Публикации
Открытый урок
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок
Автор: Смолина Любовь Макаровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок
Автор: Смолина Любовь Макаровна
Открытый урок
Музыка, прежде всего искусство
человеческого общения.
Б. Асафьев
На протяжении всей жизни какая-то неведомая сила толкает нас к созидательному началу, к искусству во всех его направлениях и жанрах. Верно, говорят, что искусству надо служить, но совершенно справедливо – все преходяще, а музыка вечна. Именно искусство оказывает на человека огромное влияние. Поэтому, когда говорят, что любовь к музыке рождается с человеком, дается природой - можно поспорить. Ведь талантами рождаются и талантами становятся. Когда дети приходят в школу, их в первую очередь учат читать и писать. Без этого нельзя. Это тот минимум знаний, который необходим человеку. Но этого мало. Человек должен и мыслить, и чувствовать. Каждое умение надо воспитывать. И тут неоценимую помощь может оказать музыка. Имея за плечами музыкальное образование и пусть даже небольшой стаж работы, преподаватель должен направить свой профессионализм на одну цель - развитие гармонической личности. А музыка - это замечательное воспитательное средство. Постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Вероятно, не нужно доказывать никому, как это хорошо - приобщать ребенка к музыке. Кажется, что и не найдешь родителей, которые, едва их ребенок подойдет к шести - семи годам, не стали бы думать о музыкальных занятиях. Учить своих детей музыке хотят все. С ребёнком надо заниматься тем или иным видом искусства. Большинство родителей, заметивших у своих детей склонность, интерес к музыке, живописи, танцу так и поступают. Сложнее с теми, кто считает сына или дочь "не способными к искусству".
Они решают не тратить зря время на художественную самодеятельность ребёнка, чем и наносят ему большой вред. А намаявшись с нерадивым (неусидчивым, ленивым) ребенком, родители делают вывод: Неспособный к музыке! И на этом дело кончается. Мы, родители, давайте спросим себя со всей откровенностью: как мы помогаем нашим детям - маленьким и постарше - приобщаться к миру прекрасного? А ведь именно семья является школой развития чувств, располагает большими возможностями эстетического воспитания. Она закладывает фундамент эстетических чувств, вкусов, интересов. Именно в семье ребёнок получает первые суждения о красивом и безобразном, добром и злом и огромная роль здесь принадлежит родителям.
К сожалению, беда многих педагогов-музыкантов в том, что им не удается найти подходящего ключика к музыкальной шкатулке, которая есть в сердце любого ребенка. Любого!- а не только одаренного, с музыкальным талантом. Все дети одарены от природы, нужно только суметь увидеть и развить их способности. Найти этот ключик необходимо! Это и будет ключ к секрету успеха! Ведь если правильно организовать занятия искусством, то у любого ребёнка художественные способности можно развить. Детей абсолютно не способных к искусству нет. Хотя не каждый ребёнок станет художником, скульптором, музыкантом, в любом деле человеку помогает творческая активность, воображение, наблюдательность, способность понимать людей, отзываться на их радости и печали.
Открытый урок - это одна из форм совместной творческой работы преподавателя и ученика. А если этот урок проводится для родителей? Тогда безгранично раздвигается сфера общения родителей с детьми. Ребята на этих уроках чувствуют большую ответственность, волнуются больше чем на концертах и зачетах, но и работают с большим творческим подъемом, слушая замечания не только преподавателя, но и родителей. Каждый год в своем классе я провожу открытые уроки для родителей. Уроки проходят по следующему плану:
1.Сначала учащиеся исполняют свои произведения. 2.Потом родители обмениваются впечатлениями. 3.Затем выслушивают точку зрения преподавателя. 4.В заключении идет обсуждение разных мнений и точек зрения. Живой обмен мнениями о прослушанном произведении будит воображение, фантазию ребят, помогает им стать эмоционально активнее и осознаннее проникнуть в смысл произведения. Когда закончена первая стадия работы над произведением (выучен текст, продуман план), начинается самая основная часть творческого процесса – репетиции, где отрабатываются все детали и готовится произведение к концертному исполнению. Открытый урок - это как генеральная репетиция перед концертным выступлением, урок творчества и для преподавателя, и для ученика, и для родителей.
Какие же преимущества содержит такая форма урока - общения?
Прежде всего, ученик активизируется, возрастает его заинтересованность. Вот здесь, как нигде, требуется от ученика максимальная отдача, пианистическая раскрепощенность и эмоциональный творческий подъем.
