тенденция не к выделению единичных фактов, броских признаков, а к установлению связей между явлениями. Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, от наблюдений. Поэтому приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и в то же время условием развития мышления [16]. Постепенно речь включается в процесс решения задач, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В речи выражается результат решения задачи. Ребенок осознает и словесно обозначает способы выполнения своих действий. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, которая не оторвана от практического действия. Накопленный опыт в процессе множества попыток решить задачу позволяет дошкольнику заранее составить план решения в уме, за которым следует выполнение задачи в наглядно-действенном плане. Только действуя и видя эти действия своими глазами, ребенок сможет это выразить словами, при этом уже отложив все виденные операции в памяти. Так меняется роль речи в этом процессе. Речь начинает опережать действие.Логическое мышление ребенка старшего дошкольного возраста традиционно отождествляется с речевым, словесным. Логика ребенка и все формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеют образное начало. Логическое мышление – это мышление с помощью рассуждений. Рассуждать – это, значит, связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед человеком вопрос. Рассуждения составляют главное содержание мышления. В процессе рассуждения используется понятие о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Результаты любых мыслительных действий – получение нового знания, в логическом мышлении – новых понятий. В дошкольном возрасте мыслительные операции интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез [9]. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. На каждом возрастном этапе предыдущего развития логического мышления создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу [8]. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Постепенно старший дошкольник усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой [2 ] . Итак, логическое мышление в дошкольном возрасте, как проявление интеллектуального развития, по сути, высшая стадия развития детского мышления и требует высокой активной умственной деятельности, знаний существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. 1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возрастаСвязная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением.Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений:1) понимать тему;2) собирать материал к высказыванию;3) систематизировать материал;4) совершенствовать высказывание;5) строить высказывание в определенной композиционной форме;6) выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Развитие речи ребенка зависит от ряда причин и факторов, но, в первую очередь, формирующее влияние на речь оказывает социальное окружение, эмоционально благоприятная среда, обеспечивающая ребенку возможности коммуникации в широком смысле слова. Возросшая на пятом году жизни умственная активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи. В общении со взрослыми и друг с другом дети показывают своё умение выражать понятно суждение, мысли. Свои действия ребенок также учится сопровождать речью. У детей высока потребность объяснять друг другу то, что они видят, знают. В таких ситуациях дети произносят много сложных предложений, которых не услышишь на занятиях в детском саду [11]. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. В старшем дошкольном возрасте при характеристике предметов дети наряду с обозначением размера и цвета начинают характеризовать предметы и действия разнообразными определениями. Приобретают большую образность сложные определения. На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, наречий и прилагательных. Это благоприятствует разнообразию простых предложений и превращению их в сложные. Важной составной частью развитой связной речи является развитие образной речи. Как известно, развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством А.В. Запорожца[13], Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова [35] и других. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи. Особенностями овладения детьми старшего дошкольного возраста языком и речью в самых различных аспектах являются: связь языка и мышления, связь языка и объективной действительности, семантика языковых единиц и характер их обусловленности - являлись предметом изучения многих исследователей. При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом. Особенности формирования связной речи изучались Л.С. Выготским[25], С.Л. Рубинштейном [25], А.М. Леушиной [15], Ф.А. Сохиным [30] и другими специалистами в области психологии и методики развития речи [26].Исследователями была выявлена роль формирования сложных синтаксических конструкций в умении строить монологическое высказывание, а обученность старших дошкольников элементам словообразовательного анализа рассмотрено как условие точного выражения мысли в связной речи. Одним из важнейшимх условий развитой связной речи является и осознание ребенком слова как основной единице языка и словесному составу предложения [28]. Широкая ориентировка ребенка в языковых явлениях, приобретение опыта творческого применения словообразовательных умений, работа над семантикой слова, его звуковым оформлением - оказывают особое влияние на формирование элементарного осознания явлений языка и речи [30].На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательной работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.Однако путь усвоения ребёнком грамматики в дошкольном возрасте весьма своеобразен и существенно отличается от того, по которому идёт школьное обучение. Дошкольник не заучивает грамматических правил. Он овладевает всем этим на практике, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх и, занятиях. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка. Физиологической основой чувства языка является динамический стереотип, складывающийся на уровне второй сигнальной системы под влиянием опыта речевого общения с окружающими. Такой стереотип представляет собою систему обобщённых временных связей между словесными раздражителями, соответствующих грамматическим особенностям языка. Когда ребёнок наблюдает сходные явления языка, например, однотипное согласование глаголов и прилагательных с родом существительного, в его мозгу происходит генерализация, обобщение соответствующих нервных связей [1]. В результате он начинает изменять и согласовывать новые слова по аналогии с тем, как он это делал со старыми, уже известными ему словами. Практические речевые обобщения помогают ребёнку правильно говорить. В процессе развития речи ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов, как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов или явлений. Итак, овладение значением слова является сложной задачей для дошкольника, обладающего ещё ограниченными знаниями и недостаточным умением обобщать. Речь ребёнка приобретает различный характер на разных этапах дошкольного детства. Под влиянием правильно организованной воспитательной работы, повседневного общения с взрослыми, игр и специальных занятий дети переходят к более совершенным формам построения речи и овладевают правильным звукопроизношением.2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Методы исследованияДля организации и проведения настоящего исследования были использованы следующие методы:
  • Метод анализа научной и методической литературы.
