Публикации
Этапы формирования информационной культуры выпускника СПО
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этапы формирования информационной культуры выпускника СПО
Автор: Щевелёва Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этапы формирования информационной культуры выпускника СПО
Автор: Щевелёва Ольга Николаевна
УДК 004.5
О.Н. Щевелева
К.ф.м.н. доцент
ГБПОУ ВО ВГПГК
Этапы формирования информационной культуры выпускника
ГБПОУ ВО ВГПГК
Аннотация:
Обучение в системе СПО предъявляет новые требования к качеству и уровню подготовки, что в свою очередь определяет актуальность решения задачи по формированию базового уровня информационной культуры выпускников.
Ключевые слова:
профессиональное образование, базовый уровень информационной культуры, профессиональная деятельность
Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам представления данных являются серьезным стимулами развития рынка информационных и коммуникационных технологий. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей. В современном мире, когда тот, кто владеет информацией, тот владеет всем – не обойтись без базового уровня информационной культуры специалиста любого уровня. Обучение в системе профессионального образования предъявляет новые требования к качеству и уровню подготовки обучаемых, что в свою очередь определяет актуальность решения задачи по формированию базового уровня информационной культуры будущих специалистов. Молодой специалист должен уметь ориентироваться в разнообразии существующего программного обеспечения. При трудоустройстве работодатель отдает предпочтение тем, кто имеет теоретические знания и практические навыки в области функционирования и применения информационных технологий.
Развитие средств коммуникации, в частности сетевых технологий, обусловило развитие множества форм обучения. Это экстернат и различные виды дистанционного обучения. Активный информационный обмен стал сущностью всего процесса информатизации, приобрел глобальный характер и стал определяющим признаком уровня развития всего государства в мировом сообществе. Сегодня Россия включилась в общемировой процесс построения глобального образовательного пространства. Свидетельством этого является принятие Национальной доктрины образования Российской федерации. В рамках этой доктрины информационные технологии необходимо активно применять в системе образования, пересматривая при этом укоренившиеся методы преподавания.
Так каким же образом реально решается задача формирования базового уровня информационной культуры обучаемых сегодня? Компьютер нашел широкое применение в любой образовательной организации. С каждым годом растет число обучающих программ по самым разным предметам. Умение работать на компьютере с определенными программами при изучении других предметов дает возможность более глубоко, творчески и самостоятельно изучать эти предметы. Знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий сегодня приобретает такое же значение, как умение писать, читать и считать. Крупным недостатком современной системы образования является то, что ее содержание еще не нацелено на подготовку человека к жизни и деятельности в новых условиях формирования информационного общества. Причем речь идет не только о том, что необходимое количество специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества не готовится. Более важным является то, что сама система образования еще не ориентирована на формирование новой информационной и электронной культуры личности и общества, адекватной той новой информационной реальности, которая уже сегодня окружает каждого человека, изменяет весь его образ жизни, многие ценности, привычные стереотипы поведения. [2, С. 32-37]. Информационно-коммуникационная культура будущего специалиста становиться определяющим фактором его будущей профессиональной деятельности. При этом необходимо выделить основные этапы формирования этой культуры: базовый этап, на котором реализуется обучение основным предметам, профильный этап, на котором формируется представление о целях, задачах и методах информатики как науки и ее использование в различных областях деятельности. Учитывая состояние рынка труда и перспективы его развития, специалист, обладающий информационной культурой должен сочетать в себе следующие качества: способность к нововведениям (инновациям), умение искать, анализировать и обрабатывать информацию, приобретая новые знания, пользоваться современными сетевыми технологиями и современными техническими средствами.
Таким образом, вопрос о формировании у будущего специалиста определенного уровня информационной культуры становиться краеугольным и основным в процессе получения профессионального образования. Это путь универсализации профессиональных качеств, который способствует реальному пониманию своего места и роли как специалиста, дающий не только профессиональные знания и умения, но и социальные и этические нормы поведения в информационной среде. Однако этого мало. Необходимо обеспечить своевременную подготовку и переподготовку специалистов самого различного профиля (в первую очередь - педагогов) с целью их обучения эффективному использованию отечественных и зарубежных электронных ресурсов при помощи современных информационных и телекоммуникационных технологий. [1, с.39]
Список использованной литературы:
Селетков С.Н. Проблемы использования мировых информационных ресурсов //Теоретические проблемы информатики. - М.: КОС*ИНФ, 2009. - 222 с.;
Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования. //Открытое образование. - 2009. - № 3 (74). - С. 63-72;
О.Н. Щевелёва , 2020
О.Н. Щевелева
К.ф.м.н. доцент
ГБПОУ ВО ВГПГК
Этапы формирования информационной культуры выпускника
ГБПОУ ВО ВГПГК
Аннотация:
Обучение в системе СПО предъявляет новые требования к качеству и уровню подготовки, что в свою очередь определяет актуальность решения задачи по формированию базового уровня информационной культуры выпускников.
