Публикации Фотография. Точка съемки.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фотография. Точка съемки.
Автор: Чуйкова Алтын Салиховна

Фотография. С какой точки снимать. Выбор точки съёмки – это наиважнейший момент в творчестве оператора. Начинающий оператор ставит камеру напротив объекта съёмки фронтально, когда видна одна сторона дома, а боков не видно. Чаще всего именно так снимают архитектуру или группы отдыхающих на курорте людей. Кадр получается плоский, однообразный, в нём нет глубины и объёма. Такую точку называют «лобовой», фронтальной или центральной. Начните постепенно смещаться вместе с камерой в сторону. Становится видна боковая сторона здания, появляется объём, возникает пространство, глубина. Это боковая точка. При съёмке здания с угла фасад будет постепенно уменьшаться, и зритель сможет оценить реальные размеры здания по сравнению с другими объектами, находящимися в кадре. Уходящие вдаль стены здания подчеркнут диагональную перспективу. Выбирая точку съёмки, вы разглядываете окружающий вас пейзаж. Вы мысленно определяете границы будущего кадра, ищете расположение предметов в кадре, соизмеряете масштабы передних, средних и дальних планов, определяете крупность человеческой фигуры в кадре. При съёмке на натуре простое смещение видеокамеры на один, два метра в сторону может значительно улучшить снимок или безнадёжно его испортить. Снимая человека, необходимо обойти его со всех сторон, посмотреть со множества точек. Снимая актёра несколькими камерами одновременно, вы обнаружите при просмотре материала на экране, что одна камера сильно искажает лицо, другая слегка «фальшивит», третья подчёркивает то, что нужно было бы скрыть. И только какая-то одна окажется в той точке, в том ракурсе, при котором актёр будет наиболее выразителен. Однажды на съёмке в театре. Среди нескольких молодых репортёров я снимал нашумевший тогда спектакль. Репортёры ходили по залу, выбирали точки съёмки, ближе – дальше от сцены, снимали с балконов, из оркестровой ямы, кто-то залез на люстру. С небольшим опозданием явился на съёмку известный фотограф со складной тяжёлой фотокамерой и старым деревянным штативом. Он сел в самое крайнее кресло, долго размышлял, тайком покуривая, высматривая будущую композицию. Посидев, он медленно подошёл к колонне, поставил громоздкий штатив и камеру, накрылся чёрной накидкой, «попыхтел», снял один кадр и ушёл. В газете напечатали мой снимок, выбранный из 36 кадров. У других репортёров было по два-три, отобранных из нескольких пленок. Единственная фотография старейшего мастера обошла все глянцевые журналы, демонстрировалась на фотовыставках в нашей стране и за рубежом. Старик-фотограф, снимая репортаж, не бегал сломя голову по залу, а мысленно сделал предварительные фотографии с разных точек, «обойдя» со всех сторон объект съёмки, он определил крупность, свет, цвет, тон, произвёл отбор, анализ и синтез, выиграл во времени и качестве. Известно, что женщины и мужчины-фотографы видят мир поразному. У женщины в каждом кадре запечатлён весь её мир, она мыслит одним мгновением. У мужчин каждый кадр находится в связи и последовательности с другими мирами, из частного они выводят общее, во всём присутствует логика. Но те и другие могут мысленно оценить объект съёмки в пространстве, мысленно выбрать лучшую точку, сделать предварительный анализ, принять решение о будущей композиции. Работа оператора над композицией кадра обычно начинается с определения крупности плана. Каким планом снимать данный объект: общим, средним, крупным? Как расположить предметы в кадре, что вынести на передний план, что расположить в глубине, какой выбрать фон? В каком ракурсе снимать? Сверху, снизу или с высоты своего роста? Какой выбрать объектив? Ведь объектив меняет характер оптического рисунка, меняет перспективу, глубину резкости, является важнейшим средством построения композиции. С какого расстояния лучше снимать? Съёмка