Публикации Психологический аспект развивающего занятия с учетом требований ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологический аспект развивающего занятия с учетом требований ФГОС
Автор: Алябина Наталья Михайловна

«Профилактика экзаменационного стресса и снижение уровня тревожности студентов в период дистанционного обучения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)»Актуальность материала. Профессиональное образование — это не только обучение, но и воспитание студентов, за которое отвечают педагоги-предметники, кураторы учебных групп, специалисты психологической службы. Занятие было разработано и проведено в мае 2020 года, то есть в период экстренного перехода образовательных организаций на дистанционные формы работы. Актуальность выбранной темы продиктована тем, что экзамен является стрессовым фактором в жизни человека, а в текущей ситуации студенты колледжа впервые столкнулись с формой сдачи экзаменов дистанционно. Преподаватель и студенты разделены между собой расстоянием, что привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия и требует определенной психологической подготовки обучающихся.При подготовке занятия была выбрана методика синхронного дистанционного обучения, которая предусматривает общение студентов и педагога-психолога в режиме реального времени – on-line общение. Форма проведения: чат-занятие с использованием социальной сети ВКонтакте.Для поддержания интереса и мотивации студентов к данной теме, на занятии было использовано чередование используемых методов подачи материала: словесные (короткий печатный текст, аудиозапись), наглядные (плакаты, видеоролик), практические, диагностические, проблемные, работы под руководством педагога-психолога). А также к участию в занятии был приглашен куратор учебной группы и использованы аудио обращения педагога-экзаменатора.Цель: формирование навыков преодоления тревожности в ситуации самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».Задачи
  • раскрыть содержание понятия «тревожность», «стресс»;
  • обсудить ситуацию необходимости самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
  • формировать мотивацию к саморегуляции и целенаправленной познавательной деятельности;
  • познакомить студентов с практическими упражнениями и рекомендациями по снижению предэкзаменационного стресса
  • создать и поддержать положительный психоэмоциональный настрой в учебной группе при сдаче экзаменов в дистанционном режиме.
  • Форма работы: чат-занятие с элементами тренинга.Ход занятия:I. Организационный момент. Сообщение темы, цели, задач и формы проведения занятияДобрый день. Меня зовут Наталья Михайловна, я работаю психологом в нашем колледже. На занятии присутствует куратор учебной группы …. .Сегодня наша on-line -встреча посвящена тому, как следует преодолевать тревожные состояния в период самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и эффективно подготовиться к сдаче экзаменов дистанционно. Нам с вами сегодня предстоит:
  • Поговорить об эмоциональных состояниях «тревожность» и «стресс».
  • Отследить, есть ли в вашем поведении их признаки.
  • Познакомиться со способами преодоления тревожности в период дистанционной сдачи экзаменов.
  • Работать будем немного с паузами. Это связано с вставками текста и видео. Спасибо за понимание.Для того чтобы наша работа была эффективной и достигла своих целей, я призываю вас активно участвовать в работе: высказывать свое мнение на предложенные вопросы, темы и выполнять задания.Сегодня у нас в работе предусмотрено использование видео файлов. Большая просьба после их просмотра ставить +, чтобы я видела, что вы просмотрели и можно продолжать работать дальше.II. Основная часть Находясь в непривычных условиях всеобщей самоизоляции, люди часто испытывают состояние тревожности и стресса.- Как вы думаете, что такое тревожность? Что испытывает человек в состоянии тревоги?Ответы на вопрос напишите «в беседе». (Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.)
  • Что такое тревожность
  • Люди испытывают тревожность в разных ситуациях, в том числе сталкиваясь с чем-то новым и неизвестным в своей жизни. Так находясь на самоизоляции, в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Наши отрицательные эмоции считаются «сторожами», напоминают, что нужно быть осторожными. Упражнение «Незаконченное предложение»- Как вы думаете, почему люди могут испытывать тревогу в период самоизоляции? Продолжите предложение: «В период самоизоляции тревожно потому что …»Ответы напишите онлайн «в беседе».Возможные варианты ответов:- «В период самоизоляции тревожно, потому что родители могут остаться без работы»,- «Я тревожусь, потому что боюсь заболеть сам и боюсь, что могут заболеть родные»,- «Я тревожусь, потому что долго не выхожу из дома»,- «Я тревожусь, потому что не хожу в колледж»,- «Я тревожусь, потому что не встречаюсь с друзьями»,- «В период самоизоляции тревожно, потому что никогда не сдавала экзамены дистанционно»,Резюме. Итак, вы указали причины тревожности. Спасибо за ответы. А теперь давайте потренируемся преобразовывать тревожные высказывания в позитивные, жизнеутверждающие.Упражнение «Даже если…» Инструкция: Нужно изменить указанные выше фразы по алгоритму: Алгоритм выполнения: «Даже если…+ тревожное высказывание + при этом я могу…»Пример: «Даже если я в период самоизоляции не могу ходить в колледж, при этом я могу получить знания и профессию дистанционно»Прошу вас преобразовать свои варианты тревожных мыслей, высказываний и написать их «в беседе». Можно помогать студентам вашей группы, если они испытывают затруднения в формулировке высказываний.Рефлексия: Получилось ли выполнить упражнение? Легко ли было выполнить упражнение или возникли сложности? С чем они были связаны? 