  • Методы психологической диагностики.
  • Методы математической статистики.
  • Метод анализа научной и методической литературы позволил выяснить насколько должна быть развита связная речь и логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста. Изучены факторы и обстоятельства успешного развития речи и мышления у детей старшего дошкольного возраста Методы психологической диагностики включали в себя проведение следующих методик: методика диагностики связной речи детей дошкольного возраста, авторами которых являются Ушакова О.С. и Струнина Е.М, для исследования словесно-логического мышления использовались методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой.Методики разных авторов имеют схожую структуру, которая включает в себя: пересказ текста и составление рассказа. Если у дошкольников развито умение логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, то это говорит, как о высоком речевом уровне, так и об уровне логического мышления. Понимание особенностей каждого типа высказывания и умение передать их характерные особенности, соблюдая структуру (начало, середина, конец) текста и используя разнообразные средства связи для соединения структурных частей, можно рассматривать как высокий уровень развития связной речи. Владение повествованием считается достаточным, если ребенок не нарушает последовательность изложения событий, четко представляет все структурные части повествования. Важным является умение начинать высказывание, используя разные способы организации зачинов. А если дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов (реалистические рассказы, сказочные истории), можно говорить о высоком уровне развития их творчества в целом.Методика диагностики связной речи детей дошкольного возраста, авторами которых являются Ушакова О.С. и Струнина Е.М предназначена для выявления особенностей речевого развития детей. Для оценки выполнения заданий используется уровневая система.Исследование связной речи детей дошкольного возраста состоит из серии заданий. 1. Задание. Предлагается ребенку описать к примеру, игрушку (по картинке).1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (3 балла)2) Ребенок рассказывает, опуская начало (или конец) (2 балла).3) Ребенок перечисляет только отдельные качества (1 балл).2. Задание. Предлагается серия картинок (3-4), объединенных сюжетом Предлагается ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет рассказ (3 балла).2) Рассказывает с помощью взрослого (2 балла).3) Перечисляет нарисованное на картинках (1 балл).3. Задание. Пересказ прослушанного текста.1) ребенок воспроизводит все основные смысловые части (3 балла)2) смысловые части воспроизведены с незначительными сокращениями (2 балла)3) пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации (1балл). Развитие связной речи оценивается, помимо общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания. 1. Содержательность. Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков - 1 балл. 2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл. 3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях - 3 балла; использование только простых предложений - 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл. 4. Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл. 5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл. 6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение - 1 балл.В каждом из трёх заданий суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и представлялись в процентном выражении.Анализ полученных результатов исследования.8-10 (баллов) - высокий уровень6-8 (баллов) - средний уровень3-6 (баллов) - низкий уровень После анализа полученных результатов выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной речи у этих детей - высокий, средний и низкий. Для исследования словесно-логического мышления старших дошкольников использовались методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой. В диагностику входили методики: 1) методика «Нелепицы» - для определения уровня сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. 2)методика «Времена года» - для определения уровня сформированности синтеза, как операции логического мышления. 3)методика «Найди отличия» - для определения уровня сформированности сравнения, как операции логического мышления. 4)методика «Что здесь лишнее?» - для определения уровня сформированности обобщения, как операции логического мышления. 