Роль открытых уроков для родителей велика! На открытом уроке родители знакомятся с учащимися, которые готовятся к различным конкурсам и концертам. Мнения родителей воспринимаются как нечто весомое, заслуживающее внимания. В свою очередь, у родителей приобретается умение помочь ребенку в выполнении домашних заданий, быть в сотворчестве с ним. Открытый урок для преподавателя - это импровизация, это атмосфера творчества, это возможность создать особую обстановку, которую можно назвать тесным кругом друзей. Порой даже не знаешь, какой методический прием применишь через 2-3 минуты, чтобы реализовать задачи урока, так как отталкиваешься, прежде всего, от реакции ребят. Главное, на уроке создать доверительную, непринужденную обстановку, так как в непривычной ситуации ребенок иногда теряется, не всегда может сосредоточиться. Поэтому надо, сначала пообщаться с детьми, представить каждого, дав небольшую краткую характеристику, и настроить их на активную творческую работу. А ребятам очень важно собраться, выступить хорошо на сцене, показать все свое умение и грамотную работу преподавателя. Хотя времени и сил затрачивается достаточно много, но и отдача со стороны ребенка колоссальная. Все усилия дадут прекрасные плоды. Результат (уверена!) пусть не сразу, но скажется.
Семилетняя Катюша. Девочка без подготовительного класса занимается всего полгода. Серьезная и обязательная, скромная и внимательная. Сегодня она исполняет два произведения: А.Рюигрок Горе куклы и Г. Хейд Чарльстон. Катюша учится в хоровом классе и готовится к зональному конкурсу по общему фортепиано, который проходит ежегодно в музыкальном училище. Звучит пьеса - Горе куклы. Катя старается мягко, проникновенно играть грустную мелодию правой рукой, тихо аккомпанируя аккордами левой рукой. После первого проигрывания пьесы, слышится облегченный выдох ее родителей. И на мгновение – тишина. Наводящие вопросы к родителям: Вам понравилось?- Как вы считаете, все ли получилось?- Донесла ли она до слушателей образ этой пьесы?
После небольшой паузы начинается обсуждение исполнения, и хотя родителям многое нравиться, они все же находят порой очень веские замечания, пусть даже не профессионального характера.
Была немножко скованная. Не хватило динамики. Не было свободы в руках.
Да, действительно, не все получилось после первого прослушивания. На уроке не раз появится необходимость прибегать к конкретным образам – картинкам, рисункам, рассказам, которые призваны пробудить фантазию, воображение ребенка. В своей творческой тетради Катя нарисовала рисунок к этой пьесе. Показав этот симпатичный рисунок (девочка ходит в художественный кружок), Катя рассказывает о том, какое у нее было чувство и настроение, когда она рисовала. Рисуя, ребенок говорит за персонажей своего рисунка, выясняет свои взаимоотношения с ним, выражает свои чувства, переживания, представление об окружающем мире. Вот эта взаимосвязь музыки и живописи очень важна для детей. Выслушав профессиональные замечания преподавателя, ученица еще раз проигрывает свое произведение. И вот тут уже можно в процессе игры сделать дополнительные пояснения, заставить ученицу повторить то или иное место, чтобы добиться нужного движения рук, мягкого звукоизвлечения, гибкого снятия рук, то есть управлять по ходу игры творческим процессом. Так с помощью указаний и дружеской поддержки педагога, ученица, играя, слушала, впитывала и запоминала. И в итоге пьеса зазвучала совсем иначе, более мягко и проникновенно. А папа Катюши сказал: Казалось бы небольшое, такое простое произведение - Горе куклы, а я как будто это горе сам пережил. Удивительно, как можно без слов все рассказать. Вот это высказывание – многого стоит.
Следующее произведение Г. Хейда Чарльстон - ансамбль с педагогом. Первое прослушивание этого произведения не очень понравилось родителям:
Не было оригинальности в игре, Не хватило четкости и ритмичности, А мне понравилось. Только улыбнуться надо, уж очень старается.
После разговора с Катей по поводу характера танца, его ритмической оснащенности, внутренней раскрепощенности и свободы, еще раз исполняется эта пьеса. Несомненно, происходит какое - то внутреннее освобождение в душе ребенка, улыбка словно переходит в звук, что и требовалось во время урока для достижения художественной цели.
Через две недели на конкурсе Катя выступила очень удачно, заняла I место в младшей группе.
На сцену выходит ученица 4 класса Леночка (9 лет). Уверенная, с чувством собственного достоинства, у нее есть внутренняя организованность, но иногда переоценивает свои возможности, потому что не всегда трудолюбива и требовательна к себе. Исполняет произведение С. Майкапара Легенда.
Какая красивая мелодия! Ученица чувствует смену настроения в разных частях пьесы, А мне не очень понравилось выступление, нет свободы и раскрепощенности, пьеса прозвучала не убедительно – это очень критическое высказывание мамы ученицы.