2. Стресс и способы его преодоления. Люди по-разному реагируют на обстоятельства и причины самоизоляции. Одни мобилизуют свои силы, чтобы адаптироваться и учиться, работать в новой ситуации, сосредотачивают свое внимание и силы на решении новых задач. А другие впадают в уныние, опускают руки и предпочитают бездействие. Находясь длительно в тревожном состоянии, человек испытывает стресс. Давайте рассмотрим, что такое стресс. Слово «стресс» – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие. Давайте вместе разберемся что такое стресс и в чем его польза и вред.Просмотр видеоролика «Что такое стресс»При сдаче экзаменов люди часто испытывают это психоэмоциональное состояние. Даже есть такое понятие: «Предэкзаменационный стресс». Слайд «Причины экзаменационного стресса.Также при исследовании стресса у студентов во время сессии было установлено, что волнение перед экзаменом зависит от: - требовательности преподавателей; - подготовки к предметам и посещении занятий во время семестра (плохая успеваемость, пробелы в знаниях);- дружелюбие и компетентность преподавателей; - особенностей личности студентов (повышенная тревожность, страх не оправдать ожидания значимых людей). Среди студентов был проведен социологический опрос на тему «Стресс во время сессии». Оказалось, что 19% студентов не испытывают стресс во время сессии вообще. Точнее говоря, этот стресс незначительный, и студент просто не замечает его. Подавляющее большинство (81% опрошенных) подвержены стрессу как в период экзаменов, так и на зачетной неделе. Наше онлайн-занятие проходит в конце семестра, скоро у вас наступает сессионный период. В этом году сдача зачетов и экзаменов из-за профилактики распространения новой коронавирусной инфекции будет проходить впервые в необычных условиях самоизоляции, дистанционно, что также добавляет некую тревожность. Я предлагаю вашему вниманию 3 слайда, на которых перечислены симптомы экзаменационного стресса. После того, как вы с ними ознакомитесь, я попрошу вас оценить ваше состояние тревоги в период дистанционной сдачи экзаменов. Итак, я попрошу вас оценить ваше состояние тревоги в период дистанционной сдачи экзаменов и написать ответ «в беседе» + - не испытываю стресс (или в легкой форме)++ - средняя степень тревожности и ощущения предэкзаменационного стресса+++ - сильная тревога и беспокойство в период сдачи экзаменов дистанционноСпасибо за ответы. Следующий вопрос: если в вашем поведении присутствует тревога по поводу обучения и сдачи экзамена дистанционно – то с чем это связано:- ощущаете недостаток знаний;- тревожитесь, что может плохо сработать техника (компьютер, ноутбук);- не достаточно технических средств (только телефон)- боитесь, что не совсем поймете задание и не у кого будет уточнить, спросить.Напишите свои ответы онлайн «в беседе». Нам важно это знать.Спасибо.Рекомендации по профилактике экзаменационного стресса. Есть рекомендации и способы, которые могут помочь в этих ситуациях. Рекомендации студентам «Как эффективно подготовиться к экзамену» Рекомендации студентам по регуляции психоэмоционального состояния непосредственно перед экзаменом.Перед экзаменами желательно не пить слишком много чая, кофе и газированных напитков. Кофеин возбуждает мозг и делает его невосприимчивым к информации. Лучше съесть апельсин, банан или грецкие орехи. Многие студенты знают о приливах сил после шоколада. Некоторые запасаются на период сессии шоколадками, но эффект бодрости от него кратковременный и длится примерно полчаса. Противострессовая «Дыхательная гимнастика». Это упражнение эффективно помогает в ситуациях волнения. Оно удобно тем, что его можно выполнять в любое время.1. Медленно выдохните, после чего сделайте медленно глубокий вдох. 2. После вдоха задержите дыхание на 4-6 секунд. 3. После чего опять медленно выдохните и после выдоха сделайте медленный глубокий вдох. 4. Вновь задержите дыхание на 4-6 секунд. Повторите этот процесс от шести до восьми раз.Положительный настрой. Желательно объективно оценивать свои знания и верить в себя. Обычно человек рисует себе страшные картины, но на самом деле это обычный рабочий процесс. Чем больше студент информирован о форме проведения экзамена – тем спокойнее и увереннее он себя чувствует. В какой форме будет проходить экзамен по истории нам расскажет преподаватель …….Аудиозапись. Обращение педагога к студентам.III. Рефлексия. ЗаключениеВопросы для обсуждения:- Какая информация на занятии была для вас новой и/или полезной?- Какие способы и приемы по преодолению тревожности в период сессии вы планируете применять на практике?Напишите «в беседе».Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.Наше онлайн-занятие подошло к концу. Я благодарю всех студентов, кто принял в нем участие. Я выхожу из беседы.Если у кого-то есть вопросы, размышления или пожелания - вы можете обратиться к педагогу-психологу …… Наталье Михайловне, написав сообщение на страничке ВКонтакте …….. Ссылка на страничку.Искренне желаю всем здоровья, успешного окончания учебного года, радости и хорошего настроения!Использованная литература:
  • «Стоп стресс»: психологическое занятие снижения уровня тревожности обучающихся в период самоизоляции в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) / Е.Г. Левченко - ///
  • Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В.Р. Бильдянова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. – 142с.
  • Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина. — // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 417-419. — URL:
  • Плакат «Рекомендации абитуриентам при подготовке к экзаменам «РИА Новости» 2008г.
  • Методы дистанционного обучения ///