5)методика «Раздели на группы» - для определения уровня сформированности операции синтеза и обобщения. Выполнение детьми каждого из предложенных методик оценивалось так: 8 баллов и выше - высокий уровень от 6-8баллов - средний уровень от 0 до 6 - низкий уровень Для обработки полученных данных были использованы методы математической статистики. КАКИЕ??? Конец формыНачало формыКонец формы2.2 Организация исследованийИсследование проводилось с 20 августа по 15 сентября 2020года. В исследовании принимали участие дети БДОУ МО Динской район «Детский сад №26». Детский сад работает по программе «От рождения до школы». Возраст испытуемых от 5 с половиной лет до 6 лет и пяти месяцев. В исследовании участвовало 20 детей. Среди испытуемых были и девочки и мальчики. При проведении диагностики соблюдались все условия обследования. На момент обследования испытуемые были здоровы и эмоционально настроены на беседу. Вопросы формулировались коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовали возрасту ребенка. Материал соответствовал возрасту и подбирался заранее. Используемая наглядность при обучении на занятиях не присутствовала при обследовании речи ребенка. На первом этапе проводилась диагностика связной речи. На начальном этапе исследования провелась оценка особенностей личностного развития в этом возрасте каждого ребенка. Эти особенности учитывались, как при проведении диагностики, так и при интерпретации получаемых результатов. Все диагностические задания, разработанные для дошкольников предъявлялись индивидуально. Беседа с каждым ребенком не превышала 10 минут. На втором этапе провелась диагностика словесно-логического мышления у детей этой же группы. Содержание заданий, входящих в состав методик, соответствовало по содержанию и объему, сформированным у детей знаниям, умениям и навыкам. Требуемые от испытуемых действия соответствовали выявляемому уровню усвоения. В каждой методике содержалась только одна задача, соответствующая определенному уровню усвоения. При оценке результатов обследования словесно-логических форм мышления ребенка учитывалось состояния всех структурных компонентов его мыслительной деятельности, а также позитивных и негативных условий ее изменения.На третьем этапе методами математической статистики определялось наличие корреляции между двумя результатами исследования: словесно-логического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста. Выявилось наличие положительной или отрицательной связи.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ3.1 Особенности развития связной речи у детей подготовительной к школе группеПроводя качественный анализ полученных результатов по изучению уровня развития связной речи у детей, нами было выявлено, что высокий уровень сформированности связной речи в ходе исследования имели восемь детей. Эти дети умели самостоятельно составлять рассказ по алгоритму. Безошибочно воспроизводили рассказ по образцу. Имели интонационное и плавное произношение. Они употребляют в своей речи синонимы и антонимы. С интересом принимали участие в заданиях, всегда выполняли их самостоятельно, действуя по практическому примеру, а иногда и по зрительному образцу. При этом им интересен был результат своей деятельности. Дети проявляли готовность к решению заданий, были сосредоточены, внешне подтянуты и собраны. Детям данного уровня свойственно умение контролировать свои действия и эмоции. Средний уровень сформированности связной речи показали также восемь детей. Эти ребята понимали задания и их условия, проявляли стремление к их выполнению. Но чаще всего, самостоятельно они не могли найти логичный способ выполнения задания и часто просили о помощи взрослого. Многие после наглядного образца выполнения задания педагогом самостоятельно выполнили задание, и проявили интерес к результату своей деятельности. В речи присутствовали небольшие ошибки. При произношении предложений у детей были паузы, заминки. Отмечались отдельные смысловые несоответствия. Низкий уровень сформированности связной речи показали четверо детей. Это дети, которые при выполнении диагностических заданий не понимали цели задания. Такие дети могли выполнять задание только с помощью подсказки и не могли выполнить задание до конца. В своей речи дошкольники употребляли обрывки фраз. Они не могли составить предложение, перечисляли то, что изображено на картинках. Выразительность и интонация в изложении отсутствовала.В результате исследования связной речи по методике Ушаковой О.С. и Струниной Е.М. были получены следующие результаты представленные в таблице 1. БЕЗ ОТСТУПАТаблица 1 – Особенности формирования связной речи у старших дошкольников ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО %В результате подсчета заработанных баллов по проведенной методике вычислено среднее значение по группе уровня развития связной речи. Значение представлено в таблице 2. Таблица 2 – Среднее значение уровня развития связной речи у детей в подготовительной к школе группеТАБЛИЦА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗ 1 СТРОКИ, ДОБАВИТЬ ШАПКУ,Итоги проведенной методики говорят о том, что не все дети могут ясно и четко выражать свои мысли, пересказывать увиденное и услышанное. Больше половины испытуемых имеют достаточно развитую связную речь. Они умеют рассказывать о различных событиях своей жизни, пересказывают прочитанное взрослым, составляют рассказы, имеют достаточно большой словарный запас. 