Начинается небольшая дискуссия по поводу содержания произведения и его исполнения. И вот необычный, можно сказать импровизационный ход событий: Лена Жукова (ученица 6 класса) встала и сказала: Можно я прочитаю свою легенду, которую сама сочинила, когда сидела на уроке и слушала эту пьесу в исполнении Лены? Она выразительно прочитала рассказ о прекрасном принце, о сказочно - чудесной долине цветов. Это был лирический показ природы, сказочная декорация, но очарование рано или поздно кончается, как кончаются сны наяву и сказки. После этого невозможно было сыграть еще раз это произведение просто, равнодушно, без эмоционально - творческого подъема.
Очень важно подходить к раскрытию содержания музыки через программную образность: рассказы, сочиняемые детьми, иллюстрации, рисунки.
Лена это произведение исполнила на конкурсе Музыкальный калейдоскоп, который проходил в музыкальном училище, став лауреатом этого конкурса.
Далее свою конкурсную программу исполняет ученица 6 класса Елена (девочка готовилась к областному конкурсу по общему фортепиано Поющий рояль, который проходил в хоровом училище г. Нижнего Новгорода). Девочка очень обязательная, целеустремленная, тонкая и поэтичная, хорошо читает стихи, пишет, рисует. Исполняет произведение А. Гречанинова Скорбь. Пьеса сложная по своему содержанию, скорее по умению раскрыть это содержание в исполнении. После первого прослушивания мнения родителей разделились:
Не глубоко, мало драматизма, Скорби нет, только печаль, Эмоционально, выразительно, А мне понравилось, Робко сыграла, не раскрыла содержание – реплика мамы ученицы.
Проанализировав все замечания родителей, я решила провести эксперимент. Предложила ученице такой вариант: я читаю стихи Анатолия Чепурова Слепая мать, а в это время Лена исполняет свое произведение Скорбь. Стихи эмоционально очень сильные, прекрасно ложатся на музыку, заставляя ученицу четко следовать динамике стиха. Музыка растворена в поэзии, как поэзия наполнена музыкой. Так мы повторили 2-3 раза, добивались синхронности, динамической цельности содержания музыки и поэзии. Результат – прекрасный! Произведение зазвучало по-новому.
В.Купревич Фонтаны. После исполнения этой пьесы сначала я задаю вопрос ученице:
Расскажи, о чем это произведение? Какой характер музыки? Какие бы ты сделала себе замечания?
Этот вопрос активизирует, заостряет внимание и приучает ученика прислушиваться к своему исполнению. Ученица очень увлеченно рассказывает о музыке: о чем говорят бурные пассажи из 16 нот, почему звучит музыка то порывисто, будто вспыхивая и затихая, то нежно и мелодично. Вот здесь в работе следует перенести акцент с результата работы на процесс и выделить импровизационность, неожиданность, ощущение какого-то открытия, то есть создать условие для творческого созидания, а не пытаться натаскивать и ставить на главную ступень технологию. Здесь нельзя учителю быть ментором, нужно прислушиваться к общему мнению. Только при таком отношении можно рассчитывать на ответную искренность ребят. Чтобы не получилось так, мы достигли прежде всего того, что нам надо, а желание самого ребенка, его творческие возможности оставили за кадром. Хотя эта пьеса мало кому известна, но после разбора и анализа формы произведения, характера музыки, она зазвучала совсем по- иному и понравилась слушателям. Далее в разговор вступает ее мама (человек очень эмоциональный, требовательный и грамотно анализирующий исполнение своей дочери). Я даже картину Фонтаны на стену у инструмента повесила, - сказала она, чтобы Лена лучше поняла сюжет произведения, художественный образ, настроение.
Ребята все замечания и высказывания родителей воспринимают серьезно и внимательно. Вот здесь, как нигде, осуществляется взаимосвязь родителей и детей, понимание, уважение к их замечаниям. Положительная оценка взрослого поможет пережить радость успеха и, как, правило, вызывает новый всплеск активности ребенка, в то же время равнодушие родителей или резкая оценка может подавить интерес.
А на сцене семейный дуэт: Михаил (аккордеон) – 12 лет, Наташа (фортепиано) – 9 лет.
Ребята готовятся к конкурсу Музыкальный калейдоскоп в номинации – смешанный ансамбль. Они исполняют Р. Лагидзе Песня о Тбилиси. Затаив дыхание, забыв обо всем, задумчиво, с восхищением и, может быть, даже с хорошей завистью: Вот нам бы так! – слушали ребята и родители этот симпатичный дуэт. Закончив играть, какое то мгновение стояла тишина, которую каждый боялся нарушить. Прочитав стихи П. Грузинского, написанные к этой музыке, обращаюсь я сначала к ученикам, сидящим в зале: Какая это музыка, какие чувства родила в сердцах? Вот впечатления:
- Плавная, душевная, возвышенная, прославляющая природу своего края!-
Далее слушаем впечатления родителей: Темпераментно и убедительно прозвучала эта красивая, всем знакомая песня в инструментальном исполнении, Интересно и необычно.
