Публикации Патриотическое воспитание глазами учителя физики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание глазами учителя физики
Автор: Провоторова Анжелика Митрофановна

А.М. ПровотороваУчитель физикиПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИКаждый, кто работает в школе, хорошо понимает, что воспитание и образование тесно связаны. Учитель не может только преподавать свой предмет и не принимать участия в формировании личности учеников. Учитель физики часто помогает школьникам выбрать вуз для поступления, заняться работой над тем или иным проектом, принять участие в олимпиаде или конкурсе. И, естественно, учитель физики передаёт ученикам своё отношение к предмету, интерес к нему, а не только и не столько совокупность знаний.Принято считать, что воспитание патриотизма и гражданской позиции – это прерогатива учителей истории и обществознания, но я уверена, что учитель физики не должен оставаться в стороне от этого вопроса. Урок физики может вызвать сильные эмоции у детей, гордость за отечественную. Когда на уроках я привожу примеры из исторического прошлого, то воздействую не только на разум, но и на чувства. Всем становится понятно, что для борьбы с врагом нужны не столько знания, сколько своевременное и умелое их применение, изобретательность и находчивость. И таких примеров можно найти много в годы Великой Отечественной войны.Повлиять на взгляды учащихся, их отношение к предмету может повлиять разговор о положении учёных-физиков в разные годы в нашей стране. Никого не оставляют равнодушными биографии учёных, которые были беззаветно преданы своему делу. Учитель физики на своих уроках имеет возможность преподнести изучаемый материал особым образом. И это пробудит в учащихся патриотические чувства, чувство гордости за российских науку. Гражданская позиция отечественных учёных послужит примером для школьников. Изменится их отношение к себе как личности, члену семьи, жителю города, гражданину России. Работы выдающихся физиков нашей страны могут оказать влияние на мотивацию учащихся к изучению предмета, вызвать интерес, побудить к исследовательской и творческой работе.Примером может служить правозащитная деятельность одного из создателей атомной физики - А.Д. Сахарова и деятельность А.С. Попова – изобретателя радио. А.С. Попов на неоднократные приглашения жить и работать за границей отвечал “Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только своей Родине. И если не современники, то может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине, и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи». [3]Истинным ученым-патриотом являлся И. В. Курчатов, он буквально до последних дней своей жизни руководил работами в области атомной энергетики. «Быть советским ученым – большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» – говорил Курчатов.Жизнь выдающегося ученого и кораблестроителя деятеля науки и техники, академика, Алексея Николаевича Крылова (1863-1945) представляет собой замечательный пример беззаветного служения Родине, своему народу, флоту. Мировая наука получила классическое решение вопроса, казавшегося до Крылова неразрешимым. Кораблестроители справедливо считают А.Н. Крылова отцом современного кораблестроения. Крылов отстаивал приоритет своих соотечественников в науке и технике, неустанно пропагандировал заслуги русских ученых, инженеров, изобретателей. [1] Среди русских астрономов выдающееся место занимает Мариан Альбертович Ковальский (1821-1884). Сильная воля, настойчивость в преодолении трудностей – отличительные черты этого ученого. В 1847 г. в составе экспедиции для исследования Северного Урала Русского географического общества, совершая труднейшие переходы пешком и на лыжах в сорокаградусные морозы, молодой ученый определил координаты почти 200 географических пунктов, производил метеорологические и магнитные наблюдения [2].В процессе преподавания физики имеются большие возможности для воспитания гражданской идентичности через любовь к своей стране, гордости за российскую науку и технику, глубокого уважения к тем, кто своим трудом преумножил славу нашей Родины. [4]Изучая физику, школьник познаёт многообразие законов природы. Некоторые формы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности позволяют активно формировать у подростков гражданской позиции. Это могут быть научные викторины, предметные недели и декады, диспуты, научно-практические конференции, элективные курсы, работа над проектами, кружковая работа и т. д.Формировать у школьников идентичность гражданина России можно, показав, что на фундаменте живой творческой мысли, заложенном выдающимися российскими учеными, стремящимися развивать науку своей Родины, поднимать ее престиж на более высокий уровень, воздвигнуто современное здание науки, сохраняется былое и настоящее великой многонациональной культуры, вобравшей многовековой духовный опыт народов.Любой воспитательный момент чему-то обучает, а обучение любому предмету – воспитывает. Мы, учителя физики, часто жалуемся на нехватку времени на уроке, стараемся дать как можно больше знаний. Но, если мы научим ребёнка учиться, знания он добудет и без нас. А вот стать достойным членом общества, гражданином своей страны, имеющим активную жизненную позицию, школьник сможет только с нашей помощью.Литература:
  • Балкашин А.И. Выдающийся ученый и кораблестроитель А.Н. Крылов. – Москва, 1995. – 250 с.
  • Детская энциклопедия. Том 2. Астрономия и математика. // [Электронный ресурс] / Режим доступа:www.childrenpedia.
  • Клоков В.В. Очерк по истории развития механики// [Электронный ресурс] / Режим доступа: old.kpfu.ru.
  • Энциклопедия. Ученые России. // [Электронный ресурс] / Режим доступа:www.famous-scientists.ru.