Публикации Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка
Автор: Яковлева Парасковья Афанасьевна

Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.
Закон Российской Федерации “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
В Российской культуре и педагогике воспитание всегда было связано с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Главная задача школы заключается в том, чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Родители должны понимать, что их участие в жизни школы важно не только потому, что этого хочет учитель, а потому что это важно для развития их ребёнка. Успех в обучении и воспитании ребёнка зависит во многом от того, какую позицию занимают родители. На практике же отношение родителей к своим детям неоднозначно. В отношении обучения и воспитания детей профессор Л.М. Зальцман выделял три группы родителей:
Активные родители: они активно интересуются жизнью своего ребёнка, часто общаются с учителями, понимают свои обязанности, пользуются специальной литературой, выполняют все рекомендации.
Пассивные родители: они, конечно же, заботятся о своих детях, но безынициативно, рекомендации выполняют только под контролем учителей, жизнь ребёнка в школе их не интересует, успехи в учёбе не впечатляют.
Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребёнка в детский сад или школу и забыли о нём, эти родители тяжело переживают общение с ребёнком.
В связи с данной классификацией можно сделать вывод, что даже самая тщательная работа специалиста не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей. В таком случае непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять с помощью коллективной и индивидуальной работы.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье случаются ситуации, когда поведение ребёнка ставит родителей в тупик.И родители время от времени совершают ошибки. Ничего страшного в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть.
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Очень часто дети поступают неправильно именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям. Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми, являются:
- принятие ребёнка – это значит любить его не за отметку в дневнике, а за сам факт его существования.
- признание ребёнка – это сохранения у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах.
- быть доступным – это значит прийти на помощь в любую минуту, отложив все дела.
- воспитание ответственности и самодисциплины – чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.
- авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, взаимопонимании всех сторон жизни в школе.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.