3.2 Особенности развития словесно-логического мышления детей подготовительной к школе группы В результате исследования мышления старших дошкольников по методике Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и теста «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой. для определения уровня сформированности словесно - логического мышления получены следующие результаты: Высокий уровень сформированности словесно-логического мышления имеют шесть детей, где за отведенное время (3мин) дети заметили все 7 нелепиц и успели объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле. За отведенное время дошкольники правильно назвали и связали все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков. За 3 мин нашли 12-15 отличий, назвали и показали. Дети решили поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснили, почему он и являются лишним. Дошкольники выделили все группы фигур за время до2,5 мин. Средний уровень имеют восемь детей. Дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успели объяснить и сказать как должно быть на самом деле. Испытуемые правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 1-5 признаков, подтверждающих их мнение. За отведенное время нашли 8-10 отличий. Дети справились с задачей от 1,5 до 2,5 мин . Выделили 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин.Низкий уровень развития мышления имеют шесть детей. За отведенное время дети успели обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной. Дошкольники правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и назвали только один признак. За отведенное время нашли меньше, чем 5 отличий. Дети решили задачу за время более 3 мин, или вовсе не справились. За время 3 мин выделили меньше чем 5 групп фигур. Результаты особенностей формирования словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 3. Таблица 3 – Особенности формирования уровней развития словесно-логического мышления у старших дошкольниковТолько проценты Из таблицы 3 результатов исследования видно, что высокий уровень развития словесно-логического мышления имеют шесть детей, что составляет 30% от общего количества испытуемых, средний уровень развития словесно-логического мышления восемь детей - 40% , низкий уровень – 30%. В результате подсчета баллов по проведенным методикам вычислено среднее значение по группе уровня развития словесно-логического мышления. Значение представлено в таблице 4 .Таблица 4 – Средние значения уровня развития словесно-логического мышления детей в подготовительной к школе группе Примечание. Методика 1 - .., методика 2 - ....Таким образом, анализируя данные исследования можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста мышление развито по-разному. В основном преобладает средний уровень словесно-логического мышления. Не все у всех детей сформированы мыслительные операции: обобщение, сравнение, синтез и анализ. Анализируя полученные результаты, можно сказать, что словесно-логическое мышление у половины детей подготовительной к школе группы только начинает формироваться. 3.3 Особенности взаимосвязи словесно-логического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста Результаты исследования для сравнения уровня выраженности развития связной речи и словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процентном отношении представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Уровни выраженности развития связной речи и словесно-логического мышления у детей подготовительной к школе группыВ познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление — это умение оперировать словами и понимание логики рассуждений [21]. Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений. Диагностика детей показала, что почти половина детей владеют достаточно хорошо связной речью, хорошо оперируют понятиями, умеют высказывать свою мысль, умеют классифицировать предметы, обобщать. У детей, с которыми дополнительно занимаются родители, где доверительная эмоционально положительная среда в семье развитая связная речь и начинает формироваться словесно-логическое мышление. Также было замечено: словесно-логическое мышление на высоком и среднем уровне имеют дети, которым дома предоставляют большую свободу действий, где они в доступной форме манипулируют предметами, изучают их свойства и предназначения. Дети обладают практическим опытом во взаимодействии с окружающей действительностью. У этих дошкольников развито творческое воображение, конструкторские способности, развита речь. Итак, найденные средние значение изучаемых в исследовании психологических качеств занесем в таблицу 5. Таблица 5 – Средние значения уровней развития связной речи и словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста Такого быть не может, это вообще уберитеСравнение средних по разным методикам в однгй группе -недопустимоИсходя из данных показателей, можно утверждать, что показатели уровня развития связной речи и уровня развития словесно-логического мышления у дошкольников связаны положительной корреляционной зависимостью — иначе говоря, чем выше уровень развития связной речи, тем лучше показатель уровня развития словесно-логического мышления.При проведении статистических расчетов выявлена положительная взаимозависимость развития словесно-логического мышления старших дошкольников от развитой связной речи (Рисунок 2). Линия связи по центруС какой именно методикой мышления связь?