Публикации Методическая разработка урока в начальной школе "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока в начальной школе "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ"
Автор: Моисеев Владимир Гурьевич

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕУРОК  ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»Аннотация              Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формирование у детей жизненной потребности в личном физическом совершенствовании, развитие у них интереса к занятиям физической культурой.             Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкультуры увлекательными и интересными, помогают  направлению кипучей энергии младших школьников в нужное русло.Разработка может быть полезна школьным учителям физической культуры.Оглавление
  • Введение . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . 3
  • Конспект урока в 4 классе по теме «Подвижные игры как
  •      средство оздоровления и развития физических качеств учащихся»:
  • Дидактическая структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .4
  • Методы обучения . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
  • Формы деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .. . . 5
  • Организационно-содержательные приемы . . . . . . . . .. . . .. . . . .. . .6
  • Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..6
  • Заключение . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
  • Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
  • Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9ВведениеГрамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.  Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Использование подвижных игр на уроках физической культуры способствует воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Игры проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.Проблема:Снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками - это постоянная печальная составляющая школьной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Облегчить сложившееся положение поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах.Целью  деятельности на подобных уроках физической культуры является активное и методически грамотное использование подвижных и народных игр в процессе физического воспитания обучающихся.            При выборе игры для урока необходимо предусматривать педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;
  • место игры в уроке;
  • основное двигательное содержание игры;
  • физическую и эмоциональную нагрузку;
  • состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;
  • место проведения игры и необходимые пособия;
  • методы организации детей для игры.
  • Актуальность представляемой разработки заключается в том, чтоподвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей и подростков. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.  Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что наша школа является школой здоровья. У нас введен 3-й урок физкультуры, оздоровительная физкультура, динамический час в начальной школе, физкультминутки на уроках, музыкально-подвижные переменки.Конспект урока  по подвижным играм для учащихся 4-го классаТема урока: «Подвижные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся».Задачи урока:
  • Развитие быстроты, ловкости.
  • Повысить общую выносливость, работоспособность и координацию движения.
  • Создать положительный настрой и хорошее настроение.
  • Инвентарь и оборудование: мяч волейбольный, маска медведя.Место проведения: спортивный зал.Ход урокаРефлексия:Методы обучения, используемые на уроке:- методы общей педагогики (словесные и наглядные), применение которых зависит от содержания учебного материала;- игровой метод, сущность которого заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры;- соревновательный метод помогает повысить подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.        Формы деятельности:- игровая,- спортивная,- соревновательная.         Организационно-содержательные приёмы: - введен дополнительный игровой час в учебное расписание; - предложена программа физического воспитания с использованием народных и    подвижных игр; - проведено частичное исследование эффективности применения народных и   подвижных игр на уроках физкультуры в начальной школе, в среднем и   старшем звене.Средства обучения:- рассказ,- показ.Заключение         В народных и подвижных играх широко раскрываются возможности соревновательно- игрового метода с целью развития физических качеств школьников. При правильном использовании данного метода дети всегда увлечены, внутренне подтянуты. И такое их отношение объясняется тем, что в соревновании каждый выступает с позиции успеха своей команды. А это увлекает всех участников игры. Рациональное использование соревновательно-игрового метода оказывает эффективное воздействие на развитие силы, воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, формирует психологическую устойчивость учащихся к успехам и неудачам, способствует преодолению психологического барьера – неуверенности в своих силах. Кроме того, соревновательно - игровой метод помогает формировать у занимающихся целевую установку на осознанное развитие физических качеств.          Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.  С этой целью в нашей школе создана картотека подвижных игр с описанием содержания, места и времени их проведения.(Приложение 1)Библиографический список
  • Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей./ В.А. Лепёшкин. – М.: «Школьная пресса», 2005. - 260с.
  • Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ М.Ф. Литвинова.- М.: «Просвещение», 1986. - 79с
  • Надеждина В.В. 130 домашних игр для детей и родителей./ В.В.Надеждина.- М.: «Харвест», 2007.
  • Осокина Т.И., Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР./ Т.И. Осокина, А.В. Кенеман. – М.: «Просвещение», 1988. – 239с.
  • Приложение 1Методическое объединение учителей физической культурыКартотека подвижных игр.Подвижные игры № 1« У медведя во бору » ( бег )На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя, на другом – дом для играющих детей. Дети идут из дома к берлоге со словами: « У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит».  После этих слов медведь выбегает из берлоги и начинает ловить играющих. Дети стараются убежать в свой дом.  Когда медведь поймает 4 – 5 человек, назначается новый медведь.Подвижные игры № 2«Мячик кверху»Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.Подвижные игры № 3«День и ночь»На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков. Осаленные переходят в команду соперника.