Да, много хорошего было в исполнении: хорошее чувство партнерства, ощущение единого коллективного темпа и ритма, продуман динамический план. Ребята серьезно готовились к конкурсу. Главное, чтобы был настрой на победу! Второе произведение – О.Хромушина Мартышка и очки. После исполнения мнения родителей разделились: кому-то очень понравилось, а кто-то не был в восторге от игры. Замечания родителей были кратки, лаконичны и точны: Не зажгли, Не хватило темпа, Не все получилось, Не артистично.
Да, тут было, о чем поговорить и над чем поработать, потому что пьеса была еще полностью не готова к концертному исполнению. Выслушав высказывания родителей и ребят, отметив сначала хорошие стороны игры, я даю свои замечания, останавливаясь на отдельных деталях, заставляя их проигрывать то или иное место, показав, как надо работать дома, в каком темпе проучивать трудные места и на что обратить внимание. Характер музыки, какой он? Читаем басню И. Крылова Мартышка и очки. Находим те выразительные и изобразительные средства, которыми композитор передает сюжет и настроение этой басни: это и синкопы, и акценты, и интонации удивления и вопроса. Так через программное название можно привести ребят от сюжета к восприятию настроения музыкального произведения. И вот уже звучит веселый и озорной рэгтайм! А на конкурсе Музыкальный калейдоскоп ребята стали лауреатами!
На уроке интересно было слушать рассуждения родителей по поводу того, как ребенок должен вести себя на сцене: как нужно выйти, как поклониться, как держаться, ведь от этого зависит психологический настрой ученика. Одна мама просила несколько раз выйти на сцену свою дочь и красиво, уверенно сесть за инструмент, потому что выступление ученика начинается с его выхода на сцену. Во время таких уроков ребята понимают и усваивают такую истину, что у них есть друзья и помощники, в лице преподавателя и родителей, что вести себя на сцене надо спокойно и естественно.
Предложенный сценарий открытого урока не является чем–то неизменным, незыблемым. Каждый педагог в зависимости от желания, фантазии может что–то изменить, добавить, главное – не бояться экспериментировать. Построение открытого урока зависит от хорошей подготовленности ученика, его одаренности и общего музыкального развития, потому что урок построен на творческом диалоге преподавателя с учеником. Открытый урок для родителей, я считаю, очень актуальной формой работы. Прежде всего, я вижу у родителей искреннюю заинтересованность, понимаю с какой ответственностью, в различных семьях относятся к музыкальному воспитанию. Я позволю себе на основе своего долголетнего опыта работы с детьми и их родителями утверждать, что эта заинтересованность и ответственность дает ощутимый результат. Что же для себя вы взяли из урока? – задаю я вопрос родителям.
Надо обязательно проводить такие уроки, так как мы, родители, больше узнаем о творческом потенциале своих детей. Узнаем, какие ошибки допускает наш ребенок при игре на инструменте. Стараемся помочь ему, морально, психологически настроить на хорошую игру, на победу в конкурсе, вселить уверенность в себя. Мы вместе с ними тоже учимся, волнуемся и сопереживаем. Родители должны помочь детям развить способность чувствовать и правильно понимать прекрасное, формировать художественный вкус, чувство цвета, ритма. А это не приходит само собой - это надо воспитывать. Строго продуманная система эстетического воспитания во многом определяет успех родителей в том, чтобы их дети стали гармонически и всесторонне развитыми, а преподаватель при помощи музыки, фантазии, сказки делает искусство частью их жизни. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством радости и удовольствия, которое доставляет ребенку работа и творчество. Многолетний опыт работы с детьми убеждает в том, что только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в создании музыки пробуждается интерес к искусству. Крайне важно вселить в детей уверенность в своих возможностях, и у них откроются такие способности к музыке, о которых никто и не подозревал. А как это сделать? Все учебно-воспитательные программы, все новаторские идеи реализуются именно через творческую деятельность самого преподавателя. Важно стремиться к тому, чтобы искусство не оставалось чуждо ни одному ребенку. Вот почему так важны те формы и методы работы с детьми, которые способствуют развитию их творческого воображения.
Мне кажется, что я затронула очень важную форму общения родителей и детей, ведь открытый урок - это диалог - общение, это особая атмосфера доверия и дружбы, воспитанности и культуры, а счастье творчества открывает в детях лучшие человеческие качества: неравнодушное отношение к жизни, к людям, а также интерес к новому, жажду к знаниям. В этом, мне кажется, и заключается секрет успеха!