*??? у вас же 5 методик Слово уровень не пишем Рисунок 2 - Корреляционная связь между уровнем развития связной речи и словесно-логическим мышлением у детей старшего дошкольного возрастаПримечание - ______________прямая связьТаким образом, уровень развития связной речи у старших дошкольников выступает позитивным фактором для развития мышления у дошкольников. Наличие положительной корреляции двух переменных дает возможность подтвердить гипотезу о том, у детей с высоким уровнем развития связной речи также высокий уровень развития словесно-логического мышления. И наоборот, дети с низким уровнем развития связной речи имеют низкий уровень развития словесно-логического мышления. ВЫВОДЫ=задачам1. Вопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления занимались многие исследователи. Особенно неоценимыми для практической коррекционной работы вообще и для работы по формированию связной речи и мышления у молодежи являются мысли Л.С. Выготского в его работе "Мышление и речь" [5]. Многие исследователи пришли к выводу, что речь и мышление тесно связаны между собой. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или, проговаривая про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Исследователи выявили тот факт, что мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [6]. 2. Таким образом, на основе изученной литературы, можно сделать вывод, в дошкольном возрасте идет активное развитие речи и мышления. Эти два процесса неразрывно связаны между собой. Развитая связная речь ребенка позволяет ему ясно выражать свои мысли при общении со взрослыми и сверстниками. На основе сформированных дошкольником понятий, богатого словарного запаса развивается процессы мышления. В старшем дошкольном возрасте у многих детей уже начинает формироваться словесно-логическое мышление.3. У детей старшего дошкольного возраста в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Они умеют контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. У некоторых дошкольников вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. В старшем дошкольном возрасте дети активно участвуют в беседе, достаточно полно и точно отвечают на вопросы, дополняют и поправляют ответы других.4. В старшем дошкольном возрасте очень редко встречаются дети с высоким уровнем развития логического мышления, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и объяснять свое решение. В основном дети со средним уровнем развития словесно-логического мышления. Средний уровень – это дети, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, но допускают ошибки или затрудняются объяснить свой ответ. 5. В дошкольном возрасте ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным; освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений. Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы, используя все свои речевые ресурсы. Ребенок с хорошо развитой связной речью умеет в достаточно ясной форме выразить свою мысль, задать вопрос, объяснить значение слов, действий, результатов. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.ЗАКЛЮЧЕНИЕВысокий уровень развития научно-технического прогресса представляет ребенку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень развития интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время обществу предъявляются высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию и иметь высокий уровень коммуникативных способностей. Следовательно, чтобы вырастить творческую и коммуникативную личность, необходимо заложить в неё совершенные мыслительные способности, что будет являться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры и всеобщей глобализации. Как утверждают А.В.Запорожец [23], Н.Н.Поддъяков [12], эти задачи должны решаться уже начиная с периода дошкольного детства. С одной стороны, именно здесь происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей – начальных форм абстракции, обобщения, умозаключения. В процессе общения со взрослыми и ровесниками формируется у детей связная речь. С другой стороны, в этот период ребенок обладает большой потребностью в экспериментировании, направленной на усвоение информационной культуры общества, занимая при этом активную позицию. В целом, проблема развития логического мышления в период дошкольного детства являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего.Зарубежный психолог Ж. Пиаже [22] считают, что большую роль в становлении психики играет наследственность, генетически заложенные задатки. Иную позицию в этом отношении занимают представители отечественной психологической школы, уделяющих главную роль в развитии всех психических процессов, в том числе и мышления, социальным факторам.Положив в основу обозначенной проблемы принцип единства сознания и деятельности, многие исследователи доказали, что логические приемы формируются прижизненно, выступают как процесс усвоения социального опыта. Положение о решающем значении обучения в становлении психики ребенка выдвинули психологии Н.Н. Поддъяков[24]., А.Н. Леонтьев[15].Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи ребенка. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2011. 356 с.
