Публикации "Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"
Автор: Михайлова Валентина Александровна

Михайлова Валентина Александровна, учитель английского языка высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе Муниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №7 города Коряжмы»«Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе к инновационному образованию в современной школе. Важность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. Методы проектно-исследовательской деятельности определены в стандартах как одно из условий реализации образовательных программ и включены в содержание курсов различных предметов и внеурочной деятельности.Качественное образование учащихся возможно, если учебная деятельность строится на проектно-исследовательском и коммуникативном методах обучения. Проектный метод повышает качество обучения, активизирует учение, потому что этот метод:личностно ориентирован;использует различные дидактические подходы (личностный, деятельностный, коллективистский, оптимизационный, технологический, творческий, инновационный);самомотивирует, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;поддерживает педагогические цели на всех уровнях;позволяет учиться на собственном опыте;приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.Проектная методика является исследовательским методом, особенно в старших классах (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни людей), а также игровым методом (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры). Овладевая культурой проектирования, школьник учится творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения дети учатся самостоятельно приобретать знания.С переходом к активному внедрению ФГОС общего образования ключевыми словами стали системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, педагогические технологии, учебный проект. Проектная технология активизирует учение. Я использую проектную деятельность как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности. Мой опыт работы по использованию проектной технологии был представлен на областном конкурсе модулей к программам повышения квалификации педагогов. В рамках работы ресурсного центра мною был проведен модуль «Использование технологии проектов в учебной деятельности (на уроках английского языка». В программу модуля были включены лекционные и практические занятия (открытые уроки и мастер-классы).Многие педагоги скептически относятся к проектной деятельности на уроках, объясняя это тем, что на проектную деятельность уходит много времени, не все обучающиеся добросовестно выполняют задания, ответственность за результат ложится, в основном, на плечи учителя и сильных учеников. Конечно, это мнение имеет право на существование. Но сегодня проектный метод в преподавании школьных предметов — требование времени, интерактивный метод обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении. Поэтому, составляя календарно-тематическое планирование, я всегда отвожу время для работы над проектами. Большинство проектов краткосрочные, но их выполнение позволяет обучающимся представить свой взгляд, свою точку зрения на различные проблемы, актуализируя знания и умения по теме (в том числе и из других предметов).Еще до внедрения новых стандартов мои ученики с удовольствием создавали проекты по различной тематике: “Literary map of Your Region”, “Jobs Around Us”, “A—Z of My Country”, “Fashion Show”, “Eco Problems of My Town”, “Wonders of My Region”, “Subcultures”, “What would you like to invent?” Работа над проектами оживляет учебный процесс, позволяет взглянуть на жизнь родного города, друзей, существующие проблемы с разных сторон. Уроки становятся интереснее, живее и продуктивнее.Проектная деятельность играет важную роль в формировании универсальных учебных действий:- регулятивных: определение целей деятельности, составление плана действий, анализ результатов и сравнение их с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации);-познавательных: возможность предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;- коммуникативных: умение организовывать взаимодействие в группе (рас-пределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.Значительная часть проектов выполняется индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Она дает ребятам возможность проявить различные таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски. Таким образом, работая над проектом и представляя его результаты, школьники учатся лучше понимать устную речь на иностранном языке, сообщать собеседнику важную информацию, задавать вопросы и отвечать на них, выражать различные мнения. Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, различным по своей форме: изделия (поделка, конструкция, книга, макет, план-карта, каталог, мультфильм, открытка, песня, страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, созданием газеты , написанием письма зарубежному сверстнику, видеофильм и т.д.); мероприятия (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, выставки, соревнования , участие в благоустройстве двора); решённая проблема; исследования (самостоятельно полученные новые знания).Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детейВо время реализации модуля я провела для коллег открытые уроки в 5 и 10 классах по теме «Школа». Это были уроки комплексного применения знаний, они позволили показать уровень владения языковым материалом при изучении одной темы на разных ступенях обучения, работу над формированием УУД.Пятиклассники сравнивали расписание уроков, анализировали школьное меню, искали новую информацию в тексте, работая в группах и парах, рассказывали о своих любимых школьных предметах. Результатом работы на уроке стал издательский проект – стенгазета «Our School». Учащиеся 10 класса представили результат работы над проектом “Start Anew”, который готовили в течение четверти. Они привели результаты опроса одноклассников о тревогах и ожиданиях в новом учебном году, изучили тенденции школьной моды в разных странах и предложили разработки своих моделей, сравнили современную школу со школами своих родителей, дедушек и бабушек. Не остались без внимания интересы и увлечения сегодняшних старшеклассников. Сюрпризом урока стало аудио-видеописьмо от одноклассников, которые были в это время на выездных соревнованиях и конкурсах.Нашу совместную с обучающимися работу на проектами высоко оценили мои коллеги – учителя английского языка школ города и научные руководители ресурсного центра. Итогом работы по теме модуля стало создание мини–проектов педагогами и их защита.Особая ценность метода проектов заключается в его применении в воспитании. Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать воспитание российской гражданской идентичности, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к само-развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Проект – это один из методов формирования устойчивых духовно-ценностных свойств личности ребёнка, способ овладения этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами и ценностями.Работа над проектами проводится не только через предметные области, но и во внеурочной деятельности. С 2014 года по 2020 год наша школа являлась участником всероссийского проекта «Школа, где процветает грамотность». В рамках всероссийского проекта в школе реализовывался долгосрочный проект «УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ», цель которого - через формирование читательской компетенции прийти к формированию успешной личности. Задачи проекта: создание в образовательном учреждении условий для развития читательской культуры школьников; приобщение детей, подростков и молодежи к чтению за счет формирования нового имиджа чтения; создание основы успешности процесса обучения в школе; создание большей возможности для самореализации и активного взаимодействия обучающихся с окружающим миром. Проект осуществлялся при тесном сотрудничестве с городской детской библиотекой.Началом реализации проекта было проведение проектной недели чтения «Ново-годнее путешествие в сказку С.Я.Маршака, в течение которой проведены конкурс рисунков к сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; викторина по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; сказочный кроссворд (по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»); сочинение на тему «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; творческая работа (различные техники исполнения); КТД «Корзина подснежников». Заключительным мероприятием первого этапа стал спектакль театральной студии «Волшебный мир театра» «Двенадцать месяцев» под руководством педагога-организатора Н.В.Меньшиковой. Было дано 6 спектаклей для обучающихся школы, воспитанников ДОУ №12 «Голубок», Детского дома-школы.В следующие годы реализации проекта проведено много различных мероприятий: конкурс «Книжное дерево класса»; конкурс «Реклама любимой книги класса»; фестиваль «Книга на сцене»; викторина по сказке Ш. Перро "Золушка" для обучающихся 1 классов; конкурс "Литературный калейдоскоп" для обучающихся 2 - 4 классов; конкурс "Подарок любимому (понравившемуся) герою" для обучающихся 2 - 8 классов; конкурс чтецов для обучающихся 5 - 8 классов; поставлен спектакль «Золушка»; «Своя игра» в 5-8 классах по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»; интеллектуальная игра в 2-4 классах по рассказам М.Пришвина; викторина «Малые жанры фольклора» для 8-9 классов; игра «Владимир Иванович Даль и его словарь», 5-6 кл.В прошлом учебном году в школе проведён педсовет «Проектная деятельность как одно из средств реализации требований ФГОС», который показал, что данная технология широко используется педагогами школы при изучении различных предметов и во внеурочной деятельности. Она позволяет обучающимся получить новые и применить уже имеющиеся у них знания, представить результаты их работы. В заключение хочу сказать, что одной из задач моей работы по-прежнему остается применение метода проектов, способствующего формированию УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность позволяет творчески применить учебный материал, организовать активную коммуникативную деятельность детей, стимулировать их самостоятельную работу, тем самым обеспечивая формирование коммуникативной компетенции на всех этапах обучения и воспитания.