HYPER13PAGE HYPER15
6
Музыка, прежде всего искусство
человеческого общения.
Б. Асафьев
На протяжении всей жизни какая-то неведомая сила толкает нас к созидательному началу, к искусству во всех его направлениях и жанрах. Верно, говорят, что искусству надо служить, но совершенно справедливо – все преходяще, а музыка вечна. Именно искусство оказывает на человека огромное влияние. Поэтому, когда говорят, что любовь к музыке рождается с человеком, дается природой - можно поспорить. Ведь талантами рождаются и талантами становятся. Когда дети приходят в школу, их в первую очередь учат читать и писать. Без этого нельзя. Это тот минимум знаний, который необходим человеку. Но этого мало. Человек должен и мыслить, и чувствовать. Каждое умение надо воспитывать. И тут неоценимую помощь может оказать музыка. Имея за плечами музыкальное образование и пусть даже небольшой стаж работы, преподаватель должен направить свой профессионализм на одну цель - развитие гармонической личности. А музыка - это замечательное воспитательное средство. Постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Вероятно, не нужно доказывать никому, как это хорошо - приобщать ребенка к музыке. Кажется, что и не найдешь родителей, которые, едва их ребенок подойдет к шести - семи годам, не стали бы думать о музыкальных занятиях. Учить своих детей музыке хотят все. С ребёнком надо заниматься тем или иным видом искусства. Большинство родителей, заметивших у своих детей склонность, интерес к музыке, живописи, танцу так и поступают. Сложнее с теми, кто считает сына или дочь "не способными к искусству".
Они решают не тратить зря время на художественную самодеятельность ребёнка, чем и наносят ему большой вред. А намаявшись с нерадивым (неусидчивым, ленивым) ребенком, родители делают вывод: Неспособный к музыке! И на этом дело кончается. Мы, родители, давайте спросим себя со всей откровенностью: как мы помогаем нашим детям - маленьким и постарше - приобщаться к миру прекрасного? А ведь именно семья является школой развития чувств, располагает большими возможностями эстетического воспитания. Она закладывает фундамент эстетических чувств, вкусов, интересов. Именно в семье ребёнок получает первые суждения о красивом и безобразном, добром и злом и огромная роль здесь принадлежит родителям.
К сожалению, беда многих педагогов-музыкантов в том, что им не удается найти подходящего ключика к музыкальной шкатулке, которая есть в сердце любого ребенка. Любого!- а не только одаренного, с музыкальным талантом. Все дети одарены от природы, нужно только суметь увидеть и развить их способности. Найти этот ключик необходимо! Это и будет ключ к секрету успеха! Ведь если правильно организовать занятия искусством, то у любого ребёнка художественные способности можно развить. Детей абсолютно не способных к искусству нет. Хотя не каждый ребёнок станет художником, скульптором, музыкантом, в любом деле человеку помогает творческая активность, воображение, наблюдательность, способность понимать людей, отзываться на их радости и печали.
Открытый урок - это одна из форм совместной творческой работы преподавателя и ученика. А если этот урок проводится для родителей? Тогда безгранично раздвигается сфера общения родителей с детьми. Ребята на этих уроках чувствуют большую ответственность, волнуются больше чем на концертах и зачетах, но и работают с большим творческим подъемом, слушая замечания не только преподавателя, но и родителей. Каждый год в своем классе я провожу открытые уроки для родителей. Уроки проходят по следующему плану:
1.Сначала учащиеся исполняют свои произведения. 2.Потом родители обмениваются впечатлениями. 3.Затем выслушивают точку зрения преподавателя. 4.В заключении идет обсуждение разных мнений и точек зрения. Живой обмен мнениями о прослушанном произведении будит воображение, фантазию ребят, помогает им стать эмоционально активнее и осознаннее проникнуть в смысл произведения. Когда закончена первая стадия работы над произведением (выучен текст, продуман план), начинается самая основная часть творческого процесса – репетиции, где отрабатываются все детали и готовится произведение к концертному исполнению. Открытый урок - это как генеральная репетиция перед концертным выступлением, урок творчества и для преподавателя, и для ученика, и для родителей.
Какие же преимущества содержит такая форма урока - общения?
Прежде всего, ученик активизируется, возрастает его заинтересованность. Вот здесь, как нигде, требуется от ученика максимальная отдача, пианистическая раскрепощенность и эмоциональный творческий подъем.