  • Безруких М.М. Чему и как учить до школы? // Дошкольное воспитание. 2002. №3. С. 62-65.
  • Белошистая, А. Развитие логического мышления у дошкольников
  • как методическая проблема (теория и технология) /А. Белошистая //Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 21-29; № 2. С. 27-39.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6 т.М., 2015. Т.2. 432с.
  • Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"// Гербова В.В., ГризикТ.И., Доронова Т.Н. М.: Просвещение, 2016. 191с.
  • Генинг Г. М., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи.— Чебоксары, 2019. 165с.
  • Годфруа Ж.Что такое психология: В 2-хт. Изд.3-е. Т.1: Пер. с франц. М.: Мир, 2017. С. 205-366.
  • Глухов В.П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ,2004.168с.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: 2015. 86 с.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2016. 347с.
  • Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М.: Изд-во МПСИ, 2014. 163 с.
  • Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 2015. 235с.
  • Запорожец А. В. Психология. М., Учпедгиз, 2018. 376 с.
  • Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие. - 2-е изд. М.: Изд-во МПСИ, 2018. 436 с.
  • Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. 2017. Т. 30. 267 с.
  • Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
  • Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2016. 439с
  • Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Academia, 2019. 652с.
  • Мухина В.С. Детская психология. М., 2019. 564
  • Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. СПб.: Питер, 2013. 439с.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Academia, 2016. 539 с.
  • Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии в 30 – 60-е годы XX в. Тексты. / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М., 2016. 428с.
  • Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 2017. 432с.
  • Райгородский Д.Я. Ребенок. От рождения до подросткового возраста. Самара: Издательский Дом Бахрах. М, 2017. 736 с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2016. 652с.
  • Сборник статей / Отв. ред. Т.Н. Ушакова и Н.В. Уфимцева. М.: ПЕР СЭ. 2019. 276с.
  • Слепцова, И. Оценка качества дошкольного образования в
  • условиях вариативности /И. Слепцова //Дошкольное воспитание. 2018.№ 1. С. 13-20. 29. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. М.: Школа-Пресс, 2017. 319с.30. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2014. С. 202–206.31.Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. 592с.32.Суси, И. Л. Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников / И. Л. Суси, О. Л. Фиски // Логопед. 2012. No 7. С. 39–48.33.Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: 2011. С.273-278.34.Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. док. пед. наук. М., 2016. 435с.35. Филипп Райс, Ким Долджин. Психология подросткового возраста / Под ред.Е.И.Николаевой.12-е изд. СПб.: 2014. 812 с.36. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2019. 362с.37.Чирков В.И., Разумовская О.Л., Соколова И.В., Матвеева С.А., (авторы адаптации). Тесты диагностики умственного развития ребенка 5-7 лет. Второе издание. Ярославль. НПЦ "Психодиагностика", 2019.286с.ПРИЛОЖЕНИЕ А1. Задание Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах; (3 балла)2) рассказывает, опуская начало (или конец); (2 балла)3) перечисляет отдельные качества. (1 балл)2. Задание. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет рассказ; (3 балла)2) рассказывает с помощью взрослого; (2 балла)3) перечисляет нарисованное на картинках. (1 балл)3. Задание. Пересказ прослушанного текста.1) Ребенок воспроизводит все основные смысловые звенья; (3 балла)2) смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; (2 балла)3) пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней посторонней информации. (1 балл)Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Показатели: 1. Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков - 1 балл.2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл.3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях - 3 балла; использование только простых предложений - 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл.4. Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение - 1 балл.В каждом из трёх заданий суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и представлялись в процентном выражении.Анализ полученных результатов исследования по каждому заданию.8 - 10 (баллов) - высокий уровень6 - 8 (баллов) - средний уровень1-6 - (баллов) - низкий уровень. ПРИЛОЖЕНИЕ БМетодика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.Содержание:Методика «НЕЛЕПИЦЫ»Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»Методика «НЕЛЕПИЦЫ»Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.Проведение методики:Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.Проведение методики:Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их. Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.Проведение методики:В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним.Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось так: пять заданий, где на правильный ответ давалось 8--10 баллов, на ответ с незначительными ошибками и поправками 5-7 балла, на неправильные ответы -5-7 балл.Итоговое количество баллов за пять заданий40-50 -высокий уровеньОт 35-39 — средний уровеньОт 35 и ниже — низкий уровень.