Публикации "Методическая копилка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка"
Автор: Комлева Юлия Павловна

Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, любовь и ненависть, надежда и разочарование, гнев и веселье, другими словами не испытал бы того, что называют эмоциями.
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции находятся на страже удовлетворения основных потребностей организма. Если потребность, по каким либо причинам не удовлетворяется, происходит нарастание эмоционального напряжения, которое очень часто способствует развитию невроза. Без эмоций человеку практически не возможно было бы существовать. Эмоции - очень важный компонент целенаправленной деятельности.
Согласно теории, разработанной академиком П.К.Анохиным, посредством эмоций оцениваются биологические потребности, необходимые для их удовлетворения.
Эмоциональные ощущения позволяют человеку быстро квалифицировать появившуюся потребность и сразу же выстроить схему соответствующей целенаправленной деятельности.
Потребности, как правило, субъективно не приятны. В качестве примера можно привести ощущение голода, жажды, холода. Природой все продуманно. Биологический смысл заключается в том, что если бы все живые существа только лишь наслаждались удовлетворением своих желаний, то они наверняка, просто вымерли бы. Эмоция потребности стимулирует все живое.
Значительное сходство можно обнаружить, если рассмотреть не биологические, а социальные акты человека.
Мы знаем, что успех, достигнутый при выполнении любой работы, субъективно приятен, доставляет радость, и, наоборот.
В том и другом случае эмоции являются мощными стимулами человеческой деятельности. Эмоциональное состояние, возникшее в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний у ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.
Особенно велико значение эмоций в первый год жизни ребёнка, когда общение со взрослыми осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств. Этот период называют довербальным. Именно в этот период у ребёнка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равным по силе, длительности, составу и высоте.
Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при общении ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близким ему взрослым (матерью).
Изоляция ребёнка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т.д.) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие.
Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребёнка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и, прежде всего потребности в любви, теплоте, ласке. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при воспитании детей с первых месяцев жизни в детских домах, в которых уделяется недостаточное внимание воспитательной работе.
Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние данного фактора сочетается хотя бы и с нерезко выраженной органической недостаточностью ЦНС или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде ОНР.
В психическом облике детей с ОНР первой группы отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости.
У детей второй группы ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы, которая сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.
Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность.
У детей с дизартрией преобладают отрицательные эмоции (хнычет, плачет), часто появляются страхи в раннем возрасте. В дошкольном возрасте они двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, к колебаниям настроения, часто проявляют непослушание, грубость, агрессию по отношению к другим детям и взрослым. Некоторые дизартрики склонны к реакциям истероидного типа.
Для детей с моторной алалией (третья группа ОНР) характерна крайне низкая речевая активность. При этом, чем выше интеллект ребёнка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов. Иногда подобная форма общения формируется у ребёнка как реакция негативизма на предъявление ему непосильных требований, например, когда родители или логопед начинают поправлять ребёнка, не понимают его искажённых по структуре слов или когда начинают ставить ему звуки.
У детей с диагнозом – заикание можно также наблюдать расстройства эмоционально-волевой сферы. Это может проявляться в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости.
Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определённые психологические особенности:
стеснительность, вплоть до робости;
замкнутость;
речебоязнь;
чувство угнетённости;
постоянные переживания за свою речь;
иногда, наоборот, расторможенность, показную разболтанность, резкость.
Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников
Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить своё отношение к ним, то есть ребёнок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству воспитателей и родителей вопросов: Что такое хорошо? Что такое плохо? Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребёнок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт.
Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников. Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.
Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью. Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил – это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.
Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной, Антоновой, Рояк и Иванковой на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, установленные между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные. Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др. Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками. Перед педагогом встает сложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и вместе с тем не тормозить процесс половой дифферентации, а только тонко корректировать. И один из путей продолжения разобщенности в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации – использование сюжетно-ролевых игр с ролями, которые учитывают интересы, как мальчиков, так и девочек.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод: Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.
Литература:
1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во Литут, 2004-320 с. (Серия Учимся играя)
2. Селивёрстов В,И. Заикание у детей. Пособие для логопедов.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1979-160с., ил.
3. Научно-методический журнал Дефектология №6-2003.
4. Немов Р.С. Психология: учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001-кн.1: Общии основы психологии. – 688с.
Консультация для воспитателей
Тема: Развитие социальных эмоций у детей, имеющих нарушения общения со сверстниками.
Подготовила воспитатель
Комлева Ю.П.
МБДОУ Детский сад №27