Роль открытых уроков для родителей велика! На открытом уроке родители знакомятся с учащимися, которые готовятся к различным конкурсам и концертам. Мнения родителей воспринимаются как нечто весомое, заслуживающее внимания. В свою очередь, у родителей приобретается умение помочь ребенку в выполнении домашних заданий, быть в сотворчестве с ним. Открытый урок для преподавателя - это импровизация, это атмосфера творчества, это возможность создать особую обстановку, которую можно назвать тесным кругом друзей. Порой даже не знаешь, какой методический прием применишь через 2-3 минуты, чтобы реализовать задачи урока, так как отталкиваешься, прежде всего, от реакции ребят. Главное, на уроке создать доверительную, непринужденную обстановку, так как в непривычной ситуации ребенок иногда теряется, не всегда может сосредоточиться. Поэтому надо, сначала пообщаться с детьми, представить каждого, дав небольшую краткую характеристику, и настроить их на активную творческую работу. А ребятам очень важно собраться, выступить хорошо на сцене, показать все свое умение и грамотную работу преподавателя. Хотя времени и сил затрачивается достаточно много, но и отдача со стороны ребенка колоссальная. Все усилия дадут прекрасные плоды. Результат (уверена!) пусть не сразу, но скажется.
Семилетняя Катюша. Девочка без подготовительного класса занимается всего полгода. Серьезная и обязательная, скромная и внимательная. Сегодня она исполняет два произведения: А.Рюигрок Горе куклы и Г. Хейд Чарльстон. Катюша учится в хоровом классе и готовится к зональному конкурсу по общему фортепиано, который проходит ежегодно в музыкальном училище. Звучит пьеса - Горе куклы. Катя старается мягко, проникновенно играть грустную мелодию правой рукой, тихо аккомпанируя аккордами левой рукой. После первого проигрывания пьесы, слышится облегченный выдох ее родителей. И на мгновение – тишина. Наводящие вопросы к родителям: Вам понравилось?- Как вы считаете, все ли получилось?- Донесла ли она до слушателей образ этой пьесы?
После небольшой паузы начинается обсуждение исполнения, и хотя родителям многое нравиться, они все же находят порой очень веские замечания, пусть даже не профессионального характера.
Была немножко скованная. Не хватило динамики. Не было свободы в руках.
Да, действительно, не все получилось после первого прослушивания. На уроке не раз появится необходимость прибегать к конкретным образам – картинкам, рисункам, рассказам, которые призваны пробудить фантазию, воображение ребенка. В своей творческой тетради Катя нарисовала рисунок к этой пьесе. Показав этот симпатичный рисунок (девочка ходит в художественный кружок), Катя рассказывает о том, какое у нее было чувство и настроение, когда она рисовала. Рисуя, ребенок говорит за персонажей своего рисунка, выясняет свои взаимоотношения с ним, выражает свои чувства, переживания, представление об окружающем мире. Вот эта взаимосвязь музыки и живописи очень важна для детей. Выслушав профессиональные замечания преподавателя, ученица еще раз проигрывает свое произведение. И вот тут уже можно в процессе игры сделать дополнительные пояснения, заставить ученицу повторить то или иное место, чтобы добиться нужного движения рук, мягкого звукоизвлечения, гибкого снятия рук, то есть управлять по ходу игры творческим процессом. Так с помощью указаний и дружеской поддержки педагога, ученица, играя, слушала, впитывала и запоминала. И в итоге пьеса зазвучала совсем иначе, более мягко и проникновенно. А папа Катюши сказал: Казалось бы небольшое, такое простое произведение - Горе куклы, а я как будто это горе сам пережил. Удивительно, как можно без слов все рассказать. Вот это высказывание – многого стоит.
Следующее произведение Г. Хейда Чарльстон - ансамбль с педагогом. Первое прослушивание этого произведения не очень понравилось родителям:
Не было оригинальности в игре, Не хватило четкости и ритмичности, А мне понравилось. Только улыбнуться надо, уж очень старается.
После разговора с Катей по поводу характера танца, его ритмической оснащенности, внутренней раскрепощенности и свободы, еще раз исполняется эта пьеса. Несомненно, происходит какое - то внутреннее освобождение в душе ребенка, улыбка словно переходит в звук, что и требовалось во время урока для достижения художественной цели.
Через две недели на конкурсе Катя выступила очень удачно, заняла I место в младшей группе.
На сцену выходит ученица 4 класса Леночка (9 лет). Уверенная, с чувством собственного достоинства, у нее есть внутренняя организованность, но иногда переоценивает свои возможности, потому что не всегда трудолюбива и требовательна к себе. Исполняет произведение С. Майкапара Легенда.
Какая красивая мелодия! Ученица чувствует смену настроения в разных частях пьесы, А мне не очень понравилось выступление, нет свободы и раскрепощенности, пьеса прозвучала не убедительно – это очень критическое высказывание мамы ученицы.
