Публикации Профессиональное самоопределение учащихся в процессе изучения технологии в школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональное самоопределение учащихся в процессе изучения технологии в школе.
Автор: Инна Викторовна Бухонова

Профессиональное самоопределение учащихся в процессе изучения технологии в школе.
И.В. Бухонова, учитель технологии
МБОУ СОШ с УИОП №8, Воронеж
Учебный предмет Технология рассматривается как общеобразовательный предмет, изучаемый всеми школьниками, начиная с 1 по 9 классы, в Концепции модернизации содержания и преподавания предметной области Технология, разработанной в Российской академии образования. Школьникам изучение данного учебного предмета обеспечивает понимание техники и технологии, знакомство с миром профессий и труда, овладение метапредметными результатами образования на примере предметно-практической деятельности.
Способствовать выпускникам обоснованному выбору профессии, формированию качеств, которые позволят им быть востребованными на современном рынке труда – это задачи, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение.
С введением ФГОС изменились и приоритеты образования. Основные направления стандартов образования второго поколения:
- становление личности выпускника, способного использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
- формирование и развитие у него нового мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике,
- ориентацию в мире профессий и понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Выбор той или иной профессии проходит у школьников во многих случаях через развитие интереса к конкретным учебным предметам. Работа по профессиональному самоопределению учащихся в процессе преподавания, заключается в том, чтобы:
- включить обучающихся в систему практико-ориентированной деятельности: проектную, исследовательскую, трудовую, где можно воспользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач;
- помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основы учебного материала;
- способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности, самостоятельности, созидательных способностей;
- обеспечить профориентационную направленность уроков;
Сегодня в технологическом образовании становится актуальным использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно определять цели, добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, анализировать результаты деятельности, делать выводы и умозаключения, создавать конечный продукт.
Обязательная составная часть урока – это профориентационная работа, которая последовательно проходит через весь процесс изучения курса учебного предмета и осуществляется поэтапно различными методами, приемами и организационными формами обучения.
Образовательная область Технология располагает такими возможностями для формирования ключевых компетентностей, которых нет в других образовательных областях. Именно при обучении технологии школьники учатся привлекать и широко использовать в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные при изучении общеобразовательных предметов.
Технологическое образование по своей сущности ориентировано на профориентацию, так как предполагает формирование разнообразных мета- и вне- предметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. Именно на это ориентирован метод проектов.
Образовательная область Технология одна из первых стала использовать этот метод обучения и это понятно, ведь именно на уроках технологии четко прослеживается суть проектной работы - от идеи до конечного результата.
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики - главная цель образовательной области Технология. Очень важно сформировать у подростков творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности, развить разносторонние качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Согласно ФГОС второго поколения, в программе предмета Технология включен раздел Технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ в каждом учебном году.
Творческая проектная деятельность школьников - это форма их учебно-познавательной активности, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения. Эта деятельность является мощным средством развития личности ребенка и способствуетя профессиональному самоопределению учащихся.
В нашей школе учебный предмет Технология изучается по двум направлениям: Технология ведения дома и Индустриальные технологии.
Ученики старших классов при выборе профессии всегда мечтают о высоком. Но жизнь диктует свои условия, и не все впоследствии становятся руководителями, директорами, администраторами. Поэтому очень важно широко освещать различные направления трудовой деятельности. Эта образовательная задача реализуется в работе учащихся над проектами. Примером могут служить проекты учеников нашей школы.
Разнообразны творческие проекты, выполняемые ученицами на уроках Технологии ведения дома: коллекция съемных воротников И в пир, и в мир, и в добрые люди, детский развивающий коврик, комплект предметов декора для комнаты подростка Джинсовое ассорти, художественные панно Источник самобытной красоты для оформления интерьера школьного кабинета, дачный комплект Вторая жизнь старых вещей, декоративный топиарий в современном интерьере, развивающая игра Безопасные мягкие шахматы.
Примеры творческих проектов в Индустриальных технологиях: сувенирная продукция Новогодний сувенир, игрушки из древесины Модель автомобиля, Самолеты Великой Отечественной войны, подставки под цветы, столики и светильники Декоративно прикладное творчество в современном интерьере и др.
При выполнении проектов у учащихся возникают специфические сложности, но они носят объективный характер, их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Такой подход позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. Речь идет об овладении учащимися различными видами деятельности.
При работе над проектами по направлению Технология ведения дома, в процессе изготовления изделий: декоративных топиариев, коллекции съемных воротников, развивающей игры Шахматы, набора художественных панно для оформления кабинета школы, предметов для оформления интерьера ученицы проходят профессиональные пробы по различным профессиям: мастер раскройного и швейного производства, конструктор и технолог, модельер, дизайнер, художник - оформитель, рекламодатель, экономист и др..
При работе над проектами по направлению Индустриальные технологии, изготавливая из конструкционных материалов различные изделия декоративно-прикладного назначения наши ученики выступают в качестве конструкторов, чертежников, технологов, столяров, слесарей, токарей, экономистов, предпринимателей и др..
Ежегодная работа над творческим проектом содействует профориентации обучающихся на различные профессии и специальности; способствует формированию навыков, необходимых для успешной учёбы в различных учебных заведениях по соответствующему профилю, расширяет кругозор учащихся, развивает их образовательную компетентность.
Проектная деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога иребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры иобразования. Она нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей и на профессиональное самоопределение.
Технологическое образование школьников отражает заказ экономики и производства на формирование личности, готовой жить и трудиться в качественно новых технологических условиях. Новое качество лежит не в плоскости овладения новой техникой и технологиями, а в плоскости решения новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих, предпринимательских, – которые решаются в процессе создания образовательного продукта интегративно на основе использования материальных, информационных и когнитивных технологий.
Литература:
1. ФГБУ Российская академия образования, Научно-методические рекомендации по внедрению научно-обоснованной Концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области Технология, Москва, 2017 год
2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., И.А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой М.: Вентана-ГРафф, 2010.
3. И.А. Сасова Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред., Вентана-Граф, М. 2003.
4.Бухонова И.В. Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии.// конференция: Технологическое образование в системе Школа- Колледж- ВУЗ: традиции и инновации/ В., ВГПУ, 2017- с.67-72.
5. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г. Технология 5-11 классы, проектная деятельность учащихся. Волгоград, Учитель, 2009.