издалека охватывает значительное пространство, показывая обстановку и место действия: пейзаж, стадион, завод, цех. Люди в таких кадрах очень мелкие, они попадают на фотографию во весь рост, как говорят « с ногами». В кино такие кадры называются общими планами. Теперь начнём приближаться, обратим внимание на группу людей, на интересную сцену. При укрупнении фигуры расположились ближе, люди видны в кадре по пояс. Такое изображение называется средним планом. Дальнейшее приближение видеокамеры приведёт к портретной съёмке. На экране можно рассмотреть вблизи лицо человека, мимику, глаза. Это – крупный план. Приблизим видеокамеру ближе, настолько, что в кадр попадут часы, кольцо, цепочка на шее. Мы обращаем внимание на отдельные части портрета, на деталь. Общий, средний, крупный план, деталь – это азбука кино, это прописные истины, это то, без чего съёмка любого хорошего или плохого видеофильма невозможна! Посмотрите любой документальный или игровой фильм и вы обнаружите, что каждая актёрская сцена или документальное событие снимается тремя планами. Сначала общий, затем средний, а в завершение крупный план. Это аксиома для оператора! Кинематографисты опытным путём не только определили, но и канонизировали это правило киносъёмки. Не менее важен вопрос, откуда снимать: сверху, снизу, с уровня глаз, на какой высоте держать камеру? Когда вы снимаете, стоя во весь рост, глядя в глазок видеокамеры, то видите привычное изображение. Это нормальная точка съёмки. Портретные и архитектурные видеосъёмки ведутся именно с нормальной точки съёмки, которая не даёт искажения формы лица и перспективы зданий. Нижние точки создают впечатление торжественности и монументальности. Вертикальные линии стремятся сойтись в верхней части кадра. Предметы и объекты проецируются на фоне неба, линия горизонта опускается и уходит вниз кадра. Предметы, расположенные близко от камеры, сильно преувеличиваются в размере. Придвинутые к объективу, они видятся снизу, будто глазами лягушки, поэтому нижние точки зовутся «лягушачьей» перспективой. Верхние точки открывают перед зрителем большие просторы, морские дали, бескрайние луга, широкие площади. Это взгляд орла, парящего над землёй. Как говорят живописцы – это «заоблачная точка смотрения». Кадры с верхней точки имеют «птичью» перспективу. С высоты все объекты кажутся приниженными, придавленными к земле. Во время съёмки возникает другой, не менее важный вопрос: «Чьими глазами смотрит камера?» Представьте себе съёмку в театре. Мы с видеокамерой на пьесе «Ромео и Джульетта». Как снимать актёров? С точки зрения зрителя? Это одно решение. А может быть, с точки зрения Ромео? Это другое композиционное решение. Да, мы можем снимать спектакль из зрительного зала, глазами человека, сидящего в партере. Такая съёмка создаёт эффект присутствия на спектакле. Зритель – участник театрального представления, он видит: декорации дворца на сцене, Джульетту на балконе, в саду под балконом – Ромео. Мы снимаем сцену общим, средним, крупным планом из зрительного зала, из партера. Однако спектакль можно снимать с других точек. Камеру можно переместить вместе с оператором на сцену, поставить на балкон и снимать происходящее действие с точки зрения Джульетты. Затем спуститься в сад, установить камеру под балконом, направить вверх и увидеть возлюбленную Ромео его глазами. Оператор, находясь на сцене, может направить камеру на зрительный зал. Камера увидит не только декорацию и актёров, но и до отказа заполненный зал. Теперь оператор поведает с экрана, что спектакль пользуется успехом у публики, свидетельства этому – аплодисменты, цветы, крики: «Браво!». Это авторская точка зрения, она показывает не только спектакль, но и его оценку, успех актёров, режиссёра, художника. Итак, мы узнали, что: 1. «Точка зрения» - это точка зрения зрителя. 2. Эпизод – это несколько точек зрения на объект. 3. Фильм – это разнообразие точек зрения на мир.