Начинается небольшая дискуссия по поводу содержания произведения и его исполнения. И вот необычный, можно сказать импровизационный ход событий: Лена Жукова (ученица 6 класса) встала и сказала: Можно я прочитаю свою легенду, которую сама сочинила, когда сидела на уроке и слушала эту пьесу в исполнении Лены? Она выразительно прочитала рассказ о прекрасном принце, о сказочно - чудесной долине цветов. Это был лирический показ природы, сказочная декорация, но очарование рано или поздно кончается, как кончаются сны наяву и сказки. После этого невозможно было сыграть еще раз это произведение просто, равнодушно, без эмоционально - творческого подъема.
Очень важно подходить к раскрытию содержания музыки через программную образность: рассказы, сочиняемые детьми, иллюстрации, рисунки.
Лена это произведение исполнила на конкурсе Музыкальный калейдоскоп, который проходил в музыкальном училище, став лауреатом этого конкурса.
Далее свою конкурсную программу исполняет ученица 6 класса Елена (девочка готовилась к областному конкурсу по общему фортепиано Поющий рояль, который проходил в хоровом училище г. Нижнего Новгорода). Девочка очень обязательная, целеустремленная, тонкая и поэтичная, хорошо читает стихи, пишет, рисует. Исполняет произведение А. Гречанинова Скорбь. Пьеса сложная по своему содержанию, скорее по умению раскрыть это содержание в исполнении. После первого прослушивания мнения родителей разделились:
Не глубоко, мало драматизма, Скорби нет, только печаль, Эмоционально, выразительно, А мне понравилось, Робко сыграла, не раскрыла содержание – реплика мамы ученицы.
Проанализировав все замечания родителей, я решила провести эксперимент. Предложила ученице такой вариант: я читаю стихи Анатолия Чепурова Слепая мать, а в это время Лена исполняет свое произведение Скорбь. Стихи эмоционально очень сильные, прекрасно ложатся на музыку, заставляя ученицу четко следовать динамике стиха. Музыка растворена в поэзии, как поэзия наполнена музыкой. Так мы повторили 2-3 раза, добивались синхронности, динамической цельности содержания музыки и поэзии. Результат – прекрасный! Произведение зазвучало по-новому.
В.Купревич Фонтаны. После исполнения этой пьесы сначала я задаю вопрос ученице:
Расскажи, о чем это произведение? Какой характер музыки? Какие бы ты сделала себе замечания?
Этот вопрос активизирует, заостряет внимание и приучает ученика прислушиваться к своему исполнению. Ученица очень увлеченно рассказывает о музыке: о чем говорят бурные пассажи из 16 нот, почему звучит музыка то порывисто, будто вспыхивая и затихая, то нежно и мелодично. Вот здесь в работе следует перенести акцент с результата работы на процесс и выделить импровизационность, неожиданность, ощущение какого-то открытия, то есть создать условие для творческого созидания, а не пытаться натаскивать и ставить на главную ступень технологию. Здесь нельзя учителю быть ментором, нужно прислушиваться к общему мнению. Только при таком отношении можно рассчитывать на ответную искренность ребят. Чтобы не получилось так, мы достигли прежде всего того, что нам надо, а желание самого ребенка, его творческие возможности оставили за кадром. Хотя эта пьеса мало кому известна, но после разбора и анализа формы произведения, характера музыки, она зазвучала совсем по- иному и понравилась слушателям. Далее в разговор вступает ее мама (человек очень эмоциональный, требовательный и грамотно анализирующий исполнение своей дочери). Я даже картину Фонтаны на стену у инструмента повесила, - сказала она, чтобы Лена лучше поняла сюжет произведения, художественный образ, настроение.
Ребята все замечания и высказывания родителей воспринимают серьезно и внимательно. Вот здесь, как нигде, осуществляется взаимосвязь родителей и детей, понимание, уважение к их замечаниям. Положительная оценка взрослого поможет пережить радость успеха и, как, правило, вызывает новый всплеск активности ребенка, в то же время равнодушие родителей или резкая оценка может подавить интерес.
А на сцене семейный дуэт: Михаил (аккордеон) – 12 лет, Наташа (фортепиано) – 9 лет.
Ребята готовятся к конкурсу Музыкальный калейдоскоп в номинации – смешанный ансамбль. Они исполняют Р. Лагидзе Песня о Тбилиси. Затаив дыхание, забыв обо всем, задумчиво, с восхищением и, может быть, даже с хорошей завистью: Вот нам бы так! – слушали ребята и родители этот симпатичный дуэт. Закончив играть, какое то мгновение стояла тишина, которую каждый боялся нарушить. Прочитав стихи П. Грузинского, написанные к этой музыке, обращаюсь я сначала к ученикам, сидящим в зале: Какая это музыка, какие чувства родила в сердцах? Вот впечатления:
- Плавная, душевная, возвышенная, прославляющая природу своего края!-
Далее слушаем впечатления родителей: Темпераментно и убедительно прозвучала эта красивая, всем знакомая песня в инструментальном исполнении, Интересно и необычно.
Да, много хорошего было в исполнении: хорошее чувство партнерства, ощущение единого коллективного темпа и ритма, продуман динамический план. Ребята серьезно готовились к конкурсу. Главное, чтобы был настрой на победу! Второе произведение – О.Хромушина Мартышка и очки. После исполнения мнения родителей разделились: кому-то очень понравилось, а кто-то не был в восторге от игры. Замечания родителей были кратки, лаконичны и точны: Не зажгли, Не хватило темпа, Не все получилось, Не артистично.
Да, тут было, о чем поговорить и над чем поработать, потому что пьеса была еще полностью не готова к концертному исполнению. Выслушав высказывания родителей и ребят, отметив сначала хорошие стороны игры, я даю свои замечания, останавливаясь на отдельных деталях, заставляя их проигрывать то или иное место, показав, как надо работать дома, в каком темпе проучивать трудные места и на что обратить внимание. Характер музыки, какой он? Читаем басню И. Крылова Мартышка и очки. Находим те выразительные и изобразительные средства, которыми композитор передает сюжет и настроение этой басни: это и синкопы, и акценты, и интонации удивления и вопроса. Так через программное название можно привести ребят от сюжета к восприятию настроения музыкального произведения. И вот уже звучит веселый и озорной рэгтайм! А на конкурсе Музыкальный калейдоскоп ребята стали лауреатами!
На уроке интересно было слушать рассуждения родителей по поводу того, как ребенок должен вести себя на сцене: как нужно выйти, как поклониться, как держаться, ведь от этого зависит психологический настрой ученика. Одна мама просила несколько раз выйти на сцену свою дочь и красиво, уверенно сесть за инструмент, потому что выступление ученика начинается с его выхода на сцену. Во время таких уроков ребята понимают и усваивают такую истину, что у них есть друзья и помощники, в лице преподавателя и родителей, что вести себя на сцене надо спокойно и естественно.
Предложенный сценарий открытого урока не является чем–то неизменным, незыблемым. Каждый педагог в зависимости от желания, фантазии может что–то изменить, добавить, главное – не бояться экспериментировать. Построение открытого урока зависит от хорошей подготовленности ученика, его одаренности и общего музыкального развития, потому что урок построен на творческом диалоге преподавателя с учеником. Открытый урок для родителей, я считаю, очень актуальной формой работы. Прежде всего, я вижу у родителей искреннюю заинтересованность, понимаю с какой ответственностью, в различных семьях относятся к музыкальному воспитанию. Я позволю себе на основе своего долголетнего опыта работы с детьми и их родителями утверждать, что эта заинтересованность и ответственность дает ощутимый результат. Что же для себя вы взяли из урока? – задаю я вопрос родителям.
Надо обязательно проводить такие уроки, так как мы, родители, больше узнаем о творческом потенциале своих детей. Узнаем, какие ошибки допускает наш ребенок при игре на инструменте. Стараемся помочь ему, морально, психологически настроить на хорошую игру, на победу в конкурсе, вселить уверенность в себя. Мы вместе с ними тоже учимся, волнуемся и сопереживаем. Родители должны помочь детям развить способность чувствовать и правильно понимать прекрасное, формировать художественный вкус, чувство цвета, ритма. А это не приходит само собой - это надо воспитывать. Строго продуманная система эстетического воспитания во многом определяет успех родителей в том, чтобы их дети стали гармонически и всесторонне развитыми, а преподаватель при помощи музыки, фантазии, сказки делает искусство частью их жизни. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством радости и удовольствия, которое доставляет ребенку работа и творчество. Многолетний опыт работы с детьми убеждает в том, что только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в создании музыки пробуждается интерес к искусству. Крайне важно вселить в детей уверенность в своих возможностях, и у них откроются такие способности к музыке, о которых никто и не подозревал. А как это сделать? Все учебно-воспитательные программы, все новаторские идеи реализуются именно через творческую деятельность самого преподавателя. Важно стремиться к тому, чтобы искусство не оставалось чуждо ни одному ребенку. Вот почему так важны те формы и методы работы с детьми, которые способствуют развитию их творческого воображения.
Мне кажется, что я затронула очень важную форму общения родителей и детей, ведь открытый урок - это диалог - общение, это особая атмосфера доверия и дружбы, воспитанности и культуры, а счастье творчества открывает в детях лучшие человеческие качества: неравнодушное отношение к жизни, к людям, а также интерес к новому, жажду к знаниям. В этом, мне кажется, и заключается секрет успеха!
HYPER13PAGE HYPER15
6