Ключевые слова:
профессиональное образование, базовый уровень информационной культуры, профессиональная деятельность
Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам представления данных являются серьезным стимулами развития рынка информационных и коммуникационных технологий. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей. В современном мире, когда тот, кто владеет информацией, тот владеет всем – не обойтись без базового уровня информационной культуры специалиста любого уровня. Обучение в системе профессионального образования предъявляет новые требования к качеству и уровню подготовки обучаемых, что в свою очередь определяет актуальность решения задачи по формированию базового уровня информационной культуры будущих специалистов. Молодой специалист должен уметь ориентироваться в разнообразии существующего программного обеспечения. При трудоустройстве работодатель отдает предпочтение тем, кто имеет теоретические знания и практические навыки в области функционирования и применения информационных технологий.
Развитие средств коммуникации, в частности сетевых технологий, обусловило развитие множества форм обучения. Это экстернат и различные виды дистанционного обучения. Активный информационный обмен стал сущностью всего процесса информатизации, приобрел глобальный характер и стал определяющим признаком уровня развития всего государства в мировом сообществе. Сегодня Россия включилась в общемировой процесс построения глобального образовательного пространства. Свидетельством этого является принятие Национальной доктрины образования Российской федерации. В рамках этой доктрины информационные технологии необходимо активно применять в системе образования, пересматривая при этом укоренившиеся методы преподавания.
Так каким же образом реально решается задача формирования базового уровня информационной культуры обучаемых сегодня? Компьютер нашел широкое применение в любой образовательной организации. С каждым годом растет число обучающих программ по самым разным предметам. Умение работать на компьютере с определенными программами при изучении других предметов дает возможность более глубоко, творчески и самостоятельно изучать эти предметы. Знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий сегодня приобретает такое же значение, как умение писать, читать и считать. Крупным недостатком современной системы образования является то, что ее содержание еще не нацелено на подготовку человека к жизни и деятельности в новых условиях формирования информационного общества. Причем речь идет не только о том, что необходимое количество специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества не готовится. Более важным является то, что сама система образования еще не ориентирована на формирование новой информационной и электронной культуры личности и общества, адекватной той новой информационной реальности, которая уже сегодня окружает каждого человека, изменяет весь его образ жизни, многие ценности, привычные стереотипы поведения. [2, С. 32-37]. Информационно-коммуникационная культура будущего специалиста становиться определяющим фактором его будущей профессиональной деятельности. При этом необходимо выделить основные этапы формирования этой культуры: базовый этап, на котором реализуется обучение основным предметам, профильный этап, на котором формируется представление о целях, задачах и методах информатики как науки и ее использование в различных областях деятельности. Учитывая состояние рынка труда и перспективы его развития, специалист, обладающий информационной культурой должен сочетать в себе следующие качества: способность к нововведениям (инновациям), умение искать, анализировать и обрабатывать информацию, приобретая новые знания, пользоваться современными сетевыми технологиями и современными техническими средствами.
Таким образом, вопрос о формировании у будущего специалиста определенного уровня информационной культуры становиться краеугольным и основным в процессе получения профессионального образования. Это путь универсализации профессиональных качеств, который способствует реальному пониманию своего места и роли как специалиста, дающий не только профессиональные знания и умения, но и социальные и этические нормы поведения в информационной среде. Однако этого мало. Необходимо обеспечить своевременную подготовку и переподготовку специалистов самого различного профиля (в первую очередь - педагогов) с целью их обучения эффективному использованию отечественных и зарубежных электронных ресурсов при помощи современных информационных и телекоммуникационных технологий. [1, с.39]
Список использованной литературы:
Селетков С.Н. Проблемы использования мировых информационных ресурсов //Теоретические проблемы информатики. - М.: КОС*ИНФ, 2009. - 222 с.;
Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования. //Открытое образование. - 2009. - № 3 (74). - С. 63-72;
О.Н. Щевелёва , 2020