Публикации Чек-лист как средство формирования технологических компетенций школьников на уроках технологии.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Чек-лист как средство формирования технологических компетенций школьников на уроках технологии.
Автор: Николай Николаевич Московченко

Московченко Николай Николаевич, учитель технологии,МБОУ «СОШ №45», г. Белгородtrudovik45@yandex.ru Чек-лист как средство формирования технологических компетенций школьников на уроках технологии.Ключевые слова: обучение технологии, чек-лист, технологическая компетенцияАннотация: рассказано о создании и использовании на уроках технологии чек-листов.Keywords: technology training, checklist, technological competence.Abstract: it is told about the creation and use of the technology of checklists in the lessons.Чек-лист(checklist) в переводе с английского значит - «проверочный список», т. е. перечень каких-то задач, требующих их выполнения и проверки. Первое упоминание о таких списках относится к тридцатым годам двадцатого век, когда возникли трудности с освоением управления новой моделью самолёта. Пилот оказался не в состоянии удержать в памяти все детали, которые нужно было контролировать. И только checklist помог создать алгоритм действий в виде логически понятных контролируемых шагов [1].В начале двадцать первого века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела эксперимент с использованием чек-листов в медицине. Чек-лист использовали, выполняя хирургические операции, что дало положительные результаты. К 2012 году ВОЗ рекомендовала использование чек-листов во всех больницах [2]. Оказалось, что чек-листы, способны компенсировать ошибки человеческой памяти и внимания. Кроме того, они помогают, повысить производительность труда, экономить время. И самое главное-поддерживать самодисциплину. Чек-лист постоянно напоминает о работе, не дает отвлекаться и заставляет двигаться вперед.Благодаря этим свойствам чек-листы приобретают сегодня огромную популярность и применяются в самых разных сферах жизни, в том числе и в образовании. Ведь современный рынок труда требует специалистов, обладающих не столько знаниями, сколько способностью использовать знания в деятельности. Поэтому система образования вынуждена переориентироваться на деятельностно-ориентированную парадигму, формирующую технологические компетенции выпускников.Современная наука технологическую компетенцию определяет как«способность обучающегося эффективно использовать систему знаний,умений, навыков по производству, изготовлению продукции в конкретныхситуациях, соблюдая последовательность выполнения технологическихопераций, технологического режима и санитарно-гигиенических условий,согласно сборникам технологических нормативов, правил техникибезопасности и требований охраны труда» [3].Уроки технологии как раз призваны формировать технологические компетенции. Одним из способов формирования можно считать применения чек листов, когда технологические операции предлагаются в виде какого-нибудь стандартного алгоритма. Например: при работе на станочном оборудовании, нарезании метрической резьбы, электромонтажных и ремонтно-отделочных работах. В этих случаях чек-листы помогают не только избежать ошибок, но и способствуют формированию активно-деятельностной технологической компетенции.Чек-лист в отличии от известной нам технологической карты содержит оптимальный перечень шагов, для получения результата в запланированном действии. Ключевым отличием является возможность отмечать пункты списка, чтобы увидеть прогресс выполнения этой работы и не допустить ошибку в плане действий.Так при формировании навыков работы на токарном деревообрабатывающем станке можно предложить обучающимся чек лист контроля безопасной работы.Чек-лист контроля безопасной работы на токарном станке СТД-120МОтмечаю этапы работы, чтобы не допустить ошибок.
  • Устанавливаю заготовку при помощи трезубца и задней бабки.
  • Правильно определяю центр заготовки, один конец устанавливаю в трезубец, другой поджимаю, перемещая центр задней бабки.
  • Проверяю надежность крепления заготовки.
  • Проверяю люфт, надежность крепления второго конца заготовки. При дальнейшей обработке заготовки периодически останавливать станок и проверять надежность крепления, в случае необходимости поджимать центром задней бабки.
  • Устанавливаю подручник.
  • Подручник устанавливаю с зазором 2-3 мм от самой выступающей части заготовки и при любом способе установке.
  • Контролирую зазор между подручником и деталью.
  • Не включая станок, вручную проворачиваю деталь и контролирую зазор между подручником и деталью.
  • Определяю зону точения.
  • Зона точения не ближе 25 мм от узлов крепления заготовки.
  • Проверяю работу станка.
  • Включаю станок и на холостом ходу (не поднося режущий инструмент) проверяю работу станка на предмет посторонних шумов и звуков.
  • Проверяю рабочую форму и инструмент.
  • Рабочая форма не должна иметь свисающих концов одежды, имеются защитные очки, инструмент исправен, остро заточен.
  • Соблюдаю технологию точения.
  • Включаю станок и подаю резец к вращающейся заготовке. За один проход продольной подачей снимаю слой не более 1-2 мм.
  • Контролирую размеры.
  • Размеры контролирую штангенциркулем при полной остановке вращающейся детали.
  • Шлифую изделие.
  • Шлифование выполняю бруском с наждачной бумагой или натянутой шлифовальной шкуркой.Оформляя чек-лист важно придерживаться следующих правил:1.Формулируя перечень действий желательно использовать глаголы первого лица единственного числа как наиболее эффективный способ, используемый в разговорной речи.2. Размещать чек-лист лучше всего на одном листе.3. Один пункт должен включать в себя одно простое действие. 4. Допускается не большой комментарий действий.5. Пункты должны быть расположены в логичной последовательности.6. Для выделения текста и расстановки акцентов использовать заглавные и курсивные буквы.7. В один чек-лист включать не более 10-12 пунктов. Если требуется больше, то лучше разделить процесс на этапы и для каждого этапа разработать отдельный чек-лист.8. Протестировать чек-лист на реальном проекте, чтобы убедиться, что вы ничего не упустили. Надо отметить, что недостатком чек-листов, часто является небрежное выполнение заданий и автоматическая расстановка отметок о выполнении. В этом случае необходимо работающему честно и ответственно отнестись к заполнению чек-листа. Если это с самого начала войдёт в привычку, то позволит сделать работу более осознанной. Так же можно и нужно рекомендовать школьникам самостоятельно разрабатывать такие контрольные листы. И по мере накопления знаний, обновлять их - это поможет улучшить качество работы. Ведь вполне может оказаться, что работающий упускает что-то важное в технологическом процессе или делает что-то ненужное. Поэтому изучение чужого опыта, анализ эффективности своей работы будут способствовать формированию новых технологических компетенций. Чек-листы можно создавать как вручную, карандашом и ручкой, так и используя офисные приложения на персональном компьютере. Существуют специальные онлайн-сервисы для создания и хранения контрольных листов. Я рекомендую использовать бесплатный и интуитивно понятный сервис «Чек-лист. Эксперт» .Литература1. Чек-листы в авиации и не только… [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 03.01.2021).2. Внедрение чек-листа хирургической безопасности: кейс [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 03.01.2021).3. Хаматгалеева Г. А. Формирование технологической компетенции как необходимое условие развития технологической культуры учащихся // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-1. URL: (дата обращения: 03.01.2021).