Публикации Гендерный подход к воспитанию на уроках литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гендерный подход к воспитанию на уроках литературы
Автор: Пономарева Людмила Евгеньевна

Пономарева Л.Е.
МБОУ СОШ с УИОП №8
г. Воронежа
Гендерный подход к воспитанию на уроках литературы
Гендерный подход к обучению и воспитанию именно мальчиков и девочек имеет глубокие корни, уходящие в социальные отношения. Сегодняшние мир очень поменялся, и то, что казалось незыблемым еще несколько лет назад, подвергается критике и пересмотру. На сегодняшний день гендерное самоопределение является одной из основных проблем XXI века.
Тенденции развития общества таковы, что при ослаблении традиционного разделения труда, изменении гендерных культурных стереотипов, снижении брачно-семейного статуса мужчины, активизации роли женщин в сфере образования: в семье, в детских садах, школах и вузах – на первый план выходит личность человека, самореализация независимо от половой принадлежности.
И, опираясь на существующие реалии, образовательные учреждения не могут оставаться в стороне от влияния извне. На сегодняшний день применение гендерных знаний при организации образовательного процесса является уже необходимым требованием, закрепленном в ряде документов.[1]
Особый интерес при гендерном подходе к образовательному процессу вызывают уроки литературы, ведь произведения русской классики дают прекрасные образцы идеальной женственности и мужественности.
Художественные произведения объясняют ребенку жизнь общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений, в ней содержится совокупность различных социальных норм и ценностей.
Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.
Фольклорные произведения очень любят дети, т.к. они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов фольклорных произведений вызывают в нашем сознании зримые картины именно гендерного воспроиятия мира, показывают русский менталитет: всякому мужу своя жена милее, дитя хоть и хило, да отцу, матери мило, за мужниной спиной как за каменной стеной, и сыну отдай, и себе на смерть оставляй, нет лучшего друга, чем родная матушка, от солнышка тепло, от матушки добро.
При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты для объяснения гендерных поступков героев.
В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить натри группы:
мужские, где главный герой – мужской персонаж. К мужским сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. (Колобок, Три Поросёнка, Мальчик – с- пальчик и другие)
женские, где главная героиня – персонаж женского пола (Красная шапочка, Золушка, Дюймовочка и другие.)
смешанные, где есть два главных героя обоих полов. (Царевна – Лягушка) [3]
Сюжет сказок построен таким образом, чтобы герои смогли вынести уроки для себя, пройдя некоторые трудности и преподать уроки детям, знакомящимся со сказкой, с манерой поведения героев в трудных ситуациях. То есть мужские сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а женские - женское поведение. Смешанные же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Выбирая художественные произведения для чтения детям, необходимо обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, присущие представителям разных полов.
Мужские образы в произведениях, рассматриваемых на уроках литературы дают четкое представление о чертах настоящих мужчин. Как не вспомнить здесь рассказ Л.Н.Толстого Кавказский пленник, И.А.Бунина Лапти, М.А.Шолохова Судьба человека, повесть А.С.Пушкина Капитанская дочка.
Женские образы в русской литературе просты и величественны одновременно. Сразу вспоминается русская женщина, которая коня на скаку остановит. Тихая Маша Миронова, героиня Капитанской дочки А.С.Пушкина, едет в столицу искать правды при дворце. Татьяна Ларина всегда была для автора милым идеалом. Это она учит нас возвышенной простоте, умению следовать за природой, умению тонко чувствовать. Вспомним жен декабристов, воспетых Некрасовым. Они сильны и решительны, их действия продиктованы внутренней силой и самодостаточностью.
Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.
Почему сегодня мы обращаемся к проблеме гендерного воспитания? Потому что, многие современные произведения, которые читают подростки, стирают грань гендерных черт поведения главных героев. В современной русской прозе мы видим смену традиционной парадигмы. Женщины убивают в себе женское начало, приобретают маскулинные черты, становятся грубее, жестче. Мужчины же, зачастую, наоборот, изображены слабыми, подчиняющимися, неспособными защитить свою семью. Авторы пытаются показать мир, в котором традиционные гендерные роли искажены, и связано это со многими факторами: изменением мужского самосознания, тенденциями современного общества, политическим режимом, историческими событиям. Гендерная интерпретация современной женской прозы позволяет сконструировать новую идейно-эстетическую систему, рассмотреть новые идеи, темы, мотивы, образы, которые отражают женскую картину мира. Женщины поставили в своих произведениях новые вопросы, получили новые ответы, которые отражают изменения в традиционных концепциях, разрушение традиционного понимания дихотомии мужское — женское, изменения самосознания людей в современном обществе. [2]
Список литературы
1. Баурова Ю.В. Реализация гендерного подхода в образовательном учреждении // Директор школы - 2012. – №4.
2. Кайдарова, А. М. Оппозиция мужское — женское как основа гендерного подхода в литературоведении (на примере творчества Л. Петрушевской, Г. Щербаковой, С. Василенко) // Молодой ученый. - 2018. - № 7. - с. 202-205.
3. Художественная литература какусловие гендерной социализации детей // Электронная версия.- Режим доступа: