Публикации Использование средств ИКТ в работе с родителями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование средств ИКТ в работе с родителями
Автор: Ортьянова Альбина Анатольевна

Ортьянова А.А.ВоспитательМДОУ детский сад№ 51 «Центр детства»г. СерпуховИспользование средств ИКТ в работе с родителямиВзаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных инновационных формах. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Работа с родителями в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в настоящее время направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей.Преимущества использования ИКТ технологий во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:
  • родителям предоставляется возможность быть в курсе реализуемых программ;
  • минимизируется время доступа родителей к информации;
  • обеспечивается оперативная осведомленность в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка;
  • реализуется возможность воспитателя продемонстрировать фотоматериалы, связанные с деятельностью ребёнка в детском саду;
  • обеспечивается индивидуальный подход к родителям воспитанников, виртуальный диалог воспитателя и родителей группы;
  • у родителей повышается мотивации взаимодействия с воспитателем детского сада.
  • Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:
  • Сайт детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий и в том числе о задачах ДОУ в работе с детьми на текущий год.
  • Сайт педагога. На сайте воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно свои методический материал, фотогалерея, портфолио педагога, консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и безопасность и здоровье.
  • Электронная почта. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
  • Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в определённое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
  • Группа в WhatsApp. Многие родители находятся в сети постоянно. Так почему бы с помощью сети Интернет не организовать общение с родителями. Ведь очень часто перед родителями встают трудные вопросы, которые разрешить в одиночку очень сложно, а с помощью современных сетевых сервисов они могут получить помощь от воспитателей по интересующим вопросам.
  • Проведение вебинаров и голосовых конференций при помощи программы Skype. Большинство пользователей интернета имеют возможности для инсталляции и использования программы Skype, предназначенной для голосового общения. Программа позволяет проводить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой. Дистанционное родительское собрание. Собрание с использованием сети Интернет отличается от традиционного родительского собрания средствами и технологией проведения. Типология родительских Интернет собраний: установочные (например: для родителей младших групп или собрание на начало учебного года); отчетные, аналитические (знакомство с аналитическими материалами о развитии детей, мониторингом); совместные (с детьми и родителями); консультативные, информационно-просветительские (посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением, с участием специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и др.). Дистанционное общение с родителями - перспективное направление в психолог педагогическом просвещении. Большая загруженность родителей, темп жизни современного человека - вот что стало предпосылкой возникновения этого направления. В условиях экономического кризиса, когда человек вынужден работать по 12 часов семь дней в неделю, - каждая минута на счету. Еще одна причина - включение в систему «педагог - родитель - ребенок» четвертого звена (гувернанток, нянь) - подталкивает к виртуальному общению, исключающему посредника, а также активное участие современного родителя в виртуальном общении на просторах Интернета. Порой родителю проще задать вопрос по электронной почте, чем обратиться напрямую. И это тоже приходится учитывать. Достоинствами виртуального взаимодействия воспитателя и родителей детей, посещающих детский сад, являются следующие ключевые для современного человека факторы: экономия времени участников беседы; нерегламентированность, т.е. отсутствие психологического барьера между педагогом и родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения; оперативность контакта; возможность возвращения к высказанным идеям посредством изучения истории сообщений или записи диалога. Вышеперечисленные формы взаимодействия семьи и детского сада не требуют от родителей воспитанников коллективной организации: просмотреть новости в социальной сети родители могут в удобное время, например в обеденный перерыв на работе или со своего мобильного телефона в транспорте. Реакция на новость или участие в обсуждении может быть начато и прекращено в любой момент. При этом группа социальной сети или сообщество предпочтительнее личного блога преподавателя или форума на сайте ДОУ, поскольку предполагает равноправное участие зарегистрированных пользователей. Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.